Антимонопольное законодательство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, изучение антимонопольного законодательства РФ, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Задачи:
- изучение антимонопольной политики на федеральном уровне;
- ознакомиться с историей становления антимонопольного законодательства в России;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами антимонопольной деятельности;
- рассмотреть виды нарушений антимонопольного законодательства на примере предприятий;
- ознакомиться с деятельностью антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях;
- ознакомиться с осуществлением государственного контроля над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой.
Предмет исследования - антимонопольное законодательство РФ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные принципы антимонопольной политики РФ……………5
1.1. Понятие конкуренции и монополистической деятельности……………..5
1.2. Виды монополистической деятельности…………………………………..6
1.3. Цели и методы антимонопольного регулирования в России…………….8
2. Антимонопольное законодательство в России……………………………...16
2.1. Этапы развития антимонопольного законодательства …………………16
2.2. Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………..18
2.3. Основные положения антимонопольного законодательства…………..27
3. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы РФ………………31
4. Влияние антимонопольного законодательства на единство российского рынка и экономическое развитие…………………………………………….…37
5.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем……………………………………….…40
6. Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………..…...43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы…..…………………………………………54

Файлы: 1 файл

Антимонопольное законодательство РФ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Приказом Госкомитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических  структур от 14 июля 1994 г. № 83 утверждено "Положение о порядке рассмотрения дел о нарушениях принципов добросовестной конкуренции и прав потребителей на достоверную информацию". При рекламе услуг банков, финансовых, страховых и инвестиционных предприятий, организаций, граждан-предпринимателей, акционерных обществ, а также иных юридических лиц, привлекающих средства граждан либо реализующих свои финансовые программы в соответствии в этим приказом предписывается:

- указывать дату и номер регистрации  выпуска рекламируемых ценных  бумаг, место их регистрации  и место, где можно ознакомиться  с условиями выпуска;

- не допускать объявления гарантий, обещаний или предложений о будущей эффективности (доходности) своей деятельности;

- не допускать сравнения между  рекламируемыми и другими юридическими  лицами, их услугами (товарами), если  данное сравнение невозможно  подтвердить данными статистической отчетности или бухгалтерского баланса, заверенного аудиторами;

- не обещать проведения работ,  оказания услуг, предоставления  товаров, если таковые фактически  не осуществляются (не производятся) на день рекламы;

- акционерным обществам в рекламе  указывать только фактически выплаченные по итогам не менее одного года размеры дивидендов по обыкновенным акциям.

При наличии перечисленных нарушений  соответствующей комиссией выносится  решение, подлежащее обязательному  рассмотрению рекламодателем и органом, осуществившим лицензирование.

Рекламодатель, реклама которого признана недобросовестной, обязан снять свою рекламу с распространения в  трехдневный срок с момента окончания  срока на рассмотрение решения и  информировать об этом ГКАП России (территориальное управление) и орган, осуществивший лицензирование рекламодателя. Иначе приостанавливается действие выданной рекламодателю лицензии.

При рассмотрении дел ГКАП России и его территориальные управления руководствуются Законом РСФСР  от 22 марта 1991 г. "О конкуренции  и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Указом президента РФ от 10 июня 1994 г. № 1183, Положением о ГКАП России, утвержденным Указом Президента РФ от 24 августа 1992 г. № 915, положениями о территориальных управлениях ГКАП России, Правилами рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденными приказом ГКАП России от 12 мая 1994 г. № 53.

Дела по фактам нарушения требований к рекламной деятельности рассматриваются  территориальными управлениями ГКАП России по месту нахождения рекламодателя, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России.

Основанием для рассмотрения дела является выявление фактов недобросовестной рекламы; несоблюдение рекламодателями  следующих обязанностей:

- указывать реальные размеры дивидендов, выплаченных по простым именным акциям в течение последнего финансового года;

- указывать реальные проценты, выплаченные по различным видам  вкладов в течение последнего  финансового года с разбивкой  по месяцам (кварталам), если выплаты производились ежемесячно (ежеквартально).

2.3. Основные положения  антимонопольного законодательства

Сердцевина российского  антимонопольного законодательства – Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (далее – Закон). Монополистической деятельностью, согласно ст. 4 Закона, являются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции. 
Формам монополистической деятельности посвящен раздел II Закона. Он состоит из пяти статей, предусматривающих регулирование злоупотребления доминирующим положением на рынке, вертикальных и горизонтальных (картельных) монополистических соглашений, деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию, а также недопустимость участия в предпринимательской деятельности должностных лиц органов государственной власти и государственного управления.

В п.1 ст. 5 Закона закреплен  общий запрет злоупотребления хозяйствующим объектом (группой лиц) доминирующим положением на рынке. Этот запрет касается действий, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара (т.е. не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров) составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим.

Примерные формы проявления злоупотребления доминирующим положением, указанные в ст. 5 Закона о конкуренции, следующие:

- изъятие товаров из обращения, целью или результатом которого является создание или поддержание дефицита на рынке либо повышение цен; 
- навязывание контрагенту условий договора, не выгодных для него или не относящихся к предмету договора (необоснованные требования передачи финансовых средств, иного имущества, имущественных прав, рабочей силы контрагента и др.);

- включение в договор  дискриминирующих условий, которые  ставят контрагента в неравное  положение по сравнению с другими  хозяйствующими субъектами;

- согласие заключить договор лишь при условии внесения в него положений, касающихся товаров, в которых контрагент (потребитель) не заинтересован; 
- создание препятствий доступу на рынок (выход с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

- нарушения установленного  нормативными актами порядка ценообразования; 
- установление монопольно высоких (низких) цен; 
- сокращение или прекращение производства товаров, на которые имеются спрос или заказы потребителей при наличии безубыточной возможности их производства; 
- необоснованный отказ от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) при возможности производства или поставки соответствующего товара.

