Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 00:31, курсовая работа
Задачи курсовой работы следующие: 1) ознакомиться с теоретическими аспектами антиинфляционной политики; 2) изучить методы и инструменты антиинфляционной политики; 3) отметить особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь.
Цель курсовой работы – изучить, как сделать инфляцию управляемой, а ее уровень – умеренным.
Введение………………………………………………………………….…....3
I.Сущность, причины и социально-экономические последствия инфляции……………………………………………………………………………..4
1.1 Сущность, причины и основные виды инфляции………………………..…....4
1.2 Социально-экономические последствия инфляции………………………... …7
II.Антиинфляционная политика государства………………………………..9
2.1 Сущность антиинфляционной политики, ее инструменты и методы …….…9
2.2 Ортодоксальные и гетеродоксальные стабилизационные программы...…...15
III.Особенности проведения антиинфляционной политики в Республике Беларусь……………………………………………………………………….…….19
3.1 Факторы инфляции в Беларуси……………………………………………..…19
3.2 Особенности антиинфляционной политики в Республике Беларусь…….....20
3.3 Планируемая антиинфляционная политика в Республике Беларусь на 2007 год………………………………………………………………………………..…..27
Заключение…………………………………………………………………….29
Список используемых источников………………………………………......30
В Республике Беларусь предпочтение будет отдаваться благоприятному направлению.
Хозяйственная практика в переходных экономиках (к которой и относится наша республика) подводит итог, что макроэкономическая стабильность имеет шансы на успех, когда разумно сочетаются инструменты и денежно-финансовой, и кредитной сфер с мерами по стимулированию производства, его реорганизации, созданию нормальной рыночной инфраструктуры. [1, с.59]
Процентная политика Национального Банка в I полугодии 2005 года, как и прежде, была направлена на обеспечение привлекательных условий сбережений в национальной валюте и увеличение доступности кредитных ресурсов для субъектов экономики.
Исходя из фактических и ожидаемых темпов инфляции, ставка рефинансирования Национального Банка Республики Беларусь снизилась с 17% на начало года до 13% с 1 июня. Т.е. ее средний уровень за январь-июнь составил 15,4% годовых. Ставка рефинансирования на уровне 7,4% годовых снизилась на 1,6 процентных пункта по отношению к I полугодию 2004 года. Эта динамика на фоне не увеличения инфляции укрепила белорусский рубль к доллару США и российскому рублю, содействовала поддержанию номинальных значений ставки процента по депозитам населения и увеличению их доходности, что увеличило сбережения в национальной валюте. Так, доходность по новым вкладам в июне 2005 составила 13,2%, снизившись по отношению к уровню декабря 2004 на 3,8%.
А с 20 июля 2005 года Национальный Банк Республики Беларусь снизил размер ставки рефинансирования на 1% до 12% годовых, и ее величина достигла исторического минимума 14-летней давности. В этом вопросе она упала в 5 раз для укреплении белорусского рубля и снижения уровня инфляции. [15. с 20]
За 6 месяцев 2005 года потребительские цены выросли на 4%, тогда как в России – на 8%. Хотя белорусский рубль укрепился за этот период на 3,7% к российской валюте, в реальности наша валюта ослабла на 0,3%. Но цены на продовольственные товары в России выросли на 8,6%, а непродовольственные – на 2,4%, в Беларуси – 5,4% и 1,9% соответственно. В результате с увеличением цен на товары белорусский рубль не ослабел, а укрепился на 0,5% и 3% соответственно. А укрепление рубля способствует снижению темпов инфляции, т.к. делает импортируемые товары более дешевыми и позволяет местным производителям повышать цены. Но в РБ ничего подобного не происходит. По данным Министерства статистики за 5 месяцев при увеличении цен импорта на 7,8% физический объем импорта не вырос, а упал на 4,8%. Т.е. влияние курса рубля на инфляцию стремится к 0. [5. с23]
Как отмечают в Минэкономики, результаты внешнеэкономической деятельности в целом по республике в январе-сентябре 2006 года характеризовались положительной динамикой и значительным превышением прогнозных параметров. Так, объем внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса на 31,1% превысил уровень января-сентября 2005 года (прогноз на год 8,3-9,3%), в том числе экспорт увеличился на 25,8% (8,5-9,5%), импорт - на 36,7% (8-9%). По итогам девяти месяцев сальдо внешней торговли сложилось отрицательное в размере $627,7 млн., в том числе сальдо торговли товарами - минус $1219,9 млн., услугами - плюс $592,2 млн. В январе-октябре темп роста объема валового внутреннего продукта в республике составил 109,7% к аналогичному периоду 2005 года при прогнозе на год 107-108,5%. Энергоемкость ВВП в январе-сентябре снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1,7% (прогноз на год - минус 6-7%).
