Антимонопольное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:54, реферат

Описание работы

1. Актуальность проблемы.
2. Понятие монополии, ее виды, типы, признаки и источники.
3. Особенности современных монополий.
4. Цели антимонопольной политики.
5. Опыт антимонопольного регулирования западных стран и отечественные методы.
6. Проблемы и пути решения защиты конкуренции в России.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

Антимонопольное регулирование национальной экономики.

  1. Актуальность проблемы.
  2. Понятие монополии, ее виды, типы, признаки и источники.
  3. Особенности современных монополий.
  4. Цели антимонопольной политики.
  5. Опыт антимонопольного регулирования западных стран и отечественные методы.
  6. Проблемы и пути решения защиты конкуренции в России.

 

2. Понятие монополии.

Термин «монополия» происходит от греческого monos - «один»  и  poleo - «продаю».

Монополия - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса, предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

Монополия абсолютная (чистая) — крайняя деформация рынка, при которой одна фирма выступает единственным производителем продукта. Признаки абсолютной монополии:

1) единственный продавец, а это означает, что чистый  монополист представляет как  бы отрасль, состоящую только  из одной фирмы;

2) производство продукта, уникального тем, что отсутствуют  близкие заменители;

3) экономические и юридические  барьеры, блокирующие вступление  в отрасль;

4) фирма осуществляет  значительный контроль над ценой, «диктует цену».

В отличие от совершенного конкурента, определяющего только собственный объем производства, монополист, максимизирующий прибыль, обладает более широким набором инструментов — он может маневрировать и ценой, и количеством выпускаемой продукции. При тех же самых издержках фирма, действующая в условиях чистой монополии, сочтет выгодным производить и продавать меньший объем продукции и назначать более высокую цену, чем это сделал бы «конкурирующий производитель». Это ограничение объема вызывает нерациональное использование ресурсов. Об этом свидетельствует тот факт, что цена превышает предельные издержки на монополизированных рынках. Поскольку в условиях монополии не реализуются излишки потребителя и продавца, образуются чистые потери.

Монополия объективно способствует ограничению конкуренции, поэтому государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики.

Монополия государственная — рыночная ситуация, при которой государство является единственным продавцом какой-либо продукции на территории страны. Государственная монополия складывается на рынках товаров неэластичного спроса, составляющих незаменимые элементы потребительского набора.

Монополия двусторонняя — рынок, на котором единственному продавцу (монополисту) противостоит единственный покупатель (монопсонист).

Монополия двусторонняя на рынке труда— модель рынка труда, на котором нанимателю, обладающему монопсони-ческой властью (властью единственного покупателя), противостоит объединенный труд (в лице профсоюза). Профсоюз является монополистическим продавцом в том случае, если он контролирует предложение труда и может оказать влияние на ставки заработной платы. Результат противоборства единого покупателя и объединенного продавца труда логически не детерминирован.

Тем не менее можно указать характерные черты данной модели:

1) реальная ставка заработной  платы устанавливается в промежутке  между доравновесной (интересы нанимателя) и сверхравновесной (интересы профсоюза). Сторона, обладающая более эффективной стратегией, способна навязывать оппоненту ставку заработной платы, близкую к той, на которой настаивает;

2) при равенстве сил  монополиста и монопсониста возможно установление равновесной ставки заработной платы и рав-новесного уровня занятости.

Монополия естественная— отрасль, в которой долго-срочные средние издержки минимальны только в том слу-чае, если одна фирма обслуживает весь рынок. В таких отраслях (газо-, водо-, электроснабжение, связь и пр.) экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особен-но резко выражена и в то же время конкуренция невозможна либо недопустима, ибо издержки банкротства настолько ве-лики, что на такой рынок нецелесообразно допускать конку-рентов. Государство предоставляет естественным монополи-ям исключительные привилегии по обслуживанию населения данного региона, однако сохраняет за собой право контролировать их деятельность. В качестве возможных средств обеспечения общественно приемлемого поведения естественных монополистов используются государственная собственность (т.е. национализация) или государственное регулирование. Результатом государственного регулирования деятель-ности фирм, прежде всего качества и цен представляемых ими услуг, является «регулируемая монополия».

Монополия закрытая — монополия, защищенная юриди-ческими нормами, ограничивающими конкуренцию: патента-ми, лицензиями, институтом авторских прав и пр. На практике лишь немногие монополии действительно являются абсолютно закрытыми. В реальной экономике всегда существует вероятность появления товаров-субститутов, а также возможность отмены юридических барьеров, обеспечивающих присвоение чистой экономической прибыли. В результате закрытая монополия может оказаться в ситуации безубыточного производст-ва в долгосрочном временном интервале. Фирма получает доход, достаточный для возмещения всех издержек, включая альтернативную стоимость капитала, но не присваивает экономической прибыли.

Монополия открытая — монополия, при которой одна из фирм ( по крайней мере на некоторое время) становится единственным поставщиком продукта, но не имеет специальной защиты от конкуренции. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Варианты оптимального поведения монополистической фирмы в этом случае могут изменяться в диапазоне от политики максимизации краткосрочной прибыли до лимитирующего ценообразования.

Монополия предпринимательская — рыночная ситуация, когда одна или несколько фирм контролируют основную долю производства в отрасли; понятие «предпринимательская монополия» включает рыночные модели абсолютной монополии и олигополии.

Монополия простая — ситуация, возникающая в случае, когда фирма в каждый конкретный момент времени продает свою продукцию всем своим покупателям по одной и той же цене. Такая ценовая политика является оптимальной в условиях, когда возможна перепродажа продукции. Однако при определенных обстоятельствах фирмы могут устанавливать для разных покупателей разные цены на один и тот же товар.

