Антимонопольные требования к проведению торгов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 10:24, реферат

Описание работы

Торги представляют собой особый способ заключения договора, когда контрагент выбирается среди нескольких претендентов как предложивший наиболее высокую цену или лучшие условия и в силу этого выигравший торги. Именно с ним и заключается договор.
Общие правила проведения торгов как способа заключения гражданско-правового договора приводятся в статьях 447-449 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов.
Договор заключается между организатором торгов (если иное не установлено конкурсной документацией) и лицом, выигравшим торги.

Файлы: 1 файл

Антимонопольные_требования_к_торгам.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)
    1. Нарушение порядка определения победителя или победителей торгов  

Вне зависимости от типа реализуемой процедуры проведения торгов определение победителя или  победителей торгов представляет собой лишь этап в общем процессе, целью которого является заключение договора. Поэтому квалификацию нарушения порядка определения победителя или победителей торгов предваряет констатация факта нарушения установленных правил проведения торгов применительно к той или иной сфере правового регулирования. Если протокол заседания конкурсной комиссии не содержит информацию о критериях определения победителя конкурса, о конкурсных предложениях участников, о результатах голосования по этим предложениям, то исковые требования о признании недействительным конкурса будут удовлетворены правомерно ввиду существенных нарушений порядка его проведения. 

Нарушение порядка определения  победителя или победителей торгов может обусловливаться и нарушениями, допущенными на ранних стадиях. Так, если оценка и сопоставление конкурсной заявки одного участника произведены конкурсной комиссией на основе и с учетом недостоверных сведений, представленных другим участником конкурса, то решение конкурсной комиссии в части признания последнего победителем конкурса незаконно и нарушает права и законные интересы первого участника. 

    1. Участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах  

В силу п. 2 ст. 447 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права (являющимися в этом случае заказчиками) и выступает от их имени или от своего имени. 

Применительно к сфере  размещения заказов заказчиками (государственными и муниципальными заказчиками) выступают  соответственно государственные органы (в том числе органы государственной  власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования (ч. 1 ст. 4 Закона о размещении заказов). Для осуществления организационных функций по размещению заказа путем проведения торгов заказчик или уполномоченный орган (в случае если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) вправе привлечь специализированную организацию, которая не может быть участником размещения заказа (ст. 6 Закона о размещении заказов).

В любом случае факт участия  организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах приводит или может привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Презюмируемая взаимосвязанность между указанными субъектами противоречит самой идее заключения договора на торгах, базисом которой служит состязательность, свободная конкуренция между участниками, что приводит к выбору в качестве победителя (и, соответственно, контрагента по договору) субъекта, предложившего наилучшие условия или наиболее высокую цену.

Допуск муниципального заказчика на основании протокола  рассмотрения конкурсных заявок к участию  в конкурсе и признание его  участником конкурса нарушают запрет на участие заказчика торгов непосредственно  в торгах и влекут признание открытого конкурса недействительным*.

Запрет на не предусмотренное  федеральными законами или иными  нормативными правовыми актами ограничение  доступа к участию в торгах, если организаторами или заказчиками  торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд  

Данный запрет, предусматриваемый ч. 2 ст. 17 Закона о Защите конкуренции, является дополнительным по отношению к рассмотренным запретам при проведении торгов.

Ограничение доступа  к участию в торгах проявляется  в безосновательном устранении хозяйствующего субъекта от участия в процедурах проведения торгов, создании необоснованных препятствий. 

Неправильное категорирование  субъектов, допускаемых к участию  в торгах, может свидетельствовать  об ограничении доступа к участию  в торгах. Как было установлено, в соответствии с извещением о проведении открытого конкурса на поставку ксероксной бумаги, данный заказ размещен только у субъектов малого предпринимательства. В соответствии с п. 1 ст. 15 Закона о размещении заказов Правительство РФ утвердило Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства [3]. Из материалов дела следует, что налоговым органом при размещении заказов на поставку бумаги путем проведения открытого конкурса из данного Перечня неправильно был применен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93 - подкласс 2221690 "Канцелярские принадлежности из бумаги и картона прочие". Различные виды бумаг, в том числе содержащие характеристики закупаемой государственным заказчиком, классифицируются по классу 210ххх, который не включен в упомянутый Перечень. Следовательно, осуществление закупки такого товара только у субъектов малого предпринимательства является неправомерным и свидетельствует об ограничении доступа к участию в торгах*.

Действия организаторов  конкурсов, направленные на отстранение  от участия в конкурсе претендентов, составляющих группу лиц, при условии  участия в конкурсе иных заявителей рассматриваются антимонопольным органом как необоснованное ограничение доступа к участию в конкурсе*.

