Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 15:45, курсовая работа
История японской денежной единицы — иены ведет свой отсчет с 1871 года. Пришедшее после реставрации Мэйдзи (1868 г.) к власти буржуазное правительство ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сэна. одна десятая сэны — рин). Иена заменила «дзэни» — довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600 — 1868 гг.), в рамках которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений.
История японской денежной единицы — иены ведет свой отсчет с 1871 года. Пришедшее после реставрации Мэйдзи (1868 г.) к власти буржуазное правительство ввело десятеричную систему национальной валюты (одна сотая иены называлась сэна. одна десятая сэны — рин). Иена заменила «дзэни» — довольно сложную денежную систему эпохи Эдо (1600 — 1868 гг.), в рамках которой параллельно существовали золотые, серебряные, медные и бумажные денежные знаки, как центрального правительства, так и 244 отдельных княжеских владений.
Свое новое название — «иена» — японская валюта получила от формы («эн» по-японски означает «круглый»), так как прежние монеты имели овальную, прямоугольную, а то ивесьма неопределенную форму золотого или серебряного слитка.
В первые годы Мэйдзи новая национальная валюта имела золотой стандарт, но потом в результате продолжительной инфляции потеряла конвертируемость и была заменена на банкноты, обменивавшиеся лишь на серебро. Вернуться к золотому стандарту удалось лишь после 1897 года, когда Япония получила огромные денежные репарации с Китая по результатам японо-китайской войны. Тогда паритет иены был установлен в 0,75 грамм золота.
С тех пор Япония неоднократно отказывалась от золотого стандарта и вновь возвращалась к нему. Статус международно признанной валюты иена получила в мае 1953 года, когда Международный валютный фонд утвердил ее паритет в 2,5 миллиграмма золота. В ходе целой серии последовательных ревальвации по отношению к доллару и другим основным зарубежным валютам «вес» иены значительно вырос.
Ныне в обращении имеются банкноты Банка Японии в 1000, 5000 и 10 000 иен. На I -тысячной банкноте образца 1984 года изображен портрет известного японского писателя Нацумэ Сосэки (1867—1916 гг.), на 5-тысячной — портрет Нитобэ Инадзо (1862—1933 гг.), просветителя эпох Мэйдзи и Тайсё, а на 10-тысячной — писателя и просветителя эпохи Мэйдзи Фукуд зава Юкити (1835—1901 гг.). На банкнотах более старого выпуска, но еще находящихся в обращении, изображен принц Сётоку (574— 622 гг.), государственный деятель периода Асука. Ранее существовала и 100—иеновая банкнота, но в последние годы она полностью вышла из обращения. В японском парламенте в связи с продолжающейся инфляцией активно обсуждалась идея выпуска банкнот в 50 000 иен, но пока реального воплощения она не получила.
Помимо банкнот в Японии существуют монеты: 500—неновая образца 1982 года (никелевая, с изображением цветка павлонии), 100—иеновая образца 1962 года (никелевая, с изображением цветка сакуры), 50-иеновая образца 1967 года (никелевая, с изображением цветов хризантемы). 10—иеновая образца 1959 года (бронзовая, с изображением Зала Феникса храма Бёдоин), 5—иеновая образца 1959 года (бронзовая, с изображением рисового колоса) и I-иеновая образца 1955 года (алюминиевая, с символическим изображением саженца). Кроме того, было выпущено несколько мемориальных монет — достоинством в 1000 и 100 иен — ко дням открытия Олимпийских игр, международных выставок «Экспо» и т.д.
Центральный банк Японии (Банк Японии)
Во главе банковской системы
Японии стоит Центральный банк -
Банк Японии, 55% акций которого принадлежит
государству. Частные акционеры
в управлении банком не участвуют. Уставный
капитал Банка Японии составляет
100 млн. иен. К основным функциям Банка
Япония, помимо денежной эмиссии (это
его монопольное право), относится
денежно-кредитное
Банк действует на базе закона 1942 года,
который поставил его под жесткий правительственный
контроль и дал министру финансов право
изменять политику Банка Японии. В 1949 году
был создан Политический комитет (Комитет
по выработке политики). Он стал тем новым
органом, который определял высшие интересы
государства в финансовой и денежно-кредитной
сферах. Из 7 членов комитета 5 имеют право
голоса: Президент, назначаемый кабинетом
на пятилетний срок, и по одному представителю
от городских и региональных банков, промышленности
и сельского хозяйства (все они назначаются
на 4 года). Два члена, не имеющие права
голоса, - представители министерства
финансов и Управления экономического
планирования.
