Банки и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Любая экономика держится на объективных экономических законах, одним из которых является закон денежного обращения. Оборот денег происходит под влиянием финансовых институтов и, прежде всего, банков, которые создают основу для денежного оборота и связаны со всеми отраслями и секторами экономики. Банки обеспечивают финансирование всех сфер предпринимательства, производственной и непроизводственной сфер, сферы управления и наполняют бюджет (как федеральный, так и территориальный) необходимыми денежными средствами. Через банки осуществляется также и двустороннее движение денег, взятых взаймы (кредит).

Содержание работы

Введение
Глава I. Сущность, функции и роль банков как элемента
банковской системы
1.1.Банки - особые институты
1.2.Основные операции банков
1.3.Особенности современной банковской системы
Глава II. Состояние банковского сектора Российской Федерации
2.1.Анализ развития банковского сектора
2.2.Развития системы банковского регулирования и банковского
надзора в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

банки и их роль в рыночной экономике.docx

— 75.77 Кб (Скачать файл)

 

Как и Указание Банка России №766-У, Указание №2005-У предусматривает  отнесение каждого банка исходя из его экономического положения  к соответствующей классификационной  группе. Вместе с тем Указание №2005-У, по сравнению с Указанием №766 -У в процедуру оценки экономического положения банков вносит ряд уточнений "организационного характера":

 

-отменено деление банков  на категории "финансово стабильных" и "проблемных";

 

-увеличено количество  классификационных групп с 4 до 5;

 

-исключены названия классификационных  групп;

 

-изменена периодичность  классификации банков с ежемесячной  на ежеквартальную при сохранении  постоянного мониторинга ситуации;

 

-предусмотрено доведение  до сведения единоличного исполнительного  органа банка информации о  присвоенной банку классификационной  группы и информации о недостатках  в его деятельности, послужившей  основанием для классификации. Указание №2005 -У рекомендует единоличному исполнительному органу банка доводить указанную информацию до коллегиального исполнительного органа банка, членов совета директоров (наблюдательного совета).

 

Указание №2005-У базируется на подходах, предусмотренных Федеральным  законом от 23.12.2003 №177-ФЗ "О страховании  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и Указанием  Банка России от 16.01.2004 №1379-У "Об оценки финансовой устойчивости банка в  целях признания ее достаточной  для участия в системе страхования  вкладов" (далее-- Указание Банка России №1379-У).

 

Согласно Указанию №2005-У  оценка экономического положения банков производится по результатам оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и прозрачности структуры собственности, соблюдения банком обязательных нормативов, а  также с учетом примененных к  банку мер воздействия. За основу оценки капитала, активов, доходности, ликвидности, качества управления и  прозрачности структуры собственности  взяты подходы (включая граничные  значения показателей), определенные Указанием  Банка России №1379-У.

 

Вместе с тем в Указание №2005-У, в отличие от Указания Банка  России №1379-У , включен ряд новых положений, а именно:

 

-использование при оценке  показателей группы оценки капитала  и доходности их прогнозных  значений в целях учета тенденций  изменения показателей при присвоении  им балльной оценки;

 

-оценка прозрачности  структуры собственности кредитной  организации выделена в самостоятельный  компонент оценки;

 

-перечень показателей оценки качества управления банка дополнен новым показателем, характеризующим состояние управления стратегическим риском;

 

-перечни вопросов, используемых  для оценки показателей состояния  систем управления рисками и  внутреннего контроля, уточнены  и дополнены новыми качественными  характеристиками, позволяющими оценивать  качество внутренних документов  банка и процедур.

 

В целях методической поддержки  кредитных организаций в вопросах совершенствования систем внутреннего  контроля предполагается дополнить  ранее изданный Банком России нормативный  акт, устанавливающий правила внутреннего  контроля в кредитных организациях, рекомендациями по содержанию планов действий кредитных организаций  на случай непредвиденных обстоятельств.

