Антимонопольная политика Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:30, реферат

Описание работы

Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие монополии…………………………………………………………
1.1 Определение монополии…………………………………………………
1.2 Характерные черты монополии…………………………………………
1.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок………………………….
1.4 Источники монополии……………………………………………………
1.5 Спрос на продукцию монополиста………………………………………
1.6 Монопольное предложение………………………………………………
1.7 Предельный доход монополиста………………………………………...
1.8 Монопольная цена……………………………………………………......
2 Формы и виды монополий…………………………………………………
2.1 Формы монополий……………………………………………………......
2.1.1 Естественная монополия………………………………………………..
2.1.2 Административная монополия………………………………………....
2.1.3 Государственная монополия…………………………………………...
2.1.4 Монополия в виде контроля фирмы над редкими ресурсами, знаниями…………………………………………………………………………
2.1.5 Экономическая монополия…………………………………………….
2.2 Типы монополий…………………………………………………………..
3 Антимонопольное регулирование…………………………………………
4 Антимонопольная политика в Казахстане………………………………...
4.1 Правила антимонопольного поведения…………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………

Файлы: 1 файл

антимонопольная политика РК реферат грэ.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

3) принудительное разделение крупнейших фирм-монополистов на несколько более мелких и независимых друг от друга (как это было проделано некогда со «Стандарт Ойл»);

4) введение государственного  контроля за процедурами слияния  и поглощения фирм, а в некоторых  случаях — установление порядка, при котором поглощения и слияния возможны лишь с разрешения государства;

5) введение в особо  сложных случаях (чаще всего  это относится к естественным  монополиям) прямого государственного  контроля за ценами и заработной  платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовые, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;

6) наказание фирм за  проведение политики ценовой  дискриминации.

Осуществление антимонопольных действий со стороны  государства в тактическом плане возможно двумя путями.

Во-первых, антимонополистические мероприятия должны в значительной части предшествовать переходу к рыночным отношениям. Предварительно необходимо создание системы мер противодействия монополиям (создание антимонопольного законодательства, расформирование крупных объединений, первичная демонополизация). Но этому варианту присущи недостатки. Они связаны с тем, что вместо одной формы монополизма возникают другие, что не ведет к развитию конкуренции.

Во-вторых, антимонополистические действия должны осуществляться одновременно с переходом к рыночным отношениям и в рамках этих отношений. Синхронность этих процессов в большей мере способствует демонополизации экономики, развитию конкуренции. В этой связи всей совокупности мероприятий по экономической реформе необходимо придавать антимонопольную направленность. Необходима антимонопольная экспертиза принимаемых решений.

Антимонопольная политика во времени видоизменяется. На каком-то этапе развития приоритетными являются одни направления антимонопольной политики, а с изменением ситуации акценты меняются.

Однако некоторые формы  монополии современная экономическая  наука и законодательство все  же считают нормальным явлением и  потому не преследуют. Прежде всего, не подлежит наказанию та фирма, которая сумела схватить значительную долю рынка за счет:

  • создания уникального товара;
  • эффективного маркетинга;
  • разработки и освоение новой технологии, позволившей существенно снизить затраты и на этой основе продавать товары по более низким ценам, не лишаясь прибыли.

Можно сказать, что антимонопольная  политика и антимонопольное законодательство не имеют целью запрещение или  ликвидацию монопольных образований. В обществе сложилось понимание  того, что монополия как фактор роста прибыли не может быть уничтожена. Поэтому реальное задание антимонопольной политики заключается в том, чтобы поставить деятельность монополии на государственный контроль, исключить возможность злоупотребления монопольным положением. К. Маркс еще в середине прошлого столетия пришел к выводу, что появление монополий требует государственного вмешательства.

Главная цель этого вмешательства  заключается в защите и сохранении свободной конкуренции, которой  угрожают монопольные тенденции. Конкретно  можно сформулировать такие цели: ограничение монополий, поддержка и содействие малому бизнесу, защита прав потребителя.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания  монополий;

2) ограничение использования  монопольной власти.

Демонополизация осуществляется путем либерализации рынков. Это достигается гибким маневрированием таможенным режимом (снижение таможенных пошлин, отмена квот, ликвидация других барьеров, препятствующих поступлению на внутренний рынок иностранной продукции), улучшением инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, поддержкой малого бизнеса и т.д.

Важное значение имеют  государственный контроль над процессом  концентрации капитала, финансовые санкции  в случае нарушения антимонопольного законодательства.

Необходимо умело использовать такой инструмент антимонопольной политики, как ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Включение в Реестр служит предостережением хозяйствующим субъектам, является профилактической мерой и может быть основанием для изучения того или иного субъекта в плане установления монополистической деятельности.

В качестве одного из инструментов антимонопольной политики используется предварительное согласие антимонопольных  органов на создание, реорганизацию, ликвидацию, слияние предприятий, приобретение акций (долей) в уставном капитале, на проведение операций на рынке банковских услуг. Предварительное согласие рассматривается как важный элемент политики создания конкурентной среды.

Для проведения антимонопольной политики государство создает антимонопольные службы, основной задачей которых является контроль монополистических тенденций в стране. Антимонопольные службы не являются частью законодательной власти, но их компетенция позволяет им выполнять совещательную функцию. Подобные организации не имеют права действовать авторитарными методами, например, закрывать предприятия. Но они могут заставить предприятие, доминирующее на рынке, возобновить поставку продукции тому получателю, которому в этих поставках было противозаконно отказано. Все их решения обязательны для исполнения. В противном случае налагаются денежные штрафы, предусмотренные законодательством за нарушение антимонопольного закона. При этом необходимо отметить, что все решения антимонопольной службы должны подлежать проверке государственными судами.

Кроме осуществления  процесса демонополизации антимонопольная  служба призвана бороться со злоупотреблениями. Такая борьба может быть эффективной  только при активном участии потребителей. Поэтому широкие массы населения должны понимать практическое значение антимонопольной политики в повседневной жизни. Помочь в этом должна, прежде всего, пресса и другие средства массовой информации. Прессе должно предоставляться право на соответствующее сообщение, но лишь в объективной и честной форме, без какой-либо дискредитации. Каждая антимонопольная служба должна иметь сотрудника для связи с прессой, который сообщает о деятельности службы и комментирует ее.

Антимонопольная политика государства способна нанести вред экономике своей страны, если она, без учета экономических взаимосвязей и без скрупулезной оценки той или иной проблемы, запрещает укрупнение фирм, которое было бы полезно и предоставило бы лучшие шансы в конкурентной борьбе с отечественными или зарубежными конкурентами.

Итак, не во всех случаях  антимонопольное законодательство является достаточно эффективным. Оно  отличается высокой степенью неопределенности, часто не позволяет точно устанавливать  размеры монополизации рынка. Но в целом оно способствует созданию условий для развития конкуренции. За его нарушения предусмотрены значительная уголовная и гражданская ответственность.

В этой связи стратегическим направлением антимонопольной политики становится работа по поддержанию и  формированию добросовестной конкуренции. Этому нередко мешают соглашения хозяйствующих субъектов, направленные на раздел рынка по территориальному или продуктовому признаку, на создание препятствий входа на рынок конкурентов, на проведение скоординированной ценовой политики. Поэтому антимонопольная политика включает и меры по пресечению подобных анти конкурентных действий. Вместе с тем остается актуальной проблема ограничения и пресечения монополистической деятельности.

Наконец разберемся, какую  политику проводит государство по отношению  к естественным монополиям. В данном случае возникает противоречие. С одной стороны, фирмы — естественные монополисты, как любые монополисты, устанавливают высокие монопольные цены, сокращая объем производства продукции, и получают сверхприбыли. С другой стороны, как указывалось выше, конкуренция в отраслях с естественной монополией экономически неэффективна. Поэтому государство, сохраняя естественные монополии, принимает меры к ограничению их отрицательных последствий для общества, прежде всего, контролируя цены на их продукцию.

Обычно, устанавливая цены на продукцию естественных монополий, государство в странах Запада следит за тем, чтобы цены в максимальной степени приближались к предельным издержкам, величина получаемой фирмами  прибыли не превышала «нормальной» и снижались издержки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Антимонопольная политика в Казахстане

Указом Президента Казахстана от 19 июня 2007 года антимонопольным органом  на рынке финансовых услуг был  определен АФН (Агенство по финансовому  надзору), а единым регулятором антимонопольной деятельности на всех рынках должно было стать- АЗК (Агенство по защите конкуренции).

Нельзя сказать, что  рынок в Казахстане на 100 процентов  конкурентный. Есть скрытые монополии, с которыми  нужно окончательно разбираться. Это является первой задачей Агентства по регулированию  монополий, потому что частная монополия в сто раз хуже. чем государственная. Сегодня в Казахстане созданы все условия для борьбы с монополией.

« Мы должны безжалостно  в этом направлении двигаться. Поскольку  без этого в развитии малого и среднего бизнеса двигаться дальше не можем. Закон сейчас позволяет, у нас есть орган, законодательство и политическая воля. 2009 год идет под знаком стабилизации экономики и антикризисных программ. И защиту конкуренции я считаю ключевым вопросом. Мы должны создать равные конкурентные условия, чтобы свобода частного предпринимательства была подкреплена реальными делами. Вот эту главную задачу я ставлю перед агентством.

В список подозрительных компаний уже попали несколько организаций. Так, по результатам исследования на данном рынке в географических границах республики установлено монопольное положение четырех компаний. Это АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", АО "Торговый Дом "ПетроКазахстан", АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" и ТОО "Гелиос". Совокупная доля рыночной силы данных компаний превышает 70 процентов. При этом АО "Торговый Дом "КазМунайГаз", АО "Торговый Дом "ПетроКазахстан" и АО "ПетроКазахстан Кумколь Ресорсиз" входят в одну группу лиц, прямо или косвенно координируемую нацкомпанией "КазМунайГаз",

а также СП «Тургай Петролеум» уже включены в государственный реестр доминантов. То есть любое нарушение с их стороны антимонопольного законодательства будет пресекаться в соответствии с законом»-так сказал премьер-министр нашей страны на коллегии ведомства, прошедшей 19 мая, 2008 года в Астане.

За прошлый год были проведены расследования по поводу нереально высоких цен на авиатопливо. Оказалось, что цены на авиационный  керосин в аэропортах Казахстана были на 25–30 процентов выше рыночных.

Председатель Агентства  по защите конкуренции Мажит Есенбаев сообщил, что по заявке компании «Эйр Астана» его ведомство начало специальное расследование еще  в прошлом году. Выяснилось, что  авиакеросин, который поступает  для потребителей, в 2–2,5 раза дороже, чем тот, который есть на рынке. Когда начали проверять, выявили, что у торгового дома PetroKazakhstan Kumkol Resources и СП «Тургай Петролеум» монопольно высокие цены и есть монопольно высокие доходы. Кроме того, Мажит Есенбаев отметил, что кара агентства постигнет не только тех монополистов, кто, желая набить карманы, завышает цены на свои товары, но и тех, кто создает их искусственный дефицит.

В условиях нынешнего  кризиса возможны факты создания монополистами искусственного дефицита продукции путем снижения объемов производства для удержания высоких цен. Это касается в первую очередь «неэластичных» товаров, спрос на которые не зависит от уровня цен. Подобные согласованные действия субъектов рынка будут признаваться  как злоупотребление доминирующим или монопольным положением и пресекаться по всей строгости закона.

К примеру, в Павлодаре акционерное общество "Энергоцентр" уклонялось от исполнения и заключения публичного договора, понуждая потребителей - жителей поселка Ленинский заключать индивидуальные договоры энергоснабжения на невыгодных для них условиях. В дальнейшем оно вовсе незаконно отключило поселок от света.

Позже, в феврале 2007 года, по результатам проверки исполнения данного акта прокурорского надзора  и проверки в сфере антимонопольного законодательства городской прокуратурой было заведено дело об административном правонарушении в отношении "Энергоцентра". Монополиста обязали заплатить штраф в размере более двух млн тенге.

 

4.1 Правила антимонопольного поведения

Приказом председателя Комитета по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан от 21 ноября 2006 года № 270-ОД (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 4 декабря 2006 года под № 4472) утверждены Правила применения мер антимонопольного реагирования на нарушения антимонопольного законодательства.

Правила разработаны  в соответствии с законами Республики Казахстан от 9 июня 1998 года «О недобросовестной конкуренции», от 7 июля 2006 года «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» (далее — Закон) и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан, направленными на предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Правила определяют порядок применения мер антимонопольного реагирования Комитетом по защите конкуренции Министерства индустрии и торговли Республики Казахстан и его территориальными подразделениями на нарушения антимонопольного законодательства субъектами рынка и государственными органами.

Информация о работе Антимонопольная политика Казахстана