Антиинфляционное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть сущность антиинфляционого регулирования экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение инфляции, обозначить ее виды и раскрыть причины и возможные последствия данного явления;

раскрыть цели и методы государственного регулирования инфляции;
отразить опыт антиинфляционного экономического регулирования в разных странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ 6
1.1. Сущность, причины и последствия инфляции 6
1.2. Антиинфляционная стратегия и тактика 12
Выводы 24
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 27
2.1. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования экономики 27
2.2. Опыт антиинфляционного регулирования в России 30
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Антиинфляционное регулирование экономики.doc

— 449.79 Кб (Скачать файл)

Среди видов инфляции, можно выделить следующие:

Инфляция спроса -- порождается избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства. (Дефицит товара)

Инфляция предложения (издержек) -- рост цен вызван увеличением издержек производства в условиях недоиспользованных производственных ресурсов. Повышение издержек на единицу продукции сокращает объем предлагаемой производителями продукции при существующем уровне цен.

Сбалансированная инфляция -- цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

Несбалансированная инфляция -- цены различных товаров изменяются по отношению друг к другу в различных пропорциях.

Прогнозируемая инфляция -- это инфляция, которая учитывается в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

Непрогнозируемая инфляция -- становится для населения неожиданностью, так как фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

Адаптированные ожидания потребителей -- изменение потребительской психологии. Часто возникает в результате распространения информации о будущей потенциальной инфляции. Повышенный спрос на товары позволяет предпринимателям поднимать цены на товар.

Социально - экономические последствия инфляции:

Является своеобразным сверхналогом на все слои населения, от которого никто не может защититься;

Ухудшает материальное положение работников наёмного труда, так как реальная зарплата отстаёт от номинальной, а та в свою очередь - от резко растущих цен на товары и услуги;

Наносит ущерб лицам творческих, свободных профессий, обесценивая их большие, но нерегулярные разовые доходы;

Подрывает занятость населения.

Современная инфляция представляет собой сложный многопрофильный процесс, в той или иной мере охвативший все страны. Высокие темпы инфляции наносят серьезный ущерб экономическому развитию страны, ее населению. Идеальный вариант здоровой экономики - отсутствие инфляции, хотя, как и всякий идеал, он труднодостижим.

1.2. Антиинфляционная стратегия и тактика

 

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами

Негативные социально-экономические последствия инфляции вынуждают правительство разных стран проводить определенную экономическую политику. Различают 2 их части: антиинфляционную стратегию, объединяющую цели и методы долговременного характера, и антиинфляционную тактику.

Составляющие антиинфляционной стратегии:

Гашение антиинфляционных ожиданий. Правительство должно ставить перед собой определенные антиинфляционные задачи, информировать об этом население, и добиваться их выполнения. Здесь срабатывает эффект объявления: производители и потребители убеждаются, что правительство способно выполнять свои обещания, и изменяют свое экономическое поведение;

Долгосрочная денежная политика. Связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Она должна сочетаться с разгосударствлением экономики, с развитием рыночной инфраструктуры;

Сокращение бюджетного дефицита. Это возможно осуществить двумя путями: увеличением налогов или уменьшением расходов государства. Но необходимо иметь в виду, что большие налоги могут подорвать стимулы к труду и инвестированию, сократить поступления в бюджет. Кроме того, высокие налоговые ставки сами по себе являются инфляционными факторами. В мире наблюдается общая тенденция к снижению ставок налога на прибыль. Это дает импульс инвестициям, росту производства и занятости, а значит -- и доходов, подлежащих налогообложению. Кроме того, нужно пойти на снижение государственных расходов за счет структурной перестройки производства, демилитаризации и конверсии, формирование новых рынков (информации, средств связи и т. д.). В случае, когда инфляционная обстановка нетерпима, используется тактическое антиинфляционное напряжение.

