Антиинфляциооная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
- понятие, цели и задачи антиинфляционной политики;
- анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объект исследования - антиинфляционная политика.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
5
1.1 Виды антиинфляционной политики
6
1.2 Основные направления антиинфляционной политики
12
1.3Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции
1.4Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
13

16
2 Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации
21
2.1Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики
28
2.2Недостатки антиинфляционной политики в Российской Федерации
2.3Перспективы развития антиинфляционной политики в 37 Россиийской Федерации
34

37
Заключение
43
Список использованных источников и литературы
46

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

 

Введение

3

1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики

5

1.1 Виды антиинфляционной политики

6

1.2 Основные направления антиинфляционной политики

12

1.3Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции

1.4Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации

13

 

16

2 Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации

21

2.1Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики

28

2.2Недостатки антиинфляционной политики в Российской Федерации

2.3Перспективы развития антиинфляционной политики в 37 Россиийской Федерации

34

 

37

Заключение

43

Список использованных источников и литературы

46

   

 

 

 

         ВВЕДЕНИЕ

 

       Актуальность темы исследования. Антиинфляционная политика - это комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Инфляция (лат. inflato - раздувание, разбухание) - переполнение каналов денежного обращения массой избыточных бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы.

       Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов. Борьба с инфляцией предполагает набор мероприятий, направленных на снижение годовых темпов инфляции до низких и предсказуемых значений. В идеале можно было бы говорить о нулевом темпе инфляции как целевом ориентире.

      Очевидно, что если природа инфляции ясна в той или иной конкретной экономической обстановке - инфляция спроса или инфляция издержек, - то и принимаемые меры должны быть адекватны тем причинам, которые вызвали рост цен.

      В западных странах формирование главных направлений и методов антиинфляционной политики началось в конце 70-х годов и в основном завершилось к началу ХХI в. Эффективная антиинфляционная политика позволяет держать под контролем цены, не подавляя роста национальной экономики в долгосрочной перспективе.

      В данной работе анализируются ключевые проблемы государственного регулирования инфляции.

         Цель данной работы - исследовать особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.

         Задачи данной работы:

       - понятие, цели и задачи антиинфляционной политики;

       - анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации.

         Объект исследования - антиинфляционная политика.

         Предмет исследования  изучить  теоретические основы антиинфляционной  политики в России.

        Методологической основой структуры работы и логической связи в ней вопросов реализации антиинфляционной политики государства в современных условиях послужили разработки отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории. При написании работы использовались учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.

        Объем и структура курсовой  работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы. Общий объем курсовой работы составляет 36 страницы.

 

 

 

 

 

 

 

       

 

 

        1 ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

         1.1 Виды антиинфляционной политики

         Антиинфляционная политика государства представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на важный вопрос - ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней. В антиинфляционной политике можно выделить два подхода1.

         В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика-маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

        Второй подход рекомендуется экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное регулирование, косвенно и гибко воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

        Современная рыночная экономика инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

      Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

         1. Фискальная политика

         2. Кредитно-денежная политика.

         3. Монетаризм

         4. Гипотеза естественного уровня

         5. Фискальная политика, ориентированная на предложение.

       Рассмотрим каждый из них подробнее.

      Фискальная политика - это манипулирование государственным бюджетом (правительственными расходами и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы компенсировать разнообразные погрешности рыночной системы рекомендуют ограничение совокупных расходов в период роста инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне раздут и неэффективен, могут выступать за сокращение совокупных расходов в период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный сектор.

       Методы фискальной политики:

         Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу. Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета - доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

         Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

         Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

        В кредитно-денежной политике для ограничения предложения денег, для того чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении резервов коммерческих банков. Это делается следующим образом:  

- центральные банки должны продавать государственные облигации на

открытом рынке, для того чтобы урезать резервы коммерческих банков;

- увеличение резервной нормы автоматически освобождает коммерческие

банки от избыточных резервов и уменьшает размер денежного мультипликатора;  

- подъем учетной ставки снижает интерес коммерческих банков

Увеличивать свои резервы посредством заимствования у центральных банков.

       Среди трех видов денежного контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Они периодически дополняются некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок в рассрочку и увещевания2.

        На краткосрочных временных интервалах последствия ограничительных действий в рамках денежно-кредитной политики состоят в следующем: повышение нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства и понижение уровня цен.

      Однако политика дорогих денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция → политика дорогих денег – более высокая процентная ставка → возросший спрос на национальную валюту за границей → стоимость национальной валюты повышается → чистый экспорт сокращается → сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

      Монетаристский подход состоит в том, что рынки в достаточной мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику.   

        Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

                                                     MV = PQ                                                              (1),

         где М – предложение денег,

         V – скорость обращения денег в кругообороте доходов;

         P – средняя цена, по которой продается каждая единица физического объема производства;

         Q - физический объем производимых товаров и услуг. Гипотеза естественного уровня заключается в утверждении, что экономика является устойчивой в долгосрочном плане при естественном уровне безработицы.

      Гипотеза естественного уровня имеет два варианта:

       Теория адаптивных ожиданий. Наиболее упрощенный вариант теории адаптивных ожиданий сводится к тому, что люди представляют себе будущее подобно недавнему прошлому, отталкиваясь от которого они формируют свои планы, то есть фирмы ожидает в настоящем году тот же самый темп инфляции, что и в прошлом году. Теория адаптивных ожиданий в своей основе предполагает использование кривой совокупного предложения, имеющей положительный наклон на краткосрочных временных интервалах и перемещающейся вверх на долгосрочных интервалах. Таким образом, теория адаптивных ожиданий создает основу для вполне удовлетворительной интерпретации процесса инфляции. Однако по ряду причин эта теория не удовлетворяет многих экономистов.

Информация о работе Антиинфляциооная политика в Российской Федерации