Банковский надзор в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение банковского надзора в Украине.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и особенности банковского надзора в современных условиях;
рассмотреть функции банковского надзора;
изучить этапы банковского надзора;
рассмотреть модели и тенденции банковского надзора;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА…………………….……………………………5
1.1. Сущность и значение банковского надзора за деятельностью коммерческих банков……………………….5
1.2. Основные функции банковского надзора…………………………….......8
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ЭТАПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА………………………………13
2.1. Модели и тенденции банковского надзора………………………....…...13
Этапы банковского надзора……………………..…………………….…21
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………..…26
3.1. Реформирование механизма банковского надзора в Украине………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

курс.Банк.надзор.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Оценочная функция связана  с определением степени соответствия работы банковского учреждения действующему законодательству и пруденциальным нормам [4, с. 89].

Результатом осуществления  оценочной функции является отчет  о проведении инспектирования коммерческого  банка, в котором даются оценки.

При рассмотрении функций  банковского надзора, следует обратить внимание на необходимость оказания консультационной помощи банковским учреждениям. Такая задача банковского надзора, не определена в законодательстве Украины. Изучение мировой практики банковского надзора показывает, что органы надзора во многих странах оказывают консультационно-методологическую помощь коммерческим банкам, во-первых, потому, что это сокращает общее количество нарушений в банковской системе, связанных с недостаточным пониманием норм банковского законодательства и требований органов надзора. Во-вторых, консультации органов надзора необходимы коммерческим банкам тогда, когда органы надзора обобщают практику работы банковской системы и, наблюдая тенденции ее развития, вырабатывают ряд рекомендаций банкам, отвечающих текущему состоянию банковской системы.

Консультативная помощь повышает общую эффективность работы органов надзора, т.е. при возникновении  проблем в банке, от органов надзора  потребуется гораздо больше усилий и времени для решения проблем, связанных с непониманием руководством банка обоснованности негативной оценки органами надзора ситуации в банке, по сравнению с тем случаем, когда руководство знает подходы органов надзора к оценке конкретной ситуации в банке с учетом общих тенденций развития банковской системы и финансовых рынков и готово к обоюдовыгодному сотрудничеству с органами надзора.

Консультативно-корректирующая функция органов надзора - представляет собой процесс устранения незначительных недостатков, выявленных в процессе работы банка. Исполнение этой функции  заключается в предъявлении банку требований по корректированию работы банка, направленному на устранение выявленных недостатков. Если выявленные недостатки не носят системного характера и не несут серьезной угрозы работе банка, органы надзора могут ограничиться проведением консультаций с руководством банка и согласовать характер исправительных мероприятий.

Если в работе банка  выявлены серьезные недостатки, угрожающие потерей его платежеспособности, органами надзора может быть наложен  штраф на банк или проведены мероприятия по сокращению пунктов лицензий банка на проведение операций, осуществление которых несет повышенный риск, или осуществление которых проводится при недостаточном уровне внутреннего контроля. Также, органами надзора могут быть приняты такие санкции как отстранение руководства банка или введение временной внешней администрации. Такие действия органов надзора представляют собой лицензионно-штрафную функцию.

Таким образом, обобщая функции, которые  выполняют органы надзора в структуре  Национального банка Украины, можно представить их следующим образом:

Нормативно-правовая:

  • обеспечение законности - создание правовых норм, в соответствии с законодательством Украины;
  • обеспечение пруденциальности - создание правовых норм, ограничивающих риски в банковской системе, при минимальном ограничении свободы банковских учреждений и обеспечения достаточной прибыльности.

Контрольно-наблюдательная:

  • аналитическая - анализ рисков в банковской системе и тенденций их развития;
  • оценочная - определение соответствия работы банковского учреждения правовым и пруденциальным нормам.

Регулятивная:

  • консультативно-корректирующая - выдвижение требований к банкам по устранению выявленных недостатков;
  • лицензионно-штрафная - принятие мер воздействия по отношению к банкам, не удовлетворяющим правовым и пруденциальным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2.  СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И  ЭТАПЫ БАНКОВСКОГО  НАДЗОРА

  

  2.1.  Модели и тенденции банковского надзора

 

Существует несколько  различных моделей осуществления  надзора за банковскими учреждениями в процессе их работы. Основными моделями банковского надзора являются модели основанные:

  • на выездном инспектировании банков сотрудниками органов банковского надзора (такая модель надзора преобладает в Италии, Франции, Японии и США).
  • на анализе материалов внешнего аудита банка (на такую модель надзора опираются в Великобритании и Германии).
  • на использовании материалов как собственного выездного инспектирования, так и внешнего аудита (Канада).
  • на установлении жестких требований к публичной отчетности, так называемая модель «рыночной дисциплины» (эта модель надзора в 1996 году была впервые введена в Новой Зеландии).

