Антимонопольное регулирование национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 23:54, реферат

Описание работы

1. Актуальность проблемы.
2. Понятие монополии, ее виды, типы, признаки и источники.
3. Особенности современных монополий.
4. Цели антимонопольной политики.
5. Опыт антимонопольного регулирования западных стран и отечественные методы.
6. Проблемы и пути решения защиты конкуренции в России.

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 33.36 Кб (Скачать файл)

 

На практике исключение возможности возбуждать дело по ущемлению интересов уменьшит давление на средний  бизнес.

В-третьих, есть понимание необходимости устранить двусмысленное толкование статей 17-18.1 закона «О защите конкуренции», чтобы они не распространялись на закупки частных компаний. Действующая редакция теоретически позволяет возбудить дело по нарушениям на конкурсе по поставке мебели для малого предприятия. 

 

Наконец, необходимо повышать качество экономического анализа. В ФАС разработан неплохой порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Однако проблему это не решило: и сейчас на сайте ФАС публикуются 5-7% решений, в то время как на сайтах арбитражных судов – 100%. Анализ, проведенный Новиковым, показал, что не более чем в 2% решений ФАС, дошедших до суда, упоминается о проведении анализа рынка. Более того, в одном и том же случае слияния компаний, решение Еврокомиссии может занимать 50-60 страниц, а решение ФАС – один абзац. Поэтому требование проводить и публиковать анализ рынка надо закрепить прямо в законе. Повышение качества анализа и открытости ФАС скажется и на уменьшении количества дел, в первую очередь за счет снижения мелких дел, не оказывающих особого влияния на конкуренцию. 

 

Есть ряд моментов, по которым обсуждение продолжается. Одним из них являются антиконкурентные соглашения. Так, в Европе и США уже давно пришли к выводу, что картели двух фирм с долями рынка по 5-10% потребителям не угрожают, последние могут легко переключиться на продукцию конкурентов. Мы считаем, что аналогичную норму надо ввести в России. 

 

Ведь сейчас уголовно наказуемыми признаются даже картели с участием малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей. 

 

Также не угрожают конкуренции координация экономической деятельности и иные соглашения, если доли их участников на соответствующем рынке меньше 20%. Введение такого «правила минимума» по координации позволило бы небольшим машиностроительным компаниям развивать общую дилерскую сеть, а в других случаях – сотрудничать небольшим банкам и небольшим страховым компаниям, не опасаясь санкций со стороны ФАС России. 

 

Несмотря на то, что ФАС проводила политику по либерализации экономической концентрации (за последние 6 лет число контролируемых сделок сократилось почти в 5 раз), число согласуемых сделок остается значительным – 4437 за 2012 г. Это больше чем во всех странах G7 вместе взятых. В 2011 году только в 6 (0,2%) случаях был выдан запрет на слияние вследствие угрозы для конкуренции. Нужно полностью отменить контроль сделок внутри группы лиц, ликвидировать Реестр компаний, занимающих долю на рынке определенного товара свыше 35%, повысить порог согласования при покупке компании с 250 млн до 1 млрд рублей – по сути, не контролировать приобретение активов, если они относятся к среднему бизнесу. Также можно отметить контроль за сделками между крупными иностранными компаниями, предметом которых являются небольшие российские активы.

 

Вызывает вопросы последняя законодательная инициатива ФАС – введение регулирования правил торговой практики. Другими словами, речь идет о контроле за всей коммерческой деятельностью бизнеса. Подобное вмешательство в экономику не будет эффективным. А обязательная публикация этих правил на сайтах компаний может способствовать согласованным действиям и картельным сговорам. 

 

Отдельным пунктом поручений премьер-министра обозначено совершенствование методики оценки территориальных и отраслевых управлений центрального аппарата ФАС. В отличие от большинства других контрольно-надзорных ведомств, методика ФАС действительно хорошая, и постоянно совершенствуется. Проблема в другом - уровень сложности методики и квалификации ее разработчиков превзошел возможности исполнителей. В результате они стали работать на вал, разгоняя количество антимонопольных дел. Здесь тоже есть альтернативное предложение: надо, чтобы центральный аппарат ФАС, проверяя свои подразделения, опирался на опросы предпринимателей о состоянии конкурентной среды в той или иной отрасли или регионе. 

 


Информация о работе Антимонопольное регулирование национальной экономики