Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:58, курсовая работа
Целью данной работы является упорядоченное изложение того, чем в действительности является антимонопольная политика, когда, в какой мере и в каких сферах экономики может применяться.
Задачи:
изучение антимонопольной политики на федеральном уровне;
изучение антимонопольной политики на региональном уровне
Введение 3
Глава 1. Антимонопольная политика на федеральном уровне 5
1.1.История развития антимонопольной политики 5
1.2.Антимонопольная политика в России 12
Глава 2. Антимонопольная политика в регионах 19
2.1.Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан 26
2.2. Нарушение антимонопольного законодательства на примере предприятий г. Набережные Челны. 31
Заключение 36
Список литературы 38
Спецификой России в этом плане является лишь то, что условия доступа на товарные рынки здесь в большей степени, чем в других странах, определяются государственной политикой и административной практикой. Административные барьеры для развития предпринимательства становятся, таким образом, важной политической, экономической и социальной проблемой, требующей самостоятельных способов разрешения конфликтных ситуаций. Эти способы и обеспечиваются вышеупомянутыми статьями 7 и 8 Закона о конкуренции.
В соответствии с Конституцией
и гражданским законодательство
В настоящее время
прослеживается негативная тенденция
усиления административного
К их числу можно отнести барьеры входа на местные, локальные товарные рынки для иногородних хозяйствующих субъектов, способных успешно конкурировать с местными товаропроизводителями, введение для иногородних предприятий повышенных ставок местных налогов, повышенных размеров оплаты лицензий, усложнение порядка лицензирования видов деятельности, усложнение порядка регистрации предприятий, создание препятствий в отведении земельных участков, приоритетное распределение любых видов ограниченных ресурсов и т.п.
Следует учитывать и тот факт, что административные барьеры могут возникнуть вследствие сложившихся неформальных отношений между соответствующими органами государственной власти и наиболее крупными хозяйствующими субъектами, действующими на данном товарном рынке. Это позволяет им лоббировать свои интересы и добиваться решений, направленных против потенциальных конкурентов (в том числе, в вопросах государственной помощи и государственных заказов).
До издания, государственной регистрации в Министерстве юстиции и официального опубликования нормативного акта, определяющего права лиц на получение разрешения, характер этого права и условия его приобретения, разрешительный порядок не могут считаться введенными, а права и обязанности лиц, реализующих технические средства связи, определенными. Попытки органов службы государственного надзора за связью ввести правила выдачи разрешений своими директивными письмами противоречат действующему законодательству и нарушают права хозяйствующих субъектов - участников данного рынка.
Одним из серьезных административных барьеров является создание необоснованных препятствий при лицензировании деятельности хозяйствующих субъектов, в основном, посредством расширения состава различных справок и заключений, предъявляемых при получении разрешительных документов.
Основными проблемами по выявлению и пресечению данных нарушений являются:
- нежелание соискателей
лицензий и лицензиатов
- отсутствие положений
о лицензировании отдельных
- недостаточно четкое
определение полномочий
- отсутствие регламентации
порядка выдачи лицензий и
их копий в случаях
На территории Российской Федерации отсутствует единый порядок применения территориальными органами МНС РФ, не приведенных в соответствие друг с другом норм федеральных законов № 171-ФЗ и № 5-ФЗ в области лицензирования деятельности по обороту алкогольной продукции.
В результате этого Управление МНС применяет нормы указанных законов иначе, чем это делают налоговые органы во всех остальных субъектах Российской Федерации, что и привело к ограничению конкуренции и ущемлению интересов хозяйствующих субъектов республик, занимающихся оборотом алкогольной продукции.
Управление Министерства
по налогам и сборам выдает лицензии
и требует с соискателей
Управление Министерства
по налогам и сборам такими действиями
создало административный и финансовый
барьер для входа на рынок услуг
по оптовой торговле алкогольной
продукцией, исключив возможность получения
лицензии и осуществления соответствующе
По мнению антимонопольного управления, единый порядок применения норм федеральных законов № 171-ФЗ и № 5-ФЗ, касающихся лицензирования деятельности по обороту алкогольной продукции, должен быть установлен Министерством по налогам и сборам РФ путем издания акта, обязательного для исполнения всеми его территориальными органами.
Для снятия административных
барьеров территориальные
По результатам
исследования были сделаны
- исключить практику
дублирования одинаковых
- установить порядок
публичной отчетности об
- исключить практику
использования средств от
- установить, что органы,
финансируемые за счет
- разработать единый
механизм ответственности
- усовершенствовать механизм взаимодействия между контрольными органами в целях устранения дополнительного контролирующего воздействия на предпринимательские структуры.
МАП России поручил своим территориальным органам осуществить во 2 квартале 2007 г. мониторинг реализации контрольных и надзорных функций органов власти различных уровней, что, несомненно, существенно дополнит результаты данного исследования.
Особым способом косвенного
управленческого воздействия на
экономику выступают
Семнадцать лет назад было создано «Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан». Для осуществления функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Рассмотрим подробнее структуру Управления Федеральной антимонопольной службой в Республике Татарстан: (см. приложение 2)
Перечень территориальных подразделений:
Территориальных подразделений
не имеется. Управление является территориальным
органом Федеральной
Сферы деятельности, подлежащие контролю (надзору) организации:
Сферы деятельности, подлежащие контролю (надзору) организации – Управление осуществляет функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа), рекламы (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Предмет контроля (надзора):
Соблюдение гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, законодательства о рекламе (в части установленных законодательством полномочий антимонопольного органа).
Основные нормативные документы, регламентирующие деятельность организации:
Конституция Российской Федерации
Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,
Федеральный закон от 23.06.1999 г. № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг»,
Федеральный закон от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»,
Федеральный закон от 18.07.1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе»,
Акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в том числе постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»,
международные договоры Российской Федерации, приказ Федеральной антимонопольной службы от 13.10.2004 г. № 135 «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы»,
иные правовые акты Федеральной антимонопольной службы.
Краткое изложение прав организации при осуществлении контрольных (надзорных) функций:
Управление имеет право:
Информация о работе Антимонопольная политика на федеральном уровне