Антиинфляционное регулирование экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - раскрыть сущность антиинфляционого регулирования экономики. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
дать определение инфляции, обозначить ее виды и раскрыть причины и возможные последствия данного явления;

раскрыть цели и методы государственного регулирования инфляции;
отразить опыт антиинфляционного экономического регулирования в разных странах.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННЫЕ МЕРЫ 6
1.1. Сущность, причины и последствия инфляции 6
1.2. Антиинфляционная стратегия и тактика 12
Выводы 24
2. РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФЛЯЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ 27
2.1. Зарубежный опыт антиинфляционного регулирования экономики 27
2.2. Опыт антиинфляционного регулирования в России 30
Выводы 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

Антиинфляционное регулирование экономики.doc

— 449.79 Кб (Скачать файл)

Необходимо прямое управление кредитной эмиссией, направленной на восстановление хозяйственных связей и банковской системы, сохранение прироста производства на 7--8% в год. Для сдерживания инфляции нужна поддержка инвестиционной активности коммерческих банков (хотя бы в рамках льгот по созданию обязательных резервов Банка России), как это принято в мировой практике. Кредитование инвестиционной деятельности должно стать важнейшей стратегической задачей банков.

Важную роль в борьбе с инфляцией играет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране, более взвешенными выступлениями в средствах массовой информации.

Борьба с ростом потребительских цен может вестись многими путями, но не все они приводят кжелаемому результату. В России с инфляцией пытаются бороться не задевая главных причин, которые вызывают инфляцию. То есть, не ужесточая денежную политику и продолжая наращивать бюджетные расходы. Поэтому все меры, которые мы видим, носят скорее косметический характер - не подавить инфляцию, а скорее отодвинуть ее на более поздний период», - считает Главный экономист банка Merrill Lynch . На Западе, где финансовая система хорошо развита и влияет на экономику в целом, с инфляцией, как правило,борется Центральный банк с помощью политики процентных странах. В России для борьбы с инфляцией прибегают к удорожанию рубля. В этом состоит разница между Россией и Западом. Но закономерность везде одна, «если вы не ужесточаете денежную политику, то вы имеете высокую инфляцию».

В СССР, где была плановая экономика, с инфляцией боролись тем, что цены на товары, а также уровень зарплат жестко регулировались государством. «Факт инфляции в Советском Союзе не признавался. Цены устанавливались жестко и на главные продукты питания они не менялись долгие годы. Когда давление становилось очень высоким, проводили повышение цен на группы товаров - на ковры, на хрусталь, на копченые колбасы. В Советском Союзе регулируемость экономики приводила к тому, что когда инфляционное давление повышалось, реагировали не цены на товары, а возникал дефицит. И в 89-91 годах возник тотальный дефицит всех товаров - не было ничего, пустые полки. И никто не подсказал Горбачеву, что при фиксированных ценах это приведет к тотальномудефициту. Так и произошло. Советский Союз вместо борьбы с инфляцией вел борьбу с дефицитом. То с чем скоро может столкнуться Белоруссия».

То, что мы видим в России - это скорее попытка не столько снизить инфляцию, сколько ее отодвинуть и преподнести собственную деятельность как желание подавить инфляцию. То есть деятельность правительства сконцентрировано не на снижении инфляции, сколько на борьбе с социальными последствиями высокой инфляции»,

Рост цен на продовольствие мы видим сейчас во всем мире, не только в России. В России метод, который главным образом используется - установить предел либо темпа роста цен, либо просто зафиксировать цены. Вынудить административно рыночный сектор зафиксировать цены, будь то на молоко, хлеб, будь то на бензин, как мы видим на Камчатке. При этом, этот рост - ответ на рост мировых цен. Поэтому это регулирование приведет к дефицитам, и не будет способствовать разрешению ситуации.

Государство пытается не допустить обесценения доллара, который дешевеет по объективным причинам, потому что на него можно купить все меньше товаров. Государство скупает доллар и тратит на это рубли. А потом Минфин собирает налоги, а полученные рубли не тратит. И поэтому из страны изымаются деньги. Кредит дорожает, работать все труднее и труднее. А цены растут из-за этого, ведь производитель должен закладывать в свои цены высокую премию.

Экономика - живая система, склонная к самоорганизации. Роль мудрого государства в регулировании экономики сводится к сглаживанию дисбалансов, надзору за соблюдением закона и справедливости в этой сфере, установлению четких и неизменных «правил игры». Когда государство начинает вмешиваться в экономику как один из игроков, это приводит к разбалансировке системы. Кроме того, поскольку государство никогда не бывает обезличенным - всегда его интересы представляет конкретный чиновник - это также ведет к увеличению коррупционных издержек в экономике и ее замедлению. Российское же государство в вопросах регулирования экономики пока напоминает слона в посудной лавке - слишком много личных интересов приходится учитывать даже тем чиновникам, которые искренне пытаются справиться с инфляцией и другими проблемами российской экономики.13

                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Выводы.

Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Значительное внимание всегда уделялось государством регулированию денежной массы. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Оценивая характер антиинфляционной политики, можно выделить в ней три общих подхода. В рамках первого (предлагаемого сторонниками современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика - маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос: государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако, одновременно может произойти спад инвестиций и производства, что может привести к застою и даже к явлениям, обратным первоначально поставленным целям. Например, может развиться безработица.

Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. При недостаточном спросе осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов (даже в условиях значительного бюджетного дефицита), понижаются налоги. Считается, что таким образом расширяется спрос на потребительские товары и услуги. Однако стимулирование спроса бюджетными средствами, как показал опыт многих стран в 60-70е годы, может усиливать инфляцию. К тому же большие бюджетные дефициты ограничивают правительственные возможности маневрировать налогами и расходами.

Второй подход рекомендуется авторами - сторонниками монетаризма в экономической теории. На первый план выдвигается денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится неподконтрольным правительству центральным банком, который определяет эмиссию, изменяет количество денег в обращении и ставки ссудного процента. Сторонники этого подхода считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Пытаясь обуздать вышедшую из-под контроля инфляцию, правительства многих стран, начиная с 60-х годов, проводили так называемую политику цен и доходов, главная задача которой по существу сводится к ограничению заработной платы - третий метод. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает объявленной цели.

Существует множество методов антиинфляционного регулирования, среди которых есть весьма эффективные, но все они имеют свои отрицательные стороны. Несмотря на это, для каждой страны может быть выбрана своя оптимальная тактика выхода из кризиса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключении работы можно сделать следующие обобщения и выводы:

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

Многообразные негативные последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить антиинфляционную политику.

Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень - достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ.

Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Косвенные методы:

регулирование общей массы денег через управление ими Центральным банком;

регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими Центральным банком;

обязательные резервы коммерческих банков, операции Центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, т. е. борьбы с инфляцией, включают в себя:

прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым - денежной массы;

государственное регулирование цен;

государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы;

государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.

Все экономисты сходятся во мнении, что контроль и управление совокупным спросом через проведение налогово-бюджетной или денежно-кредитной политики может замедлить развитие инфляционных процессов. Отсюда возникает необходимость контроля над

Еще один способ не столько борьбы с инфляцией, сколько смягчения инфляционных последствий - индексация. Индексация и контроль в лучшем случае облегчают задачу сглаживания последствий инфляции. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае, - это изменение режима экономической политики.

Антиинфляционная политика строится на уровне домохозяйств, корпоративном и государственном уровне. Домохозяйства и корпорации прибегают к адаптационной политике. На уровне домохозяйств она выражается в стремлении получить дополнительный доход или компенсацию инфляционных потерь в виде корректировки заработной платы, корректировке бюджета семьи, снижении уровня денежных сбережений, стремлении вложить сбережения в приобретение тех категорий товаров, цены на которые стремительно повышаются.

Адаптационная политика корпораций выражается в переходе от долгосрочных к краткосрочным планам развития с меньшей степенью рисков и быстрой окупаемостью заемных средств, создании сверхнормативных материальных запасов в спекулятивных целях, стремлении сократить дебиторскую задолженность и остаток денежных средств на расчетном счете.

Корпорации вынуждены в целях адаптации к инфляционным процессам сокращать материальное поощрение работников и направлять основную часть прибыли на выполнение краткосрочных планов развития. Адаптационная государственная политика, выражавшаяся в сдерживании уровня цен нерыночными методами, оказалась неэффективной, т.к. она вела к снижению уровня заработной платы работников, вследствие чего снижалась производительность труда, сокращался объем производства, еще больше нарушался баланс спроса и предложения, уровень инфляции увеличивался.

Поэтому государство пытается проводить другие виды антиинфляционной политики:

антимонопольные мероприятия в целях сдерживания роста цен;

стимуляция роста предложения экономическими методами;

ортодоксальная и гетеродоксная стабилизационная политика;

поддержание естественного уровня безработицы.

Трудности в борьбе с инфляцией в России обусловлены неверным представлением о значимости факторов, на нее влияющих. Жесткая денежная политика сегодня, в отличие от 90-х годов, способна не затормозить, а, напротив, ускорить рост цен. К такому выводу пришли ученые, финансисты и эксперты, принявшие участие в круглом столе «Инфляция, денежно-кредитная политика и экономический рост России в 2007 году.

Антиинфляционная политика сегодня должна сочетать целый комплекс мер -- через развитие инструментов рефинансирования способствовать росту монетизации экономики; продолжать жестко регулировать рост цен и тарифов на услуги естественных монополий; прилагать серьезные институциональные усилия по улучшению инвестиционного климата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И  ЛИТЕРАТУРЫ

 

Красавина Л. Н. , Баранова Е. П. Антиинфляционная политика и стратегия экономического роста. // Деньги и кредит. -- 1999. -- №1

Лаврушин О.И.. Деньги, кредит, банки, 2009

Экономика: Учебник. // Под ред. Булатова А. С. -- М. , 1999.

Макроэкономика/ Антиинфляционное регулирование [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://djut.biz/macroeconomics-t21r6part1.html

Экономический словарь [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://abc.informbureau.com/html/daaoeediaaiea_yeiiiieee.html

Антиинфляционное регулирование[Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://truport.ru/foo_page2/infsifpr_5.html

Приходько А.В. Макроэкономика [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа:  http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=97472

Информация о работе Антиинфляционное регулирование экономики