Банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 12:22, курсовая работа

Описание работы

Банки составляют неотъемлемую черту современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки - это атрибут не отдельно взятого экономического региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ, это планетарное явление, обладающее колоссальной финансовой мощью, значительным денежным капиталом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
1. Понятие банковской системы и ее элементы………………………..……5
1.1.Понятие банковской системы……………………………………………..5
1.2.Свойства банковской системы…………………………………………….6
1.3.Сущность и функции банковской системы………………………………7
1.4.Уровни банковской системы………………………………………………8
2. Характеристика элементов банковской системы. Сущность банков. Классификация банков…………………………………………………………11
2.1 Центральный банк……………..……………………………………………11
2.2.Коммерческие банки……………………………………………………….12
2.3. Небанковские кредитные организации…………………………………...13
2.4.Сущность банков……………………………………………………………14
2.5. Классификация банков……………………………………………………..15
2.6. Банковская инфраструктура……………………………………………….17
3. Управление банковской деятельностью…………………………….............21
3.1. Управление со стороны Центрального Банка и иных органов………….21
3.2. Самоуправление………………………………….………………………….22
4. Банковская система России…………………………………………………..24
4.1. Развитие банковской системы России…………………………………….24
4.2. Особенности построения банковской системы Р.Ф………………………27
4.3. Законодательные основы функционирования банковской системы Р.Ф..30
4.4. Центральный Банк Р.Ф………………………………………………….…31
4.5. Коммерческие банки Р.Ф…………………………………………………..34
4.6. Роль банковской системы Р.Ф……………………………………………..35
Заключение……………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 135.61 Кб (Скачать файл)

 




 

 

Рис. 2.2. Элементы Банковской Системы

2.1. Центральные  банки.

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. ЦБ – это главный банк страны. В США он называется ФРС (Федеральная резервная система), в Великобритании – Банк Англии, в Германии – Bundesbank, в России – Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Центральный банк, являясь эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска банкнот, что обеспечивает ему постоянную ликвидность. Деньги ЦБ состоят из наличных (банкноты и монеты) и безналичных денег (счета коммерческих банков в центральном банке) [рис.2.2.].

Будучи банкиром правительства, ЦБ обслуживает финансовые операции правительства, осуществляет посредничество в платежах казначейства и кредитование правительства. Казначейство хранит свободные денежные ресурсы в центральном банке в виде депозитов, а он, в свою очередь, отдает казначейству всю свою прибыль сверх определенной, заранее установленной нормы.[4]

Центральный банк является также банком банков, т. е. коммерческие банки выступают клиентами ЦБ, который хранит обязательные резервы, что позволяет ему контролировать и координировать их внутреннюю и зарубежную деятельность. Кроме того, он выступает кредитором последней инстанции для испытывающих затруднения коммерческих банков, предоставляя им кредитную поддержку путем эмиссии денег или продажи ценных бумаг.

Помимо этого, ЦБ выполняет функции межбанковского расчетного центра и хранителя золотовалютных резервов страны. В этом последнем качестве ЦБ обслуживает международные финансовые операции страны и контролирует состояние платежного баланса, выступает покупателем и продавцом на международных валютных рынках.

Центральный банк определяет и осуществляет кредитно-денежную (монетарную) политику.

 

2.2. Коммерческие  банки

Коммерческие банки – основное звено двухуровневой банковской системы. Второй уровень банковской системы составляют коммерческие банки. Различают универсальные и специализированные коммерческие банки.

 Коммерческие банки являются частными организациями, которые имеют законное право привлекать свободные денежные средства и выдавать кредиты с целью получения прибыли. Поэтому коммерческие банки выполняют два основных вида операций: пассивные – по привлечению депозитов и активные – по выдаче кредитов [рис.2.2].

Кроме того, коммерческие банки выполняют расчетно-кассовые, доверительные (трастовые), межбанковские операции (кредитные – по выдаче кредитов друг другу и трансфертные – по переводу денег со счета на счет), операции с ценными бумагами, операции с иностранной валютой и др.

