Важным инструментом
стимулирования банковской деятельности
всегда являлась также налоговая
политика. В целом она должна
исходить из тех же принципов,
которые заложены в систему
взимания налогов со всех других
типов предприятий. Усиленный
налоговый пресс, направленный
на сокращение прибыли банка,
в конечном счете, скажется
на развитии деятельности предприятий.
Рациональной
в этой связи была бы дифференциация
ставок налогообложения применительно
к отдельным банкам, особенно
на первоначальном этапе их
деятельности. Значительная экономическая
поддержка может быть оказана
также посредством освобождения
от налогов прибыли, направляемой
на расширение деятельности, приобретение
оборудования, инвестиций в производство,
пересмотра положений, регламентирующих
перечень расходов, относимых на
издержки банка. В условиях
резкого обострения проблемы
обновления основных фондов в
народном хозяйстве целесообразно
продление льгот, установленных
для предприятий, организаций
в части погашения инновационных
кредитов из прибыли до налогообложения.
Разумеется, банки
несут свою ответственность перед
государством. Их вкладом в экономику
является ускорение производства
посредством денежно-кредитных инструментов.
Перед законом банки отвечают
при этом прежде всего по двум направлениям:
во-первых, они должны держать обязательные
резервы в Банке России, иметь свой страховой
и резервный фонды, соблюдать установленные
экономические нормативы, и, во-вторых,
хранить тайну по операциям, счетам и вкладам
банка, его клиентов и корреспондентов.
Вторая проблема,
которая заслуживает обстоятельного
анализа, это антимонопольная
политика и развитие конкуренции
в банковской сфере. В условиях
переходного периода важнейшим
элементом экономической политики
должно быть дальнейшее разрушение
монополизма, разгосударствление
собственности на банковский
капитал. Необходимо и далее
реформировать банки-гиганты с
централизацией управления, слабой
хозрасчетной самостоятельностью
низовых кредитных учреждений, сдерживающих
банковский прогресс, в конечном
счете упраздняющих конкуренцию в банковском
деле; целесообразно было бы преобразовать
такие банки- гиганты в специальные структуры,
действующие в виде специальных государственных
фондов поддержки хозяйств в переходный
период. Не выступая против крупных банковских
структур вообще, важно здесь заметить,
что их существование возможно только
при условии полной хозрасчетной самостоятельности
их подразделений. Наиболее емкими по
степени регулирования денежного оборота
должны выступать средние банки, обладающие
равными возможностями при формировании
материальной базы, покупке ресурсов в
долг и т.п.
Необходимо
иметь в виду, что по своей
природе банки как элементы
рыночной структуры - это конкурирующие
предприятия. Их сеть поэтому должна
быть существенно расширена. В районах
целесообразно запретить деятельность
только одного банка, законодательно в
них должно функционировать несколько
банков. В интересах конкуренции важно
и еще одно условие.
Рыночная экономика
может развиваться в полной
мере на основе многообразных
по своей деятельности банков
(деловых, сберегательных, ипотечных,
обществ взаимного кредита, кредитной
кооперации и пр.). В перспективе банки
в интересах повышения эффективности
своей деятельности, с другой стороны,
могут функционировать как группы, объединяющие
страховые, аудиторские, информационные
общества, биржи, лизинговые и факторинговые
компании.
Во всех этих
случаях представляется, что сфера
государственного участия в банковском
деле должна быть сохранена,
однако в основном она должна
концентрироваться на формировании
банковских структур, обеспечивающих
реализацию государственных программ.
В целом принципиально
важно, чтобы банк как коммерческое
предприятие функционировал на базе
разнообразных форм собственности,
где каждая из них равноправна
по отношению друг к другу, как
на стадии открытия кредитных учреждений,
так и в процессе их функционирования.
