Банковская система России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 07:54, курсовая работа

Описание работы

Целенаправленное регулирование банковской деятельности на всех уровнях банковской системы обеспечивает общее начало банковского права, выраженное в его нормах. Принципы банковской деятельности – это своеобразная система координат, в рамках которой развита определенная отрасль банковского права, и единовременно вектором, который определяет направление развитие данной отрасли, что остается особенно актуальным в банковском праве, призванным служить теоретической основой построения банковской системы, адекватной требованиям современности в условиях, когда еще не выработана общепринятая концепция ее построения и развития.

Содержание работы

Введение...............................................................................................................................3
1 Сущность банковской деятельности. Современная банковская система...................5
1.1 Определение банковской системы России .................................................................5
1.2 Особенности банковской системы...............................................................................7
1.3 Признаки банковской системы...................................................................................10
2 Анализ развития банковской системы России и перспективы её совершенствования............................................................................................................12
2.1 Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора на период 2009-2011 годов...........................................................12
2.2 Банковская система России в условиях мирового финансового кризиса..............13
3 Перспективы развития банковской системы России..................................................18
Заключение........................................................................................................................22
Глоссарий...........................................................................................................................24
Список использованных источников...............................................................................26
Приложение........................................................................................................................27

Файлы: 1 файл

Якубенко В.А.КР.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)

С сентября 2008 г. условия  формирования денежного предложения кардинально ухудшились. Сокращение международных резервов Банка России за сентябрь - ноябрь в рублевом эквиваленте превысило 2.5 трлн. руб. Денежная база в широком определении за три осенних месяца сократилась сильнее, чем за предыдущие восемь - на 3.0%. Ни сокращение остатков на счетах бюджета в Банке России (около 500 млрд. руб.), ни беспрецедентное наращивание кредита банкам (на 2.0 трлн. руб.) не смогли обеспечить положительной динамики денежного предложения.

Осеннее развитие событий в монетарной сфере является аналогом ситуации, ожидаемой здесь в 2009 г.: динамика денежного предложения в следующем году будет определяться исключительно возможностями Банка России по рефинансированию кредитных организаций и правительства - по наращиванию госрасходов и предоставлению средств госкорпорациям. В 2009 г., при среднегодовом валютном курсе в 30 руб./долл., прогнозируется уменьшение объема валютных резервов на 90 млрд. долл. - это эквивалентно 2.7 трлн. руб. сокращения активов Банка России. В подобных условиях обеспечение роста широкой денежной базы на 13-15% потребует не менее 3.6 трлн. руб. внутренних источников денежной эмиссии. В зависимости от конкретных механизмов реализации бюджетной и денежной политики в 2009 г. этот объем может быть распределен между кредитованием банков со стороны Банка России, увеличением расходной части

Отдельно можно отметить, что изменение принципов формирования денежного предложения одновременно со значительным ростом участия государства  в банковской системе предполагает и изменения в ее структуре: существующая система рефинансирования "настроена" на крупные кредитные организации со сравнительно большим уровнем капитала, диверсифицированной клиентской базой; укрупнение кредитных организаций в рамках данного развития станет естественным способом выживания банковского сектора и будет происходить скорее эволюционно, нежели административно.

3 Перспективы развития банковской системы России

Ускоренные системы банковской системы в последние годы (активы системы в 2006 и 2007 гг.) возросли на 44% при росте номинального ВВП на 24,3 и 22,7% соответственно). Рост происходил за счет увеличения внешних и скрытых заимствований накопления структурных диспропорций банковской системы.

Нынешний кризис российских на финансовых рынках характеризуется как "кризис доверия" и "рыночная истерика". Несмотря на то, что ФСФР ввела ряд ограничений Торги порога (в частности, участникам рынка на время было запрещено проводить торговой наценки и "Короткие" продажи), а также разработала новые правила ведения и приостановки торгов, вывод капитала с российского фондового рынка продолжился. В частности, к началу декабря этого года индекс РТС упал до отметки 658 пунктов, а индекс ММВБ понизился до 611 пунктов. Однако очевидно, что подобного поведения должны существовать и основные причины. Основа для проявления кризиса развивались в течение последних 12 месяцев (период мирового кризиса), а также основные тенденции являются следующие:

1. Фактическое закрытие  мировых рынков для большинства  русских заемщиков, которые произошли в августе 2007 года (начало глобального кризиса ликвидности). Ключевым элементом нестабильности в этом ничего не отток капитала из России (хотя он иногда наблюдается), и резкое сокращение притока иностранного капитала в страну. Этот факт приводит к трудностям для многих банков и корпораций по рефинансированию предыдущие долги.

