Антимонопольная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 23:05, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.
Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1. Понятие и виды монополии 5
1.2. Регулирование монополии 7
2. ОСОБЕННОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 9
2.1. Антимонопольная политика государства 9
2.2. Современные мировые тенденции развития государственной антимонопольной политики 14
2.3. Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Антимонопольная политика государства.docx

— 105.87 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ  5

1.1. Понятие и виды монополии  5

1.2. Регулирование монополии  7

2. ОСОБЕННОСТИ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 9

2.1. Антимонопольная политика  государства 9

2.2. Современные мировые  тенденции развития государственной  антимонопольной политики 14

2.3. Антимонопольная политика в РФ: достижения и проблемы 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы: Антимонопольная (конкурентная) политика государства является ключевым элементом повышения конкурентоспособности национальных компаний во всех сферах экономики. Именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике определяют склонность к инвестициям и инновациям.

Таким образом, антимонопольная политика прямо влияет на социально-экономическое развитие государства: объемы производства продукции, производительность труда, цены, прибыль компаний и их налоговые отчисления, объем инвестиций, экономический рост, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов на глобальных рынках.

Кроме того антимонопольная политика является важным элементом государственной стратегии модернизации экономики и развития конкурентоспособности отечественных фирм, поскольку именно условия взаимодействия хозяйствующих субъектов и их относительные размеры в современной рыночной экономике предопределяют склонность к инновациям. На современном этапе развития мировой экономики, характеризующемся формированием глобальных рынков и ускорением НИОКР, наблюдается всплеск интереса государств к антимонопольной политике, сравнимый с тем, который происходил в конце XIX века, в момент ее зарождения и становления законодательства, заложившего основы регулирования конкуренции.

Объектом курсовой работы являются монополия как модель рынка, создающая несовершенную конкуренцию.

Предметом работы выступает антимонопольная политика государства.

Целью курсовой работы является изучение антимонопольной политики государства.

Задачи данной курсовой работы:

    • рассмотреть понятие, виды и особенности регулирования монополии;
    • изучить антимонопольную политику государства;
    • рассмотреть современные мировые тенденции развития государственной антимонопольной политики
    • изучить достижения и проблемы антимонопольной политики в РФ:

 

  1. МОНОПОЛИЯ: ПОНЯТИЯ, ВИДЫ, ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1. Понятие и виды монополии

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок целиком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Монополист является ценополучателем – объем его продаж оказывает влияние на цену, по которой этот объем может быть продан [6, С.50].

Совершенной монополией называют такую структуру рынка, когда существует единственный продавец и множество покупателей. Монополист, обладая рыночной властью, осуществляет монопольное ценообразование, исходя из критерия максимизации прибыли. Совершенная монополия имеет ряд существенных допущений:

  • отсутствие совершенных заменителей, т.е. повышение цены не приведет к потере всех покупателей, так как у покупателей нет полноценной альтернативы продукции, а кривая спроса на продукцию монополиста имеет падающий характер;
  • отсутствие свободы входа на рынок, т.е. монополия характеризуется наличием непреодолимых барьеров входа;
  • одному продавцу противостоит большое количество покупателей, т.е. он обладает рыночной властью, проявляющейся в том, он диктует свои условия множеству независимых друг от друга покупателей, извлекая при этом максимальную для себя прибыль;
  • совершенная информированность, т.е. обладает полной информацией относительно рынка своей продукции.

В зависимости от видов барьеров, препятствующих входу новых фирм на рынок монополии, принято выделять следующие виды монополии:

  • административные монополии, обусловленные существованием значительных административных барьеров входа на рынок (например, государственное лицензирование);
  • экономические монополии, обусловленные осуществлением монополистом политики недопущения новых продавцов на рынок (например, хищническое ценообразование, контроль над стратегическими ресурсами);
  • естественные монополии, обусловленные существованием значительной экономии от масштаба производства по отношению к размерам рынка.

Монопольная структура рынка в условиях максимизации прибыли монополистом ведет к ограничению объемов производства и завышению цен, т.е. потери общественного благосостояния.

