Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 00:46, реферат
Автомобильную промышленность по праву относят к локомотивным отраслям экономики. Именно она дает импульс к развитию огромного числа разных сфер жизни общества.
Можно выделить четыре мировых центра автомобилестроения в мире: США, Европа, Япония, Южная Корея. Рынки этих стран являются главными сбытовыми центрами в мире.
Введение...................................................................................................................3
1.История появления автомобильной промышленности Рос-сии........................4
2. Статистические данные о развитии автомобильной промышленности - 2 -
3. Развитие автомобильной промышленности в 90-е годы и по настоящее время - 2 -
4. Проблемы и задачи автомобилестроения.......................................................11
Заключе-ние.............................................................................................................14
Список использованных источни-ков...................................................................15
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский
государственный архитектурно-
Автомобильно-Транспортный Факультет
Кафедра экономики
Реферат
Автомобильная промышленность
России
Выполнил студент гр.1-АХ-III
Шлапоберский А.А.
Принял преподаватель:
Владимирский Е.А.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение......................
1.История появления
Введение
Автомобилестроение является одной из ключевых отраслей промышленности, во многом определяющее степень экономического развития страны. Автомобильная промышленность концентрирует в себе последние технические достижения промышленности из разных областей. Этим определяется капиталоемкость и инновационность отрасли. Имея глобальный характер, легковая автомобильная промышленность аккумулирует в себе огромный опыт и знания, накопленные за вековую историю существования автомобиля. Раскрывая колоссальный потенциал отрасли, уместно будет привести ряд статистических данных, которые дадут наиболее полную картину, касательно роли автомобилестроения в сфере мирового экономического хозяйства. Так во всем мире в автопроизводстве заняты почти девять миллионов человек, кроме того, каждый занятый на автомобильном производстве обеспечивает рабочими местами в смежных областях еще 15 человек. Автомобилестроение создает ежегодный прирост ВВП в размере 15%. Суммарное количество ежегодно производимых автомобилей составляет порядка 70 миллионов штук. В автомобилестроении используется более 15% от мировых запасов стали и алюминия, более 10% меди. Кроме того, автомобильная промышленность является крупнейшим потребителем свинца 50%, натурального и синтетического каучука 75% и 35% соответственно, использует более 50% всей добываемой в мире нефти.
Автомобильную промышленность по праву относят к локомотивным отраслям экономики. Именно она дает импульс к развитию огромного числа разных сфер жизни общества.
Автомобильный транспорт – неотъемлемая составная часть единой транспортной системы любой страны. Эту систему образуют железнодорожный, морской, речной и другие виды транспорта. И в России жизнь немыслима без использования автотранспорта, равно как и в любой другой стране. Однако состояние и рост автотранспорта неразрывно связано с развитием автомобильной промышленности.
Однако после 1985 года в результате распада СССР стали разрушаться хозяйственные связи, что привело к сокращению выпуска и поставок необходимых изделий. У каждого суверенного государства появилось желание организовать собственное производство отдельных, наиболее важных для него машин. Но от желания до его реализации – огромная дистанция. Все эти факторы и привели к застою, а затем и кризису всей автомобильной промышленности России.
До 1917 г. в России автомобильной промышленности не было. Только на Русско-Балтийском заводе в г. Риге с 1908 по 1915 г. в небольшом количестве производили сборку легковых автомобилей.
В период первой мировой войны было начато строительство нескольких небольших автомобильных заводов (в том числе АМО в Москве), но до Великой Октябрьской социалистической революции они не были достроены и не выпустили ни одного автомобиля.
После окончании гражданской войны было положено начало развитию отечественного автомобилестроении: в 1924 г. заводом АМО были выпущены первые 10 советских автомобилей АМО-Ф-15. В 1925 г. начинается выпуск грузовых автомобилей на вновь построенном Ярославском автомобильном заводе. Производство первых советских легковых автомобилей конструкции НАМИ было начато в 1927 г. на московском заводе «Спартак».
Интенсивное развитие автомобильной промышленности в Советском Союзе относится к 1931-1932 гг., когда вступили в действие реконструированный завод АМО (с 1934 г. завод имени Сталина, ныне Московский автомобильный завод имени Лихачева) и вновь построенный Горьковский автомобильный завод (ГАЗ). На этих заводах было организовано массовое производство таких широко известных до Великой Отечественной войны в нашей стране грузовых автомобилей, как ГАЗ-АА, ЗИС-5 и ряд их модификаций.
Благодаря успешному выполнению планов первых двух пятилеток в СССР в короткий срок была создана автомобильная промышленность. Уже в 1937 г. было выпущено около 200 тыс. автомобилей, в результате чего СССР по производству автомобилей вышел на четвертое место в мире, а по выпуску грузовых опередил Англию, Францию и Германию, заняв первое место в Европе и второе в мире. Развитие автомобильной промышленности продолжалось и в годы Великой Отечественной войны. Были запущены Ульяновский и Уральский (г. Миасс) автозаводы, первоначально выпускавшие автомобили, освоенные заводом ГАЗ и Московским автомобильным заводом имени Сталина. Затем Ульяновский завод стал крупнейшим предприятием по выпуску легковых автомобилей повышенной проходимости и грузовых автомобилей малой грузоподъемности, а Уральский — трехосных автомобилей с колесной формулой 6Х6 и 6X4.
