Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:33, реферат
Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время.
Характерной особенностью современной инфляции в России является рост денежных масс, находящихся в обороте. Такой рост представляет собой проявление инфляционных процессов. Поэтому увеличение сбережений населения, его вкладов в банки следует рассматривать как положительное явление.
Введение
Глава I. Антиинфляционная политика
1.1 Антиинфляционная политика
1.2 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ
1.3 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2008 гг.
Глава II. Основные направления антиинфляционной политики
2.1 Основные направления антиинфляционной политики
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы
Содержание
Введение
Глава I. Антиинфляционная политика
1.1 Антиинфляционная политика
1.2 Этапы формирования
и модель антиинфляционной
1.3 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2008 гг.
Глава II. Основные направления антиинфляционной политики
2.1 Основные направления антиинфляционной политики
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Проблема инфляции занимает
важное место в экономической
науке, поскольку ее показатели и
социально-экономические
Характерной особенностью современной инфляции в России является рост денежных масс, находящихся в обороте. Такой рост представляет собой проявление инфляционных процессов. Поэтому увеличение сбережений населения, его вкладов в банки следует рассматривать как положительное явление. Во-первых, эти сбережения можно использовать для инвестиций. Во-вторых, эти сбережения изымаются из обращения, что уменьшает объем денежной массы, находящейся в обороте.
Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению инфляции или снижению уровня инфляции до разумных пределов.
Глава I. Антиинфляционная политика
1.1 Антиинфляционная политика
Целью антиинфляционной политики является установление контроля над инфляцией. Чтобы он был действенным, необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции.
Если инфляция возникла на основе неудовлетворенного спроса, то первоочередные меры правительства должны быть направлены на:
Если инфляционная спираль раскручивается в результате роста издержек производства, то в этом случае следует всячески стимулировать инвестиции. А поскольку правительства развитых стран не могут пользоваться «грубыми» методами прямого директирования цен, то вновь приходится прибегать к таким непопулярным методам, как увеличение налоговых ставок.
Как показывает мировая практика,
обуздать инфляцию в короткие сроки
помогает программа стабилизации, которая
включает набор взаимосвязанных
мероприятий в области
В осуществлении стабилизационных мер наряду с экономической логикой требуется и политическая дальновидность. Как известно, повышение налогов является крайне непопулярным шагом любого правительства. И проведение этой меры в чистом виде вряд ли найдет поддержку у населения. Поэтому она должна быть скомпенсирована увеличением расходов на социальные нужды. Но поскольку стабилизационный пакет в первую очередь направлен на сокращение бюджетного дефицита, то помочь правительству оплатить социально значимые программы могут зарубежные займы.
Подготовить программу стабилизации
и начать ее выполнять - дело довольно
трудное. Но еще труднее заставить
ее работать, так как на этом тернистом
пути существует опасность возврата
к старому. Чтобы этого не произошло,
многие страны пытаются одновременно
с сокращением государственных
расходов вносить изменения в
экономическое
За последние десять лет многие страны добились успеха в борьбе с инфляцией (Боливия и Израиль в 1985г., Мексика в 1987г., Польша в 1990г., Аргентина в 1991г., Эстония в 1992г.). Их опыт показывает, что по прошествии периода жесткой стабилизации начинается быстрый экономический рост и падение безработицы.
Воздействие на инфляционный
процесс в условиях резкого роста
цен требует специальных мер.
Так, для устранения последствий
«нефтяного шока», ударившего по экономике
США во второй половине 70-х гг., были
повышены учетные ставки, усилены
требования к размерам резервных
фондов, пересмотрена система налогообложения.
Снизить темпы инфляционного, роста
цен удалось не сразу: с 13—14% в 1979г.
они снизились до 4% спустя примерно
три года — в 1982 г. Как свидетельствует
опыт, остановить инфляцию с помощью
одних организационных мер
Инфляция может носить монетарный или преимущественно структурный характер, ее источниками могут быть чрезмерный спрос (инфляция спроса) или опережающий рост заработков и цен на материалы и комплектующие (инфляция издержек). Инфляция может стимулироваться неоправданно низким курсом национальной валюты (бегство от дешевых денег) или неоправданным снятием ограничений на регулируемые цены так называемых ценообразующих товаров (топливо, сельскохозяйственное сырье). Стимулируют инфляцию и дефицит госбюджета, и монополизм поставщиков и производителей. Практически же действует не одна, а комплекс причин и взаимосвязанных факторов. Поэтому и методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются, и корректируются.