Вопросы, находящиеся в ведении Политического
комитета, определяются законом о Банке
(ст. 13, п. 3). Комитет вырабатывает принципиальный
курс банковской деятельности и управления
Банком Японии. Его прерогативой являются
изменение уровня процентной ставки, определение
и изменение видов и условий векселей,
учитываемых Банком Японии, а также видов,
условий и оценочной стоимости залогов
кредитования. Он определяет и изменяет
виды, условия и стоимость объектов при
операциях на открытом рынке и время начала
и окончания операций.
Политический комитет по согласованию
с министерством финансов решает вопрос
об изменении максимального процента
на рынке на основании Временного закона
о регулировании процентов, с разрешения
министерства Финансов устанавливает
коэффициенты резерва на основании Закона
о системе резервных вкладов. Комитет
принимает решения по бюджету Банка Японии,
однако при этом необходимо разрешение
министра финансов. По согласованию с
ним же Банк Японии отчитывается перед
парламентом.
Банк Японии возглавляется президентом
банка и директоратом, в который входят
вице-президенты банка, советники президента,
инспектор по надзору за ведением дел
и директор.
Банк Японии лицензирует банковскую деятельность,
устанавливает минимальный размер уставного
капитала банка, выдает разрешения на
изменение фирменного наименования банка,
слияние банков, создание и ликвидацию
филиалов. Для обеспечения банком устойчивой
ликвидности важное значение имеет установление
уровня коэффициентов, свидетельствующих
о риске ликвидности. Такими коэффициентами
являются норма собственного капитала,
в соответствии с которой определяются
доля собственности капитала банка во
всем совокупном капитале; норма ликвидных
активов, показывающая соотношение капитала
и долговых обязательств на определенное
время; норма недвижимости, используемая
в коммерческих целях; ограничения на
предоставление крупных кредитов. Банк
Японии устанавливает для банков обязательства
по предоставлению отчетных документов
об их деятельности.
Инструменты денежно-кредитной политики
Банка Японии претерпели значительную
эволюцию. В течение нескольких послевоенных
десятилетий такие классические инструменты,
как установление учетной ставки процента,
норм обязательных резервов, операции
на открытом рынке ценных бумаг, не играли
ведущей роли, уступая прямому количественному
лимитированию кредита в условиях искусственно
заниженного уровня процента. В середине
1970-х гг. положение в экономике Японии
коренным образом изменилось, вслед за
высокими темпами экономического роста
пришел глубокий и продолжительный кризис.
Со сменой фазы экономического цикла существенно
возросло значение кредитно-денежного
регулирования экономики, что обусловлено,
в частности, усилением позиций государства
в кредитной системе.
Денежно-кредитное регулирование в стране
осуществляется через Банк Японии, Министерство
финансов, Федерацию экономических организаций
(«Кейданрэн»). Основные методы регулирования:
установление нормы ссудного процента,
административные меры, проводимые совместно
с правительством через денежно-кредитную
систему, система обязательных резервов,
операции на открытом рынке и с иностранной
валютой. Если до 1970-х гг. преобладали административные
формы регулирования, то в дальнейшем
их значение понизилось, а роль рыночно-стоимостных
методов возросла. В связи с общим переходом
к неоконсервативному экономическому
курсу в кредитно-банковской сфере (закон
1981 года) государственный административный
контроль за деятельностью банков был
несколько ослаблен. Тем не менее, в руках
государства осталось кредитование отраслей
и объектов с высоким предпринимательским
риском и низкой рентабельностью, а принятые
меры означали не упразднение системы
государственного регулирования, а лишь
ее частичную перестройку.
Ослабление напряженности на рынке ссудного
капитала, его интернационализация, а
также появление альтернатив в виде растущего
фондового рынка в значительной степени
ликвидировали объективную экономическую
основу административного регулирования
и заставили Банк Японии пересмотреть
свое отношение к традиционному классическому
инструментарию. Возросла гибкость процентных
ставок, учетная ставка была увеличена
до рыночного уровня. С 1971 года Банк Японии
начал операции на вексельном рынке, а
в дальнейшем приступил к активным операциям
с облигациями государственных займов,
перейдя к системе открытой подписки на
них. Был сформирован рынок ценных бумаг
правительства и начаты массовые операции
на других рынках краткосрочного капитала.
