Содержание
Введение…………………………………………………………………………3-5
Глава 1. История и предпосылки
развития информационных технологий в
сфере управления налогообложением……………………………………..6-13
- История развития информационных технологий…………………….6-11
1.2 Организация компьютерных
информационных технологий для
обработки налоговой информации…………………………………………11-13
Глава 2. Организация автоматизированной
обработки налоговой информации………………………………………………………………….14-24
2.1 Информационно-логическая
модель автоматизации компонентов
налоговой службы………………………………………………………….14-20
2.2 Программа «Налогоплательщик»……………………………………..20-22
2.3 Программа «СБИС ++»…………………………………………………22-24
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованных источников…………………………………………26
Введение
Государственная
налоговая служба Российской
Федерации входит в систему
центральных органов государственного
управления Российской Федерации
и подчиняется Президенту
Российской Федерации и Правительству
Российской Федерации.
Основной
задачей Государственной налоговой
службы Российской Федерации
является контроль за соблюдением законодательства
о налогах, правильностью их исчисления,
полнотой и своевременностью внесения
в соответствующие бюджеты государственных
налогов и других платежей, установленных
законодательством.
Целью
системы управления налогообложением
является оптимальное эффективное
развитие экономики посредством
воздействия субъекта управления
на объекты управления. В качестве
объектов управления выступают
предприятия и организации
различных форм собственности
и население. Субъектом управления
является государство в лице
налоговой службы. Воздействие
осуществляется через систему
установленных законодательством
налогов.
Эффективное
функционирование налоговой системы
возможно только при использовании
передовых информационных технологий,
базирующихся на современной
компьютерной технике. С этой
целью в органах налоговой
службы имеются информационные
системы, которые предназначены
для автоматизации функций уровней
налоговой службы по обеспечению
сбора налогов и других обязательных
платежей в бюджет и внебюджетные
фонды. Территориальные органы
налоговой службы используют
систему электронного обмена
данными (ЭОД), на региональном
уровне применяется автоматизированная
информационная система (АИС)
«СБИС++». Автоматизированная информационная
система налоговой службы относится
к классу больших систем. К
ней, как и к любой подобной
системе такого класса, предъявляется
ряд требований: достижение целей
создания системы; совместимость
всех элементов данной системы,
как в ее рамках, так и с
другими системами, системность, декомпозиция
и др. Эти требования предполагают возможность
модернизации элементов системы, адаптацию
их к меняющимся условиям; надежность
в эксплуатации и достоверность информации,
однократность ввода исходной информации
и многофункциональное, многоплановое
использование выходной информации; актуальность
информации, хранящейся в базе данных.
Основными
требованиями к данным информационным
системам, применяемым в налоговых
органах являются: достижение целей создания
системы; совместимость всех элементов
данной системе, как в ее рамках, так и
с другими системами, системность, декомпозиция
и др. Эти требования предполагают возможность
модернизации элементов систем, адаптацию
их к меняющимся условиям; надежность
в эксплуатации и достоверность информации,
однократность ввода исходной информации
и многофункциональное, многоплановое
использование выходной информации; актуальность
информации, хранящейся в базе данных.
Данная
тема является актуальной, так как информационная
система налогового органа, при минимальных
затратах ручного труда, должна обеспечить
сбор, обработку и анализ информации о
состоянии объекта управления, выработку
управляющих воздействий, обмен информацией
как внутри системы, так и между другими
системами одинакового и разных уровней,
должна быть оснащена таким комплексом
технических средств, который обеспечивал
бы реализацию управляющих алгоритмов,
связь между системами, простоту ввода
исходной информации, разнообразие вывода
результатов обработки, простоту и технологичность
технического обслуживания, совместимость
всех технических модулей, как в программном,
так и в информационном аспекте.
Цель
реферата - раскрытие принципов
и особенностей автоматизации
налогового учета.
Для
достижения поставленной цели
необходимо выполнение следующих
задач:
- Изучение истории развития информационных технологий.
- Рассмотреть организацию компьютерных информационных технологий для обработки налоговой информации.
- Изучение программ «Налогоплательщик» и «СБИС++».
Глава 1. История и предпосылки
развития информационных технологий в
сфере управления налогообложением
1.1 История развития информационных
технологий
Потребность
в передаче и обмене информацией
человечество испытывало на ранних
стадия своего развития. Для ускорения
передачи информации использовались костры,
курьеры, почта, семафорный телеграфии
др.
С изобретением
электрического телеграфа и
телефона изменились возможности
передачи информации. Изобретение
телефона, радио, телевидения, а
затем ЭВМ, цифровых систем
связи и вычислительных сетей,
создание персонально-электронно вычислительная
машина (ПЭВМ) и его невероятно быстрое
распространение и развития именно в
качестве инструментального средства
накопления, преобразования, обработки
и передачи информации позволили новым
информационным технологиям внедриться
практически во все области человеческой
деятельности.
В поисках
возможностей повышения производительности
труда в условиях ограниченной
численности работников особое
внимание в налоговых органах
уделяется в настоящее время
совершенствованию процессов обработки
данных. При этом актуальность
приобретают информационные технологии,
являющиеся главным источником
резервов экономии рабочего времени,
повышения эффективности процесса
электронного документооборота.
В момент
создания налоговых органов
в них была перенесена существующая
технология работы финансовых
структур.