2. Высокая инфляция, которая  привела к сокращению сбережений. В 2008 году размер дефицита в  розничных депозитов в результате  высокой инфляции и отрицательных реальных процентных ставок, по нашим оценкам до 440 млрд руб. (17,5 млрд. долл.), что сопоставимо с чистым притоком иностранного капитала в банковской системе.

3. Ужесточение денежно-кредитной  политики в 2008 году, что привело  к повышению процентных ставок, сокращение денежной массы, снижение ликвидности. Доля высоколиквидных активов (денежных средств в банковских кассах, банковских счетах и ​​инвестиций в России ОБР) на 01.09.2008 составил только 4,5%. (Минимальный уровень осени прошлого года (по состоянию на 1 ноября 2008 года) составила 4,9%, в лето 2004 (локальный банковский кризис), этот показатель не опускался ниже 5,9%.) Очевидно, что с таким низким уровнем ликвидности может только работают пять крупнейших банков.

4. Низкий уровень управления  рисками и рисками стратегий отдельных банков, которые привлекают ресурсы на внешних рынках и направить их в нефинансовый сектор кредитования, ценных бумаг, используемых в качестве залога, и так далее. Но даже при резком снижении ликвидности темпы роста кредитования населения и предприятий остается на высоком уровне: по состоянию на 01.09.2008 корпоративных кредитов увеличился на 46% (год к году), кредиты физическим лицам - на 50% (год к году).5

Таким образом, в течение  последних 12 месяцев, темпы роста  банковских кредитов значительно превысил рост депозитов, и разрыв в финансировании проблем, связанных как с изменениями на мировых рынках капитала, так и с внутренней инфляции. Короткий промежуток времени был профинансирован за счет снижения ликвидности, продажи ценных бумаг и рефинансирования Банка России.

Стабилизация ситуации в банковском секторе и на финансовых рынках в среднесрочной перспективе, по мнению большинства аналитиков, невозможна без решения этих структурных  проблем, с проблемой разрыва  между кредитованием и внутренних сбережений имеет решающее значение. Зазор настолько велик (3,5 трлн. Руб.), Что решение по его преодолению не может быть сделано только путем рефинансирования (даже при максимальном расширении). Особенно тревожным сигналом является то, что разрыв растет с каждым месяцем. По оценке экспертов, рост ставок на 1 % эквивалентен увеличению издержек в целом по экономике и в обрабатывающей производствах на 0,26 %, что эквивалентно снижению прибыли в годовом выражении на 1,9-2,0%. Таким образом, можно констатировать, что рост ставок по итогам 2008 года приведет к дополнительному увеличению издержек компаний не менее чем на 1,6%, эквивалентному снижению прибыли на 11%.

Так, при сохранении текущих  темпов роста кредитов и депозитной базы разрыв между кредитами и внутренними депозитами может вырасти еще на 0.3 трлн. руб. к концу года и почти на 1 трлн. руб. - за первый квартал 2009 г.

Если же ситуация на рынке  внешних займов для российских банков будет развиваться по наиболее пессимистичному  сценарию - полное закрытие рынков и прекращение рефинансирования старых долгов новыми займами, - то на уже запланированные выплаты банкам потребуется до конца первого квартала 2009 г. еще до 1.5 трлн. руб.

Кроме того, для нормализации деятельности банковского сектора при его нынешней структуре необходимо, чтобы уровень ликвидности составлял не менее 7% активов на 1 января 2009 г. и 5.5-6.0% на 1 апреля 2009 г. В конце года ликвидность банковского сектора традиционно находится на относительно высоком уровне; выполнение этого условия подразумевает отвлечение в ликвидность до конца 2008 г. еще около 0.7 трлн. руб., почти половина из которых, правда, может быть возвращена в оборот в течение первого квартала 2009 г.

Задолженность банковскoго сектoра перед федеральным бюджетoм по размещенным депoзитам превышает 650 млрд. руб. Если вся эта сумма будет пoгашена до конца гoда, то oбещанные банкам 950 млрд. руб. субординированных кредитов пойдут преимущественно на переoфoрмление задолженнoсти перед бюджетом из краткосрочной в долгосрочную. Однако кажется, что при надобности требуемый объем бюджетных средств, размещенных в банках, может быть перенесен и на следующий финансовый год. При этом общий лимит размещения депозитов в комбанках пока ограничен размером в 1.5 трлн. руб.

В результате сохранения старых параметров банковской системы в неблагоприятных условиях окружающей среды требуют только в ближайшие пять месяцев вкладывать средства в сумме Сектор банков более $ 3 трлн. руб. В принципе, эта сумма уже пообещали согласуется ресурсов страны (1,5 триллиона рублей, пределы, размещенные на депозите, 950 млрд. рублей -. Субординированного долга и $ 50 млрд. - ВЭБу рефинансирование иностранных займов, некоторые из которых получит, не -банковский сектор). Тем не менее, даже такой крупный "затыкание дыр" в отношении банковского сектора приведет только к задержке в решении проблем, в конце концов, очень неотдаленную перспективу.

