АПК в системе национальной экономике, его структура и тенденции развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Главные принципы государственной политики нашей страны определены Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко. Сильная, эффективная государственная власть, политическая стабильность в нашей стране - важнейшие условия государственного курса на эволюционное и поступательное развитие национальной экономики.
Беларусь является не только развитой индустриальной страной, но имеет и значительную аграрную составляющую.
Предмет работы – государственно-экономические отношения в аграрной сфере Республики Беларусь.

Файлы: 1 файл

готовый курсач.doc

— 924.00 Кб (Скачать файл)

 

В первом полугодии 20012 года производство промышленной продукции в агропромышленном комплексе Беларуси выросло в сопоставимых ценах на 10,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Беларуси.

Прирост объемов  промышленного производства в зерноперерабатывающей  отрасли составил 12,4% к соответствующему периоду прошлого года, хлебопекарной - 9,1%, мясной - 12,7%, молочной - 8,3%, машиностроительной - 28%, льнообрабатывающей - более 30%.

Соотношение запасов  готовой продукции и среднемесячного  объема производства промышленной продукции за указанный период составило 64,3%, что на 5,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом в молочной отрасли уровень запасов продукции возрос до 78,2%, зерноперерабатывающей - до 66,9%.

Организации Минсельхозпрода  ведут работу по увеличению поставок молочной и мясной продукции на экспорт. Основным потребителем этой продукции по-прежнему выступает Россия. В нынешнем году в прогнозные балансы спроса и предложения на мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты Союзного государства внесены изменения по структуре и объемам поставок отдельных видов белорусской продукции на российский рынок. Так, по мясу и мясопродуктам объемы экспорта увеличены на 30 тыс. т за счет наращивания поставок говядины. В июне-декабре 2012 года белорусские предприятия поставили в Россию 27,1 тыс.т масла животного, 65,8 тыс. т сыров и творога, 1,1 тыс. т сухого обезжиренного молока.

Вместе с  тем, в аграрной отрасли существуют и проблемы. Основной проблемой агропромышленного  сектора экономики можно считать  низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства. Например, по итогам работы за 9 мес. 2012 г. рентабельность от реализации продукции в целом по сельскохозяйственным организациям района составила (-0,5 %).

 

 

2.2 ПРОБЛЕМЫ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АПК БЕЛАРУСИ

 

От степени  развития аграрного сектора страны зависит экономическое и материальное благосостояние ее граждан, повышение  или понижение общего уровня жизни.

Современная политика в сфере рыночной экономики не дает сельскохозяйственному комплексу  работать на полную силу. Этот факт во многом объясняется уникальностью аграрного производства и его продукта. Кроме того, сельскохозяйственные цены и доходы аграриев значительно отстают от цен и доходов в экономической системе страны в целом. Именно эти факторы и являются причиной для появления тенденции снижения мотивации предпринимательской деятельности в аграрном секторе.

Сельское хозяйство  представляет собой одну из важнейших  областей развития экономического и  промышленно-производственного благосостояния нашей страны.

Задачей сельского  хозяйства является удовлетворение продовольственных потребностей населения. Что касается промышленного комплекса, то сельское хозяйство здесь выступает главным поставщиком сырья.

Ключевой особенностью сельскохозяйственного комплекса является использование в качестве объекта производства земли и природной сферы. Земля, по сути, является главным средством производства в агропромышленном комплексе. Основой производства в сельскохозяйственном секторе является использование природных биологических факторов, которые представляют собой животные и растения. Исходя из вышесказанного, производственный ритм сельского хозяйства во многом зависит от естественных биологических законов. Территориальный объем нашей страны велик, и природно-экономические условия производства во многом имеют разительные отличия. Именно этим и обусловлена территориальная рассредоточенность производства сельскохозяйственной продукции.

Следует также  сказать, что средством формирования сельскохозяйственных фондов, в значительно большей мере, чем в других отраслях промышленно-экономического сектора, происходит за счет собственной продукции.

Проблемы агропромышленного комплекса в РБ сегодня:

1. Низкая эффективность  самого сельского хозяйства. Это  обусловлено государственной формой собственности. Наличие колхозов - проблема, которая была еще в советское время. Однако и сегодня колхозы существуют, причем в основном государственной формы собственности, что естественно снижает их эффективность.

2. Недостаток  профессиональных кадров. Проблема всегда существовала, а сегодня, когда разница в заработных платах в городе и на селе кардинально различна, проблема обострилась

Можно сделать  вывод, что сельскохозяйственный комплекс состоит из собственно сельского  хозяйства, предприятий, производящих средства производства для сельского хозяйства, и предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию. Проблемы в РБ сегодня - это недостаток кадров, структура сельского хозяйства (колхозы, а не фермерские хозяйства), что выливается в дотационность данной отрасли.