 

Реализация в нормативной  базе Банка России

 

положений Базеля II

 

В соответствии с планами  Банка России по реализации Базеля II, сформированными с учетом результатов  деятельности рабочей группы Банка  России по внедрению рекомендаций этого  документа, в 2008 году планируется завершение работы над проектами Указания о  внесении изменений в Инструкцию Банка России "Об обязательных нормативах банков" и Положения Банка России "О порядке расчета размера операционного риска", которые в декабре 2007 года были размещены в интернет -представительстве Банка России для рассмотрения банковским сообществом.

 

В рамках этих проектов предполагается реализовать наиболее простые подходы  к оценке рисков, а именно: упрощенный стандартизованный подход к оценке кредитного риска, для оценки операционного  риска-- базовый индикативный подход.

 

Планируется также подготовить  проект нормативного акта Банка России, предусматривающего реализацию в Российской Федерации компонента 2 "Надзорный  процесс" Базеля II.

 

Дальнейшая работа по реализации Базеля II (в том числе его усовершенствованных  подходов, базирующихся на самостоятельных  внутрибанковских оценках рисков) планируется с учетом европейской надзорной практики по внедрению положений Базеля II в рамках проекта ТАСИС. Реализация проекта начнется в 2008 году, продолжительность выполнения оценивается в 30 месяцев.

 

Совершенствование подходов к регулированию риска ликвидности

 

Направления по изменению  подходов к регулированию рисков ликвидности, действующих в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков", выработаны с  учетом рекомендаций Базельского комитета по банковскому надзору, а также экспертов проекта ЕС/ТАСИС и предполагают внедрение в систему регулирования риска ликвидности так называемой концепции денежных потоков. Указанные направления предусматривают:

 

-замену действующего  норматива мгновенной ликвидности  (Н2) на норматив краткосрочной ликвидности. Методика расчета норматива краткосрочной ликвидности предлагает принципиально новый подход к ограничению риска ликвидности, базирующийся на сопоставлении объемов поступления и оттока денежных средств, генерируемых в течение расчетного периода активами/обязательствами любой срочности (концепция денежных потоков), тогда как действующий в рамках Инструкции Банка России "Об обязательных нормативах банков" под ход обязывает банки соблюдать определенные соотношения активов и пассивов фиксированной срочности;

 

-использование при расчете  нормативов ликвидности (Н2, Н3 и Н4) так называемых "поведенческих корректировок" -- элементов прогнозного определения значений отдельных компонентов, характеризующих состояние ликвидности, базирующихся на накопленных статистических данных о величине минимального остатка на счетах клиентов банка. Данный подход реализован в Указании Банка России от 31 марта 2008 года №1991-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года №110-И "Об обязательных нормативах банков", вступившим в силу 30 апреля 2008 года;

 

-расширение перечня ликвидных  активов (включение в ликвидные  активы долевых ценных бумаг  российских эмитентов).

 

Совершенствование подходов

 

к оценке кредитного риска

 

Предполагается распространить подходы по формированию резервов на возможные потери по ссудам, предоставленным  физическим лицам и объединенным в портфели однородных ссуд, предусмотренные Указанием Банка России о внесении изменений в Положение Банка России №254-П, на суды, доставленные субъектам малого бизнеса, резервы по которым формируются на портфельной основе.

 

В целях применения в надзоре  за кредитными организациями профессионального  суждения при оценке ссудной задолженности  подготовлен проект указания Банка  России о внесении изменений в  пункт 9.5 Положения Банка России №254-П, предусматривающий определение  процедур предъявления территориальными учреждениями Банка России требований по доформированию резервов по ссудам в рамках одной категории качества и применения к кредитным организациям мер надзорного реагирования.