Банк Японии называют «банком банков»,
он является партнером по заключению сделок
для частных кредитно-финансовых учреждений,
предприятий и отдельных лиц. Он принимает
на хранение вклады от частных финансовых
учреждений, что называется системой резервных
депозитов (введена с 1957 года). Финансовые
учреждения, присоединившиеся, к этой
системе, обязаны сдавать на хранение
в Банк Японии на свои текущие счета определенную
сумму резервных депозитов. В тех случаях,
когда у финансовых учреждений не хватает
наличности) они обращаются в Банк Японии,
который предоставляет им ссуды. Процент
по ним определяется уровнем официальной
процентной ставки.
Прочие банковские институты Японии
Важное звено банковской системы - различного типа кооперативные кредитные институты: кредитные ассоциации, кредитные кооперативы и трудовые кредитные кооперативы. Разветвленную сеть представляют кредитно-финансовые учреждения для сельского и лесного хозяйств. В их числе Центральный кооперативный банк для сельского и лесного хозяйств, сельскохозяйственные кредитные федерации с филиалами, а также сельскохозяйственные кооперативы с филиалами, объединения кредитных рыболовецких кооперативов с филиалами и рыболовецкие кооперативы с филиалами. В кредитных учреждениях для сельского и лесного хозяйства сосредоточено 7% всего банковского капитала Японии, на их долю приходится 5% всех кредитных вложений. В дополнение к коммерческим банкам и различного рода кредитным кооперативам в Японии действует развитая почтово-сберегательная сеть. Хотя объемы предоставленных через эту сеть ссуд невелики, в целом она состоит из более чем 23 тыс. филиалов.
Мобилизация сбережений населения
осуществляется банковскими институтами,
почтово-сберегательной системой и
кредитной кооперацией. Главную роль в
сберегательном деле играют банки (около
52% общей суммы личных сбережений), за ними
следуют учреждения почтово-сберегательных
касс (30%) и кредитная кооперация (18%). В
банках 58% остатка средств на срочных депозитах
приходится на личные сбережения.
Стабильность японских банков
обеспечивается развитой системой надзора
за их созданием и деятельностью.
Надзор осуществляется Банком Японии
и министерством финансов. Важное
значение при осуществлении надзора за
банковской деятельностью придается системе
регулярных контрольных проверок банков.
В целях зашиты интересов вкладчиков,
поддержания стабильности кредитной системы
и устойчивого состояния финансовых институтов
министерство финансов и Банк Японии поочередно,
раз в два года, проводят проверку банков.
Основные способы проверки - анализ состояния
активов, осмотр филиалов банков и собеседование
с управленческими кадрами. Все большее
внимание обращается на контроль банка
за рисками, на меры, принятые по увеличению
собственного капитала, рентабельность,
программу менеджмента, осуществление
структурной перестройки и другие фактические
параметры. Анализ банковских активов
проводится для определения состояния,
связанного с кредитованием и иными видами
активов, что позволяет выяснить степень
кредитного риска. Анализ осуществляется
по направлениям кредитования, обязательствам
клиентов по акцепту, выданным банком
гарантиям, ценным бумагам, движимости
и недвижимости.
Для поддержания стабильности банковской
системы и предотвращения возможных банковских
банкротств в 1971 году в Японии была создана
Корпорация по гарантии банковских вкладов.
Практически каждый японский банк ежемесячно
платит в фонд Корпорации взносы в размере
1,012% от суммы его депозитов.
С 1 апреля 1998 года в Японии проведена реформа
банковской системы. Реформа отменила
большинство ограничений на валютные
операции, а также на банковские сделки,
связанные с ввозом и вывозом капитала.
Фиксированный процент брокерских комиссионных
оставлен теперь только в отношении сделок,
не превышающих 50 млн. иен.
Власти действовали решительно (отсюда
и название «большой взрыв»). В первую
очередь была ликвидирована система жесткого
сегментирования и регулирования деятельности
финансовых институтов. По сути дела, «астрофизики»
позволили «всем делать все». Далее подверглась
реформированию система страхования вкладов.
Государство взвалило на плечи банков
большую часть связанных с этим финансовых
хлопот. Затем отладило схему плавной
ликвидации неплатежеспособных банков:
работающие активы таких учреждений были
переведены под временное управление
государства.
Правительство также пошло на пополнение
собственного капитала ослабевших кредитных
институтов. Для этого оно на возвратной
основе привлекает бюджетные средства.
Их обеспечением служат акции санируемых
банков. Наконец, властями были организованы
мероприятия по скупке неработающих кредитов,
причем как у кредитных учреждений, так
и у предприятий, имеющих перед ними задолженность.
Безнадежную задолженность компаний предполагалось
списать.
Комплекс этих «астрофизических» мероприятии
дополнили институциональные реформы.
