Аудит операций по учету основных средств и прочих внеоборотных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
- Изучение правильности оформления документов и своевременное отражение в них движения основных средств (поступление, перемещение и выбытие);
- Изучение правильности определение результатов от продажи и прочего выбытия основных средств;
- Изучение правильности определение затрат, связанных с поддержанием основных средств в рабочем состоянии (расходы на технический осмотр и уход, на проведение всех видов ремонта);
- контроль за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

Содержание работы

Введение………………………………………….......................................…3
1. Теоретические аспекты аудита операций по учету основных средств и прочих внеоборотных активов………………………………………..5
1.1 Понятие основных средств, их классификация и оценка…………5
1.2 Методика аудиторской проверки операций по учету основных средств………………………………………………………………………...….10
2. Организационно-экономическая и правовая характеристика ООО «Агрофирма Надежда» Чувашской Республики Чебоксарского района…...13
2.1 Местоположение, правовой статус и природно-экономические условия……………………………………………………………………………13
2.2 Основные экономические показатели деятельности ООО «Агрофирма Надежда»…………………………………………………………..15
3. Аудит операций по учету основных средств и прочих внеоборотных активов в ООО «Агрофирма Надежда»……………………….22
3.1 План и программа аудита основных средств……………………...22
3.2 Аудиторская проверка организации аналитического и синтетического учета основных средств……………………………………….27
3.3 Аудит наличия и сохранности основных средств ООО «Агрофирма Надежда»………………………………………………………………………....29
3.4 Совершенствование методологии аудит операций по учету основных средств…………………………………………………………………...……….31
Выводы и предложения…………………………………………..…..……35
Список использованной литературы………………………………..….…38
Приложения

Файлы: 1 файл

Курсовая АУДИТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.docx

— 73.69 Кб (Скачать файл)

Местонахождение                                        с. Ишлеи Чебоксарский р-н

Период аудита                                             с 01.01.2011 по 31.12.2011

Руководитель аудиторской  группы

Состав аудиторской группы

Планируемый аудиторский  риск                4%

Планируемый уровень существенности    1%

Задачи проверки

Источники информационного

 

Процедуры проверки и метод сбора аудиторских доказательств

Период проведения

1.Аудит наличия и аналитического учета основных средств.

1.1. Проверка наличия объектов основных средств (особенно дорогостоящих)

Инвентарные карточки

Проверяется наличие дорогостоящих  объектов в местах эксплуатации

с 01.01 по 31.03

1.2. Проверка заключения договоров  о полной индивидуальной материальной  ответственности с лицами, ответственными  за сохранность основных средств.

Приказы руководителя; договоры о  материальной ответственности; список лиц, ответственных за сохранность; образцы подписей.

Проверяется наличие договоров  и подлинности подписей ответственных  лиц.

с 01.01 по 31.03

1.3. Проверка сроков проведения инвентаризации.

Приказ руководителя, инвентаризационные ведомости.

Проверяются сроки и количество инвентаризаций в соответствии с  нормативными актами.

с 01.01 по 31.03

1.4. Проверка ведения инвентарных карточек по всем объектам основных средств.

Инвентарные карточки, опись инвентарных  карточек, акты приемки и выбытия основных средств, инвентарный список.

Сравнение описи инвентарных карточек с инвентарным списком и фактическим  наличием основных средств.

с 01.01 по 31.03

1.5. Проверка правильности отнесения  средств к основным

Акты приемки, инвентарные карточки договора купли-продажи.

Проверка стоимости и сроков полезного использования объектов

с 01.01 по 31.03

2.Аудит поступления основных  средств

2.1. Проверка документального оформления  операций по движению основных  средств

Акты приемки-передачи, инвентарные  карточки и др.

Визуально сравниваются представленные документы с типовыми бланками, а  также наличие всех необходимых  реквизитов.

с 01.04 по 30.06

2.2. Проверка правильности формирования  первоначальной стоимости объектов  основных средств

Договора, акты приемки, сметы на строительство  и др.

Проверяется порядок формирования первоначальной стоимости в соответствии с нормативными актами.

с 01.04 по 30.06

2.3. Проверка соблюдения хозяйственного  законодательства по вложению  вкладов в Уставный капитал  в виде основных средств.

Договора учредителей, акты приемки, счета.

Проверка правильности оприходования  ОС и достоверности отчетности.

с 01.04 по 30.06

2.4. Проверка соблюдения законодательства  при покупке основных средств.

Договора купли-продажи, счета-фактуры, акты приемки.

Проверка правильности оприходования  основных средств, уплаты налогов в  дорожный фонд, достоверности отчетности.

с 01.04 по 30.06

2.5. Проверка соблюдения законодательства  при безвозмездном получении  основных средств

Договора, ф. №2, акты приемки.

Проверка правильности оприходования, включения стоимости основных средств  в налогооблагаемую прибыль, достоверности отчетности.

с 01.04 по 30.06

3. Аудит выбытия основных  средств

3.1. Проверка соблюдения законодательства  при выбытии основных средств,  при взносе в уставный капитал  других организаций.

