Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 16:33, реферат

Описание работы

Проблема инфляции занимает важное место в экономической науке, поскольку ее показатели и социально-экономические последствия играют серьезную роль в оценке экономической безопасности страны и всемирного хозяйства. Инфляция в России до сих пор не побеждена и не контролируется в полной степени, поэтому проблема антиинфляционной политики остается особо актуальной и будет таковой в ближайшее время.
Характерной особенностью современной инфляции в России является рост денежных масс, находящихся в обороте. Такой рост представляет собой проявление инфляционных процессов. Поэтому увеличение сбережений населения, его вкладов в банки следует рассматривать как положительное явление.

Содержание работы

Введение
Глава I. Антиинфляционная политика
1.1 Антиинфляционная политика
1.2 Этапы формирования и модель антиинфляционной политики в РФ
1.3 Цели и инструменты антиинфляционной политики на 2007-2008 гг.
Глава II. Основные направления антиинфляционной политики
2.1 Основные направления антиинфляционной политики
2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

макро.docx

— 31.71 Кб (Скачать файл)

После финансового кризиса  в бюджете Российской Федерации  на 1999 г годовая инфляция прогнозировалась на уровне 30%. Сохранялся значительный инфляционный потенциал, который при  малейшем толчке мог вновь проявиться в росте потребительских цен. Снижения уровня инфляции в 2000-2003 гг. удалось  достигнуть благодаря проведению взвешенной бюджетной и кредитно-денежной политики, соответствующей адаптационным  возможностям развития экономики (государственные  бюджеты в 2000-2003 гг. были исполнены  с профицитом); улучшению состояния  финансовой дисциплины, сокращению неплатежей и бартера.

 

В отличие от 2004 года, с  середины 2005 года наметилась устойчивая тенденция снижения темпов роста  цен. За июнь-октябрь 2005 года темпы роста  потребительских цен были более  чем в два раза ниже прошлогодних показателей. На снижение темпов инфляции во II полугодии 2005 года сказались замедление роста денежных агрегатов в I полугодии 2005 года против соответствующего периода  предыдущего года, приостановление  роста цен на горюче-смазочные  материалы с 19 сентября до конца 2005 года по решению крупнейших производителей нефтепродуктов, значительное сезонное снижение цен на продукцию сельского  хозяйства в летний период вследствие хорошего урожая 2005 года, рост импорта  мясных и других продовольственных  товаров.

 

 

1.3 Цели и инструменты  антиинфляционной политики в  2007-2008 год

 

В настоящее время проблема инфляции в России становится особенно актуальной в связи со сменой модели экономического развития (2007-2008 гг.) в  сторону усиления факторов инновационного развитии, увеличения инвестиционной активности. Сделан акцент на развитие социальной сферы, технологическую  модернизацию, инновационную структуру, повышение конкурентоспособности, улучшение инвестиционного климата, повышение энергетической безопасности и модернизацию энергетики, обновление региональной политики. Одним из условий  реализации этих важнейших задач  является стабилизация рубля. Правительство  РФ впервые утвердило комплекс антиинфляционных мер, которые выгодно отличаются от ранее применявшихся разрозненных методов воздействия на инфляционный процесс. Поставлена задача замедления роста денежного предложения и замедления скорости обращения денег с 4,2 оборота в год в 2005 до 2.8-3 оборотов в 2009 г. Для снижения темпа инфляции крайне важна предусмотренная ориентация в предстоящие три года на консервативную бюджетную политику, которая обеспечит оздоровление, укрепление бюджета. Правительством прогнозируется увеличение бюджетных расходов инвестиционного характера с 1,8% ВВП в 2005 г. до 2,34% в 2009 году.

Важную роль будет играть проводимая Банком России денежно-кредитная  политика, направленная на снижение инфляции и поддержание плавной динамики валютного курса. Принимая целевые  параметры денежно-кредитной политики на предстоящий год, Банк России принимает  во внимание различные возможные  условия дальнейшего социально-экономического развития страны. Однако, реальное развитие событий может отличаться от предусмотренных  сценариев. На экономический рост в  последние годы заметное влияние  оказывал более высокий, чем предполагалось, уровень цен на нефть на мировом  рынке. Превышение целевых ориентиров по инфляции было обусловлено факторами, находящимися вне сферы воздействия  денежно-кредитной политики, например, существенное увеличение цен на энергоресурсы, рост цен на платные услуги населению. В качестве основной цели денежно-кредитной  политики Банк России определил ограничение  прироста потребительских цен в  пределах 6,5-8 %. При этом прирост базовой  инфляции для достижения цели составляет 5,5-7 %. Рост денежной массы прогнозируется на уровне 19-28%. Основным инструментом курсовой политики в 2007 г. останутся  операции по купле-продаже Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Причем интервенции будут  проводиться как в целях предотвращения резких колебаний валютного курса, так и в целях недопущения  чрезмерного укрепления рубля. Своей  перспективной задачей Банк России видит переход к режиму инфляционного  таргетирования.

 

 

Глава II. Основные направления антиинфляционной политики

2.1 Основные направления  антиинфляционной политики

Поскольку рыночные отношения  в России только формируются, еще  не создана в полной мере законодательная  база, не закончен процесс разгосударствления и приватизации собственности, необходимо прежде всего определиться с целями и границами реформ, проводимых в  стране с учетом социально-экономических  последствий. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия  государства, направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования.