Большую независимость от правительства
и самостоятельность получил Банк Японии,
ответственный за состояние денежной
системы страны. Для общего руководства
реформой была создана комиссия по реструктуризации
финансовой системы. Органы банковского
надзора выделились из министерства финансов
в самостоятельное агентство финансового
надзора. Правительство организовало
две новых корпорации, занимающихся выкупом
неработающих кредитов. Кроме того, в результате
слияний и объединений целого ряда крупных
банков были сформированы мощные финансовые
холдинговые компании.
В последние годы в финансах Страны восходящего
солнца следует отметить несколько тенденций.
Прежде всего, идет устойчивое снижение
всех видов процентных ставок. Очевидно,
это связано с проводимой властями страны
политикой нулевой ставки, которая имеет
своей целью оживление экономики через
вливание «дешевых» денег. Низкие ставки
настолько зажимают банковскую маржу,
что удельные доходы становятся минимальными.
Это вынуждает кредитные учреждения искать
замену традиционным источникам получения
доходов.
Несмотря на низкие ставки, обязательства
японских финансовых институтов в виде
действующих депозитов несколько увеличились.
Это демонстрирует наличие у клиентов
свободных средств, которые в условиях
депрессивной экономики не находят иного
применения. Да и сами банки в последнее
время активно работают с населением,
справедливо рассматривая его как важное
дополнение к такой традиционной для себя
клиентуре, как промышленные предприятия.
Однако совокупные объемы средств, привлеченных
кредитными институтами, несколько уменьшились.
Прежде всего по причине сокращения объемов
эмиссии банковских бумаг. «Сжимавшиеся»
в объемах средства банки направляли на
покупку ценных бумаг, одновременно сокращая
объем выдаваемых кредитов.
Интерес банков к бумагам был продиктован
не только расширением возможностей игры
на финансовых рынках. Расширились объемы
выпуска государственных облигаций (с
96 трлн. до 147 трлн. иен), которые во всем
мире признаются самым надежным вложением
средств. По мере роста прибылей крупные
промышленные корпорации теряли интерес
к новым кредитам. А банки, не находя перспективных
клиентов и перенацелившись на рынок государственных
обязательств, стали с меньшим вниманием
относиться к заемщикам.
Вплоть до лета 2004 года пессимистические
нотки устойчиво преобладали в оценках
рынка потребительского кредитования.
Простые японцы, номинальные доходы которых
в условиях хронической дефляции практически
не увеличивались, тогда еще не были готовы
покупать японские или европейские дорогие
товары, отдавая предпочтение китайскому
ширпотребу.
Наконец, по мере роста курса иена/доллар
и при практически неизменном дневном
обороте торгов происходило сжатие расчетов
через систему валютного клиринга. При
этом в структуре сделок заметно выросла
доля соглашений своп (примерно с половины
до двух третей общего объема дневного
рынка).
Ход «экономико-физического» эксперимента
можно замерить по нескольким показателям.
Они свидетельствуют, что все эти годы
после «Большого взрыва» состояние банковской
системы Японии было заметно хуже, чем
финансовых институтов США. Но по отдельным
параметрам оно вполне сопоставимо с положением
дел в развитых европейских странах.
Так, прибыльность японских банков в пореформенные
годы (здесь и далее - 1998-2002 гг.) находилась
на низком уровне. Отношение прибыли к
активам было отрицательным. Прибыль кредитные
учреждения продемонстрировали лишь в
2000 году. Но уже год спустя этот показатель
стал нулевым, и затем банки снова «вышли
в минус». Показатель прибыли к собственному
(акционерному) капиталу тоже выглядел
удручающим. И только в 2000 году он имел
положительное значение.
Справедливости ради нужно заметить, что
прибыльность, особенно в краткосрочном
аспекте, для японцев не всегда была самоцелью.
Задача традиционно ставилась так, чтобы
обеспечить капиталами стабильный рост
экономической системы в целом. Прибыль
банков при этом возникала как бы сама
собой. Ее надежно гарантировали расширение
объемов продаж и, соответственно, доходов
промышленных корпораций. Таким образом,
проблема эффективности японских банков
связана не столько с их неумением работать,
сколько со структурой общественного
капитала и механизмом функционирования
экономики, а также со спекулятивной земельно-фондовой
эйфорией, охватившей страну в 1980-е годы.
По качеству активов банковской системы
Япония тоже уступала большинству развитых
стран. Объем неработающих кредитов к
общей сумме выданных кредитов в пореформенный
период находился на уровне заметно более
высоком, чем, например, в США. Более того,
в Японии это отношение не демонстрировало
тенденции к снижению.