Одновременно финансируется кредитными организациями необходимы для проверки качества, обеспечение прозрачных условий для вывода с рынка наименее эффективных игроков, проведение по всем правилам процедуры банкротства неплатежеспособных банков и корпораций с тщательного контроля за их выполнением, в целях предотвращения активов.

Наконец, очень важно  установление финансовой политики в  будущем должно стать поддержание  ликвидности, необходимой для текущей  структуры банковской системы, а  также принятие мер по консолидации и капитализации с выходом на более низкий уровень ликвидности. Иными словами, "платить" за малый и средних банков можно оценить по крайней мере, 20% от его общего объема, или 200-250 млрд. руб., И в то же время на средних и малых банков получает больше, чем трети ликвидных активов и лишь 14% всех банковских активов.

Заключение

 У Банка России двойственная правовая природа. Он одновременно является и органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Отличительная особенность  правового положения Банка России в наши дни заключается в осуществлении его административных прав и хозяйственной деятельности, подчиненных решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Кредитно-денежная политика способствует установлению в экономике  общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием  инфляции.

Испытывая трудности, кредитами рефинансирования могут воспользоваться лишь стабильные банковские институты. В проведении кредитно-денежной политики в роли наиболее важных активов федеральных резервных банков выступают ценные бумаги и ссуды коммерческим банкам. Преимущества кредитно-денежной политики заключаются в ее гибкости и политической приемлемости. Руководящие кредитно-денежные учреждения сталкиваются с дилеммой — они могут стабилизировать процентные ставки или предложение денег, но не то и другое одновременно. При определенных условиях возможно использование как кредитно-денежной политики для воздействия на стоимость доллара и тем самым для уничтожения дисбаланса торговли, так и использование кредитно-денежной политики в целях экономической стабилизации внутри страны.

Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности.

Административные функции  можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и  других кредиторов коммерческих банков.

Банк России имеет право на создание нормативных актов, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Основа деятельности Банка России заключается в функции  защищать гражданский оборот и укреплять  доверие к кредитной системе.

При отсутствии соответствия правовых норм принципам права появляется основание для отмены или изменения  соответствующих норм. Принципы права являются критерием легитимности законодательства и могут при наличии в нем пробелов применяться судом.

В соответствии с принятым у нас Законом Банком России данные задачи решаются следующим образом. Во-первых, проверяется законность и целесообразность при создании кредитных учреждений, рассматривается вопрос о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций, как в рублях, так и в иностранной валюте. Во-вторых, устанавливаются кредитным учреждениям экономические нормативы, издаются нормативные акты, регулирующие деятельность банков. В-третьих, осуществляется прямой контроль законности их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, административные полномочия управления кредитной системой возложены на Центральный банк Российской Федерации, в то время как во многих других странах такие функции разделяют различные институты. Это объясняется тем, что централизуя всю полноту власти у одного института, неминуемо произойдет субъективность его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказались как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но общее положение его в банковской сфере при этом не изменяется, сохраняя монопольный характер.

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Кредитная политика

это определение направлений  деятельности банка в области  кредитно-инвестиционных операций и разработка процедур кредитования, обеспечивающих снижение рисков.

2

Условия кредитной сделки

требования, предъявляемые  к участникам сделки, объектам и  обеспечению кредита, отражающие принципы кредитования.

3

Небанковская кредитная организация

это кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные  банковские операции, предусмотренные  законом.

4

Прямые инвестиции

это вложения с целью  непосредственного управления объектом инвестиций, в качестве которого могут  выступать предприятия, различные фонды и корпорации, недвижимость, иное имущество.

5

Рынок ценных бумаг

составная часть финансового  рынка, где осуществляются сделки купли-продажи  ценных бумаг.

6

Банковский продукт

это особые услуги, оказываемые  клиентам банка, и имитируемые им наличные и безналичные платёжные средства.

7

Банк

особый кредитный институт специализирующийся на аккумулировании  денежных средств и размещений их от своего имени с целью извлечения прибыли.

8

Независимость центрального банка

продукт достаточно длительного периода ее становления и следует рассматривать в историческом и сравнительно-правовом аспекте, без чего невозможно получить сколько-нибудь достоверные и значимые результаты.

9

Политика денежно-кредитной  экспансии (политика «дешевых денег»)

стимулирование кредитных  операций, снижение нормы процента, нагнетание в платежный оборот дополнительных денежных средств.

10

Ставка рефинансирования

это инструмент денежно-кредитного регулирования, используемый Центральным  банком РФ для установления верхней границы процентных ставок на денежном рынке.

Информация о работе Банковская система России