С позиции собственности в
банковской сфере в стране, поэтому
могут развиваться самые разнообразные
типы банков; акционирование их капитала,
однако, должно пойти более высокими
темпами, создавая большую заинтересованность
в повышении результатов банковской
деятельности. Концептуально важно
также, чтобы были созданы экономические
условия для привлечения иностранного
банковского капитала, совместных банковских
структур, формирования свободных банковских
зон, которые не только содействуют
развитию регионов, но и снижают
бремя государственных расходов,
создают стабильный канал валютных
поступлений, расширяют ссудный
фонд.
Существенной
задачей является дальнейшее
развитие структуры собственности
в банковском деле. Видимо, в перспективе
необходимо пойти по пути снижения
доли государственной собственности
(в прямой и скрытой форме),
дальнейшей диверсификации форм
собственности (образование коммунальных,
частных банков и др.), формирования
смешанной формы собственности
республик на банковский капитал
и, что немаловажно, - повышение
доли мелких акционеров в уставных
фондах.
Важно, чтобы
с учетом развития конкуренции
и в интересах своей большей
стабильности банки признали
целесообразным на консолидированной
основе создать фонды поддержки,
как на уровне экономического
региона, так и в целом.
Важно, однако,
чтобы создание банковских объединений,
союзов не приводило к усилению
монополистических тенденций в
банковской сфере, в большей
степени содействовало объединению
усилий для сохранения единства
экономики страны по созданию
благоприятных условий для развития
предпринимательства. Можно согласиться
с тем, что банковские союзы
во многом могли бы способствовать
решению крупных проблем развития
банковского дела, в том числе
приданию ему современном облика
и интеграции в мировое сообщество.
Определенные изменения необходимо
осуществить и в банковской (кредитной)
политике.
Проводимое
эмиссионными банками увеличение
норм отчислений средств в резервные
фонды, фиксация предельного уровня процентной
ставки по кредитам коммерческих банков,
повышение платы за кредиты эмиссионных
банков. Все эти меры направлены на то,
чтобы удержать коммерческие банки от
кредитной экспансии, ограничив тем самым
рост денежной массы. Ограничение кредита,
однако, одновременно сказывается на развитии
предпринимательской деятельности как
фактора насыщения рынка товарами. Получается,
что жесткая кредитная политика действует
лишь в одном направлении: она ограничивает
поступление платежных средств, но сдерживает
при этом рост товарного производства
и обращения. В целом, следовательно, необходима
не столько жесткая кредитная рестрикция,
сколько перегруппировка форм кредита,
в том числе развитие коммерческого кредита,
кредитов населению на цели развития индивидуальной
предпринимательской деятельности.
Конечно, рассмотренные
проблемы не исчерпывают всех
аспектов развития банков в
условиях перехода к рынку.
Самого пристального внимания
заслуживают вопросы взаимодействия
банка с клиентами, организация
денежных платежей, а также укрепление
кадрового потенциала и, наконец
развитие науки о банках. Каждая из данных
проблем заслуживает самостоятельного
разговора, и лишь при комплексном, пакетном
их решении можно надеется на то, что российские
банки возродятся и смогут стать действительно
коммерческими предприятиями.
2 Основные направления
поддержки и развития банковской
системы России
Можно выделить
два основных направления, по
которым должно происходить качественное
совершенствование банковской сферы
и ее деятельности. Первое - развитие
процессов концентрации в банковском
деле. Это связано с тем, что
банки должны сыграть ключевую
роль в финансовом обеспечении
подъема экономики, который в
свою очередь невозможен без
существенного повышения инвестиционной
активности. Подобная их роль
предопределена реальным состоянием
различных финансовых институтов
в России. Ни пенсионные и страховые
фонды, ни финансовые инвестиционные
компании не могут пока иметь
достаточно весомого значения
в подъеме инвестиционной активности:
первые не набрали необходимой
финансовой мощи, деятельность вторых
затруднена тем, что не развит
рынок ценных бумаг, особенно
вторичный. Только крупные банки, имеющие
традиционные связи с промышленностью,
развитую филиальную сеть в различных
регионов страны, способны сегодня удовлетворять
инвестиционные потребности производственных
структур через долгосрочные кредиты.
