Аудит основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:36, курсовая работа

Описание работы

Вопрос о том, с чего начать, и в какой последовательности производить аудит основных средств каждый аудитор решает самостоятельно, исходя из собственного опыта. Главное состоит в том, чтобы при проверке был охвачен весь комплекс вопросов по учету основных средств. Целью данной работы является изучение порядка аудиторской проверки операций с основными средствами. Проведение аудиторской проверки даже в тех случаях, когда она не является обязательной, несомненно, имеет важное значение.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы аудита
1.1 Понятия и сущность аудит
1.2 Цели и задачи аудита
1.3 Виды аудита
Глава 2. Основная часть "Аудит учета основных основных средств"
2.1 Нормативно-правовое регулирование основных средств
2.2 Источники информации для аудиторской проверки основных средств
2.3 Программа и методика аудиторской проверки операций с ОС
2.4 Основные ошибки, выевляемые при аудите основных средств
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

аудит.docx

— 61.88 Кб (Скачать файл)

·  классификация: товарно-материальные запасы правильно классифицированы как материалы, незавершенное производство и готовая продукция;

·  разделение: сумма покупки и продажи товарно-материальных запасов правильно разделена между двумя периодами;

·  аккуратность: общие суммы в книгах аналитического учета товарно-материальных запасов соответствуют приведенным в Главной книге;

·  раскрытие: основные категории товарно-материальных запасов, методы их оценки правильно отражены в отчетности.

Аудиторы (аудиторские фирмы) в процессе своей деятельности решают ряд задач, связанных с оказанием  аудиторских услуг:

·  проверка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, законности хозяйственных операций;

·  помощь в организации бухгалтерского учета;

·  помощь в восстановлении и ведении учета, составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности;

·  помощь в налоговом планировании и расчете налогов;

·  консультирование по отдельным вопросам ведения учета и составления отчетности;

·  экспертные оценки и анализ результатов хозяйственной деятельности;

·  консультирование по широкому кругу финансовых и правовых вопросов, маркетингу, менеджменту, технологическое и экологическое консультирование и др.;

·  разработка учредительных документов и др.;

·  предоставление информации о будущих партнерах;

·  информационное обслуживание клиентов;

·  другие услуги.

1.3 Виды аудита

Основными видами аудита являются внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит. Его  основная задача — решение отдельных  функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит  — неотъемлемая часть управленческого  контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно  подчиняться не исполнительному  органу предприятия, а внешним учредителям.

Правило (стандарт) аудиторской  деятельности в РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим  субъектом, действующая в интересах  его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами  система контроля за соблюдением  установленного порядка ведения  бухгалтерского учета и надежностью  функционирования системы внутреннего  контроля.

Внутренний аудит - один из способов контроля за эффективностью деятельности звеньев структуры  экономического субъекта.

Организация, роль и функции  внутреннего аудита определяются самим  экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от:

·  содержания и специфики деятельности экономического субъекта;

·  объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта;

·  сложившейся системы управления экономического субъекта;

·  состояния внутреннего контроля.

Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные  службы или отдельные аудиторы, состоящие  в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), привлекаемые для целей внутреннего аудита сторонние организации и (или) внешние  аудиторы.

К институтам внутреннего  аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать  оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства.

Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости  от особенностей экономического субъекта и требований его руководства  и (или) собственников. Как правило, функции внутреннего аудита включают:

·  проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем;

·  проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

·  проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний I руководства и (или) собственников;

·  проверку деятельности различных звеньев управления;

·  оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;

·  проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

·  работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;

·  оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения;

·  специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

·  разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Объективность внутреннего  аудита обеспечивается степенью его  независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что оп подчиняется  и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим  от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных  подразделений, органов внутреннего  контроля и т.п.

Институтом внутренних аудиторов  США (Institute of Internal Auditors) было разработано  следующее определение:

Внутренний аудит —  это независимая деятельность в  организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять  свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют  своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и  другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок.

Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате  предприятия и подчиненные его  руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления как подразделениями  предприятия, так и предприятием в целом.

Деятельность внутреннего  аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности.

Эти функции включают:

·  проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства;

·  оценку экономичности и эффективности операций компании;

·  проверку уровня достижений программных целей;

·  подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений.

Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой  организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего  аудита, руководство предприятия  может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения  внутри предприятия.

В определенной мере функции  внутренних аудиторов выполняют  ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные  главному бухгалтеру или финансовому  директору, однако функции внутренних аудиторов шире.

Внутренний аудит решает следующие задачи:

1.  Контроль за состоянием активов и недопущение убытков.

2.  Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур.

3.  Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации.

4.  Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой.

Некоторые виды аудита называются управленческим или производственным аудитом. Основной их задачей является проверка и совершенствование организации  и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии.

Управленческий аудит, выполняемый  независимыми аудиторами, является одним  из видов консультационных услуг  в помощь клиенту для повышения  эффективности использования его  мощностей и ресурсов и достижения намеченных целей.

Специальный аудит направлен  на проверку конкретных вопросов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил. Обычно имеет целью подтвердить  законность, добросовестность и эффективность  деятельности управляющих, правильность составления налоговой отчетности, использования социальных фондов, другие цели.

Обязательный и инициативный аудит. Обязательный аудит регламентируется государством. В Российской Федерации  Правительством РФ утверждены основные критерии (система показателей), деятельности экономических субъектов, по которым  их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской  проверке.

Инициативный (добровольный) аудит проводится по решению экономического субъекта, на основе договора с аудитором (аудиторской фирмой). Характер и  масштабы такой проверки определяет клиент.

Первоначальный аудит  проводится аудитором или аудиторской  фирмой впервые для данного клиента. Это существенно увеличивает  риск

и трудоемкость аудита, поскольку  у аудиторов нет представления  об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля и т.д.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудиторской  фирмой или аудитором не в первый раз. Планирование и процесс аудита опирается на знание специфики клиента, его слабых и сильных сторон в  организации бухгалтерского учета, а также на результаты длительного  сотрудничества аудиторской фирмы (аудитора) с клиентом (консультирование, помощь в организации системы  внутреннего контроля и т.д.).

Практика работы аудиторских  фирм свидетельствует о преимуществах  повторяющегося, согласованного аудита. Такое сотрудничество обоюдовыгодно  как аудиторам, так и клиенту.

Более того, смена клиентом аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

К перечисленным видам  аудита необходимо добавить:

·  налоговый аудит;

·  ценовой аудит;

·  экологический аудит.

В развитии аудита выделяются следующие три стадии и, соответственно, вида аудита:

а) подтверждающий аудит. Проверка и подтверждение достоверности  бухгалтерских документов и отчетности;

б) системно ориентированный  аудит. Аудиторская экспертиза па основе анализа системы внутреннего  контроля. Доказано, что если система  внутреннего контроля работает эффективно, то не нужно проводить детальную  проверку, потому что в некоторой  степени можно доверять системе  внутреннего контроля в раскрытии  ошибок и нарушений. Там, где контроль неэффективен, клиенту даются рекомендации, как улучшить систему;

в) аудит, в основе которого лежит риск. Сконцентрировав аудиторскую  работу в областях, где риски выше, можно сократить время, затрачиваемое  на проверку областей с низким риском и тем самым обеспечить более  эффективную с точки зрения затрат услугу.

 

Глава 2. Основная часть «Аудит учета основных средств»

2.1 Нормативно-правовое  регулирование аудита основных  средств

Основными документами, регламентирующими  бухгалтерский учет основных средств, являются Федеральный закон «О бухгалтерском  учете» от 21.11. 96 г. № 129-ФЗ., Положение  по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н и  Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н, которые дополняют общие нормы  и подробно разъясняют отдельные  положения, касающиеся учета основных средств. Методические указания определяют перечень условий, единовременное выполнение которых необходимо для принятия активов к учету в качестве основных средств.

Приказом Минфина РФ от 12.12.2005 № 147н внесены изменения  в Положение по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств» ПБУ 6/01. Изменения  вступают в силу, начиная с бухгалтерской  отчетности за 2006 г. При составлении  бухгалтерской отчетности за 2005 г. они  не применяются. Часть изменений  носит технический, редакционный характер, часть затрагивают вопросы методологии  учета основных средств и влияет на величину налоговых обязательств организации.

Необходимость таких изменений  назрела уже давно из-за подвергавшихся критике некоторых формулировок ПБУ 6/01 и расхождением правил, изложенных в нем, с Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утв. приказом Минфина РФ от 13 октября 2003 г. № 91 н (далее по тексту - Методические указания). ПБУ являются документами  второго уровня в системе нормативного регулирования бухгалтерского учета, в которых излагаются принципы и  базовые правила бухгалтерского учета, приводятся возможные бухгалтерские  приемы. Методические рекомендации - это  документы третьего уровня, в которых  раскрываются конкретные механизмы  и варианты применения норм ПБУ к  определенному виду деятельности, но входить в противоречие с нормами  ПБУ они не могут.

В связи с внесением  изменений в ПБУ 6/01 Минфин РФ готовит  изменения и в Методические указания.

Согласно ПБУ «Учет  основных средств» (ПБУ 6/01), основные средства - это имущество, которое используется фирмой в качестве средств труда  более одного года (например, здания, станки и оборудование, вычислительная техника, транспорт).

Таким образом, стоимость  имущества со сроком службы более  года (независимо от его цены) учитывают  на счете 01 "Основные средства" и  отражают в строке 120 баланса.

Информация о работе Аудит основных средств