Еще хуже дело обстояло с резервами на
покрытие неработающих кредитов. В Японии
они постоянно сжимались, а в США, наоборот,
увеличивались и даже превышали 100%. Доля
неработающих займов в Японии даже при
самой грубой прикидке все же была в целом
несколько лучше, чем худшие показатели
для Европы, но размер резервов под неработающие
японские кредиты заметно уступал европейскому
уровню.
Отсутствие ясной тенденции к снижению
доли неработающих кредитов в активах
говорит о том, что они в текущей деятельности
банков по-прежнему воспроизводятся. Отчасти
это связано с тем, что при существующей
в стране сложной перекрестной системе
акционерного капитала при выдаче кредитов
понятие «плохонький, но свой» не является
пустым звуком. При оценке качества капитала
необходимо также принять во внимание
действия японского правительства, которое
неоднократно производило вливание свежих
средств в капитал банков.
Все это привело к тому, что показатели
качества капитала оказались завышенными,
по некоторым оценкам, примерно вдвое.
И при тщательном изучении состояния капиталов,
предпринятом надзорными структурами,
некоторые банки были прямо уличены в
искажении бухгалтерской отчетности.
В 2003 году наметились тенденции к сокращению
объема неработающих кредитов, что позволило
МВФ выразить надежду, что худшие для японских
финансовых институтов годы остались
позади. Тем не менее, среди российских
исследователей данной проблемы преобладают
весьма осторожные или пессимистические
оценки. Эксперты из институтов Российской
академии наук отмечают низкую эффективность
«Большого взрыва» и полагают, что списание
неработающих кредитов и решение прочих
проблем может растянуться в Японии на
десятилетия.
Функции и инструменты Банка Японии.
Банк Японии как центральный банк осуществляет следующие функции:
1. выпуск банкнот;
2. реализация денежно-кредитной политики;
· изменение нормы обязательных банковских резервов,
· операции на финансовых рынках,
· регулирование учетной ставки процента,
3. осуществление взаиморасчетов коммерческих банков;
4. мониторинг и проверка финансового положения и состояния менеджмента финансовых учреждений;
5. проведение операций с государственными ценными бумагами;
6. осуществление международной деятельности;
7. выполнение экономического анализа и проведение теоретических исследований.
Центральный Банк Японии занимается
реализацией денежно-кредитной
a. изменение нормы обязательных банковских резервов,
b. операции на финансовых рынках,
c. регулирование учетной ставки процента.
Необходимо отметить, что Банк Японии является одним из самых активных участников на международном валютном рынке, проводя свои валютные интервенции.
Разработанная правительством программа
финансового оздоровления на период
2001 - 2003 гг. предполагала проведение фундаментальных
изменений, как в структуре, так
и в деятельности банковского
сектора. Ключевым звеном была признана
очистка балансов банков от «плохих»
долгов. Весной 2001 г. пополнение капиталов
банков бюджетными средствами было прекращено.
Это означало, что государство
отказалось от проводимой в течение
долгого времени в отношении
банков политики «конвоя». Агентство
финансовых услуг усилило регулирование
и надзор за банковским сектором. Оно
утвердило систему
Были сделаны следующие
В результате проведенных реформ была
осуществлена реорганизация
Предпринятые правительством и Банком Японии усилия привели к положительным результатам. Рост спроса на японские товары на внешних рынках (особенно США) привел к росту экспорта товаров. Он стал движущей силой восстановления роста экономики. Стабилизировалось положение и в банковском секторе. Этому способствовало усиление контроля за банками и совершенствование регулирования их деятельности со стороны надзорных органов. Однако традиционные функции финансового посредничества банков снизились. В видах деятельности банков произошли качественные изменения. В банках за счет снижения спроса сокращались объемы кредитования реального сектора экономики и расширялись объемы других операций, менее эффективных и с меньшим уровнем риска (операции с государственными ценными бумагами, акциями, облигациями). Стали активно развиваться виды деятельности, приносящие комиссионный доход (синдицированное кредитование, секьюритизация активов, консультационные услуги). Как результат, произошел перелив средств из сферы материального производства в финансовую сферу. В банковском секторе получил развитие процесс «финансиализации», несущий для банковского сектора системные риски, а для денежных властей очередные проблемы. Предоставление банкам возможности осуществлять операции с ценными бумагами и использовать в своей деятельности широкий набор финансовых инструментов, уменьшение производительного использования капитала явились одними из многих причин современного финансового кризиса.
В 2004 - 2007 гг. рост мировых цен на
энергоносители, устойчивые темпы роста
мировой экономики