Антиинфляциооная политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 11:40, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - исследовать особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Задачи данной работы:
- понятие, цели и задачи антиинфляционной политики;
- анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации.
Объект исследования - антиинфляционная политика.

Содержание работы

Введение
3
1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики
5
1.1 Виды антиинфляционной политики
6
1.2 Основные направления антиинфляционной политики
12
1.3Антиинфляционная политика как механизм регулирования инфляции
1.4Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации
13

16
2 Анализ антиинфляционной политики в Российской Федерации
21
2.1Антиинфляционные меры, направленные на стабилизацию экономики
28
2.2Недостатки антиинфляционной политики в Российской Федерации
2.3Перспективы развития антиинфляционной политики в 37 Россиийской Федерации
34

37
Заключение
43
Список использованных источников и литературы
46

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 191.00 Кб (Скачать файл)

          Таким образом, таргетирование инфляции - это политика повышенной прозрачности и подотчетности денежных властей; ее можно считать даже более важной составляющей, чем саму цель по инфляции. Цель по инфляции играет роль индикатора, посылающего четкие сигналы экономике о том, какие действия стоит ожидать от денежных властей. В результате экономика в целом оказывается защищенной от неожиданных поступков Центрального банка, уменьшается неопределенность, что способствует более сбалансированному развитию5.

         Политика доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы, цен и прямой контроль над ними. С их помощью пытаются уменьшить рост реальных доходов и цен. Ориентиры представляют собой набор правил, которым необходимо следовать добровольно. Контроль носит силу законодательных актов. В качестве ориентиров применяются максимальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - косвенно через цены. Таким образом, по отношению наемным работникам политика доходов носит более дискриминационный xаpактер, поскольку государственные органы и производители охотнее контролируют зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение производительности труда в экономике автоматически ведет к относительному и абсолютному сокращению доли рабочих в национальном доходе.

          Ученые полагают, что «Одним из вариантов политики доходов является социальный контракт. Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между ростом цен и заработной платой, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами. Эффективность политики доходов всегда была ареной для дискуссий. Ее противники считают, что предприниматели и профсоюзные лидеры не могут отказаться от своей

целевой функции - получения максимальной прибыли, поэтому добровольно не будут соблюдать установленные правительством ориентиры»6.

          Законодательное ограничение роста цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены которых повысить очень выгодно. Другим способом обхода ограничений роста цен является снижение качества и веса фасованных готовых продуктов. Кроме того, административный контроль над ценами препятствует нормальному функционированию рынка, переливу ресурсов и капиталов. В результате в экономике будет накапливаться дефицит, станет необходимым нормирование потребления.

          Сторонники политики доходов считают, что она может помочь погасить инфляционные ожидания, если предприниматели и рабочие поверят, что у правительства достаточно воли и средств для борьбы с ней. Полемизируя по поводу эффективного функционирования рынка, следует отметить, что наличие монопольных сил - производителей товаров и собственников ресурсов само по себе должно искажать распределение ресурсов. Наличие инфляции в экономике (особенно инспирирований спросом) подтверждает этот тезис. Следовательно, контроль над ценами может содействовать исправлению создавшегося положения.

         Дефляционная политика относится к косвенным методам воздействия на цены монетарной и фискальной политики. По мере усиления инфляции Центральный банк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышение учетной ставки и норм обязательных резервов продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и даже кризисные явления. Кроме ограничения количества денег в обращении государство пыталось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничением государственных закупок и инвестиций, отменой льгот или повышением ставок прямых и косвенных налогов, ужесточением правил, регулирующих порядок и нормы амортизационных отчислений.

         Изменение режима экономической политики. Когда инфляционные процессы действительно выходят из-под контроля, требуется предпринять нечто более существенное. То, что необходимо в таком случае - это изменение режима экономической политики.

          Томас Сарджент - один из наиболее выдающихся теоретиков «новой классической школы» - занимался серьезными теоретическими исследованиями в данной области. Он обращает особое внимание на то, что традиционные оценки тех высоких издержек, с которыми сопряжено преодоление инфляции, основаны на данных об экономическом развитии в условиях именно этого режима экономической политики.