Договор учредителей, акты выбытия  ф. № ОС-4, ОС-4а, ж-о № 13.

Проверка правильности оформления выбытия, достоверности отчетности.

с 01.07 по 30.09

3.2. Проверка прочего выбытия основных средств

Договора, акты на списание, ж-о № 13 

Проверка правильности списания, определения  результатов от списания

с 01.07 по 30.09

4.Аудит правильности начисления  амортизации 

4.1. Проверка периодичности начисления  износа

Расчеты амортизации

Проверяется соответствие нормативным  актам.

с 01.10 по 31.12

4.2. Проверка правильности группировки  основных средств по шифрам  амортизации

Акты приемки, инвентарные карточки, ведомости расчета амортизации

Проверяется соответствие примененных  шифров указанным в Единых нормах амортизационных отчислений.

с 01.10 по 31.12

4.3. Проверка правомочности использования  механизма ускоренной амортизации

Учетная политика 

.

Проверяется наличие фактов начисления ускоренной амортизации в случаях, не предусмотренных законодательством

с 01.10 по 31.12

5. проверка правильности бухгалтерских  проводок, синтетический и аналитический учет, отражение в балансе

Журнал-ордер №12,13, счета 01,08,60,19,02,91, бухгалтерская отчетность

Проверяется правильность учета переоценки в соответствии с законодательством.

с 01.10 по 31.12


3.2 Аудиторская проверка организации аналитического и синтетического учета основных средств.

Аналитический учет основных средств в организации ведется  по отдельным инвентарным объектам основных средств. Основным регистром  аналитического учета основных средств  являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных  карточек указывают: номер объекта; год выпуска; дату и номер акта о приемке; местонахождение; первоначальную стоимость; норму амортизационных отчислений; сумму начисленной амортизации; внутреннее перемещение; причину выбытия.

На оборотной стороне  инвентарных карточек указывают  сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и  модернизации объекта, выполненных  ремонтных работах, а также краткую  индивидуальную характеристику объекта.

Учет объектов основных средств  по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета для  обобщения информации о наличии  и движении основных средств организации  предназначен балансовый счет 01 «Основные  средства». Синтетический счет 01 «Основные  средства» является активным инвентарным  счетом и предназначен для обобщения  данных о наличии и движении основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации, в аренде, доверительном  управлении, залоге. Кроме того, для  организации синтетического учета  основных средств применяют счета:

- 02 «Амортизация основных  средств» (пассивный счет);

- 08 «Вложения во внеоборотные  активы» (активный счет);

- 91 «Прочие доходы и  расходы» (активно-пассивный счет).

По дебету счета 01 «Основные  средства» отражают остаток основных средств на отчетную дату и поступившие  основные средства, по кредиту —  выбытие основных средств по первоначальной стоимости.

Поступление основных средств записывается по дебету данного счета в корреспонденции со счетом 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Среди возможных ситуаций выбытия основных средств выделяют следующие:

- вклад в уставный капитал  других организаций;

- продажа;

- безвозмездная передача, дарение;

- хищение;

- стихийные бедствия;

- списание вследствие  морального и физического износа.

Решение о списании (выбытии) основных средств принимает специально созданная комиссия.

В компетенцию комиссии входит:

- осмотр объекта, подлежащего  списанию, с использованием необходимой  технической документации, а также  данных бухгалтерского учета,  установление непригодности объекта  к восстановлению и дальнейшему  использованию;

- установление причин списания объекта;

- определение лиц, по  вине которых произошло преждевременное  выбытие объекта основных средств  из эксплуатации, внесение предложений  о привлечении этих лиц к  ответственности;

- выявление возможности  использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого объекта и оценка исходя из цен возможного использования, контроль за изъятием из списываемых основных средств цветных и драгоценных металлов, определение веса и сдача на соответствующий склад;

- составление акта о  списании объектов основных средств  (ф. № ОС-4), акта о списании  автотранспортных средств (ф.  № ОС-4а).

Операции по безвозмездной  передаче основных средств отражаются в учете в обычном порядке, причем данная операция облагается налогом  на добавленную стоимость. Плательщиком налога является передающая сторона. Налогооблагаемой базой является рыночная стоимость передаваемого основного средства, но она должна быть не ниже балансовой (остаточной) стоимости. Начисленный налог включается в состав прочих расходов предприятия. Убыток от безвозмездной передачи не уменьшает налогооблагаемую прибыль.

Продажа основных средств  формирует прочие доходы (расходы) организации. Выбытие основных средств в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» и  ПБУ 10/99 «Расходы организации» во всех случаях отражается на сопоставляющем счете 91 «Прочие доходы и расходы». При этом к счету 01 «Основные средства»  открывается субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого субсчета отражают первоначальную стоимость  выбывающего объекта основных средств, а по кредиту — сумму начислен ной амортизации. По завершении процедуры выбытия остаточная стоимость объекта списьвается со счета 01 «Основные средства» на счет 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы».

