Антимонопольное законодательство РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является изучение и обобщение зарубежного опыта антимонопольного регулирования, анализ основных принципов антимонопольного регулирования в России на основе сложившейся экономической ситуации и действующих нормативных актов, изучение антимонопольного законодательства РФ, рассмотрение области проблем антимонопольного законодательства и возможных путей их решения; определение источников проблем антимонопольного регулирования; основных тенденций изменения антимонопольного законодательства методом анализа действующих нормативных актов с учетом особенностей российской экономики.
Задачи:
- изучение антимонопольной политики на федеральном уровне;
- ознакомиться с историей становления антимонопольного законодательства в России;
- ознакомиться с нормативно-правовыми актами антимонопольной деятельности;
- рассмотреть виды нарушений антимонопольного законодательства на примере предприятий;
- ознакомиться с деятельностью антимонопольных органов на федеральном и региональном уровнях;
- ознакомиться с осуществлением государственного контроля над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой.
Предмет исследования - антимонопольное законодательство РФ

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие, основные принципы антимонопольной политики РФ……………5
1.1. Понятие конкуренции и монополистической деятельности……………..5
1.2. Виды монополистической деятельности…………………………………..6
1.3. Цели и методы антимонопольного регулирования в России…………….8
2. Антимонопольное законодательство в России……………………………...16
2.1. Этапы развития антимонопольного законодательства …………………16
2.2. Нормативно-правовая база антимонопольной деятельности…………..18
2.3. Основные положения антимонопольного законодательства…………..27
3. Деятельность Федеральной Антимонопольной Службы РФ………………31
4. Влияние антимонопольного законодательства на единство российского рынка и экономическое развитие…………………………………………….…37
5.Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем……………………………………….…40
6. Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой………………………………..…...43
Заключение………………………………………………………………………50
Список используемой литературы…..…………………………………………54

Файлы: 1 файл

Антимонопольное законодательство РФ.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

3) приобретение лицом  (группой лиц) прав, позволяющих  определять условия ведения хозяйствующим  субъектом его предпринимательской  деятельности (п. 2 ст. 18 Закона).

Задачи и цели антимонопольных  органов.

Основные задачи и  цели федерального антимонопольного органа, а также ответственность его должностных лиц определяются Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К основным задачам федерального антимонопольного органа, непосредственно  указанным в Законе, относятся:

• содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;

• предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции;

• государственный контроль над соблюдением антимонопольного законодательства.

Федеральный антимонопольный  орган выполняет следующие основные функции, прямо перечисленные в  Законе:

• направляет в Правительство  Российской Федерации предложения  по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения, заключения о проектах законов и других нормативных актов, касающихся функционирования рынка и развития конкуренции;

•дает рекомендации федеральным  органам исполнительной власти, органам  исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления о проведении мероприятий, направленных на содействие развитию товарных рынков и конкуренции;

• разрабатывает и  осуществляет меры по демонополизации  производства и обращения;

• контролирует соблюдение антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов;

• контролирует приобретение акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое  может привести к доминирующему  положению на рынках в Российской Федерации хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Для содействия развитию товарных рынков и конкуренции, поддержки  предпринимательства и демонополизации  федеральный антимонопольный орган  может направлять соответствующим  федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендации:

• о предоставлении льготных кредитов, а также об уменьшении налогов или освобождении от них  хозяйствующих субъектов, впервые  вступающих на рынок определенного товара;

• об изменении сфер применения свободных, регулируемых и фиксированных  цен;

• о создании и развитии параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет централизованных инвестиций и  кредитов;

• о финансировании мероприятий по расширению выпуска товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;

• о привлечении иностранных  инвестиций, создании организаций с  иностранными инвестициями и свободных  экономических зон;

• о лицензировании экспортно-импортных  операций и изменении таможенных тарифов;

• о внесении изменений  в перечни видов деятельности, подлежащих лицензированию, и в порядок  их лицензирования.