 

3. НАПРАВЛЕНИЕ  РЕФОРМИРОВАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ  РАЗВИТИЯ АПК БЕЛАРУСИ

 

  1. НАПРАВЛЕНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ АПК БЕЛАРУСИ

 

В последнее  время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и хозяйственного управления предпринимают многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, разработана Программа социально-экономического развития и возрождения села, введено льготное кредитование и налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции  увеличения агропромышленного производства. В течение трех последних лет  идут процессы восстановления объемов  производства валовой продукции  АПК. Конечно, их темпы пока не сопоставимы с происшедшим в 90-е годы истекшего столетия катастрофическим спадом производства. Но все же заметно оживление. Сокращается убыточность отрасли.

  Но нельзя сказать, реализуемые меры достаточны. Не обеспечивается приоритет развития АПК, как это определено Программой совершенствования АПК на 2010-2015 гг. и рядом прогнозных. Наоборот, с позиции воспроизводства ресурсного потенциала продолжается перераспределение капитала из сельского хозяйства в другие отрасли экономики. Это подтверждается неадекватностью реализационно-сбытовых цен затратам на производство, не паритетом цен на сельскохозяйственную продукцию и промышленные товары, существенным отставанием оплаты труда работников сельского хозяйства от других отраслей реальной экономики и др.

Изучение показывает, что в настоящее время необходимо строгое научное определение  стратегии и политики развития агропродовольственного производства, тем более что сейчас, по поручению Президента Республики Беларусь, идет доработка Программы  социально-экономического развития и возрождения села. Государственная аграрная политики должна базироваться на следующих основных принципах.

Таблица 3.1 Основные принципы государственной агропродовольственной  политики

Базисные принципы

Содержание

1. Целевой характер  и программность реализации государственных приоритетов

Государственные приоритеты АПК должны реализоваться  через научно-обоснованные целевые  республиканские и отраслевые программы  развития. Это позволяет заложить приоритеты в целевые программы  и сконцентрировать на их выполнении основные ресурсы

2. Адресность  государственной поддержки

Государственная поддержка должна оказываться непосредственно  сельхозтоваропроизводителям. Нельзя допускать получения бюджетных  и централизованных средств коммерческими  посредническими организациями

3. Устойчивость  механизмов государственного регулирования

Основные обязательства  государства перед сельхозтоваропроизводителями должны быть долгосрочными. Это позволяет  добиться устойчивости механизмов поддержки  развития сельского хозяйства и даст возможность самим предприятиям выработать устойчивые критерии поведения

4. Гарантированность)  мер государственной поддержки

Преференции государства  сельским товаропроизводителям должны быть гарантированными. Это означает, что все целевые государственные программы должны быть полностью обеспечены финансовыми и материальными ресурсами. Иначе будет иметь место их невыполнение, а, следовательно, и обесценивание государственных обязательств

5. Разграничение  обязательств республиканских и  местных хозяйственных органов

Государственные целевые программы должны иметь 2 уровня республиканские и местные. Республиканские программы следует  обеспечивать за счет республиканского бюджета и централизованных фондов, а местные - за счет местных источников. Нецелесообразно смешивать источники, это приводит к их размыванию

6. Ограничение  размеров государственной поддержки  и усиление самофинансирования

Государственные республиканские, централизованные и  местные бюджетные средства и  фонды должны иметь вспомогательный характер при ресурсном обеспечении развития всей совокупности сельскохозяйственных предприятий и составлять меньшую часть в общих объемах инвестиций и капиталовложений в АПК. Основные средства для развития и воспроизводства агропромышленного производства должны быть заработаны самими сельскими товаропроизводителями. Агропромышленное производство должно функционировать на принципах самоокупаемости, самофинансирования и самовоспроизводства

7. Равнодоступность  и конкурсность предоставления  государственных преференций

Все формы сельскохозяйственных предприятий (включая малые) должны иметь равные права на получение  государственных средств. Для этого  необходима конкурсность. Основными  получателями государственных средств  должны быть товаропроизводители, обеспечивающие более эффективное использование централизованных ресурсов в расчете на единицу продукции. За получение государственных преференций (в том числе за госзаказ) надо бороться

8. Учет международных  обязательств

При осуществлении  государственной поддержки национального аграрного комплекса важно учитывать обязательства Беларуси, содержащиеся в международных соглашениях. Прежде всего, необходимо учитывать требования Всемирной торговой организации, членом которой, по всей вероятности, в скором времени станет Беларусь. Это предполагает переориентацию мер и средств поддержки с «янтарной корзины» на «зеленую», т.е. с беспорядочной многовидовой поддержки на программно-целевую и инновационную


 

 

3.2 Перспективы развития АПК Беларуси

 

  Крупной угрозой рыночному развитию сельского хозяйства является наличие преобладающей доли убыточных и неплатежеспособных предприятий. Число убыточных хозяйств достигает 60%, а суммарная величина всех видов кредиторской задолженности приблизилась к 3 трлн. руб., что в расчете на 1 крупнотоварное хозяйство составляет почти 1.5 млрд. руб. В результате парализуется вся нормальная хозяйственная деятельность, предприятия не в состоянии вести оперативное производство, произошло неправомерное разделение производства и капитала. Чем больше хозяйства производят продукции, тем больше наращивают убыточность и попадают в зависимость от кредиторских и контрольных структур. Это требует принятия неотложных мер по реструктуризации долгов и освобождению хозяйств от текущих долговых обязательств. Иначе никакого прогресса ждать не приходится. Большие надежды здесь связываются с предпринятыми в последнее время Правительством мерами по санации хозяйственной деятельности предприятий и созданию им благоприятных исходных условии для рыночной реорганизации.