1.2 Этапы формирования
и модель антиинфляционной
Цель антиинфляционной политики
не подавление инфляции любой ценой,
а управление инфляционным процессом
(рыночными и государственными методами)
в интересах подъема
Переход к рыночному механизму
хозяйства, где спрос определяет
через уровень цены размеры производства,
объективно потребовал реформировать
всю систему цен. Реформа цен
являлась одной из задач правительственной
программы 1991 г., однако проводилась
реформа не совсем продуманно. Первоначально
ставка делалась на постепенное изменение
производства и цен под контролем
государства. Цены производителей были
скорректированы в январе, а розничные
цены изменились только в апреле. В
среднем цены возросли на 60%. Вслед
за повышением цен был снижен налог
на прибыль предприятий, что позволило
им увеличить выплаты заработной
платы. Тем самым прибыли росли
и не облагались налогом, а на бюджет
легла огромная нагрузка роста субсидий
и компенсаций. В результате в 1991
г. розничные цены выросли на 142%,
а оптовые цены в промышленности
на 236%. При этом объем производства
снизился на 11%, а в целом за период
с 1989 г. - на 17%. Результатом стало
разбалансирование товарного
Люди, имеющие в своем
распоряжении определенные суммы наличных
денег и наученные опытом январского
обмена, начали в феврале-марте еще
более активно вкладывать их в
товары, защищая свои сбережения и
от возможных действий по проведению
дальнейших шагов денежной реформы,
и от обесценения в результате
готовящегося повышения цен. Все
это привело к активизации
цен на черном рынке, так как сфера
государственной розничной
2 января 1992г. было отпущено
80% оптовых и 90% розничных потребительских
цен. Снятие контроля за
В 1993 г. цены на потребительские товары увеличились в годовом исчислении на 884%. Гиперинфляция потребовала денежные знаки более высокого достоинства для обеспечения роста цен денежной массой. В 1993 г. в оборот были введены новые купюры достоинством 5 000, 10 000 и 50 000 рублей. Для подавления инфляции был выбран монетаристский подход, в этой связи с 1994 г антиинфляционная политика осуществлялась тремя методами:
Но снижение темпа роста цен не означало достижение реальной финансовой стабилизации, поскольку не были преодолены бюджетный кризис, кризис неплатежей, дуализм денежной системы, нестабильность банковской системы, а главное - застой в экономике и инвестициях. Особенности формирования инфляционных процессов в России были таковы, что динамика обменного курса оказывала чрезвычайно сильное воздействие на состояние денежной сферы, процесс финансовой стабилизации. Это обусловило эффективность использования с середины 1995 г. в дополнение к количественной денежной цели денежно-кредитной политики в форме ограничения темпов изменения обменного курса национальной валюты к доллару США в рамках системы валютного коридора.
Проводимая с середины
1995г. курсовая политика, направленная
на стабилизацию и предсказуемость
обменного курса рубля, сыграла
важную роль в нормализации макроэкономической
ситуации в России. Практика установления
правительством Российской Федерации
и Банком России границ возможных
изменений обменного курса
Антиинфляционная политика реформаторских правительств, проводимая с 1995 и до августа 1998 г включала в себя и так называемый безинфляционный метод покрытия дефицита бюджета. Начиная с 1995 г. выпуск государственных ценных бумаг стал главным источником покрытия дефицита федерального бюджета. В течение 1995 - 1996 гг. все обстояло относительно благополучно, но в конечном счете система показала свою несостоятельность.
Главной причиной конечного
провала “цивилизованного”
Еще один немаловажный дефект антиинфляционной политики в 1996 - 1998 гг. состоял в том, что в России впервые в мировой практике была применена дефляция - сжатие спроса - в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на плечи населения. За рубежом дефляционная политика как правило проводится только в условиях “перегрева” экономической конъюнктуры, и ее крайняя мера - блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала обострению социально-экономических противоречий, которые в конечном итоге усугубили инфляционный процесс.
Валютно-финансовый кризис
1998 г., давший толчок новому витку инфляции,
доказал неэффективность