Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно является актуальной темой на сегодняшней день, она очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии.

Содержание работы

Введение. 3
1 Понятие монополии, ее виды.
1.1.Определение монополии. 5
1.2.Виды монополии. 7
2 Роль государства в антимонопольном регулирование рыночной
экономики. 9
2.1 Цели и задачи антимонопольного регулирования. 14
2.2 Связь полномочий антимонопольных органов с их
задачами. 17
3 Методы антимонопольного регулирования. 19
4 Законодательная база антимонопольного регулирования.
4.1 Законодательная база антимонопольного
регулирования в РФ. 24
4.2 Антимонопольное законодательство за рубежом. 30
Заключение. 34
Список используемой литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

   Несмотря  на относительно небольшой срок существования  российского конкурентного законодательства, в истории России его создания можно выделить несколько этапов.

     1. Начальным этапом считается принятие в 1991 г. Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Закон о конкуренции определил основные положения государственной конкурентной, в том числе антимонопольной, политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на соответствующих товарных рынках, формы недобросовестной конкуренции, а также пределы допустимой экономической концентрации производства и сбыта.

     2. Второй этап формирование конституционных основ конкурентного законодательства. Новая Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

     3. Третий этап в развитии конкурентного законодательства начался в ноябре 1994 г. и связан с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке. Такое установление пределов осуществления гражданских прав согласуется с положением ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

     4. Четвертым этапом в развитии конкурентного законодательства можно считать создание ряда новых направлений Закона о конкуренции.

А. Ценовое регулирование  деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение  на рынке.

Б. Правовое оформление политики демонополизации.

В. Создание специального законодательства, развивающего правила добросовестной конкуренции применительно к отдельным сферам хозяйственного оборота.

     5. Пятый этап связан с отменой монополии внешней торговли, либерализацией экспортно-импортной деятельности, которые потребовали обеспечения зашиты интересов российских товаропроизводителей в условиях конкуренции с импортерами.

     6. Шестой этап формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, так как российское конкурентное право нельзя было бы считать достаточно полным, если бы оно не охватывало такой важной сферы, как рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами юридических и физических лиц.

Обобщая обзор  истории законодательства Российской Федерации, регулирующего развитие конкуренции, предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, следует констатировать, что к середине 1999 г. его формирование в основном завершилось. Сегодня можно с полным основанием утверждать, что в стране складывается новая комплексная отрасль законодательства — конкурентное законодательство.

     Об  остроте проблемы свидетельствует  практика антимонопольных законов. Принятый в 1995г. Закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон  РСФСР «О конкуренции и антимонопольной  деятельности на товарных рынках» устанавливает перечень жестких запретов на действия государственных и местных органов управления, направленных на ограничение конкуренции дает ГКАП (Государственный Комитет Антимонопольной Политики) России широкие права и полномочия по контролю за соблюдением норм антимонопольного законодательства.

     Федеральным органам исполнительной власти запрещается  принимать акты и совершать действия, направленные на:

-введение ограничений на создание новых хозяйственных объектов, а также установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности;

-установление запретов и иных ограничений на вывоз и продажу товаров из одного региона в другой;

-выдачу хозяйственным субъектам указаний о приоритетном заключении договоров с определенным кругом покупателей;

-предоставлять отдельным хозяйственным субъектам необоснованных льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим предприятиям, действующих на данном рынке.

     Анализ  деятельности антимонопольных органов  России показывает, что только за 1996 год они приняли к рассмотрению около тысячи заявлений по нарушению антимонопольного законодательства.

     В течении последних лет сохраняется  тенденция увеличения как количества, так и удельного веса дел по фактам нарушения Закона о конкуренции, что свидетельствует о серьезности проблем, возникающих в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности, особенно на региональном и местном уровнях.

     Практика  показывает, что в различных субъектах  Российской Федерации имеют место  несколько видов нарушений антимонопольного законодательства. Так, «основным видом нарушений Закона о конкуренции является необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйственных субъектов со стороны органов исполнительной власти – около 1/3 от общего количества рассмотренных по данной статье дел».

     Во  многих регионах Российской Федерации  сохраняется практика необоснованного  препятствования предпринимательской  деятельности путем усложнения порядка  лицензирования и произвольного  расширения перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию.

     Также значимой группой нарушений Закона о конкуренции является необоснованное предоставление льгот отдельным  хозяйственным субъектам. Например, признано противоречащим антимонопольному законодательству и отменено решение МПС России, которое обязывало собственников грузовых вагонов, не относящихся к парку МПС России приобретать новые узлы для ремонта вагонов за счет собственных средств, в то время, как действующие инструкции предполагают единые правила проведения планового ремонта подвижного состава для всех организаций, независимо от подведомственности и форм собственности. Тем самым создавались особые условия для предприятий, располагавших собственным вагонным парком и не входящих в МПС России.

     Антимонопольные органы работают по контролю за реализацией федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». При этом выявлены многочисленные нарушения не только производителей, незаконно сбывающих фальсифицированные вино-водочные изделия, но и организаций исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в виде установления дополнительных сборов на продажу ликеро-водочных изделий).

 

     2.1 Цели и задачи  антимонопольного регулирования. 
 

     Основные  задачи и цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

     К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно указанным  в Законе, относятся:

содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.

     Федеральный антимонопольный орган выполняет  следующие основные функции, прямо  перечисленные в Законе:

направляет в Правительство Российской Федерации предложения по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения;

контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

     Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки предпринимательства  и демонополизации федеральный  антимонопольный орган может  направлять соответствующим федеральным  органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных цен;

о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и кредитов;

о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;

о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов;

о внесении изменений в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок их лицензирования.[13]

 

     2.2 Связь полномочий антимонопольных органов с их задачами. 
 

     Основной задачей антимонопольных органов является содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, защита интересов малого предпринимательства. Эту задачу можно рассматривать как созидательную. Ее выполнение неразрывно связано с другой — государственным контролем соблюдения антимонопольного законодательства. Контроль осуществляется по разным направлениям: предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, предупреждение необоснованной концентрации капитала. Методы реализации этих задач дают основания назвать их репрессивными.

     В зависимости от связи полномочий антимонопольного органа с его задачами можно выделить несколько групп  полномочий антимонопольных органов:

полномочия, направленные на развитие конкуренции и предпринимательства (на реализацию задач созидательного характера);

полномочия, связанные с осуществлением государственного контроля и соблюдения антимонопольного законодательства;

полномочия по применению мер и ответственности к нарушителям законодательства.

       Полномочия, направленные на развитие  конкуренции и предпринимательства:

А. Проведение анализа  и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках.

Б. Определение  доминирующего положения хозяйствующего субъекта.

В Разработка рекомендаций по развитию конкурентной среды на товарных рынках.

Г. Дача разъяснений по вопросам применения антимонопольного законодательства.

     Полномочия  по осуществлению государственного контроля соблюдения антимонопольного законодательства:

Информация о работе Антимонопольное регулирование