Антиинфляционная тактика должна быть направлена на увеличение предложение товаров без повышения спроса или на снижение спроса без падения предложения. Важную роль здесь может сыграть повышение степени товарности народного хозяйства. Этому содействует льготное налогообложение предприятий, продающих побочные продукты производства, услуги, информацию, формирующие новые рынки. Мощным фактором снижения инфляции является приватизация государственной собственности, реализация государственных стратегических запасов, материальных ресурсов предприятий, массированный потребительский импорт. Регулирование спроса предусматривает повышение норм сбережений, и уменьшение уровня их ликвидности. Для этого значительно повышаются процентные ставки по вкладам, по государственным облигациям, форсируется приватизация. Иногда даже вводится временное замораживание вкладов. Когда полностью исчерпаны все способы противодействия инфляции, может быть проведена денежная реформа конфискационного типа.4

В экономической литературе и на практике существуют различные мнения, касающиеся борьбы с инфляцией. Некоторые авторы предлагают жить в условиях сильной инфляции. Ее отрицательные последствия следует корректировать с помощью противоинфляционной защиты экономических субъектов, которая включает  индексацию доходов населения и бюджетных организаций, процентных ставок и финансовых активов, изменение налоговых ставок и т.д. Индексация подразумевает, что заработная плата, налоги, долговые обязательства, процентные ставки и многое другое станут не чувствительными к инфляции, если в ответ на изменения цен осуществляется корректировка номинальных денежных платежей. Иногда индексация используется для того, чтобы облегчить жизнь в условиях инфляции. Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае, - это изменение режима экономической политики.

Принудительным способом ограничения курса доллара с целью преодоления инфляции является «валютный коридор». Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может браться только из ранее созданных резервов либо за счёт займов5

Будет ли противоинфляционная защита эффективной, зависит от скорости реагирования регулирующих органов. Воздействие индексации на будущий темп инфляции зависит от характера инфляционных ожиданий и планов правительства. Существует множество примеров, когда противоинфляционные меры ускоряли темп инфляции. Эта защита считается оправданной, если применяется для наименее обеспеченных слоев населения или в ответ на внешние инфляционные импульсы, недоступные для государственного контроля. Однако снижение издержек, вызванных ростом цен, дает возможность правительству и в дальнейшем проводить инфляционную экономическую политику.

Другие авторы считают, что необходимо противодействовать инфляции любыми возможными инструментами государственного урегулирования. Совокупность таких инструментов представляет собой антиинфляционную политику.

До настоящего времени не найдено радикального способа борьбы ни с инфляцией, ни с ее негативными последствиями.

Для антиинфляционного регулирования используются 2 типа экономической политики:

1. Прямое регулирование: политика регулирования цен и доходов с увязыванием в единую систему заработков наемных рабочих и роста цен.

2. Косвенное регулирование (монетарно-фискальная): политика сдерживания - бюджетного дефицита, кредитной экспансии, денежной эмиссии на основе монетарных концепций.

Прежде чем рассматривать меры антиинфляционной борьбы, надо обратить внимание на 3 важных момента.

1. Антиинфляционное регулирование не может уничтожить инфляцию, поскольку она имманентно присуща рыночной экономике в связи с цикличностью, неравномерностью ее развития

2. Бороться с инфляцией можно только в том случае, если она существует в открытой форме, подавленная, скрытая в обороте теневого рынка, инфляция не измерима, явно не видна, и потому не излечима.

3. Инфляция порождается как монетарными (рост денежной массы или скоростью оборота денег), так и не монетарными (монополизм, рост издержек, структурные перекосы, инфляционные ожидания и т.д.) факторами, но «лечить» ее в любом случае без снижения темпов предложения денег невозможно - это условие не единственное, но неизбежное. 6

Прямые методы получили название политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой - гасить инфляционный импульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблюдать их добровольно. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней производительности труда во всей экономике. Цены же возрастают настолько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - косвенно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном «замораживании» цен и заработной платы на определенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный характер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт.

Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей целевой функции - получение максимальной прибыли и наиболее высокой зарплаты, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры. Законодательство ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка товаров и услуг. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления.

Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Критики политики доходов отмечают, что инфляционные ожидания не уничтожаются, а откладываются до отмены политики доходов. Защищаясь от очередного ограничения доходов экономические субъекты, увеличивают свои инфляционные ожидания. Накопленные инфляционные ожидания приведут к ускорению инфляции после отмены ограничений. Проведение политики доходов в течение длительного периода может привести к серьезной деформации рынка и протеканию инфляции в скрытой форме.

Политика доходов использовалась во многих странах - в Великобритании, США и др. эффективность реально проводимой политики доходов без применения косвенных методов воздействия оказалась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практически все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Аргентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух последних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она стала проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административно-командной экономики. Ее эффективность снижалась по мере нарастания диспропорций, усиления подавленной инфляции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляционные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюктуры.

Информация о работе Антиинфляционное регулирование экономики