Основным фактором в борьбе с инфляцией являются преодоление  экономического спада, кризиса неплатежей, спада инвестиционной активности, формирование стабильной рыночной инфраструктуры. Оздоровление экономики связано  с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием  экспорта продукции, в том числе  экспорта вооружений, разумной протекционистской  политикой и политикой валютного  курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных  товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса.

Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка  экономики и приспособление ее к  потребностям рынка за счет грамотной  конверсии военно-промышленного  комплекса, демонополизации и регулирования  деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и  т.д.

 

В сложившихся условиях решающим фактором борьбы с инфляцией будет  возможность восстановления государственных  структур управления и контроля за ценами и доходами, распределением и перераспределением материальных и финансовых ресурсов при сохранении курса на преимущественное применение свободных рыночных цен. Государству  не обойтись без регулирования цен  на энергоносители, на продукцию, выпускаемую  монопольными структурами, транспортные услуги.

Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами  и правительством по всей технологической  цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей.

При переходе к рынку необходима цивилизованная приватизация на основе учета реальных экономических, технологических  и экологических потребностей общества, на базе реальной оценки приватизируемого имущества, обеспечивающего соответствующие  поступления средств в государственный  бюджет. Для достижения эффективности  экономики необходимо искать разумное соотношение между всеми формами  собственности.

На базе этих преобразований может быть осуществлен комплекс мер макроэкономической политики, связанной  с формированием и развитием  единого общероссийского рынка  товаров, кредита, валюты, фондового  рынка, рынка недвижимости, земли, труда  и т.д. Большую роль в этом играет восстановление экономического союза  стран СНГ с учетом взаимных интересов  и интересов России.

Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением  дефицита бюджета за счет решения  проблем собираемости налогов.

Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию  налоговой системы:

  • Сокращению количества взимаемых налогов;
  • Отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета.
  • Пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.;
  • Изменению методики налогообложения;
  • Ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства;
  • Регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов.

Поскольку в бюджетных  расходах большую долю составляют расходы  по обслуживанию внешнего и внутреннего  долгов, для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних  заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Пока внешние заимствования России значительно превышают возможности  страны по возврату текущих платежей. Необходимо активнее использовать различные  формы регулирования обязательств страны и реализации ее долговых активов.

Важным направлением в  антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование  валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма  формирования валютного курса.

Основой внешнеэкономической  деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство»  капитала за рубеж и обеспечить своевременность  и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе  возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных  капиталов для инвестиций.

Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств, а также ограничить долларизацию экономики, которая сейчас по существу служит параллельной валютой.

Большое значение для сдерживания  инфляции может иметь перестройка  экспорта и импорта: переход с  сырьевой ориентации экспорта на технологические  виды продукции, а также отказ  от бросовых цен, по которым реализуется  отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год.

Одну из определяющих ролей  в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который  осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более  равновесное развитие экономики, а  также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку  более высокие темпы роста  менее ликвидных компонентов  денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает  темпы инфляции. Улучшение структуры  денежной массы предполагает и более  активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квази деньгами, денежными суррогатами.

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, используемой на восстановление хозяйственных связей, подъем производства, восстановление банковской системы. Для сдерживания  инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков, как  это применяется в мировой  практике (хотя бы в рамках льгот  по созданию обязательных резервов в  ЦБ РФ).

Большое значение для борьбы с инфляцией имеет более взбешенными  выступлениями в средствах массовой информации.

Успешное осуществление  антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства.

 

2.2 Эффективность российской антиинфляционной политики

Серьезные исследования в  области организации денежных отношений  позволили развитым странам выработать достаточно эффективный механизм воздействия  денежно-кредитной политики на процессы в реальной экономике. В развитых странах уровень инфляции составляет 2-3%. В США в 2005 г. индекс потребительских  цен составил 3,4%, что выше показателя за 2004 год, когда этот индекс составил 2,7%. Причем связано это было с  повышением цен на энергоносители, продукты же питания подорожали лишь на 2,3%, а продукты животного происхождения  всего лишь на 1,4%. В зоне евро уровень  инфляции еще меньше. Можно отметить характерную особенность: даже при  удорожании энергоносителей в развитых странах их воздействие на уровень  инфляции не оказывается определяющим. В России удорожание определенных товаров  или услуг называется в качестве основной причины возникновения  инфляционных процессов.

В развивающихся странах  наблюдается более активное участие  государства в регулировании  денежных отношений. Несмотря на признание  России страной с рыночной экономикой, по сути она продолжает оставаться типичным примером экономической системы  с развивающимися рынками. Характерными особенностями таких систем являются незавершенность структурных изменений, неразвитость финансовых рынков, подверженность угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя и внешняя среда способствует к накоплению системных дисбалансов, к которым относится открытая инфляция. Характерной особенностью России является устойчивый, достаточно высокий уровень инфляции, несмотря на усилия властей. Это свидетельствует  о наличии постоянно действующих  факторов, влияющих на характер денежных отношений, а также об ограниченности и неэффективности действующих методов управлениями этими отношениями.

История регулирования российской инфляции обнаруживает несамостоятельность  денежно-кредитного регулирования. Несмотря на освоение Центральным банком РФ всех инструментов воздействия на масштабы денежного обращения и стоимость  денег, инфляция не находится в полной мере под контролем центрального эмиссионного органа страны. И причина  не только в немонетарных причинах инфляции. Кредитно-денежная политика жестко связана с другими видами экономической политики, в частности  валютной и фискальной, и конкретным состоянием экономики.

Информация о работе Антиинфляционная политика