Существование монополии имеет и свои достаточно весомые плюсы. У монополии за счет реализации рыночной власти, появляются дополнительные собственные средства, которые она может использовать на развитие инновационной и инвестиционной деятельности, что недоступно при другой структуре рынка. При значительной экономии от масштаба производства относительно размеров рынка существование одного крупного предприятия экономически более оправдано, чем существование нескольких меньших по размеру, так как одно предприятие сможет производить продукцию при значительно меньших издержках, чем несколько (естественная монополия). Предприятие-монополист характеризуется более устойчивым положением на рынке, масштабы деятельности увеличивают его инвестиционную привлекательность, что позволяет при меньших затратах привлекать требующиеся для развития финансовые ресурсы [6, С. 38-41].

Последствия монопольной власти на отраслевом рынке:

1) цена монопольного  рынка выше, чем при совершенной  конкуренции;

2) более высокая цена  позволяет монополисту получать  прибыль даже при не самом  экономном расходовании ресурсов, т.е. монополизм может сдерживать  развитие производительных сил [6, С. 56].

 

1.2. Регулирование монополии

Способы регулирования естественной монополии: прямое государственное регулирование (возможности и границы); торги за франшизу (возможность использования и эффективность в различных условиях); ценовая дискриминация (организационный и экономический аспекты).

Прямое государственное регулирование посредством определения тарифов или решающего влияния на них естественных монополистов достаточно простой и понятный способ, позволяющий снизить роль негативных факторов, существующих в их деятельности. В частности, в российском законодательстве данному способу уделяется первостепенное внимание.

При реализации данного подхода возникает сразу же несколько проблем: необходимость создания органа государственного контроля за деятельностью естественного монополиста или придания таковых функций уже действующей антимонополистической структуре; сложность точного определения реальных издержек производителя услуг – естественной монополии.

Другой способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это – торги за франшизу (право на ведение такой деятельности). Очевиден вывод об ограниченности решения данного вопроса, как рынком, так и государством, в рамках государственной иерархии независимо от формы: либо непосредственная деятельность, либо прямое государственное регулирование.

В первом случае – частная нерегулируемая монополия с установлением монопольно-высокой цены, которую приходится оплачивать обществу в целом (имеем дело с прямым общественным вредом монополии).

Во втором случае – проявляются все недостатки административной, а не экономической системы, где происходят процессы политизации решения проблемы естественной монополии (в интересах государства и правящих элит, но не в интересах общества в целом) [19, С. 83].

Возможность использования ценовых дискриминаций имеется как у естественной монополии для увеличения чистого дохода, так и у регулирующих субъектов для снижения общего негативного эффекта от деятельности данного предприятия естественного монополиста.

Естественные монополии достаточно часто прибегают к практике ценовых дискриминаций для максимизации своего чистого дохода. Для этого они сегментируют рынок. Примером такого подхода может быть практика установления более высоких тарифов на электроэнергию, газ, услуги связи, коммунальные услуги для предприятий и организаций и, соответственно, пониженных тарифов – для граждан.

Возможно, также применение множественных тарифов в зависимости от времени предоставления услуг (связь, электроэнергия, железнодорожные и авиационные билеты и проч.).

Однако этот же механизм может быть задействован не только естественным монополистом, но и обществом, которое стремится облегчить бремя, связанное с монополией. Оно может устанавливать понижающиеся тарифы для социально незащищенных групп населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Например, широко применяемая практика льготных тарифов на различные виды услуг, предоставляемых естественными монополистами.

Здесь важным является источник покрытия этих льгот. Очень часто в России он или не определяется, или без соответствующих расчетов, безосновательно, перекладывается на производителя. Самый распространенный пример – льготы за коммунальные услуги. Количество «льготников» уже сопоставимо с количеством людей, льгот не имеющих. Это не способствует ни стабилизации социальной обстановки, ни нормальному воспроизводству капитала предприятия естественного монополиста [15, С. 84-86].

 

2. ОСОБЕННОСТИ  АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

2.1. Антимонопольная политика  государства

Общественные издержки монопольной власти заставляют государство регулировать деятельность монополий.

Антимонопольная политика – система мер, направляемых на усиление и защиту конкуренции путем ограничения монопольной власти фирм.

