Банковская система России: современные проблемы и перспективы развития
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2015 в 17:55, курсовая работа
Описание работы
Целью данной работы является выявление и обобщение современных тенденций развития банковской системы РФ, рассмотрение основных проблем их развития и качества и наиболее приемлемые в настоящее время пути их решения. Исходя из этой цели, были поставлены задачи: изучить теоретические основы банковской системы, ее функции и структуру; рассмотреть деятельность Банка России; проанализировать работу кредитных организаций: выявить влияние мирового финансового кризиса на банковскую систему России; обозначить проблемы банковской системы России и предложить пути их решения.
Содержание работы
Введение Глава 1. Банковская система РФ, ее сущность, функции и структура 1.1 Понятие и признаки банковской системы 1.2 Правовой статус и функции Центрального Банка РФ 1.3 Деятельность кредитных организаций Глава 2. Анализ деятельности банков России 2.1 Анализ деятельности Центрального Банка РФ 2.2 Анализ деятельности кредитных организаций Глава 3 Проблемы и задачи развития и функционирования банковской системы России 3.1 Кризис ликвидности в российских банках 3.2 Проблемы банковской системы и пути их решения Заключение Список используемых источников и литературы Приложение
Нормотворческие полномочия
Банка России предполагают его исключительные
права по изданию нормативных актов, обязательных
для федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов
местного самоуправления, всех юридических
и физических лиц, по вопросам, отнесенным
к его компетенции Федеральным законом
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и иными федеральными
законами. Банк России в соответствии
с Конституцией Российской Федерации
не обладает правом законодательной инициативы,
однако его участие в законодательном
процессе, помимо издания собственных
правовых актов, обеспечивается также
и тем, что проекты федеральных законов,
а также нормативных правовых актов федеральных
органов исполнительной власти, касающиеся
выполнения Банком России своих функций,
должны направляться за заключением в
Банк России.
Банк России является юридическим
лицом. Уставный капитал и иное имущество
Банка России являются федеральной собственностью,
при этом Банк России наделен имущественной
и финансовой самостоятельностью. Полномочия
по владению, пользованию и распоряжению
имуществом Банка России, включая золотовалютные
резервы Банка России, осуществляются
самим Банком России в соответствии с
целями и в порядке, которые установлены
Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)".
Изъятие и обременение обязательствами
имущества Банка России без его согласия
не допускаются, если иное не предусмотрено
федеральным законом. Финансовая независимость
Банка России выражается в том, что он
осуществляет свои расходы за счет собственных
доходов. Банк России вправе защищать
интересы в судебном порядке, в том числе
в международных судах, судах иностранных
государств и третейских судах.
Государство не отвечает по
обязательствам Банка России, так же, как
и Банк России - по обязательствам государства,
если они не приняли на себя такие обязательства
или если иное не предусмотрено федеральными
законами. Банк России не отвечает по обязательствам
кредитных организаций, а кредитные организации
не отвечают по обязательствам Банка России,
за исключением случаев, когда Банк России
или кредитные организации принимают
на себя такие обязательства.
В своей деятельности Банк России
подотчетен Государственной Думе Федерального
Собрания Российской Федерации, которая
назначает на должность и освобождает
от должности Председателя Банка России
(по представлению Президента Российской
Федерации) и членов Совета директоров
Банка России (по представлению Председателя
Банка России, согласованному с Президентом
Российской Федерации); направляет и отзывает
представителей Государственной Думы
в Национальном банковском совете Банка
России в рамках своей квоты, а также рассматривает
основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики и годовой
отчет Банка России и принимает по ним
решения. На основании предложения Национального
банковского совета Банка России Государственная
Дума вправе принять решение о проверке
Счетной палатой Российской Федерации
финансово-хозяйственной деятельности
Банка России, его структурных подразделений
и учреждений. Кроме того, Государственная
дума проводит парламентские слушания
о деятельности Банка России с участием
его представителей, а также заслушивает
доклады Председателя Банка России о деятельности
Банка России при представлении годового
отчета и основных направлений единой
государственной денежно-кредитной политики.