          Сарджент предлагает задуматься над тем, что бы случилось, если бы в период быстрой инфляции произошло заслуживающее доверия изменение режима проводимой экономической политики, если бы правительство убедило всех, что оно никогда не допустит вновь того, чтобы совокупный спрос опережал рост естественного уровня реального объема производства. Поверив этому обещанию, предприниматели и наемный персонал ожидали бы падения темпа инфляции до нулевой отметки. В случае изменения их ожиданий иной была бы и их реакция на ограничительную экономическую политику. Перемещение вверх кривой реального совокупного предложения на краткосрочном временном интервале сразу бы прекратилось. Поскольку она пришла бы в состояние покоя, экономика быстро и безболезненно могла бы сохранить переход к стабильному уровню цен.

          2.2 Особенности антиинфляционной политики в Российской Федерации

          Антиинфляционная политика - комплекс мер, разработанных государством, по предотвращению или сдерживанию возникшей инфляции. Николаева И. П. Экономическая теория. Учебник. - М.: Финстатинформ, 1997. - С. 380.

         Инфляция является неотъемлемой частью рыночной системы хозяйствования. В мире накоплен богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Целью этой политики является создание таких условий функционирования рыночной системы, при которых инфляция была бы управляема, а ее уровень - умеренным.

          В настоящее время доминируют два варианта антиинфляционной политики.

1-ый вариант предполагает  максимальное использование рыночных  регуляторов:

- введение свободных цен при ограниченности роста зарплаты;

- поддержание плавающего и по возможности стабильного курса национальной валюты;

- либерализация деятельности предприятий;

- постепенное сокращение сферы экономической деятельности государства

(ограничение деятельности государства проблемами бюджета, регулированием темпов прироста денежной массы в обращении);

2-ой вариант состоит  в более активном вмешательстве  государства в экономические  процессы:

- регулирование внешней торговли и валютных операций;

- стимулирование предпринимательства;

- стимулирование накоплений населения;

- развитие инфраструктуры рынка;

- поддержка жизненно важных отраслей и производств;

- замораживание роста цен и зарплаты;

         Опыт борьбы с инфляцией показывает, что:

- необходимо осуществлять смешанные антиинфляционные программы,

содержащие как монетаристского (1-ый вариант), так и немонетаристского характера (2-ой вариант);

- целесообразно сочетание долговременных (стратегических) и

краткосрочных (тактических) мер.

         Долгосрочные меры (поддержка малого бизнеса и предпринимательства, ослабление таможенных и иных барьеров, контроль и борьба с монополизмом и др.) неэффективны, если они не подкреплены работой по гашению инфляционных ожиданий. Решение проблемы погашения инфляционных ожиданий лежит в достижении доверия народа государственной политике. Для этого правительство: разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному регулированию, постоянно информирует об их выполнении и результатах, добивается реализации поставленных задач по борьбе с инфляцией. В результате постоянного соблюдения правительственных обещаний в течение продолжительного времени у населения начинает появляться доверие к объявляемым очередным правительственным мерам по обузданию инфляции, срабатывает так называемый «эффект объявления».

          Все меры антиинфляционной стратегии должны быть подкреплены процессом стабилизации и развития производства. С этой целью государство обязательно должно разработать политику стимулирования передовых научно-технических разработок, четко определить основные направления структурной политики, проводить политику поддержания инвестиционных вложений.

          Одновременное использование стратегических и тактических мер (увеличение предложения без изменения спроса и наоборот; разумная организация приватизации; единовременный массированный выброс потребительских товаров на рынок; увеличение процента по вкладам) в итоге ведут к созданию условий для достижения и поддержания низких темпов инфляции, не влияющих на развитие рыночной экономики.