На смену довоенным
В период 1950-1958 гг. вступили в строй Кутаисский автомобильный, Львовский и Павловский автобусные заводы. На Кутаисском автомобильном заводе было налажено производство автомобилей-самосвалов и автомобилей-цементовозов. Львовский и Павловский заводы начали выпуск автобусов. Минский автомобильный завод освоил производство 25-тонных автомобилей-самосвалов. Мытищинский машиностроительный завод, выпускавший автомобили-самосвалы, приступил в 1957 г. к производству седельных тягачей и автомобильных полуприцепов. На нескольких заводах (Ирбитском, Сердобском, Челябинском, Саранском, Одесском и др ) было начато или значительно расширено производство автомобильных полуприцепов, прицепов и др.
В период семилетнего плана 1959-1965 гг. заводы перешли к выпуску новых, более совершенных моделей автомобилей. Кроме того, было введено в действие несколько новых предприятий. Увеличился выпуск специализированного подвижного состава, предназначенного для перевозки различных грузов.
Ярославский автомобильный завод с 1959 г. прекратил выпуск автомобилей и перешел к производству дизельных двигателей для автомобилей большой грузоподъемности, в связи с чем он был переименован в Ярославский моторный завод (ЯМЗ). В настоящее время завод выпускает шести-, восьми и двенадцатицилиндровые V-образние четырехтактные дизельные двигатели для автомобилей Минского, Кременчугского и Белорусского заводов. Производство трехосных дизельных автомобилей было передано с Ярославского на Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ). Белорусский автомобильный завод с 1959 г. начал выпускать автомобили-самосвалы большой грузоподъемности, ранее выпускавшиеся на Минском автомобильном заводе.
В течение 1960—1970 гг. вступили в строй Могилевский (МоАЗ) и Брянский (БАЗ) автомобильные заводы, которые начали выпуск автомобилей большой грузоподъемности. С 1968 г. начато производство легковых автомобилей «Москвич-412», с 1971 г. — фургонов ИЖ-2715 и с 1973 г. — легковых автомобилей ИЖ-2125 на Ижевском машиностроительном заводе.
В 1970 г. на одном из крупнейших в Европе Волжском автомобильном заводе (г. Тольятти) началось массовое производство автомобилей «Жигули» модели ВАЗ-2101, а затем моделей 2102, 2103, 21011, 2106, 2121 «Нива» и 2105.
В 1976 г. на Камском автомобильном заводе (КамАЗ) начато производство грузовых трехосных автомобилей, а на Красноярском и Ставропольском заводах прицепов и полуприцепов к ним. С 1955 г. выпускаются одноосные прицепы к легковым автомобилям.
Развитие автомобильной
Таблица 1.
Развитие автотранспорта СССР в период 1932-1980 гг.
Год |
Грузовой транспорт |
Пассажирский транспорт общего пользования | |||
Грузооборот, млрд. т/км |
Объём перевозок, млн. т |
Автобусный |
Таксомоторный | ||
Пассажирооборот, млрд. пасс-км |
Объём перевозок, млн. чел. |
Платный пробег, млн. км | |||
1932 1940 1950 1960 1970 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980 |
1,1 8,9 20,1 98,5 220,8 283,8 312,3 338 355 373 395 418 431 |
100 858 1859,2 8492,7 14622,8 18243,5 19617 21225 21600 22200 23100 24023 24101 |
0,7 3,4 5,2 61 202,5 253,9 279,1 303,6 325,3 344,5 361,5 376 389,9 |
305 590 1053 11316 27344 32133 34252 36501 37857 39200 40400 41273 42175 |
89,3 160,1 1576 5951 7695 8444 9291 10097 6870 6395 7239 8154 |
Таблица 2.
Выпуск автомобилей в СССР
Годы |
Производство автомобилей, шт. | |||
Всего |
В том числе | |||
Автобусов |
грузовых |
Легковых | ||
1925 1930 1935 1940 1945 1950 1955 1960 1965 1970 1975 1980 |
116 4 226 96 716 145 390 74 657 362 895 445 268 523 591 616 312 916 118 1 963 849 2 199 300 |
- 47 893 3 921 1 114 3 939 9 415 22 761 35 507 47 363 66 860 85 300 |
116 4 019 76 8554 135 958 68 548 294 402 328 047 362 008 379 630 542 507 695 779 787 000 |
- 160 18 969 5 511 4 995 64 554 107 806 138 822 201 175 344 248 1 202 210 1 327 000 |
Таблица 3.
Производство автомобильной
1970 |
1975 |
1980 |
1985 |
1990 | |
Троллейбусы, шт. Грузовые автомобили, тыс.шт. В т.ч. с дизельными двигателями Легковые автомобили, тыс.шт. Автобусы, тыс. шт. Прицепы и полуприцепы тракт., тыс.шт Мотоциклы и мотороллеры, тыс.шт. В т.ч. мотоциклы с боковыми прицепами Велосипеды (без детских), тыс.шт. В т.ч. велосипеды складные Подростковые велосипеды, тыс.шт. Детские велосипеды, тыс.шт |
2083 445
257 35,1 189 632 143 2153 121 235 1671 |
1820 591
1066 46,4 203 772 193 2485 153 285 2315 |
1929 663
1166 55,1 223 788 365 2868 311 307 2737 |
2416 688 135 1165 59,9 249 818 395 3247 588 362 3276 |
2308 65 151 1103 51,9 213 765 415 3871 955 421 3708 |
Общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что в ближайшем будущем, безусловно, отразится на техническом уровне наших автомобилей.