Основными
показателями этой технологии
были:
- получение
информации от налогоплательщиков
при личном контакте налогового
инспектора с ними;
- ручная
обработка полученной информации,
хранение ее только на бумажных
носителях;
-нерегламентированность
большинства процедур по сбору налогов;
- стихийно
развивающаяся информационная система.
Информатизация
органов налоговой службы сводилась
к обеспечению сотрудников недорогостоящими
электронно-вычислительными машинами
(ЭВМ) и принтерами, использованием стандартных
текстовых редакторов, электронных таблиц
и разрозненных системами управления
базами данных (СУБД), не приспособленных
к работе с большими объемами информации
и построению единого информационного
пространства. Такая технология могла
существовать только в условиях небольшого
количества налогоплательщиков.
Основу
автоматизированных информационных
технологий (ИТ) составляют следующие
достижения:
- средства накопления больших объемов информации (магнитные и оптические диски);
- средства связи, позволяющие воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара;
- компьютер, позволяющий по определенным алгоритмам обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.
ИТ направлены
на увеличение степени автоматизации
всех информационных операций, следовательно,
на ускорение научно-технического прогресса
(НТП) общества.
В связи
с этим прорабатывалось несколько
концепций типовых программных
комплексов для региональных
и муниципальных налоговых органов,
отличающихся составом технических
средств и прикладным программным
обеспечением.
Разработка
и внедрение компьютерных технологий
и АИС в рамках местного
самоуправления длительное время
осуществлялась каждым регионом
в соответствии с местными
регламентирующими документами
и нормативными актами по каждому
виду учета, что создавало известные
проблемы формирования единого
информационного пространства, обусловленные
их несовместимостью между собой
и с АИС. Проблема усугубляется
и тем, что многие объекты учета необоснованно
разделены между органами различных ведомств
со своими АИС и автоматизированными информационными
технологиями (АИТ).
Это
особенно проявляется в таком
объекте учета, как «недвижимость»,
составляющие которой - имущество
и земля учитываются и регистрируются
в трех ведомствах.
Одновременно
решалась задача обновления компьютерного
парка за счет компьютеров
класса Pentium, так как клиентская часть
в ряде инспекций реализована в среде
DOS.
Проектирующееся
внедрение интегрированных комплексов
для территориальных налоговых
инспекций, обеспечивающий единую
систему администрирования баз
данных по налогообложению юридических
и физических лиц и единое ведение нормативно-справочной
информации, обеспечивает:
- автоматизацию
всех функций по учету налогоплательщиков
и налоговых поступлений;
- информационное
взаимодействие всех структурных
подразделений налоговой системы
между собой и с внешними
ведомствами;
- высвобождение
трудовых ресурсов, занятых непроизводительной
и технической работой;
- повышение
производительности труда;
- оперативность
и точность результатов учета,
анализа и прогнозирования налоговых
поступлений.
Широкомасштабное
внедрение безбумажной информационной
технологии при взаимодействии
с налогоплательщиками и другими
ведомствами, было нацелено на
повышение эффективности собираемости
налогов и платежей за счет:
- уменьшения
общей численности сотрудников
в территориальной налоговой
инспекции, занятых реализацией
функций и процедур, связанных с
вводом данных.
- сосредоточения
деятельности сотрудников территориальных
налоговых органов на тех
аспектах налогового администрирования,
которые требуют непосредственных
встреч с налогоплательщиками;
- устранения
влияния пиковых ситуаций на
работу территориальных инспекций;
- повышения
качества камеральных и выездных
налоговых проверок
База
данных системы электронной обработки
данных (ЭОД) и основные программы
обработки располагаются на сервере
налоговой инспекции. Персональные
компьютеры пользователей подключаются
к серверу по локальной вычислительной
сети (ЛВС). Скорость обработки данных
при работе в системе ЭОД
в основном определяется мощностью
сервера и параметрами ЛВС.
На пользовательские
компьютеры устанавливается
специальная программа, обеспечивающая
доступ и работу с базой
данных Системы ЭОД. Данная
программа называется "Универсальное
рабочее место" (далее УРМ). Установку
и сопровождение Системы ЭОД
на сервере и пользовательских
компьютерах осуществляет системный
администратор инспекции.
В последние
годы наметилась тенденция
переноса центра тяжести приема
и обработки электронных документов
в Центры обработки данных (ЦОД),
в которых в свою очередь
должны использоваться сканерные
технологии ввода информации с бумажных
документов, что должно повысить эффективность
функционирования территориальных
налоговых органов.
Для
осуществления работы подразделений
Федеральной налоговой службой
(ФНС) разработана и уже функционирует
многоуровневая АИС «СБИС++», обеспечивающая
решение задач накопления и
обработки информации в инспекциях.
Конечной целью АИС налоговых
служб является построение интегрированной
информационной системы, объединяющей
все структуры налоговой системы
на базе единой информационной
базы с поэтапной интеграцией
в единое информационное пространство
административных органов управления,
банков, казначейства, таможни, регистрационных
центров, служб учета и управления имуществом,
земельными ресурсами и др.
Необходимость
в этом обуславливается характером
АИС налоговой системы, как
корпоративной системы открытого
типа с множеством внешних
связей. Источниками информации, накапливаемой
в базах данных АИС, являются
подразделения государственных
органов и учреждения, из которых
поступают данные о доходах
налогоплательщиков, поступлениях
и возвратах налогов и сборов,
имуществе, земельных участках и др.