Федеральный антимонопольный  орган принимает участие в  реализации федеральных программ демонополизации, программ развития конкуренции и поддержки предпринимательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Влияние антимонопольного законодательства на единство российского рынка и экономическое развитие. 

Антимонопольное законодательство - один из немногих видов законодательства, делящих российский рынок на отдельные товарные рынки. Само по себе такое разделение не представляет особой проблемы и не противоречит правильно понимаемому конституционному принципу единства экономического пространства. Дело в том, что любое экономическое пространство не может быть едино, если понимать единство как однородность. Другое понимание может дать взгляд на пространство с точки зрения действующего человека, для которого пространство - пространство выбора и принятия решений и желаемое единство пространства тогда должно означать стремление к увеличению его "протяженности" - расширению возможностей выбора и деятельности для бизнеса и граждан. Пространство действительно неоднородно и классификация его на отдельные рынки не может сама по себе представлять проблемы. Однако, одно дело - классификация в целях познания мира, другое - в целях его преобразования. Как мы показали выше, классификация человека в качестве предпринимателя может помешать увидеть не - предпринимательские черты в его поведении и, более того, привести к законодательным ограничениям на его действия в качестве потребителя.

 Разделение же российского  экономического пространства на  отдельные рынки в антимонопольном  законодательстве - не просто способ  описания происходящего, а именно инструмент действий. Понятие товарного рынка входит в определение доминирующего положения, наличие которого и позволяет применять к фирме нормы антимонопольного законодательства, регламентирующие важнейшие стороны деятельности предприятий: увеличение капитализации, реорганизацию, структуру производства и продаж. Таким образом, попадание в Реестр, созданный в соответствии с ФЗ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и Постановлением Правительства РФ "О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов", означает возможность достаточно серьезных дополнительных издержек. Региональная практика ведения подобных реестров показывает, что при определении географических границ рынка широко используются границы субъекта федерации и его районов. Поэтому "монополистами" становятся даже фирмы, действующие в таких высококонкурентных секторах, как производство мясных, хлебных и колбасных изделий.

Рассматривая антимонопольное регулирование как барьер для входа, обнаружим, что наиболее существенным этот барьер будет являться для регионов, имеющих относительно маленький внутренний рынок, либо в силу географических размеров, либо в силу неразвитости региона. Таким образом, основными двумя следствиями антимонопольного регулирования для регионального развития будет являться общее уменьшение предпринимательской активности и переток капиталов в регионы с более развитым внутренним рынком.

 Законодательная попытка  "нормализовать" прибыль, которая предлагается антимонопольным законодательством, является самым серьезным ударом по процессу конкуренции. Аналогичным действием обладают и другие нормы, выработанные на основе модели совершенной конкуренции. Выбор один: либо конкуренция продолжается, либо на нее накладываются схемы, копирующие ситуацию отсутствия (окончания) конкуренции. Но если мы отведем какое-либо место в жизни "нормальной прибыли", которая может возникнуть только в результате "нормальных действий", то увидим, что конкуренция и инновации исчезают, а энергично конкурирующих людей сменяют безликие владельцы фирм.

 Влияния же антимонопольного  законодательства непосредственно  на выпуск товаров может быть  показан при помощи исторической  реконструкции той ситуации, в  которой возникло антимонопольное законодательство. 
 
 Наиболее известный антимонопольный закон, ставший моделью для многих других, Акт Шермана, был принят в США в 1890 г. Реальной причиной принятия данного акта стало серьезное давление фермерского лобби (и примкнувших к ним групп), не выдерживающего конкуренцию с новым, механизированным сельскохозяйственным производством, центром которого был Чикаго. Соответственно, причиной обеспокоенности групп интересов были вовсе не монополистические ограничительные практики, а большой уровень конкуренции в обвиняемых в монополизме секторах. Именно в этих секторах цены снижались больше, чем в других отраслях, да и рост выпуска был также достаточно высоким. Об этом свидетельствует приведенная ниже таблица, основанная на статистике 1880-1890 гг. для ряда отраслей, обвиняемых в монополизме. Ничем не отличалась ситуация и в отраслях, объявленных "естественными монополиями".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Тенденции развития нормативной базы антимонопольного законодательства в решении проблем.