За январь-октябрь 2006 года прирост индекса потребительских цен на товары и услуги, характеризующий инфляцию, составил 3,8%, или 0,4% в среднем за месяц, что ниже прогнозного показателя на 2006 год (0,6-0,7% в среднемесячном исчислении).[20]
3.3 Планируемая антиинфляционная политика в Республике Беларусь на 2007 год.
В 2007 году инфляция прогнозируется на уровне 6-8%, что на 1 процентный пункт ниже прогноза на текущий год. Ставка рефинансирования к концу 2007 года может составить 7-9% годовых, что мало отличается от намеченных на конец текущего года 8-10%. Сейчас ставка рефинансирования составляет 10,5% годовых. Таким образом, не исключена возможность того, что за полтора года ставка снизится всего на 1,5 процентного пункта, то есть фактически будет стабилизирована.
Но при этом в Основных направлениях денежно-кредитной политики сделана оговорка, что достижение уровня ставки рефинансирования 7-9% будет возможным при благоприятном развитии ситуации в денежно-кредитной сфере, под которым понимается снижение инфляции. Оговорка указывает на то, что Национальный Банк и правительство все-таки, похоже, готовы к возможному росту цен и отказу от достижения установленных прогнозных показателей.
Официальный обменный курс белорусского рубля к российскому в 2007 году должен находиться в интервале плюс-минус 4%, а по отношению к доллару США — плюс-минус 2,5% к уровню начала 2007 года. В Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2006 год интервал колебаний курса белорусского рубля по отношению к российскому был установлен на уровне плюс-минус 2%. Национальный Банк учел опыт текущего года, когда предельное отклонение по отношению к российскому рублю было превышено уже через несколько месяцев с начала года.
В целом прогноз состояния финансов страны, сделанный в Основных направлениях денежно-кредитной политики на 2007 год, базируется на ожиданиях продолжения экономического роста. [20]
Главные задачи денежно-кредитной политики в 2007 году направлены на развитие и укрепление банковской системы, расширение состава и повышение качества банковских услуг; обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
Источником роста денежного предложения будет увеличение золотовалютных резервов за счет покупки Национальным банком иностранной валюты.
В качестве приоритетных условий осуществления процентной политики выделяется недопущение кредитования дефицита бюджета со стороны Национального банка. В 2007 году Национальный банк не намерен использовать административные меры воздействия на банки в вопросах формирования процентных ставок по кредитам и депозитам банков, а основными направлениями станут: интенсификация сокращения неденежных форм расчетов, снижение налоговой нагрузки, повышение эффективности производства и улучшение финансового состояния предприятий.
Реализация данного комплекса мероприятий позволит создать необходимые условия для стабильного экономического роста и повышения благосостояния населения республики в предстоящем будущем. [17, с.4]
Эти страны проводили денеж но-крсдитную политику, основан-1ную на таргетировании обменного курса, что приводило к росту доверия к национальной валюте, снижению инфляции и ремонстиза-цниэкономики.
Из остальных стран достаточно высокую связь между снижением темпов девальвации национальной валюты и уменьшением зависимости цен от денежной массы по агрегату Н2 показали Венгрия (коэффициент корреляции составил около 0.75). Россия (0.69; тю Ml -0,95), Румыния {0.59; по Ml 0,72).
Для стран, ориентировавшихся на таргсткрование денежных агрегатов или инфляции, достаточно четкие влаимосня.ш получить не уда.'нх1!..
Таким образом, наличие прозрачного якоря денежно-кредитной политики способствует повышению доверия к национальной валюте, которое отражается в более низких значениях эластичности цен по денежной массе, что со-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инфляция представляет собой комплексную проблему, для решения которой необходима системная программа, охватывающая как аспекты, связанные с энерго- и ресурсосбережением, так и совершенствованием системы ценообразования, налогооблажения, ужесточением бюджетных ограничений, смягчением проблемы неплатежей, проведением приватизации. Что касается денежно-кредитной политики, то она должна последовательно ужесточаться.
Борьба с инфляцией возможна только на макроэкономическом уровне и силами государства. Антиинфляционные меры можно применять только к открытой инфляции; подавленная не поддается ограничению, т.к. ее нельзя измерить (подавленная инфляция должна быть переведена в открытую). Чтобы антиинфляционная политика государства была действенной, необходимо выявить причины инфляции. Среди антиинфляционных мер особого внимания заслуживает проблема ограничения денежной массы, которую можно сокращать методом «шоковой терапии» или методом «градуирования». При выработке антиинфляционных мероприятий необходимо учитывать цену инфляции, которая зависит от того, какие методы использует государство в своей политике. Выбор определяется социально-экономической и политической ситуацией в стране: уровнем реальных доходов, состоянием промышленности, сельского хозяйства и других базовых для страны отраслей, масштабами бюджетного дефицитами, состоянием и перспективами развития внешнеэкономических связей.
