Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, изучение антимонопольного законодательства РФ, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Задачи:
- изучение антимонопольной политики на федеральном уровне;
- ознакомиться с историей становления антимонопольного законодательства в России;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами антимонопольной деятельности;
- рассмотреть виды нарушений антимонопольного законодательства на примере предприятий;
- ознакомиться с деятельностью антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях;
- ознакомиться с осуществлением государственного контроля над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой.
Предмет исследования - антимонопольное законодательство РФ
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные принципы антимонопольной политики РФ……………5
1.1. Понятие конкуренции и монополистической деятельности……………..5
1.2. Виды монополистической деятельности…………………………………..6
1.3. Цели и методы антимонопольного регулирования в России…………….8
2. Антимонопольное законодательство в России……………………………...16
2.1. Этапы развития антимонопольного законодательства …………………16
2.2. Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………..18
2.3. Основные положения антимонопольного законодательства…………..27
3. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы РФ………………31
4. Влияние антимонопольного законодательства на единство российского рынка и экономическое развитие…………………………………………….…37
5.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем……………………………………….…40
6. Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………..…...43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы…..…………………………………………54
Приказом Госкомитета
- указывать дату и номер
- не допускать объявления
- не допускать сравнения между
рекламируемыми и другими
- не обещать проведения работ,
оказания услуг,
- акционерным обществам в
При наличии перечисленных
Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в трехдневный срок с момента окончания срока на рассмотрение решения и информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.
При рассмотрении дел ГКАП России
и его территориальные
Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.
Основанием для рассмотрения дела является выявление фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями следующих обязанностей:
- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года;
- указывать реальные проценты,
выплаченные по различным
2.3. Основные положения антимонопольного законодательства
Сердцевина российского
антимонопольного законодательства – Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных
рынках» от 22 марта 1991 года (далее – Закон).
Монополистической деятельностью, согласно
ст. 4 Закона, являются противоречащие
антимонопольному законодательству действия
(бездействие) хозяйствующих субъектов
или федеральных органов исполнительной
власти, органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, направленные
на недопущение, ограничение или устранение
конкуренции.
Формам монополистической деятельности
посвящен раздел II Закона. Он состоит из
пяти статей, предусматривающих регулирование
злоупотребления доминирующим положением
на рынке, вертикальных и горизонтальных
(картельных) монополистических соглашений,
деятельности органов исполнительной
власти и местного самоуправления, ограничивающих
конкуренцию, а также недопустимость участия
в предпринимательской деятельности должностных
лиц органов государственной власти и
государственного управления.
В п.1 ст. 5 Закона закреплен общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (т.е. не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров) составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.
Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:
- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого
является создание или поддержание дефицита
на рынке либо повышение цен;
- навязывание контрагенту условий договора,
не выгодных для него или не относящихся
к предмету договора (необоснованные требования
передачи финансовых средств, иного имущества,
имущественных прав, рабочей силы контрагента
и др.);
- включение в договор
дискриминирующих условий,
- согласие заключить договор лишь при условии внесения в
него положений, касающихся товаров, в
которых контрагент (потребитель) не заинтересован;
- создание препятствий доступу на рынок
(выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;
- нарушения установленного
нормативными актами порядка ценообразования;
- установление монопольно высоких (низких)
цен;
- сокращение или прекращение производства
товаров, на которые имеются спрос или
заказы потребителей при наличии безубыточной
возможности их производства;
- необоснованный отказ от заключения
договора с отдельными покупателями (заказчиками)
при возможности производства или поставки
соответствующего товара.
Согласно ст. 6 Закона
антиконкурентные соглашения (согласованные
действия) являются наиболее опасной
и часто встречающейся формой монополистической деятельности в
условиях рыночной экономики.
Пункт 1 этой статьи касается так называемых
горизонтальных (картельных) соглашений,
т.е. соглашений между хозяйствующими
субъектами одного и того же уровня. Так,
запрещаются и в установленном порядке
признаются недействительными полностью
или частично достигнутые в любой форме
соглашения (согласованные действия) конкурирующих
хозяйствующих субъектов (потенциальных
конкурентов), имеющих в совокупности
долю на рынке определенного товара более
35%, если такие соглашения могут иметь
своим результатом ограничение конкуренции.
Пункт 2 ст. 6 Закона посвящен
вертикальным антиконкурентным сговорам.
Так, запрещаются достигнутые в
любой форме соглашения (согласованные
действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает
доминирующее положение, а другой является,
его поставщиком или покупателем (заказчиком),
если такие соглашения (согласованные
действия) имеют либо могут иметь своим
результатом ограничение конкуренции.
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической
деятельности в сфере управления экономикой
на период перехода от командно-административной
системы к рыночным отношениям. Следует
отметить, что указанные положения не
присущи законодательству промышленно
развитых стран; они больше свойственны
странам с переходной экономикой.
Согласно п. 1 ст. 7 Закона федеральным органам
исполнительной власти, органам исполнительной
власти субъектов РФ и органам местного
самоуправления запрещается принимать
акты и (или) совершать действия, которые
ограничивают самостоятельность хозяйствующих
субъектов, создают дискриминирующие
или, напротив, благоприятствующие условия
деятельности отдельных хозяйствующих
субъектов, если такие акты или действия
имеют либо могут иметь своим результатом
ограничение конкуренции и (или) ущемление
интересов хозяйствующий субъектов или
граждан.
При слиянии, создании, присоединении
коммерческих организаций возможны различные
проявления антиконкурентных последствий.
Статьи 17 и 18 Закона регламентируют контроль
следующих видов экономической концентрации:
1) создания, слияния и присоединения объединений
коммерческих организаций, а также самих
коммерческих организаций; 2) приобретения
определенных пакетов акций (вкладов,
долей) в уставном (складочном) капитале
хозяйствующих субъектов; 3) ликвидации
и разделения (выделения) государственных
и муниципальных унитарных предприятий
(если это приводит к появлению хозяйствующего
субъекта, доля которого на соответствующем
товарном рынке превышает 35%); 4) получения
в собственности или использования одним
хозяйствующим субъектом основных производственных
средств и нематериальных активов другого
хозяйствующего субъекта; 5) приобретение
любым лицом прав, позволяющих определять
условия ведения хозяйствующим субъектом
его предпринимательской деятельности;
6) переплетения директоратов.
Необходимое условие
для обращения в
3. Деятельность
Федеральной Антимонопольной
Законом устанавливаются формы недобросовестной конкуренции:
-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;
-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
-продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).
Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).
Федеральный антимонопольный
орган входит в структуру федеральных
органов исполнительной власти, формируемую
в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации и
Федеральным конституционным законом
«О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены какие-либо ограничения
в отношении количества, структуры и местоположения
территориальных органов федерального
антимонопольного органа, однако традиционной
стала практика их формирования в соответствии
с административно-
Российской Федерации.
Федеральный антимонопольный орган создает свои территориальные органы. Полномочия антимонопольных органов вытекают из их задач и функций (ст. 12 Закона о конкуренции).
В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:
1) о предоставлении
льготных кредитов, а также об
уменьшении налогов или
2) об изменении сфер
применения свободных,
3) о создании и развитии
параллельных структур в
4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
5) о привлечении иностранных инвестиций, создании организаций с иностранными инвестициями и свободных экономических зон;
6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.
На федеральный
1) созданием, слиянием
и присоединением коммерческих
организаций (союзов или
2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;
3) ликвидацией и разделением
(выделением) государственных и
Кроме вышесказанного, функции государственного контроля возложены на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:
1) приобретение лицом (группой лиц) акций с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
2) получение в собственность
или пользование одним