Основную часть дохода коммерческого банка составляет разница между процентами по кредитам и процентами по депозитам (вкладам). Дополнительными источниками доходов банка могут быть комиссионные по предоставлению различного вида услуг (расчетно-кассовых, трастовых, трансфертных и др.). Часть дохода идет на оплату издержек банка, которые включают в себя заработную плату работников банка, затраты на оборудование, на использование компьютеров, кассовых аппаратов, на аренду помещения и т. п. Оставшаяся после этих выплат сумма является прибылью банка, с нее начисляются дивиденды держателям акций банка, и определенная часть может идти на расширение деятельности банка.

 

2.3. Небанковские кредитные организации

Небанковская кредитная организация (НКО) — это юридическое лицо, которое на основании лицензии имеет право осуществлять отдельные банковские операции. Образуется на базе любой формы собственности. При создании НКО требования к минимальной величине уставного капитала ниже, чем для банков [рис.2.2].

В отличие от банков НКО в кредитной системе РФ узко специализированы: они существуют лишь в сфере расчетов. Российские НКО не вправе привлекать денежные средства юридических и физических лиц во вклады в целях размещения от своего имени и за свой счет[3].

К небанковским учреждениям кредитной системы следует отнести следующие структуры:

    • Ломбард
    • Кредитный союз
    • Кредитное общество
    • Кредитное товарищество

 

В отличие от банка НКО не вправе: привлекать денежные средства физических и юридических лиц вовклады; открывать, вести банковские счета, осуществлять расчеты по поручению физических лиц; покупать и продавать наличную иностранную валюту; привлекать во вклады и размещать драгоценные металлы, а также выдавать банковские гарантии.

 

2.4. Сущность банков

Выделяют две основные точки зрения о сущности банков. В соответствии с одной из них сущность банка можно понять не из перечисления выполняемых операций, а исходя из его макроэкономической роли. Банк определяется как «денежно-кредитный институт, регулирующий платежный оборот в наличной и безналичной формах». Согласно другой точке зрения, различия между банками и небанками могут базироваться на двух признаках:

    • банки выпускают в обращение и изымают из него деньги, определяя деятельность других кредитных учреждений, круг и природу отношений, осуществляемых последними;
    • банки играют на финансовых рынках основную роль, реализуя почти полный перечень рыночных операций[5].

Первоначально банки возникли как частные коммерческие образования, являвшиеся элементами торгово-рыночной инфраструктуры.

Государственные банки возникли в мировой практике позднее частных и существовали параллельно с ними, занимая свою нишу в сфере экономических отношений.

Развитие банковского дела привело к зарождению финансовых рынков, усилению позиций центральных банков. Банки развивают отдельные сегменты финансовых рынков как полноценных источников пополнения своего денежного капитала для ведения кредитных операций. В XX в. усилилась тенденция специализации и универсализации банковской деятельности [7].

Поскольку банки проводят в основном денежные операции и предметом их деятельности является денежный капитал, то и содержание, и масштабы международной торговли зависят от степени развития товарно-денежных отношений в стране, уровня торговли, темпов промышленного производства.

Кредитор становится банкиром, когда денежные операция отделяются от торговли, тогда банковское дело выделяется в самостоятельную, специализированную отрасль оказания денежных услуг. Увеличение спроса на банковские услуги прямо пропорционально росту товарообмена, увеличению объемов торговли и роста промышленности. Всякое замедление или, что еще хуже, разрушение реального сектора экономики, экономические кризисы отрицательно сказываются на деятельности и развитии банков. В фазе экономического подъема спрос на банковские услуги возрастает, увеличивается объем банковских операций, банковская система вступает в стадию поступательного развития, повышается экономическая эффективность ее деятельности.

 

2.5. Классификация  банков.




 

 

 

 

 

 

Рис. 3.3. Классификация банков

 

 

      1. По формам собственности: 
  • Одноуровневая банковская система. Все кредитные учреждения являются государственными, как это было, например, в СССР.
  • Двухуровневая банковская система, Центральный государственный банк – первый уровень, все частные и частно–государственные банки – второй уровень [рис.2.3].

 

    1. По сферам и формам деятельности – ведущие виды банков:
  • Центральный банк («банк банков»). Правовое регулирование и контроль за всей денежно – кредитной системой, эмиссионный центр, обеспечение стабильности денежного обращения, проведение макроэкономической политики в денежной сфере, хранитель официальных золото–валютных резервов страны, кредитный и расчётный центр для государственных учреждений.

Как правило, центральные банки не занимаются непосредственной коммерческой деятельностью.