Согласно ст. 6 Закона антиконкурентные соглашения (согласованные  действия) являются наиболее опасной  и часто встречающейся формой монополистической деятельности в условиях рыночной экономики. 
Пункт 1 этой статьи касается так называемых горизонтальных (картельных) соглашений, т.е. соглашений между хозяйствующими субъектами одного и того же уровня. Так, запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными полностью или частично достигнутые в любой форме соглашения (согласованные действия) конкурирующих хозяйствующих субъектов (потенциальных конкурентов), имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашения могут иметь своим результатом ограничение конкуренции.

Пункт 2 ст. 6 Закона посвящен вертикальным антиконкурентным сговорам. Так, запрещаются достигнутые в  любой форме соглашения (согласованные  действия) неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является, его поставщиком или покупателем (заказчиком), если такие соглашения (согласованные действия) имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции. 
Статьи 7 и 8 Закона направлены против монополистической деятельности в сфере управления экономикой на период перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Следует отметить, что указанные положения не присущи законодательству промышленно развитых стран; они больше свойственны странам с переходной экономикой. 
Согласно п. 1 ст. 7 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующий субъектов или граждан. 
При слиянии, создании, присоединении коммерческих организаций возможны различные проявления антиконкурентных последствий. Статьи 17 и 18 Закона регламентируют контроль следующих видов экономической концентрации: 1) создания, слияния и присоединения объединений коммерческих организаций, а также самих коммерческих организаций; 2) приобретения определенных пакетов акций (вкладов, долей) в уставном (складочном) капитале хозяйствующих субъектов; 3) ликвидации и разделения (выделения) государственных и муниципальных унитарных предприятий (если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке превышает 35%); 4) получения в собственности или использования одним хозяйствующим субъектом основных производственных средств и нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта; 5) приобретение любым лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности; 6) переплетения директоратов.

Необходимое условие  для обращения в антимонопольные  органы за получением согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию коммерческих организаций – определенная суммарная  стоимость активов учредителей, реорганизуемых и ликвидируемых предприятий (более 100 000 МРОТ).

 

3. Деятельность  Федеральной Антимонопольной Службы РФ

Законом устанавливаются  формы недобросовестной конкуренции:

-распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убыток другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, – введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления потребительских свойств, качества товара;

-некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

-продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;

-получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия их владельца (ст. 10 Закона о конкуренции).

Проведение государственной политики по содействию товарным рынкам и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции осуществляется федеральным антимонопольным органом – Государственным антимонопольным комитетом РФ (с 1998 г. – Министерство по антимонопольной политике).

Федеральный антимонопольный  орган входит в структуру федеральных  органов исполнительной власти, формируемую  в порядке, установленном 
Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом 
«О Правительстве Российской Федерации».

Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку  финансируются из средств федерального бюджета.

Законом не предусмотрены какие-либо ограничения в отношении количества, структуры и местоположения территориальных органов федерального антимонопольного органа, однако традиционной стала практика их формирования в соответствии с административно-территориальным делением 
Российской Федерации.

Федеральный антимонопольный  орган создает свои территориальные  органы. Полномочия антимонопольных  органов вытекают из их задач и  функций (ст. 12 Закона о конкуренции).

В целях содействия развитию товарных рынков, конкуренции, поддержки предпринимательства и демонополизации федеральный антимонопольный орган вправе направлять соответствующим органам исполнительной власти и управления рекомендации:

1) о предоставлении  льготных кредитов, а также об  уменьшении налогов или освобождении от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на рынок определенного товара;

2) об изменении сфер  применения свободных, регулируемых  и фиксированных цен;

3) о создании и развитии  параллельных структур в сферах  производства и обращения;

4) о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

5) о привлечении иностранных  инвестиций, создании организаций  с иностранными инвестициями  и свободных экономических зон;

6) о лицензировании экспортно-импортных операций и изменении таможенных тарифов.

На федеральный антимонопольный  орган возложен государственный  контроль за:

1) созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций (союзов или ассоциаций);

2) слиянием и присоединением коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда;

3) ликвидацией и разделением  (выделением) государственных и муниципальных  унитарных предприятий, размер  активов которых превышает 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке будет превышать 35% (п.1, ст. 17 Закона).

Кроме вышесказанного, функции  государственного контроля возложены  на федеральные антимонопольные органы – это контроль за соблюдением законодательства при осуществлении хозяйствующими субъектами отдельных предпринимательских сделок (п.1, ст. 18 Закона). Этот контроль выражается в том, что с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица осуществляются:

1) приобретение лицом  (группой лиц) акций с правом  голоса в уставном капитале  хозяйственного общества, при котором  такое лицо (группа лиц) получает  право распоряжаться более чем 20% указанных акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;

2) получение в собственность  или пользование одним хозяйствующим  субъектом (группой лиц) основных  производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки, превышает 10% от балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего имущество;

Информация о работе Антимонопольное законодательство РФ