Второе направление совершенствования
банковской деятельности, имеющее перспективный
характер, - расширение круга услуг,
оказываемых банками их клиентам,
то есть диверсификация банковской деятельности
в самом широком смысле. Необходимость
совершенствования банковской деятельности
в этом направлении связана с
тем, что в рыночной экономической
системе потребности хозяйствующих
субъектов в финансовых услугах
постоянно развиваются. Безусловно,
диверсификация банковской деятельности
станет настоятельной потребностью
в самом недалеком будущем.
Следует отметить,
что уже и сейчас наиболее
дальновидные банки готовятся
к тому, чтобы необходимость широкой
диверсификации банковской деятельности
не застала их в врасплох
и начинают активно разрабатывать
новые банковские продукты. Сравнивая
ассортимент банковских услуг, которые
сегодня предлагаются клиентам российскими
банками, с тем, который характерен для
банков в странах с развитой рыночной
экономикой, где по разным оценкам клиенты
получают от нескольких сотен до нескольких
тысяч услуг, можно представить сколь
масштабную работу предстоит развертывать
банкам по совершенствованию их деятельности
по мере становления развитого рынка.
Одной из
важнейших задач банковской системы
на современном этапе ее развития
является создание инфраструктуры,
необходимой для эффективного
функционирования рыночного механизма,
что подразумевает бесперебойное
осуществление расчетов, расширение
финансовых услуг, операции с
реальным сектором экономики,
разработку новых банковских
продуктов.
Заключение
Большинство
из действующих на сегодняшний
день коммерческих банков относится
к категории мелких или средних.
Банки, принадлежащие к разряду
крупных, - это в основном коммерческие
банки, созданные на базе трансформированных
отделений бывших государственных
специализированных банков. Крупные
банки, созданные предприятиями
и организациями без участия
государственных банковских служб,
относительно немногочисленны.
Можно утверждать,
что абсолютно здоровых банков
нет и быть не может. Вместе
с тем, из таких болезней
не стоит делать трагедию. Надо
смотреть правде в глаза, а
значит, постоянно или периодически
заниматься диагностикой и вовремя
проводить квалифицированное лечение.
Конечно, здесь есть проблема
- кому ми как лечить? Правильно
ее понять - значит сделать важный
шаг к излечению
Самого пристального
внимания заслуживают вопросы
взаимодействия банка с клиентами,
организация денежных платежей,
а также укрепление кадрового
потенциала и, наконец развитие науки
о банках. Каждая из данных проблем заслуживает
самостоятельного разговора, и лишь при
комплексном, пакетном их решении можно
надеется на то, что российские банки возродятся
и смогут стать действительно коммерческими
предприятиями.
Одной из
важнейших задач банковской системы
на современном этапе ее развития
является создание инфраструктуры,
необходимой для эффективного
функционирования рыночного механизма,
что подразумевает бесперебойное
осуществление расчетов, расширение
финансовых услуг, операции с
реальным сектором экономики,
разработку новых банковских
продуктов.
Список литературы
1. Балабанов И.Т. и др.
Деньги и финансовые институты.
СПб, «Питер», 2000.
2. Балабанов И.Т. Основы
финансового менеджмента. Учебное
пособие, изд. 3-е, перераб., М., «Финансы
и статистика», 2005.
3. Банковское дело. Учебник.
Под ред. Кроливецкой Л.П., Белоглазовой
Г.Н., изд., 5-е, перераб. и доп. М., «Финансы
и статистика», 2004.
4. Банковское дело. Учебник.
Под ред. Лаврушина О.И., изд. 2-е,
перераб. и доп., М., «Финансы и статистика»,
2000.
5. Денежное обращение и
банки. Учебное пособие. Под
ред.Белоглазовой Г.Н., Толоконцевой Г.В.,
М., «Финансы и статистика», 2007.