           Экономика России находится в переходном периоде от скрытой инфляции к открытому ее виду. Как таковой инфляция, как считают ученые Дерябин А. А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: «Политиздат», 1989., стала с 1992 года7. За истекший период правительство России применяло различные варианты борьбы с инфляцией. В ходе реформ большое внимание уделено кредитно-денежной политике, уровень которой колебался от умеренного до жесткого. Это позволило подавить инфляция спроса и частично погасить инфляционные ожидания. Однако денежному ограничению слабо поддаются такие факторы, имеющие место в отечественной рыночной экономике, как: быстрорастущие цены на топливо и энергоресурсы; транспортные тарифы; структурные диспропорции; положение в сельском хозяйстве; разрыв хозяйственных связей; суровые природно-климатические условия; внешний и внутренний долг и т.д. В связи с этим первоначальный толчок росту цен дают не денежные, а производственные и рыночные факторы.

          Резкое сжатие денежной массы, которое предприняло правительство России по настоянию МВФ, привело к снижению уровня инфляции, но одновременно и к кризисному сокращению производства, неплатежам, задержке выплаты заработной платы. А это, в конечном счете, делает крайне неопределенным само замедление темпов инфляции.

          С целью разрешения денежного кризиса в стране предпринимаются шаги по:

- разработке эффективной и регулируемой государством инвестиционной

политике с привлечением иностранных и репатриированных российских капиталов;

- совершенствованию налоговой системы с акцентом на массу прибыли, рост

производства товаров, прибылей и доходов населения;

- совершенствованию платежно-расчетного механизма: использование

кредитных карточек; выплата зарплаты через банкоматы и т.п.;

- заключению межотраслевых отношений по тарифам и ценам;

          Важной составляющей антиинфляционной стратегии в России является борьба с теневой экономикой, коррупцией в органах власти и организованной преступностью. Для чего в стране разработаны и разрабатываются законы, регулирующие сферы рыночной экономики. Прежде всего, это касается финансового, фондового и валютного рынков.

          Значительные усилия прилагаются по борьбе с «импортируемой» инфляцией, прежде всего из США. Однако эта часть антиинфляционной стратегии реализуется весьма медленными темпами.

          Правительству президента В. Путина удалось добиться значительных успехов в контроле за инфляцией. В 2003 г. Банк России достаточно последовательно проводил политику, направленную на снижение инфляции до 12--14% за год, что соответствует приросту объема ВВП примерно на 4-5%.

В 2004 г. он составил 14-15%, а в последующие годы - снизился до 8-10%.

         Умеренные темпы инфляции способствуют увеличению благосостояния населения и компаний.

В целом необходимо отметить, правительство Российской Федерации проводит большую работу по борьбе с инфляцией, используя накопленный опыт мировой практики. Тем не менее, рассмотренные выше особенности российской действительности вносят существенные изменения в предполагаемые результаты антиинфляционных мер. Без своевременной, постоянной и умелой адаптации к условиям России, опыта мировой теории и практики на значительные успехи борьбы с инфляцией рассчитывать не приходиться.

 

 

   2.3 НЕДОСТАТКИ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 
    Трудности в борьбе с инфляцией в России обусловлены неверным представлением о значимости факторов, на нее влияющих8. Жесткая денежная политика сегодня, в отличие от 90-х годов, способна не затормозить, а, напротив, ускорить рост цен9. К такому выводу пришли ученые, финансисты и эксперты, принявшие участие в круглом столе «Инфляция, денежно-кредитная политика и экономический рост России в 2007 году», организованном «Деловой Россией» совместно с  Ассоциацией независимых центров экономического анализа.

         Председатель «Деловой России» Борис Титов подчеркнул, что бизнес в первую очередь ощущает инфляцию через резкое увеличение стоимости сырья, (например, газ в 2000-2006 годах подорожал в 3,8 раза, стальной прокат - более чем в три раза), что вынуждает предприятия повышать цены на конечную продукцию, вызывая при этом инфляцию издержек. 

        Председатель совета директоров Агрохимбанка Владимир Гамза считает, что недостаточная монетизация экономики является одной из главных причин инфляции и недостаточно высоких темпов экономического роста. Так, более двух третей национальной денежной базы России в настоящее время составляют наличные деньги, не участвующие в депозитно-кредитной мультипликации, что абсолютно не соответствует современному развитию страны (коэффициент мультипликации у нас равен 2 против 5–10 в развитых странах), а база для долгосрочного кредитования составляет всего одну треть от общих резервов банков. 

Информация о работе Антиинфляциооная политика в Российской Федерации