Банк России осуществляет свои
функции в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Федеральным законом
"О Центральном банке Российской Федерации
(Банке России)" и иными федеральными
законами. Согласно статье 75 Конституции
Российской Федерации, основной функцией
Банка России является защита и обеспечение
устойчивости рубля, а денежная эмиссия
осуществляется исключительно Банком
России. В соответствии со статьей 4 Федерального
закона "О Центральном банке Российской
Федерации (Банке России)", Банк России
выполняет следующие функции:
· во взаимодействии с Правительством
Российской Федерации разрабатывает и
проводит единую денежно-кредитную политику;
· монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует наличное
денежное обращение;
· является кредитором последней
инстанции для кредитных организаций,
организует систему их рефинансирования;
· устанавливает правила осуществления
расчетов в Российской Федерации;
· устанавливает правила проведения
банковских операций;
· осуществляет обслуживание
счетов бюджетов всех уровней бюджетной
системы Российской Федерации, если иное
не установлено федеральными законами,
посредством проведения расчетов по поручению
уполномоченных органов исполнительной
власти и государственных внебюджетных
фондов, на которые возлагаются организация
исполнения и исполнение бюджетов;
· осуществляет эффективное
управление золотовалютными резервами
Банка России;
· принимает решение о государственной
регистрации кредитных организаций, выдает
кредитным организациям лицензии на осуществление
банковских операций, приостанавливает
их действие и отзывает их;
· осуществляет надзор за деятельностью
кредитных организаций и банковских групп;
· регистрирует эмиссию ценных
бумаг кредитными организациями в соответствии
с федеральными законами;
· осуществляет самостоятельно
или по поручению Правительства Российской
Федерации все виды банковских операций
и иных сделок, необходимых для выполнения
функций Банка России;
· организует и осуществляет
валютное регулирование и валютный контроль
в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
· определяет порядок осуществления
расчетов с международными организациями,
иностранными государствами, а также с
юридическими и физическими лицами;
· устанавливает правила бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы
Российской Федерации;
· устанавливает и публикует
официальные курсы иностранных валют
по отношению к рублю;
· принимает участие в разработке
прогноза платежного баланса Российской
Федерации и организует составление платежного
баланса Российской Федерации;
· устанавливает порядок и условия
осуществления валютными биржами деятельности
по организации проведения операций по
покупке и продаже иностранной валюты,
осуществляет выдачу, приостановление
и отзыв разрешений валютным биржам на
организацию проведения операций по покупке
и продаже иностранной валюты. (Функции
по выдаче, приостановлению и отзыву разрешений
валютным биржам на организацию проведения
операций по покупке и продаже иностранной
валюты Банк России будет выполнять со
дня вступления в силу федерального закона
о внесении соответствующих изменений
в Федеральный закон "О лицензировании
отдельных видов деятельности");
· проводит анализ и прогнозирование
состояния экономики Российской Федерации
в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных,
валютно-финансовых и ценовых отношений,
публикует соответствующие материалы
и статистические данные;
· осуществляет иные функции
в соответствии с федеральными законами.
1.3 Деятельность кредитных
организаций
Банковская система представляет
собой сложноорганизованную иерархическую
структуру составляющих ее элементов
- кредитно-финансовых институтов, важнейшими
из которых являются эмиссионные и не
эмиссионные (коммерческие и специализированные)
банки.
Банки действуют на основании
своих уставов, принимаемых в соответствии
с законодательством РФ. Устав банка должен
содержать[10]:
· наименование банка и его почтовый
адрес;
· перечень банковских операций;
· размер уставного капитала,
резервного, страхового и иных фондов;
указание на то, что банк является юридическим
лицом;
· данные об органах управления
банка, их структуре, порядке образования
и функциях.
Уставы банков готовятся в соответствии
с рекомендациями Центрального банка
России и могут включать иные положения,
связанные с особенностями деятельности
банков. Банки обязаны уведомлять Банк
России обо всех изменениях, вносимых
в устав.
Банк России регистрирует уставы
банков и ведет реестр (общереспубликанскую
книгу регистрации) банков, получивших
лицензии. Записи в реестр производятся
одновременно с выдачей лицензий. В лицензии
предусматривается перечень операций,
выполняемых банком.
Банки получают право осуществлять
банковские операции с момента получения
лицензии. При ликвидации или реорганизации
банков их лицензии возвращаются в банк
России, а запись в реестре аннулируется.
Реестр банков, изменения и дополнения
к нему публикуются Банком России в открытой
печати.
Банки обязаны соблюдать следующие
установленные Банком России положения:
· экономические нормативы;
· минимальный размер уставного
капитала банка;
· предельное соотношение между
размером уставного капитала банка и суммой
его активов с учетом оценки риска;
· показатели ликвидности баланса;
· минимальный размер обязательных
резервов, размещаемых в Банке России;
· максимальный размер риска
на одного заемщика;
· ограничение размеров валютного
и курсового рисков;
· ограничение использования
привлеченных депозитов для приобретения
акций юридических лиц.
Банки, включая Банк России,
гарантируют тайну по операциям, счетам
и вкладам своих клиентов (кроме случаев,
предусмотренных законами РФ).
Коммерческие банки выполняют
множество различных функций. К одной
из основных можно отнести функцию мобилизации
и концентрации свободных денежных ресурсов.
Это приоритетная функция и экономический
базис деятельности коммерческих банков.
От мобилизации и концентрации денежных
средств в банке зависит количество средств,
которые путем кредита, а также других
активных операций включают в процесс
воспроизводства. Коммерческий банк, заимствуя
свободные средства своих клиентов, сразу
берет на себя обязательство по обеспечению
своевременного возврата этих средств.
Внесенные в кредитные учреждения денежные
суммы приносят вкладчикам доход в виде
процента.