Банковский надзор в Италии, Франции, Японии и США полагается в основном на выездное инспектирование банков. Задачи выездного инспектирования  в этих странах примерно одинаковые: оценка адекватности капитала, качества активов, качества менеджмента, уровень доходности и ликвидность. Инспекторы при проведении выездного инспектирования изучают внутрибанковскую документацию, проводят встречи с персоналом банка для того, чтобы получить более широкое представление о системе проведения операций и управления. Также они изучают материалы внутреннего и внешнего аудита. Обобщая полученную информацию, они оценивают общее состояние финансово-кредитного учреждения. При оценке учреждения в этих странах используется структурированная рейтинговая система [3, с. 148].

Частью функций выездного  инспектирования является обсуждение выявленных проблем с руководством банка, оценка путей их разрешения и  оценка степени осознания руководством банка определенных рисков.

Частота выездного инспектирования  в этих странах варьируется. В  США комплексное выездное инспектирование  проводится каждые 12-18 месяцев. В Японии комплексные выездные проверки проводятся Министерством финансов и Банком Японии один раз в два года. В Италии выездное инспектирование банков проводится еще реже, один раз в шесть или семь лет. Во Франции частота зависит от размера и состояния банковского учреждения, так небольшие банки проверяются один раз в четыре или пять лет, банки, имеющие нестабильное состояние могут проверяться ежегодно. Большие банки, обычно, проверяются ежегодно или один раз в два года, хотя при этом инспекторы фокусируют свое внимание на вопросах резервирования и рыночных рисков.

Для этих четырех стран характерно, что выездное инспектирование обязательно проводится при выявлении значительных проблем.

Существует также концепция  надзора, когда органы надзора руководствуются  информацией внешних аудиторов  и проводят выездное инспектирование  только в особых случаях по узкому кругу вопросов. При таком надзоре от банков требуется проведение аудита один раз в полгода или раз в год. В некоторых случаях инспекторы проводят встречи с аудиторами или руководством банка. Такой способ ведения надзора подразумевает, что аудиторы при обнаружении серьезных проблем у банка или нарушении им банковского законодательства, немедленно проинформируют органы надзора.

Учитывая важность аудита при таком способе надзора, органы надзора должны иметь возможность  влиять на выбор аудиторов банком. Обычно банк имеет возможность выбирать аудитора из списка утвержденного органами надзора и информировать их при смене аудитора. Во всяком случае, органы надзора имеют возможность отстранить аудиторов или аннулировать результаты аудита в том случае, если они считают работу, выполненную аудиторами неудовлетворительной.

Представителями такой модели надзора  являются Великобритания и Германия. Великобритания вообще не имеет инспекторов, работающих на постоянной основе, однако, Банк Англии обязательно проводит периодическое выездное инспектирование банков с целью оценить определенные сферы деятельности банка или возникшие проблемы. В Германии органы надзора уполномочены проводить выездное инспектирование банков. Однако проводят его крайне редко, в основном, работая с материалами внешних аудиторов [6, с. 107].

Еще одной важной особенностью банковского надзора в Англии и Германии является то, что они  проводят выездное инспектирование  также для того, чтобы оценить  и утвердить систему внутреннего  контроля и аудита в банковском учреждении. Основной задачей, возлагаемой на внутрибанковский контроль надзорными органами в этих странах, является расчет необходимого уровня капитала в зависимости от рисков, которые несет банк при осуществлении своей деятельности.

Канада пытается использовать одновременно два вышеперечисленных  способа надзора. Органы надзора  проводят ежегодное выездное инспектирование  банковских учреждений, однако, оставляют  более детальную проверку операций внешним аудиторам. Обычно банковский надзор Канады привлекает кредитных специалистов для проверки кредитных дел, а также по необходимости привлекаются специалисты в других областях.

Надзор в Соединенных  Штатах Америки имеет усложненную  структуру, связанную со сложностью получения права на ведение финансово-кредитных операций. В США надзорные функции исполняют несколько официальных агентств, включая Офис валютного контроля (Office of the Controller of the Currency), Федеральную корпорацию страхования депозитов (Federal Deposit Insurance Corporation), Федеральный резервный банк (the Federal Reserve) и Правительства штатов. Несмотря на то, что существуют определенные различия в методах и технике проведения надзора различными агентствами, в принципе они не сильно отличаются друг от друга. Более того, агентства консультируют друг друга и стараются работать в составе межагентских рабочих групп. Федеральные агентства при этом стараются скоординировать их работу и требования

Во время проведения выездного инспектирования инспекторы тщательно оценивают банк в различных рискованных сферах банковской деятельности, на основе чего затем выставляют общую оценку состояния банка. Компоненты этой оценки различаются в зависимости от типа финансового учреждения: банк, банковская холдинговая компания, отделение иностранного банка, депозитный банк. Однако в каждом случае оценка показывает насколько необходимым является частый контроль над данным учреждением.

Несмотря на то, что  выездное инспектирование является важной и неотъемлемой частью банковского  надзора, оно может дать только фотографию ситуации в банке. Для того чтобы получить динамичную картину состояния банка между выездными проверками органы надзора полагаются на регулярную статистическую отчетность, а также на безвыездной надзор и мониторинг. Так, каждый квартал банк предоставляет расширенный отчет, в котором отражает информацию о структуре и сроках погашения активов, пассивов и капитала, а также об источниках доходов и расходах. Отчет включает в себя информацию о проблемных и неработающих активах, о внебалансовых операциях и условных обязательствах.

Благодаря такому отчету, а также другим регулярным отчетам, таким, как, например, отчет об управлении рисками, банковский надзор имеет доступ к обширной информации, которая позволяет  проводить непрерывный безвыездной анализ и мониторинг динамики финансового состояния банка. Такой мониторинг и анализ позволяет органам надзора определить с какими проблемами может столкнуться данное учреждение в ближайшем будущем. Также такой надзор позволяет видеть общие негативные тенденции банковской системы и принять меры по предотвращению критических ситуаций.

Обычно органы банковского надзора  в США совмещают безвыездной  надзор и регулярные встречи с  руководством банка, так как процесс  банковского надзора - это взаимодействие и сотрудничество органов надзора и руководства банка, хотя могут быть приняты и принудительные меры в том случае, если это будет необходимо. Регулярные встречи позволяют обмениваться мнениями, опытом, информацией о проблемах банка и путях их решения, что является важным для поддержания необходимого уровня взаимопонимания [4, с. 128].

Естественно, что в  случае ухудшения ситуации в банке  банковский надзор над этим учреждением  становиться более интенсивным. Органы надзора требуют в этом случае предоставления дополнительной ежемесячной, еженедельной или даже ежедневной детальной информации по интересующим их вопросам. Встречи с руководством банка также становятся более частыми. При наличии значительных проблем у банка от него требуют предоставления бизнес-плана или программы оздоровления для решения своих проблем.

В случае если финансовое положение банка продолжает ухудшаться, банковский надзор может рекомендовать  или требовать проведения более  жестких и неприятных исправительных мероприятий.

Модель банковского  надзора, полагающаяся на публичность работы банковского учреждения, приемлема только в определенных условиях. Эта модель банковского надзора имеет два названия: «публичной отчетности» или «рыночной дисциплины». Эти названия подразумевают, что жесткие требования к обязательному опубликованию определенной информации о работе банка приводит к рыночной самодисциплине участников рынка. Примером использования данной модели надзора является Новая Зеландия. Надзорные органы рассчитывают на то, что требования к публичности детализированной информации о финансовом состоянии банка, будут стимулировать руководство банка благоразумно принимать риски, обеспечивая надежную работу банковского учреждения.

Банковский надзор снял большинство ограничений для  банков, за исключением уровня адекватности капитала и лимитов по кредитованию инсайдеров. Вместо этого надзорные органы законодательно ввели повышенные требования к публичной отчетности банков. Банки должны ежеквартально публиковать детальную информацию о финансовом состоянии банка, включая информацию о качестве активов, об обеспечении кредитов, о концентрации кредитных рисков, рыночных рисках, адекватности капитала, правлении банка. Публикуемая информация должна быть подписана правлением банка, для того чтобы подтвердить ее достоверность.

Однако органы надзора  проводят ежегодные встречи с  руководством банков, а также установили законодательное требование о проверке банка внешним аудитом два  раза в год.

Информация о работе Банковский надзор в Украине