Ограничение доступа  к участию в торгах может предусматриваться  федеральными законами или иными  нормативными правовыми актами, чем  будет обеспечиваться создание конкурентной среды за счет поддержки экономически слабых хозяйствующих субъектов либо поддержка национальных товаропроизводителей. Так, Закон о размещении заказов в целях поддержки субъектов малого предпринимательства в размещении заказа (ст. 15) обязывает государственных заказчиков, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальных заказчиков осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с Перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации.

Запрет на ограничение  конкуренции между участниками  торгов при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных  или муниципальных нужд путем  включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов  

При размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт (ч. 2.1 ст. 10 Закона о размещении заказов).  

Исходя из этого при  осуществлении антимонопольного контроля за торгами важно гарантировать  наличие условий для существования  конкурентной среды в ходе осуществления  заказчиком (организатором торгов) предусмотренных законом прав, для чего также антимонопольным законодательством установлены запреты (включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов; координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников). 

Поэтому безусловное  право при размещении заказов  на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов выделять (или не выделять) лоты ограничивается запретом на включение в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. 

Негативное влияние  на конкуренцию путем необоснованного укрупнения лотов за счет включения дополнительных товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), составляющими основной предмет торгов, проявляет себя в вытеснении малых, экономически слабых хозяйствующих субъектов, не способных либо освоить такой крупный лот, либо выполнить требование об обеспечении исполнения контракта, и пр. 

Такой дуплекс - "технологично" и "функционально" - используется в целях выявления наличия  или отсутствия отношений связанности (общности, однородности, схожести) между товарами (работами, услугами) не только в Законе о Защите конкуренции (кроме ст. 17, см. п. 3 ст. 4, п. 13 ч. 1 ст. 17.1), но и, например, в Законе о размещении заказов (ч. 6 ст. 10, ч. 19 ст. 65). 

Установление факта  технологической и функциональной взаимосвязанности между товарами (работами, услугами) может быть произведено  и на основании Общероссийского  классификатора видов экономической  деятельности, продукции и услуг (ОКДП) ОК 004-93, утв. Постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. № 17.

Например, изготовление и установку оконных блоков из профиля ПВХ хозяйствующий субъект пытался представить как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой продукции, являющийся составной частью комплексного процесса создания строительной продукции. Суд, наоборот, поддержал позицию антимонопольного органа об отсутствии в этом случае технологической взаимосвязанности между производством оконных блоков и оказанием услуг по их установке, классифицируемых по ОКВЭД ОК 029-2001 (производство пластмассовых изделий) и ОКУН ОК 002-93 (услуги по их установке)1.

Объединение учреждением  в предмете контракта условий  о поставке противопожарного оборудования и выполнении работ по его демонтажу было признано правомерным, поскольку эти действия неразрывно связаны между собой2.

 

III. Признание торгов недействительными

В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Признание торгов недействительными  влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Кроме того, нарушение положений статьи 17 Федерального закона № 135-ФЗ также является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

Таким образом, с иском  о признании торгов недействительными  могут обратиться:

    • заинтересованные лица: организатор, участники торгов, лица, которым отказано в участии в торгах;
    • антимонопольный орган.

Право антимонопольного органа оспорить торги и заключенные по их результатам сделки следует также из п. 5.3.8 Положения о ФАС, в соответствии с которым эта служба среди прочих функций осуществляет при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд субъектов РФ и муниципальных нужд в случаях, предусмотренных законодательством РФ о размещении заказов, внеплановые проверки соблюдения заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией либо конкурсной, аукционной или котировочной комиссией законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов. В результате проведения проверок нарушений законодательства Российской Федерации и (или) иных нормативных актов о размещении заказов ФАС вправе наряду с другими полномочиями обратиться в суд с иском о признании размещения заказа недействительным (ч. 9 ст. 17 Закона о размещении заказов). 

 

Список литературы 

  1. Беляева О.А. Неконкурентные торги: сущность, формы проявления и правовые последствия // Право и экономика. 2008. № 3. 
  2. Петров Д.А. Антимонопольные требования к торгам: запреты и их правовая квалификация // Юридическая фирма «Capital», http://lawcapital.ru/ru/uh-v-gos-zakazah/100-2011-06-17-18-00-54
  3. Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 642 "О Перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства". 
  4. П. 5.3.7-5.3.9 Положения о Федеральной антимонопольной службе // http://www.fas.gov.ru/legislative-acts/legislative-acts_50260.html
  5. Статья 17. Главы 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями и дополнениями), // Информационно-правовой портал «Гарант» http://base.garant.ru/12148517/
  6. Статья 447. Гражданского кодекса РФ «Заключение договора на торгах» // http://www.gk-rf.ru/statia447
  7. Статья 448. Гражданского кодекса РФ «Организация и порядок проведения торгов» // http://www.gk-rf.ru/statia448
  8. Статья 449. Гражданского кодекса РФ «Последствия нарушений правил проведения торгов» // http://www.gk-rf.ru/statia449
  9. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 12.12.2011) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)

Информация о работе Антимонопольные требования к проведению торгов