  Еще одной крупной и слабо решаемой проблемой, сдерживающей ускоренное развитие АПК, является несовершенство, отсталость, консерватизм и фрагментарность действующего законодательства. Оно не только не стимулирует рост эффективности производства и предпринимательскую активность сельских товаропроизводителей, но является сдерживающим развитие аграрной экономики и дискриминирующим рыночную хозяйственную деятельность. Надо сказать, что в рамках существующего законодательства нельзя открыто и прямо реформировать устаревшие формы традиционных предприятий (колхозы и совхозы), а необходимо изобретать сложные обходные пути, чреватые своего рода препятствиями и нарушениями, нельзя даже вести самостоятельную предпринимательскую деятельность.  

На первый взгляд, может показаться, что важнейшие законы и законодательные нормативы вроде бы есть, но они как показывает углубленное изучение, втискивают разнообразную и динамичную жизнь предприятий в «прокрустово ложе» устаревших и догматических норм, позаимствованных в основном в законодательстве Российской Федерации и слабо адаптированных к условиям Беларуси. Нынешнее законодательство, вместо того, чтобы следовать за бурным развитием экономики, адаптироваться к новым реалиям, стимулировать. эффективность, выполняет преимущественно фискальные и угнетающие функции. С таким законодательством, конечно, прогресса в АПК достичь вряд ли удастся. В связи с этим надо, полагаем, в корне поменять саму концепцию законодательства. Нельзя вдавливать экономику в право, право должно обслуживать экономику, т.е. обеспечивать устойчивое и эффективное развитие производства

Право и конкретные его носители - законы должны быть стимулирующими хозяйственную деятельность, прозрачными, понятными, однозначными и гибкими. Сельскохозяйственной практике необходимы рыночноориентированные законодательные акты о кооперации, о реформировании, о государственном регулировании, о продовольственной безопасности и ряд других, в основе которых должны находиться приоритеты экономической свободы и самостоятельности товаропроизводителей, а именно самохозяйствования, самоопределения, самоуправления, самофинансирования и саморазвития.

Государству важно  своевременно выбирать оптимальные  приоритеты воздействия на агропродовольственный  рынок и создавать благоприятные  условия для динамичного рыночного развития агропромышленного производства, т.е. строить такую систему взаимоотношений между властью, товаропроизводителями и бизнесом, которая отвечала бы экономическим интересам всех этих ветвей развития аграрного комплекса. Важнейшая роль в этой триаде задач принадлежит государственной поддержке сельхозтоваропроизводителей. Наиболее целесообразные направления такой поддержки заключаются в поддержке финансовых инструментов, непосредственно производства, развития рынка и социальной инфраструктуры сельской местности.

В свою очередь  поддержка финансовых инструментов должна включать:

  • льготирование кредитов и субсидирование процентных ставок;
  • реструктуризацию непосильной кредиторской задолженности предприятий (особенно рыночноориентированных);
  • компенсацию части затрат по договорам страхования имущества и производства;
  • уменьшение налоговой нагрузки, субсидирование налоговых льгот и дифференциацию налогообложения между отраслями и предприятиями по уровням эффективности.

Поддержка производства должна иметь строго программно-целевой характер и охватывать такие программы, как: «Зерно», «Картофель», «Лен», «Овощи», «Плоды», «Корма», «Мясо», «Молоко», «Птица», «Растительное масло», «Сахар», «Рыба», а также «Селекция и семеноводство», «Племенное животноводство», «Противоэпизоотия», «Материально-техническая база», «Аграрная наука». Все названные программы должны предусматривать необходимое финансовое и ресурсное обеспечение, мониторинг рынка и критерии окупаемости инвестиций. 
   Поддержка рынка должна включать:

  • закупочные и товарные интервенции для поддержания баланса продовольственного рынка по спросу и предложению;
  • залоговые операции и ипотеку для привлечения инвестиций;
  • закупки продукции в государственные фонды и резервы;
  • информационное и консультационное обеспечение, мониторинг и регулирование земельных отношений, мониторинг и регулирование межотраслевого соотношения цен для поддержания ценового паритета;
  • антимонопольное вмешательство и регулирование (в ценообразование, в поставки продукции и т.п.);
  • мониторинг и регулирование процессов рыночного реформирования предприятий, включая разгосударствление и приватизацию собственности;
  • мониторинг доходов сферы сельского хозяйства и оперативные меры по их формированию для обеспечения процессов Воспроизводства, регулирование внешнеэкономической деятельности предприятий.

Информация о работе АПК в системе национальной экономике, его структура и тенденции развития в Республике Беларусь