Монополия регулируемая — естественная монополия, деятельность которой находится под государственным контролем. Правительство определяет географическую среду деятельности монополиста, регулирует качество его услуг и контро-лирует цены, которые он может назначать. Цель регулирования — защита экономических интересов потребителей, которые должны получать выгоду от экономии, обусловленной масштабами производства, т. е. от снижения издержек на единицу продукции. Регулирование цены может одновременно снизить ее уровень, сократить экономические прибыли и обеспечить рост объемов производства. Конкретный уровень цены определяется с учетом дилеммы регулирования, т. е. предполагает выбор между ее общественно-оптимальной ве-личиной и величиной, обеспечивающей справедливую прибыль.

 

В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции.

Структурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта. 
Поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта.

Функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.

Общего понятия монополии в действующем законодательстве нету.

Виды монополий

Классификация монополий

В зависимости от того, защищает ли государство монополию от конкуренции или нет системой организационного и нормативного регулирования.

1. Закрытые (юридические) монополии:

А) Монополии, непосредственно регулируемые государством

Эти монополии создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

1. Государственные  монополии

Это «монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющем товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах и направлены на обеспечение публичных интересов». Государственная монополия - это искусственная монополия.

2. Естественные монополии

Это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.

Б) Монополии обладателей исключительных прав

Возможность занятия на рынке монопольного положения вследствие обладания данными правами связана  с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

2. Открытые (рыночные, временные) монополии

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.

Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов  и не регулируются государством.

Например, ХС становится единственным производителем определенного совершенно нового товара.

В зависимости от того, складывается ли монополия на стороне продавца или на стороне покупателя

Во втором случае будет монопсония (один покупаю).

 

Целями антимонопольного регулирования являются: защита прав потребителей ограничение рыночной власти сложившихся монополий; пресечение недобросовестной конкуренции, сговора, противодействие тенденциям чрезмерной концентрации рынка, развитие конкуренции и тем самым повышение эффективности рыночного механизма

В рамках антимонопольной политики можно выделить два основных направления: демонополизацию и регулирование деятельности предпринимательских монополий.

Политика демонополизации направлена на снижение (ограничение) степени монополизации рынка. Ее эффективное проведение предполагает:

во-первых, разработку системы ограничений на слияния и иные межфирменные соглашения, ведущие к существенному росту уровня монополизации и ограничению конкуренции.

во-вторых, проведение деконцентрации (разукрупнения) сложившихся предпринимательских монополий. В отраслях, где высокий уровень концентрации и экономически не оправдан.

В-третьих, содействие конкуренции в монополизированных отраслях. Ее проведение заключается в стимулировании создания новых предприятий в этих отраслях, в поощрении действующих предприятий других отраслей к производству монополизированных видов продукции, в поощрении импорта такой продукции. Средствами осуществления такой политики являются налоговые и таможенные преференции, льготное кредитование предприятий.

Объектом регулирования является: деятельность естественных монополий; деятельность предпринимательских монополий; регулирование цен на продукцию предприятий монополистов. Регулирование деятельности предпринимательских монополий действующих на конкурентных рынках не заменяет, а защищает конкурентный рыночный механизм.

Форбс: антимонопольный компромисс :

Алексей Ульянов, директор по развитию Национальной ассоциации институтов закупок

 

Малые и средние компании могут быть избавлены от необходимости согласовывать каждый шаг с антимонопольной службой.

 

В статье «ФАС против конкуренции» я доказывал, что большую часть своей активности антимонопольная служба направляет против малого и среднего бизнеса. Поэтому неудивительно, что именно малый и среднийБИЗНЕС  всерьез обеспокоился постоянным ужесточением антимонопольной политики в последние годы. Однако возможно, скоро моя статья станет неактуальной. В конце июня в Москве состоялся IX бизнес-форум «Деловой России» «Ставим на конкуренцию!». По его итогам Дмитрий Медведев 4 июля поручил ФАС и другим ведомствам реализовать программу либерализации антимонопольного законодательства, разработанную бизнес-сообществом. 

 

Ряд этих пунктов уже согласован с руководством ФАС. 

 

Договорились вернуть в российское законодательство так называемый нижний порог индивидуального доминирования, то есть положение компании с долей рынка ниже 35% не будет больше признаваться доминирующим. Сейчас закон позволяет признать доминирующей и наложить штраф на компанию с долей рынка 1%, если у ее ближайшего конкурента – 0,5%. Хотя на практике норма редко применялась, очевидно, что она может навредить компаниям с небольшой долей рынка, которые зачастую и относятся к малому и среднему бизнесу. 

 

Во-вторых, ФАС согласна подумать о корректировке признаков злоупотребления доминирующим положением. У западных специалистов есть очень точное выражение – антимонопольный орган должен защищать конкуренцию в целом, а не интересы отдельных конкурентов. В России пока, согласно подсчетам экономиста Вадима Новикова, свыше 75% дел касаются как раз защиты отдельных лиц. Теперь ФАС предлагает исключить из признаков злоупотребления ущемление интересов отдельных физических лиц. Это важный шаг, который позволит сократить число дел, не имеющих отношения к подлинной защите конкуренции. Однако «Деловая Россия» предлагает пойти дальше и полностью исключить из числа поводов для расследования ущемление интересов отдельных лиц (то есть и неопределенного круга физических, а также всех юридических лиц). Ведь даже если действия крупной компании затрагивают интересы только одного контрагента, то эту проблему надо решать путем переговоров или в суде. 

Информация о работе Антимонопольное регулирование национальной экономики