Сегодня антимонопольное законодательство необходимо совершенствовать, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Предстоит так обновить правовую базу, чтобы она позволяла надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. Нужен закон «О защите конкуренции в сфере финансовых услуг».

Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось  при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях. Поэтому для нашей страны важно  не только ограничивать монополизм и злоупотребления доминирующим положением, добиваться соблюдения правил конкуренции, наказывать за их нарушения, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю .

Что касается направлений  антимонопольной политики в России на ближайшие годы, то в декабре 2001 года на заседании Правительства РФ была утверждена концепция среднесрочной правительственной программы на 2002-2007 гг. «Структурная перестройка и экономический рост». Она содержит специальный раздел, посвящённый антимонопольной политике.

Антимонопольная политика в среднесрочной перспективе  будет реализовываться по следующим  основным направлениям:

1. Совершенствование  правовой базы, форм и методов  антимонопольного контроля и  регулирования в целях предупреждения  и пресечения злоупотреблений рыночной властью, сговоров, соглашений и согласованных действий, имеющих результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан, недобросовестной конкуренции.

2. Демонополизация экономики  и создание условий для развития конкуренции на монополизированных товарных рынках с высокой степенью концентрации поставок, устранение барьеров для развития конкуренции и входа на рынки других хозяйствующих субъектов.

3. Противодействие созданию  новых монополистических структур в результате перераспределения собственности, реализации корпоративной инвестиционной политики и интеграционных процессов, в том числе при формировании ФПГ.

4. Распространение антимонопольных  требований на рынки финансовых, в том числе банковских и  страховых, услуг.

5. Согласование целей,  задач и мер по демонополизации  и развитию конкуренции на  товарных рынках, гармонизации антимонопольного  законодательства в рамках единого  экономического пространства СНГ,  адаптации конкурентной политики  в целях вхождения России в мировое экономическое сообщество.

Разработчикам российского  антимонопольного законодательства предстоит  ещё большая работа, при этом было бы целесообразно учитывать опыт зарубежных стран, не забывая при  этом специфики российского рынка.

Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

. наладить антимонопольный контроль над проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных и муниципальных нужд (только в 1998 г. финансовые обороты на таких конкурсах и торгах достигли 122 млрд. рублей);

. ввести жесткие меры  против действий региональных  властей, препятствующих свободе  перемещения товаров и капитала  по всей России;

. совершенствовать правовое  регулирование использования государственных  средств для расширения конкурентной  среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

. согласовать антимонопольное  законодательство стран СНГ, адаптировать  их конкурентную политику к  международным принципам и правилам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Государственный контроль над монополистической деятельностью в странах с развитой рыночной экономикой

В странах с развитыми  рыночными системами ответственность  за судьбу рынка и создание условий  для его эффективного функционирования взяло на себя государство, встав  на защиту рыночной конкуренции, найдя действенные средства антимонопольной профилактики.

Во всех промышленно  развитых странах в настоящее  время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового  права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная  особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма.

В развитых странах антимонопольное  регулирование стало регулярной функцией государства с конца 19 века и базируется на сложившейся системе  рыночных отношений, антитрестовском законодательстве (США, Канада, Япония), либо на законодательстве по борьбе с ограничительной хозяйственной практикой (скандинавские страны), либо на нормах, закреплённых крупными международными соглашениями. В ряде стран приняты также законы против недобросовестной конкуренции (включая мошенничество) в производстве и торговле. На общегосударственном уровне существуют антимонопольные органы, отвечающие за разработку и реализацию антимонопольной политики. В США это - Федеральная торговая комиссия и антитрестовский отдел Министерства юстиции. В Германии действует Федеральное ведомство государственного надзора за деятельностью картелей и монопольная комиссия, в Англии - Комиссия по вопросам слияний и монополизации и Судебная палата по вопросам свободной торговли, во Франции и Испании - Совет по делам конкуренции, в Японии - Комитет по справедливым сделкам.

Информация о работе Антимонопольное законодательство РФ