При списании основных средств  без применения отдельного субсчета 01 «Выбытие основных средств» дебетуется счет 02 «Амортизация основных средств» в корреспонденции с кредитом счета 01 «Основные средства» и  далее с кредита счета 01 остаточная стоимость объекта основных средств  списьвается в дебет счета 91-2.

Регистром синтетического учета  основных средств служит журнал-ордер  № 13, записи в котором производят на основании первичных учетных  документов.

 

3.3 Аудит наличия и сохранности основных средств ООО «Агрофирма Надежда»

Важное условие обеспечения  сохранности основных средств -качественное проведение их инвентаризации. Поэтому  в процессе контроля нужно проверить  полноту и своевременность ее проведения и правильность отражения результатов в бухгалтерском учете. Аудитору это необходимо для того, чтобы убедиться, насколько можно доверять результатам проведенной инвентаризации на предприятии, чтобы уменьшить аудиторский риск.

Каждый год в ООО  «Агрофирма Надежда» проводится инвентаризация основных средств.

Итоги инвентаризации заносятся  в инвентаризационные описи (форма  № ИНВ. -1) средствами вычислительной техники по каждому наименованию объекта обязательным указанием его инвентарного номера.

 Инвентаризация основных  средств на предприятии производилась  согласно действующему законодательству.

В ходе проведения проверки, отклонений фактического наличия основных средств от учетных данных не выявлено, что отражено в протоколе инвентаризационной комиссии.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный  номер в одном экземпляре. Они  могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих  одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно-хозяйственное  назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют  на основе первичных документов (актов  приемки-передачи, технических паспортов  и др.)

Для учета и контроля сохранности  основных средств каждому инвентарному объекту присваивают определенный инвентарный номер, который сохраняется  за данным объектом на все время  его нахождения в эксплуатации, запасе или консервации. Инвентарный номер  прикрепляется или обозначается на учитываемом предмете и обязательно  указывается в документах, связанных  с движением основных средств.

Применительно к сложным  инвентарным объектам, т.е. включающим те или иные приспособления, обособленные элементы, составляющим вместе с ним одно целое, как правило, на каждом элементе обозначают тот же номер, что и на основном, объединяющем их объекте.

Инвентарные номера выбывших объектов могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам  не ранее чем через пять лет  после выбытия.

Арендуемые основные средства учитываются у арендатора под  инвентарными номерами, присвоенными им арендодателем.

Инвентарные карточки на поступившие, выбывшие и перемещенные внутри предприятия  основные средства после соответствующих  записей до конца месяца не раскладывают, а хранят отдельно. Это необходимо, так как на их основе ежемесячно составляется расчет амортизации основных средств (износ). Кроме того, по окончании  месяца карточки с записями за данный месяц группируют по классификационным  видам основных средств, суммируют  обороты по поступлению и выбытию  по каждому виду и записывают в  карточку учета движения основных средств.

 

3.4 Совершенствование методологии аудит операций по учету основных средств.

Я считаю, что введение дополнительного  контроля за учетом основных средств  со стороны руководителя очень важно. Это означает просмотр руководителем  бухгалтерских документов, изучение им нормативных актов, действующих  в этой области. Такой подход позволит более рационально расходовать  средства на приобретение основных средств, тратить меньше времени на убеждение  руководства в необходимости  приобретения того или иного объекта, повысить дисциплину использования  основных средств сотрудниками предприятия.

Кроме того, нужно ввести анализ эффективности использования  основных средств, по данным бухгалтерского учета под непосредственным контролем  руководителя предприятия. При этом руководитель будет получать более  полную картину состояния дел  на предприятии.

Итак, из вышеуказанного можно  сделать вывод, что одним из путей  совершенствование аудита основных средств является организация внутреннего  аудита.

Система внутреннего аудита – это процесс определения  качества и корректирования выполняемой  подчиненными работы, чтобы обеспечить выполнение задач, стоящих перед  предприятием. Его цель – выявить  слабые места и ошибочные решения, своевременно исправить их и не допустить  повторения. Контроль позволяет определить эффективность работы и принять  необходимые меры для обеспечения  выполнения задания. Необходимо четко  знать, кто на предприятии несет  персональную ответственность за отклонение от заданий и принятие корректирующих мер.

Чтобы знать, кто отвечает за сохранность основных средств, их хранение, отпуск, учет и инвентаризацию, оформление первичных документов, отклонение от заданий и корректирующие действия, должна быть полная ясность относительно распределения ответственности  в рамках всей организации.

С моей точки зрения, внутренний аудит можно определить как внутреннюю контрольную функцию управления, осуществляемую специализированными  сотрудниками организации для решения  задач, связанных с учетом, отчетностью, контролем и другими функциями  управления; внутренний аудит способствует администрации в контроле за деятельностью  организации и в достижении общих  целей организации.

Информация о работе Аудит операций по учету основных средств и прочих внеоборотных активов