Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:31, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы следующие: 1) ознакомиться с теоретическими аспектами антиинфляционной политики; 2) изучить методы и инструменты антиинфляционной политики; 3) отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы – изучить, как сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….…....3

I.Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции……………………………………………………………………………..4

1.1 Сущность, причины и основные виды инфляции………………………..…....4

1.2 Социально-экономические последствия инфляции………………………... …7

II.Антиинфляционная политика государства………………………………..9

2.1 Сущность антиинфляционной политики, ее инструменты и методы …….…9

2.2 Ортодоксальные и гетеродоксальные стабилизационные программы...…...15

III.Особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…….19

3.1 Факторы инфляции в Беларуси……………………………………………..…19

3.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь…….....20

3.3 Планируемая антиинфляционная политика в Республике Беларусь на 2007 год………………………………………………………………………………..…..27

Заключение…………………………………………………………………….29

Список используемых источников………………………………………......30

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Следует выделить меры, направленные на стимулирование производства в рамках «экономики предложения». Суть данной концепции сводится к тому, что правительство должно проводить мероприятия, способствующие сдвигу долгосрочной кривой совокупного предложения, т.е. увеличению уровня естественного выпуска. Основные элементы политики «экономики предложения»: снижение налогов, развитие конкуренции, усиление трудовых миграций населения путем изменения социальной политики, денежной эмиссии строго в рамках ожидаемого прироста естественного уровня выпуска.

Адаптивная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию прежде всего через учет потерь от снижения покупательной способности денег. Это индексация, соглашения с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы. Индексация (изменение номинальных денежных выплат) имеет серьезное значение для смягчения последствий инфляции, так как распространяется на получателей фиксированных доходов, т.е. тех, кто больше всех теряет от инфляции. И если индексация достаточно увязана с темпами инфляции, то она может оказать и понижающее давление на инфляционные ожидания. [12, с.186]

Поскольку инфляция, как и безработица, относится к разряду макроэкономических явлений, то борьба с ней возможна только в масштабах всей экономики, силами государства. Однако к антиинфляционным нельзя отнести те действия государства, которые касаются не причин, а последствий инфляции (выплаты социальных пособий, административный контроль над ценами и т.д.). Эти и подобные меры не решают проблему инфляции, а откладывают, часто усугубляя, ее на потом. Антиифляционные меры можно применять только к открытой инфляции, подавленная не поддается лечению, поскольку ее нельзя измерить. Подавленную инфляцию сначала необходимо превратить в открытую, и лишь после этого вырабатывать меры борьбы с ней.

Бороться с инфляцией – это значит ограничивать ее, удерживать на стабильном уровне цены, но не устранить полностью. Инфляцию нельзя ликвидировать раз и навсегда, поскольку глубинной основой ее существования является циклический характер развития рыночной экономики. Поэтому инфляция и безработица – постоянные спутники рыночного хозяйствования, и государственная политика поддержания полной занятости и стабильности цен - важнейшая цель макроэкономического регулирования. Цель антиинфляционной политики – сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным.

Для этого необходимо, прежде всего, выявить причины инфляции. Инфляция – результат дисбаланса между совокупным спросом и совокупным предложением, когда спрос опережает предложение. Но этот дисбаланс может проистекать как от денежных, монетарных факторов (рост денежной массы, увеличение скорости обращения денег), так и от причин немонетарного характера (монополизация экономики, рост издержек). Однако независимо от того, какие факторы непосредственно вызвали усиление инфляции, ограничение ее возможно лишь при снижении темпов предложения денег.

Вместе с тем рост денежной массы сверх потребностей товарного оборота может вызываться рядом причин: дополнительной эмиссией денег, бюджетным дефицитом, неэффективной налоговой системой. Поэтому первоочередные меры правительства должны быть направлены на:

- уменьшение денежной эмиссии

- повышение учетной ставки (ставки рефинансирования)

- повышение нормы обязательных резервов

- сокращение государственных расходов

-совершенствование налоговой системы и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

Однако проведение в жизнь этих мероприятий не всегда может дать желаемый результат (неизбежное следствие снижения темпов прироста денежной массы - падение уровня производства и занятости). Поэтому возникает вопрос: как сокращать темп роста денежной массы – резко (шоковая терапия) или постепенно (градуирование). [8, с.144]

Государственная монетаристская антиинфляционная политика осуществляется в основном такими методами, как: ограничение эмиссии денег Центральным банком, сокращение бюджетного дефицита путем уменьшения государственных расходов, сдерживание колебаний курса рубля по отношению к иностранным валютам путем установления валютных коридоров (пределов).

При борьбе с инфляцией используется так называемая дефляционная политика (сжатие спроса), т.е. в условиях экономического спада населению не выплачивается заработная плата, пенсии и пособии, что способствует резкому обострению социально-экономических противоречий в обществе.

Инфляция – не чисто денежный результат развития экономики, а многофакторный социально-экономический феномен, включающий все стадии воспроизводственного процесса: собственно производство, обращение, обмен и распределение. Для того, чтобы подавить инфляцию, следует ликвидировать диспропорции воспроизводства и достигнуть сбалансированности экономики. Один из методов борьбы с инфляцией – сокращение «теневой» экономики, ведущей к увеличению доходов, не облагаемых налогами. При обесценивании деньги практически не выполняют своих функций: растет товаризация экономики (бартер), все большее распространение получают различные денежные суррогаты (векселя, чеки и т.п.), что подрывает денежную систему страны. В целях сохранения денег в условиях инфляции искажается структура потребительского спроса, необоснованно возрастает спрос на недвижимость, иностранную валюту, ценные товары. [13, с.326]

Долгосрочная комплексная государственная антиинфляционная политика является составной частью общеэкономической деятельности государства и включает в себя следующие задачи: проведение  общеэкономических мер; уменьшение влияния финансовых факторов; регулирование денежных факторов; совершенствование банковской системы; регулирование цен и заработной платы; возрождение фондового рынка; регулирование внешних факторов.  [11, с.130]

Антиинфляционная политика включает антиинфляционную стратегию, состоящую из принципов и механизмов долгосрочного действия, и антиинфляционную тактику, как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанную не на устранение глубинных причин инфляции, а на сильные, но краткосрочные эффекты.

В первом случае главное – это уменьшение инфляционных ожиданий: а) всемерным укреплением механизмов рыночной системы; б) формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика для регулирования прироста денежной массы через введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Правительство должно сделать вывод: как сокращать темп роста денежной массы. При методе шоковой терапии  резко сокращаются темпы роста денежной массы, и сбивается инфляция, но возникает значительный спад производства и занятости. Метод градирования предполагает постепенно сбивать темпы роста денежной массы посредством многократного, но незначительного снижения, что позволяет избегать глубокого спада, снижая инфляцию постепенно. [3, с.194]

Третий компонент антиинфляционной стратегии – активная бюджетная политика, которая предусматривает маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. Когда возникает инфляционный спрос, то необходимо сократить государственные расходы, повысить налоги или использовать два первых варианта.

Четвертый блок антиинфляционной политики – защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). [10, с.259].

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Различают:

1. дефляционную политику;

2. политику цен и доходов;

3. политику валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизмы (лимиты ежегодного прироста денежной массы). В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счет роста его доходов и снижения расходов. [11, с.131]

Политика цен и доходов – ее суть заключается в том, что правительство либо «замораживает» цены и номинальные доходы, либо «привязывает» рост цен к росту оплаты труда, а увеличение доходов – к повышению производительности труда. В этом случае сокращение спроса достигается не только за счет уменьшения денег в обороте, но и благодаря подавлению инфляционных ожиданий, происходит сдерживание роста издержек, а значит, ограничивается инфляция продавцов.

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленных на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых для внешнего мира путем: 1) Разъяснения через СМИ намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки; 2) Создания специального стабилизационного фонда путем внутреннего и внешнего заимствования; 3) Ужесточения бюджетной политики, направленное на сокращение бюджетного дефицита; 4) Введения фиксированного обменного курса; 5) Стимулирования экспорта и торможение импорта. [8, с.146]

В меньшей степени применяются институциональные методы антиинфляционной политики (процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы) и денежная реформа, суть которой состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне. Но без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет.

Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий: приход к власти в стране нового руководства; помощь международных финансовых организаций; доверие большинства населения правительству. [11, с.133-134]

2.2 Ортодоксальные и гетеродоксальные стабилизационные программы.