Среди основных направлений антимонопольной политики государства выделяют:

    • прямое регулирование цен;
    • налогообложение;
    • регулирование естественных монополий.

Прямое регулирование цен

Установление государством максимально допустимых цен на продукцию монополиста приводит к модификации рыночной кривой спроса.

 

Рис. 1.2.1 Установление максимально допустимых цен

На (рис. 1.2.1) D и MR – кривые спроса и предельного дохода нерегулируемой монополии, Рm – установленная государством цена.

В случае если монополист соблюдает введенное ограничение цен, его кривая спроса модифицируется и приобретает вид ломаной кривой PmAD, состоящей из двух отрезков: горизонтального PmA и убывающего AD. В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данным видоизменяется и кривая предельного дохода.

По определению, предельный доход представляет собой прирост совокупного дохода при изменении объема выпуска на единицу, т.е.

MR=(TR)`=(P*Q)`=P*(dQ/dQ) + Q*(dP/dQ),

MR= P+Q(dP/dQ).

В случае если объем выпуска монополиста меньше Q`, то действует установленная государством цена Pm, кривая спроса представлена горизонтальной линией и будет абсолютно эластичной (dP/dQ=0). Следовательно, MR=P.

В случае если объем производства превышает Q`, то дополнительное количество продукции может быть продано исключительно по более низким, чем Pm, ценам. Кривая спроса будет убывающей, dP/dQ<0, и следовательно, кривая предельного дохода MR лежит на cегменте BF. При объеме производства, равном Q`, кривая предельного дохода имеет разрыв AB.

На (рис. 2.2.1) показано как подобная ситуация влияет на поведение монополиста.

Рис. 2.2.1 Сдвиг точки равновесия в условиях государственного регулирования цен

Оптимальная цена нерегулируемой монополии установлена в точке P*, а оптимальный объем – в Q*. В случае если максимально допустимая цена (P`) будет выше оптимальной, то ϶ᴛᴏ не изменит решения фирмы относительно точки оптимума, но если P`

В случае если государство хочет стимулировать расширение производства монопольной фирмы еще больше (например, до уровня Q``), оно должно установить максимально допустимые цены на еще более низком уровне (в данном случае, до Р``). Минимальный уровень допустимой цены ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует min SATC, поскольку при более низком уровне продолжение производства будет экономически нецелесообразно и фирма покинет отрасль.

Налогообложение

Другая форма государственного антимонопольного регулирования – налогообложение. На поведение фирмы-монополиста как правило влияют два типа налогов:

    • потоварного, ставка кᴏᴛᴏᴩого устанавливается в расчете на единицу продукции, а общая сумма определяется объемом выпуска, и
    • поушального, взимаемого независимо от объема выпуска.

1. Потоварный налог

Потоварный налог взимается на продажу сигарет, вино-водочных изделий, бензина. Данный налог будет для монополиста частью переменных издержек, т.е. прибыль подсчитывается по формуле

п=TR-(TC+tQ) (1)

а условие максимизации прибыли принимает вид

(п)`=0 (2)

dTR/dQ=dTC/dQ+d(tQ)/dQ (3)

MR=MC+t (4)

где t – ставка потоварного налога.

Графически влияние потоварного налога на смещение точки оптимума монополиста представлено на (рис. 3.2.1).

 

 

 

 

Рис. 3.2.1 Установление потоварного налога на монополию

Пусть MC1 – кривая предельных издержек фирмы, Q1 и P1 – оптимальные объемы выпуска и цены до введения налогообложения.

Введение налога увеличивает дополнительные издержки фирмы на выпуск каждой дополнительной единицы продукции, т.е. MC2=МС1+t. Точка оптимального выпуска сокращается до Q2, цена вырастает до Р2 . Как следствие ϶ᴛᴏго, совокупная прибыль фирмы уменьшается (монополист действует на эластичном отрезке кривой спроса, по϶ᴛᴏму рост цены вызывает падение величины общих доходов фирмы, что в условиях возрастания совокупных издержек ведет к уменьшению прибыли).

Информация о работе Антимонопольная политика государства