  • Коммерческие банки – главное кредитное звено в банковской системе. Аккумулирует депозиты, предоставляет преимущественно краткосрочные кредиты предпринимателям, организует систему расчётов.
  • Инвестиционные банки. Занимаются операциями по долгосрочному кредитованию предприятий с помощью выпуска и размещения ценных бумаг.
  • Сберегательные банки. Мобилизуют преимущественно мелкие сбережения и активно участвует в кредитных операциях с физическими лицами.
  • Ипотечные банки. Выдают долгосрочные кредиты под залог недвижимости.

 

 

  • Спецбанки. Они, как правило, государственные, действуют в определенных областях – например, финансирование внешней торговли, инвестиции в сельском хозяйстве, строительстве, железнодорожном транспорте [рис.2.3].

 

2.6. Банковская инфраструктура

К элементам организационного блока банковской системы относят банковскую инфраструктуру. В неё входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение.

Важным элементом построения системы управления потоками деловой информации в банке является создание технологической инфраструктуры для сбора, обработки и распределения информации (доступ к внешним информационным сетям, деловая почта, локальные и сетевые базы данных, средства хранения и обработки больших массивов информации и т. д.). Особую роль здесь приобретает тесное взаимодействие информационно-аналитических подразделений с подразделениями, занимающимися автоматизацией деятельности банка: технологическую инфраструктуру для системы управления потоками деловой информации целесообразно строить на основе применяемых в банке информационных технологий, имеющихся вычислительных сетей, технических средств и программных продуктов.

Весьма существенным фактором для этой системы является и кадровый состав специалистов, занимающихся сбором, обработкой и анализом деловой информации. В информационно-аналитические подразделения, которые могут существовать в различных формах, желательно включать как специалистов-аналитиков с финансово-экономической подготовкой, так и специалистов в области информатики, которые могли бы обеспечивать автоматизацию сбора, обработки и распространения информации, а также ведение электронных баз данных и электронных досье [12].

           Система сбора и аналитической обработки деловой информации должна базироваться на взаимодействии различных функциональных подразделений банка с учетом как стратегических, так и оперативно-тактических интересов в его деятельности. При чрезмерной нацеленности информационно-аналитических подразделений на информационное обеспечение стратегических интересов банка подготавливаемая ими информация может оказаться непригодной для специалистов функциональных подразделений, занимающихся решением оперативных вопросов.

 Если же доминирующую роль  будут играть вопросы обеспечения  оперативных и тактических потребностей  банка, то информация будет ограничиваться  сферой профессиональных интересов  работников соответствующих функциональных  подразделений, а целостному взгляду  на проблемы стратегического  характера может не найтись  места. 

Аудит банковской деятельности также является составной частью банковской инфраструктуры. При этом данный вид аудита имеет ряд особенностей, которые требуют создания специализированных аудиторских организаций. Дело в том, что при аудиторских проверках банков и других финансово-кредитных учреждений рассматриваются различные стороны экономической деятельности как самой кредитной системы, так и обслуживаемого хозяйства. Это налагает на аудиторов особую ответственность за квалифицированность обследований, объективность и достоверность выводов, поскольку результаты аудита служат основанием для подтверждения годового отчета, публикации баланса и общей оценки итогов работы кредитного учреждения [13].

Итоги проведенных аудиторских обследований показали, что важным условием успешной деятельности аудиторов является взаимная заинтересованность как проверяемого банка, так и проверяющих лиц в обеспечении достоверности учета и отчетности, в выявлении и устранении причин, мешающих обследуемому банку достичь высокого уровня деятельности. Разумеется аудитором быть нелегко. Ему должны быть присущи высокий профессионализм, объективность и честность, умение соблюдать коммерческую тайну, доброжелательность и лояльность по отношению к проверяемым и ряд других черт.

Межбанковский клиринг имеет место практически во всякой стране с развитой банковской инфраструктурой и представляет собой систему безналичных расчетов между банками, осуществляемых через единые расчетные центры. Взаиморасчеты банки могут осуществлять и без клиринговой системы, открыв корреспондентские счета друг у друга.

На практике это может выглядеть следующим образом. Банк А открывает в банке Б корреспондентский счет и депонирует на нем некоторую сумму. Банк Б по поручению банка А может производить расчеты в пределах этой суммы.

Информация о работе Банковская система РФ