Антимонопольное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2010 в 22:07, курсовая работа

Описание работы

Антимонопольная политика, безусловно является актуальной темой на сегодняшней день, она очень важна для экономики государства. Хорошо продуманные меры по регулированию монополий способствуют развитию конкуренции, стабилизации рынка и совершенствованию экономики в целом.
Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии.

Содержание работы

Введение. 3
1 Понятие монополии, ее виды.
1.1.Определение монополии. 5
1.2.Виды монополии. 7
2 Роль государства в антимонопольном регулирование рыночной
экономики. 9
2.1 Цели и задачи антимонопольного регулирования. 14
2.2 Связь полномочий антимонопольных органов с их
задачами. 17
3 Методы антимонопольного регулирования. 19
4 Законодательная база антимонопольного регулирования.
4.1 Законодательная база антимонопольного
регулирования в РФ. 24
4.2 Антимонопольное законодательство за рубежом. 30
Заключение. 34
Список используемой литературы. 36

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

     Опыт  законодательства промышленно развитых стран свидетельствует о различных  источниках правового регулирования  пресечения недобросовестной  конкуренции и монополистической деятельности: отдельно принятые антимонопольные законы и законы о пресечении недобросовестной конкуренции (Австрия, Испания, Канада, ФРГ, Швейцария); антимонопольные законы и общие нормы гражданского права в области пресечения недобросовестной конкуренции (Италия, Франция); антимонопольные или антитрестовские законы и судебные прецеденты в области пресечения недобросовестной конкуренции (Великобритания, США).

 

      Заключение. 
 

     В целях совершенствования антимонопольного регулирования в России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта  стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации в эффективный регулятор рыночных отношений.

     К актуальным перспективным мерам  правительственной политики в области  антимонопольного регулирования относятся:

     продолжение структурных преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

     совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

     регулирование и контроль инвестиционных программ;

     создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и последующее дерегулирование этих видов деятельности;

     повышение эффективности реализации полномочий государства по  принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

     приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

     целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориях потребителей;

     сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

     Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также  упорядочение взаимоотношений антимонопольных  органов с другими органами исполнительной власти. Существует достаточно много  вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

     В перспективе решение указанной  проблемы должно, по видимому, достигаться  одновременно по трем параллельным направлениям:

     решение принципиальных вопросов взаимодействия органов исполнительной власти (прежде всего - вопросы, затрагивающие права различных лиц и имеющие правовые последствия) должно основываться  только на развитии законодательной базы;

     вопросы структурно-функционального характера должны разрешаться  на уровне правительства (например, принятием соответствующих постановлений);

     вопросы оперативного взаимодействия органов управления могут регулироваться ими самими путем достижения вышеупомянутых соглашений.

     При этом для стимулирования устойчивых темпов экономического роста в 2001-2002 гг. целесообразно сохранить тенденцию отставания темпов роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий от темпов роста оптовых цен производителей промышленной продукции.

 

Список  используемой литературы. 

  1. Курс экономической  теории. Учебное пособие. Киров, 1993 год.
  2. С.Фишер., Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи. Экономика. М.,1993 год.
  3. Дж.Вильсон, В.Цапелик. «Естественные монополии России» //Вопросы экономики 1995 год № 11.
  4. В.Миронов, А.Зимогляд, А.Яковлев «Российский монополизм и приватизация»// Экономист 1995 год № 6.
  5. «Обуздаем ли монополии»// Российская газета 1994 года 9 июля.
  6. В.Ершов «О пользе неконкретности антимонопольного законодательства» // Независимая газета 1994 год  1 февраля.
  7. Государственно-монополистическая политика в сфере науки и техники. М., 1989 год.
  8. Большая советская энциклопедия.
  9. Краткий экономический словарь.
  10. Мозолин В., Кулагин М. “Граждонское и торговое право капиталистических стран”, М., 1980 г.
  11. Никитин С., Глазова Е. “Государство и проблема монополии”.
  12. “МЭ и МО”, 1994 г., №7.
  13. www.auh.ru/books/m 99/1 17/htm

Информация о работе Антимонопольное регулирование