 

Для решения проблем, возникающих  при оценке качества ссудной задолженности  при представлении заемщиком  недостоверной отчетности или отчетности сомнительного качества, предполагается установить требование об отнесении  ссуд к III категории качества с формированием  резерва в размере не менее 50% от суммы задолженности в случае, если были выявлены факты представления  заемщиком в кредитную организацию  сведений, отличных от сведений, представленных иным пользователям, и указанные  сведения и отчетность использовались кредитной организацией в целях оценки финансового положения заемщика для определения категории качества ссуды и размера резерва.

 

В целях реализации федеральных  законов, касающихся сферы потребительского кредитования, дальнейшей оптимизации  его условий планируется издание  нормативных и рекомендательных актов Банка России, обеспечивающих и дополнительно гарантирующих  права и законные интересы заемщиков --потребителей банковских услуг. Более пристальное внимание в 2008 году будет оказано реализации Банком России в пределах своей компетенции мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности населения в сфере банковских услуг, особенно в области потребительского кредитования.

 

Инспектирование

 

В 2008 году в целях получения  информации о состоянии кредитной  организации в ходе проверок особое внимание будет уделяться следующим  вопросам:

 

-оценке управления кредитным  риском, в том числе при потребительском  кредитовании, качеству внутренних  регламентирующих документов кредитных  организаций, их соответствию  требованиям нормативных актов  Банка России;

 

-адекватности и эффективности  методик классификации заемщиков -- юридических и физических лиц с точки зрения оценки их финансового состояния и платежеспособности;

 

-оценке организации и  качества управления рыночным  риском;

 

-проверке операций с  ценными бумагами, в том числе  векселями и корпоративными облигациями;

 

-соблюдению кредитными  организациями требований федерального  законодательства и нормативных  актов Банка России в области  противодействия легализации (отмыванию)  доходов, полученных преступным  путем, и финансированию терроризма.

 

Особое внимание будет  уделяться выявлению сомнительных операций, которые используются рядом  кредитных организаций для обналичивания денежных средств в особо крупных размерах и без достаточных экономических оснований, а также выводу средств за рубеж. Будет продолжена работа по подготовке обобщающей информации о так называемых "регулировочных схемах", применяемых кредитными организациями.

 

Дальнейшее развитие нормативно-правового  обеспечения инспекционной деятельности будет осуществляться по следующим  направлениям:

 

-совершенствование нормативно-правовой  базы, регламентирующей вопросы  организации и проведения проверок  кредитных организаций (их филиалов), в том числе порядка проведения  и координации межрегиональных  проверок, подходов к формированию  рабочих групп в целях исключения  возможного конфликта интересов  и обеспечения независимости  уполномоченных представителей  Банка России при проведении  проверок; определение особенностей  организации и проведения проверок  кредитных организаций (их филиалов) аудиторскими организациями по  поручению Совета директоров  Банка России;

 

-совершенствование методического  обеспечения инспекционной деятельности, в том числе проверки состояния  корпоративного управления и  организации внутреннего контроля  в кредитных организациях, проверки  кредитной организации (ее филиала)  по вопросу организации потребительского  кредитования.

 

В целях развития и совершенствования  инспекционной деятельности предполагается провести работу по подготовке технологических  карт по проверкам основных направлений  деятельности банков, в том числе  операций с ценными бумагами.

 

Финансовое оздоровлениеи ликвидация кредитных организаций

 

В 2008 году будет продолжена работа по повышению эффективности  механизмов предотвращения банкротства  кредитных организаций, недопущения  использования кредитных организаций  для осуществления коммерческой деятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление  банковских операций, направленных в том числе на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций.

 

Банк России примет участие  в подготовке изменений в законодательные  акты, в том числе:

 

-в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)", "О несостоятельности (банкротстве)  кредитных организаций" в части  совершенствования положений об  оспаривании сделок должника  при осуществлении процедуры  банкротства и при влечении  к субсидиарной ответственности  лиц, имеющих или имевших право  давать указания, обязательные для  исполнения должником, а так  же в части введения ликвидационного  неттинга;

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике