Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 14:30, реферат
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, так как оно позволяет им, во-первых, избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией. Во-вторых, занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя при этом в своих руках определенную хозяйственную власть. И, наконец, монополисты имеют возможность с позиций силы влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что они навязывают свои контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Введение……………………………………………………………………….
1 Понятие монополии…………………………………………………………
1.1 Определение монополии…………………………………………………
1.2 Характерные черты монополии…………………………………………
1.3 Барьеры, защищающие монопольный рынок………………………….
1.4 Источники монополии……………………………………………………
1.5 Спрос на продукцию монополиста………………………………………
1.6 Монопольное предложение………………………………………………
1.7 Предельный доход монополиста………………………………………...
1.8 Монопольная цена……………………………………………………......
2 Формы и виды монополий…………………………………………………
2.1 Формы монополий……………………………………………………......
2.1.1 Естественная монополия………………………………………………..
2.1.2 Административная монополия………………………………………....
2.1.3 Государственная монополия…………………………………………...
2.1.4 Монополия в виде контроля фирмы над редкими ресурсами, знаниями…………………………………………………………………………
2.1.5 Экономическая монополия…………………………………………….
2.2 Типы монополий…………………………………………………………..
3 Антимонопольное регулирование…………………………………………
4 Антимонопольная политика в Казахстане………………………………...
4.1 Правила антимонопольного поведения…………………………………
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Под мерами антимонопольного реагирования в Правилах понимаются осуществляемые антимонопольным органом, в пределах своей компетенции, действия по предупреждению, выявлению, пресечению нарушений антимонопольного законодательства и устранению их последствий, а также привлечению к ответственности виновных лиц. К мерам антимонопольного реагирования относятся: проведение проверок; проведение расследования нарушения антимонопольного законодательства; внесение предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства; введение фиксированной цены субъектам рынка; возбуждение и рассмотрение административных дел; обращение в судебные органы с исками; направление в правоохранительные органы материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства Республики Казахстан.
Согласно Правилам, нарушениями антимонопольного законодательства признаются деяния (действия, бездействия) субъектов рынка и государственных органов, противоречащие антимонопольному законодательству. Нарушениями антимонопольного законодательства являются: антиконкурентные соглашения (согласованные действия); злоупотребление доминирующим (монопольным) положением; антиконкурентные действия государственных органов; невыполнение решения (предписания) антимонопольного органа либо выполнение его не в полном объеме; экономическая концентрация без получения соответствующего разрешения антимонопольного органа в случае, если наличие такого разрешения необходимо; непредоставление информации антимонопольному органу в установленные сроки либо предоставление информации не в полном объеме; предоставление недостоверной и (или) ложной информации антимонопольному органу; создание препятствий должностным лицам антимонопольного органа в доступе в помещения и на территорию проверяемого субъекта рынка, государственного органа, в отношении которых проводится расследование; невыполнение участниками экономической концентрации требований и обязательств, которыми было обусловлено решение о предоставлении разрешения на экономическую концентрацию.
Соблюдение субъектами рынка, государственными органами антимонопольного законодательства Республики Казахстан контролируется путем проверок, проводимых антимонопольным органом. Проведение проверок антимонопольным органом субъектов рынка, государственных органов осуществляется в соответствии с законами Республики Казахстан и иными нормативными правовыми актами Республики Казахстан.
Расследование проводится антимонопольным органом в соответствии с Законом и в порядке, определенном Правительством Республики Казахстан (постановление Правительства Республики Казахстан от 17 октября 2006 года № 999 «Об утверждении Правил проведения расследования нарушений антимонопольного законодательства Республики Казахстан»).
Итак, как уже было сказано выше, сейчас в нашей стране предпринимаются все попытки борьбы с монополиями. Как показал выше приведенный пример, монополист устанавливает более высокие цены на свою продукцию. Что в свою очередь оказывает негативное влияние на общество. Методы антимонопольного законодательства неэффективны, они могут лишь препятствовать созданию новых монополий.
Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям. Хотя вопрос регулирования естественных монополии волнует многих экономистов из разных стран мира. Что же касается, регулирования так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, малого отечественного производителя, множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам.
И, наконец, хотелось бы сказать пару слов о законодательстве. К сожалению, наша правовая система еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованиями.
Эта еще одна проблема современной Казахстана, которую предстоит решить.
Как видно методы борьбы с монополизмом различны. Наша страна имеет свой, пусть небольшой, по сравнению со странами Западной Европы, не говоря уже о США, опыт антимонопольной политики и связанного непосредственно с ней антимонопольного законодательства.
Используя этот опыт, опираясь на существующее законодательство и принимая новые, действительно работающие законы, направленные на ограничение монопольной власти и препятствующие созданию новых монопольных образований, проводя эффективную антимонопольную политику, возможно решение проблемы монополизма.
Казахстан должен не столько опираться на зарубежный опыт, сколько искать свои способы выхода из сложившийся ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.