Стимулы к накоплению и сбережению
денежных средств формируются на основе
гибкой депозитной политики коммерческих
банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых
по вкладам, кредиторам банка необходимы
высокие гарантии надежности помещения
накопленных ресурсов в банк. Для создания
таких гарантий служит формирование фонда
страхования активов банковских учреждений,
депозитов в коммерческих банках. Наряду
со страхованием депозитов важное значение
для вкладчиков имеет доступность информации
о деятельности коммерческих банков и
о тех гарантиях, которые они могут дать.
Решая вопрос об использовании имеющихся
у кредитора средств, он должен иметь достаточную
информацию о финансовом состоянии банка,
чтобы самому оценить риск будущих вложений.
Значимой банковской функцией
является предоставление кредита. Она
относится к традиционным видам банковских
услуг. Банковский кредит предоставляет
собой движение ссудного капитала, предоставляемого
банками взаймы за плату на условиях обеспеченности,
возвратности, срочности. Он выражает
экономические отношения между кредиторами
(банками) и субъектами кредитования (заемщиками).
Банковский кредит связан с аккумулированием
временно свободных денежных средств
и их перераспределением на условиях возвратности,
а также с эмиссией денежных знаков в обращение
через систему кредитования. Возвратная
форма денежных ресурсов создает возможность
перераспределить их неоднократно. Необходимость
использования банковского кредита обусловливается
круговоротом капитала предприятий в
воспроизводственном процессе, особенностями
организации оборотного и основного капиталов,
хозрасчетными интересами кредитора и
заемщика. С другой стороны, кредит является
основным источником получения банками
прибыли.
С функцией предоставления кредита связана
функция перераспределения денежных средств,
временно высвобождающихся в процессе
круговорота фондов предприятий и денежных
доходов частных лиц. Особенность посреднической
функции коммерческих банков состоит
в том, что главным критерием перераспределения
ресурсов выступает прибыльность их использования
заемщиком. Перераспределение ресурсов
осуществляется по горизонтали хозяйственных
связей от кредитора к заемщику, при посредстве
банков без участия промежуточных звеньев
в лице вышестоящих банковских структур,
на принципах банковского кредита. Плата
за отданные и полученные взаймы средства
формируется под влиянием спроса и предложения
заемных средств. В результате достигается
свободное перемещение финансовых ресурсов
в экономике, соответствующее рыночному
типу отношений.
Значение посреднической функции
коммерческих банков для успешного развития
рыночной экономики состоит в том, что
они своей деятельность. Уменьшают степень
риска и неопределенности в экономической
системе. Денежные средства могут перемещаться
от кредиторов к заемщикам и без посредничества
банков. Однако, при этом резко возрастают
риски потери денежных средств, отдаваемых
в ссуду, и возрастают общие издержки по
их перемещению, поскольку кредиторы и
заемщики не осведомлены о платежеспособности
друг друга, а размер и сроки предложения
денежных средств не совпадают с размерами
и сроками потребности в них. Коммерческие
банки привлекают средства, которые могут
быть отданы в ссуду, в соответствии с
потребностями заемщиков, и на основе
широкой диверсификации своих активов
снижают совокупные риски владельцев
денег, размещенных в банке.
Система управления коммерческим
банком строится на основе долевого способа
образования уставного фонда (в виде паев
или акций), а степень участия и реальное
влияние учредителя банка на его деятельность
определяется размерами пакета акций
и их типом.
Уставный капитал коммерческого
банка составляется из величины вкладов
ее участников и определяет минимальный
размер имущества, гарантирующего интересы
ее кредиторов.
Банк России, как было сказано
выше, устанавливает норматив минимального
размера уставного капитала вновь регистрируемой
кредитной организации, предельные размеры
неденежных вкладов в уставный капитал
кредитной организации, а также перечень
видов имущества в неденежной форме, вносимого
в оплату уставного капитала. Норматив
минимального размера уставного капитала
кредитной организации может устанавливаться
в зависимости от вида кредитной организации.
Органами управления кредитной
организации наряду с общим собранием
ее учредителей (участников) являются
совет директоров (наблюдательный совет),
единоличный исполнительный орган и коллегиальный
исполнительный орган. Текущее руководство
деятельностью кредитной организации
осуществляется единоличным исполнительным
органом и коллегиальным исполнительным
органом.
Регистрация кредитных организаций
и выдача им лицензии.
Кредитные организации подлежат
государственной регистрации в соответствии
с Федеральным законом "О государственной
регистрации юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей" с учетом установленного
специального порядка государственной
регистрации кредитных организаций.
Решение о государственной регистрации
кредитной организации принимается Банком
России. Внесение в единый государственный
реестр юридических лиц сведений о создании,
реорганизации и ликвидации кредитных
организаций, а также иных предусмотренных
федеральными законами сведений осуществляется
уполномоченным регистрирующим органом
на основании решения Банка России о соответствующей
государственной регистрации.