Ортодоксальные и гетеродоксальные программы стабилизации применяются при гиперинфляции. Гиперинфляция – это колоссальное увеличение предложения денег, возникающее из-за необходимости финансирования правительством громадного бюджетного дефицита. Взлет инфляции обычно инспирируется другими событиями:

              1. война, гражданская война, революция – финансирование военных расходов приводит к значительным дефицитам государственного бюджета, что заставляет правительство печатать деньги.

              2. слабые правительства, которые неспособны осуществлять сбор налогов и проводить в жизнь необходимые бюджетные реформы, поддаются давлению различных групп населения, стремящихся получить трансферты и субсидии.

              3. внешние шоки (выплаты военных репараций).

Различают следующие программы, воздействующие на обменный курс, государственный бюджет, предложение денег и в отдельных случаях непосредственно затрагивающих заработную плату и цены:

1) стабилизация обменного курса. Обменный курс – связующая нить между ценами в долларах и ценами в национальной валюте на большинство товаров и услуг. В условиях гиперинфляции обычно существуют, по меньшей мере, два обменных курса: официальный и свободный рыночный, который существенно выше официального. Расхождение между ними может составлять сотни или тысячи процентов. Стандартная стабилизационная программа направлена на закрепление обменного курса на уровне, который может быть защищен Центральным банком. Фискальная политика должна быть ужесточена, чтобы сбалансировать бюджет и освободить правительство от необходимости опираться на сеньоражное финансирование, что является главным способом в долгосрочном периоде. Поскольку большинство внутренних цен связано с долларом через паритет покупательной способности, то инфляция может прекратиться буквально за день, как только обменный курс стабилизируется.

        2) комплексные бюджетные мероприятия. Ни один обменный курс не   может оставаться стабильным, пока лежащий в его основе бюджетный дефицит и потребность в сеньораже не взяты под контроль. Поэтому необходимо усиление независимости Центрального банка, позволяющей противостоять давлению при финансировании бюджета с помощью печатного станка улучшение состояние бюджета: а) цены на товары и услуги должны быть увеличены; б) должны быть увеличены налоговые поступления; в) отмена прямых дотаций и льгот. Следует отметить, что эти меры в краткосрочном периоде обычно порождают всплеск «корректирующей» инфляции, но если они покрывают фискальный разрыв, появляется реальная возможность остановить инфляцию после ее первого всплеска.

3) кредитно-денежная политика. Стабилизация обменного курса и цен приводит к увеличению реальных денежных остатков, которые стремятся держать люди. Растет спрос на деньги. Правительство имеет три возможных способа удовлетворения возросшего спроса на деньги: оно может увеличить внутреннее кредитование государственного сектора, увеличить внутреннее кредитование частного сектора или санкционировать приток валютных резервов через платежный баланс (т.е. центральный банк может скупать иностранную валюту по фиксированному курсу).

4) денежная реформа. Наиболее популярный способ стабилизации состоит в «отбрасывании нулей» сильно обесценившейся денежной единицы во всех ценах, заработных платах и финансовых активах в экономике.

5) смягчение внешнего бюджетного ограничения. Страны часто вступают в гиперинфляцию из-за лежащего на бюджете тяжелого бремени внешних обязательств. Следовательно, для правительства, предпринимающего стабилизационную программу, весьма желательно для поддержки платежного баланса получить заем, чтобы с его помощью увеличить объем валютных резервов, или договориться о пакете иностранной помощи (от МВФ, Мирового банка и других международных организаций)

6) проблема доверия. Во всех случаях гиперинфляции реальные процентные ставки даже после достижения стабилизации остаются весьма высокими, намного выше мирового уровня. Почему так происходит? Главная причина состоит в том, что люди все еще скептически относятся к успеху стабилизационной программы. Следовательно, агенты учитывают возможность девальвации в процентной ставке, выраженной в национальной валюте, повышая номинальную процентную ставку, как правило, намного выше темпа инфляции. Процентные ставки снижаются по мере того, как укрепляется доверие населения к стабилизационной программе.

Почему же откладывается  стабилизация? Это объясняется тем, что различные группы населения не безразличны к способам достижения стабилизации. К примеру, если правительство уменьшает статью расходов бюджета, урезая заработную плату и занятость в государственном секторе, это, прежде всего, затронет рабочих. Если повышает налоги на доход и экспортные пошлины для компаний, - затронет капиталистов.

Информация о работе Антиинфляционная политика