Гетеродоксальные стабилизационные программы – это программы, опирающиеся на прямое вмешательство в процесс установления цен и заработной платы в дополнение к традиционным кредитно-денежным и фискальным мерам. Программы обладают рядом недостатков, например, контроль над ценами и заработной платой может быть излишним и сложным для осуществления. Поэтому один контроль над ценами и заработной платой недостаточен для обуздания инфляции. Для этого необходимо правильное сочетание денежно-кредитной и бюджетной политики. На первоначальном этапе антиинфляционной политики в Республике Беларусь (1992-1994гг.) проводилась мягкая денежно-кредитная политика, либерализировались цены. Результатом данных действий стал резкий рост инфляции. Своего пика она достигла в 1994г. После этого меры денежно-кредитного регулирования стали жёстче. В 1996-1999гг. проводился жёсткий контроль над ценами, поддерживались убыточные производства посредствам эмиссионных кредитов. Всё это негативно сказалось на экономике и не привело к сокращению роста индекса потребительских цен. Таким образом, правительство пыталось сократить темп инфляции, не допустить банкротства убыточных хозяйств, что означало бы рост безработицы, однако эта последняя цель достигалась за счёт эмиссионных кредитов. Таким образом инструмент достижения второй цели противоречил первой. В результате ни одна из целей не была достигнута.
В настоящее время, на фоне жесткой денежно-кредитной политики, происходит повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги, сокращается список так называемых социально значимых товаров и услуг. И в то же время основные принципы проинфляционной государственной политики сохраняются. Пытаясь избежать резкого снижения уровня жизни населения в результате недопустимо высоких темпов роста цен, правительство Беларуси по-прежнему применяет политику государственного регулирования (то есть занижения) цен на ряд социально значимых товаров, к которым в первую очередь относится продовольственная продукция. Сложившаяся практика скрытого субсидирования населения посредством занижения цен и искажения ценовых пропорций в общем не соответствует избранной стратегии на переход к рыночной экономике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Богомолов О.Т. Реформы в зеркале международных сравнений. – М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1998. – 159с.
2. Вечерко Г., Каштанова Е. Экономика Беларуси на стыке двух веков: тенденции, проблемы, перспективы.// Белорусский банковский бюллетень. 2002. №14 —60с.
3. Вечканов Г.С., Вечканова Г.О. Макроэкономика. – СПб.: Питер, 2002. – 432с.
4. Гаврилов В. Факторы инфляции в Республике Беларусь//Банковский вестник, 2005.№25—65с.
5. Гаврильчик Л. Курс белорусского рубля стабилен и прогнозируем// Газета «Экономические новости России и Содружества» 2004 г. сентябрь №17 (281)
6. Деньги. Кредит. Банки: Учеб./ Г.И. Кравцова, Г.С. Кузьменко, Е.И. Кравцов и др.; Под ред. Г.И. Кравцовой. – Мн.: БГЭУ, 2003. – 527с.
7. Зеленкевич М.Л. Особенности инфляции в переходной экономике// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2000. №34—58с.
8. Ивашковский С.Н. Макроэкономика: Учеб. – М.: Дело, 2000. – 472с.
9. Инфляция в Беларуси: что, как и почему?/ В.В. Гаврилюк, Е.К. Медведев, Т.Н. Миронова и др.; Под ред. Г.М. Лыча, В.А. Свиридовича. – Мн.: Вэвэр, 1996. – 96с.
10. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го анг. изд. – М.: ИНФРА-М, 2002. - ХХХVII 972с.
11. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн.: Тесей, 2003. – 320с.
12. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т. Муталимов и др.; Под ред.М.И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002. – 462с.
13. Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 480с.
14. Рыночное реформирование экономики Беларуси: проблемы и пути их решения. – Мн.: 1997. – 35с.
15. Саламак С. Ставка рефинансирования – 12% годовых. // Национальная экономическая газета. 2005. 22 июня №54.
16. Сакс Дж. Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход: Пер. с англ. – М.: Дело, 1996. – 848с.
17. Тарасов В. Банки и денежно-кредитные отношения// Вестник Ассоциации Белорусских Банков. 2005. - №3—72с.
18. Тихонов А., Ясинский Ю. О природе инфляции и денежно-кредитной политике в Беларуси// Белорусский банковский бюллетень №24 от 28.06.2002 года.
19.www.gb.by/node.phtml?index=
20.http://naviny.by/rubrics/ec
2