Банковский надзор в Украине

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 22:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение банковского надзора в Украине.
Задачи работы:
рассмотреть сущность и особенности банковского надзора в современных условиях;
рассмотреть функции банковского надзора;
изучить этапы банковского надзора;
рассмотреть модели и тенденции банковского надзора;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА…………………….……………………………5
1.1. Сущность и значение банковского надзора за деятельностью коммерческих банков……………………….5
1.2. Основные функции банковского надзора…………………………….......8
РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ЭТАПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА………………………………13
2.1. Модели и тенденции банковского надзора………………………....…...13
Этапы банковского надзора……………………..…………………….…21
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………..…26
3.1. Реформирование механизма банковского надзора в Украине………....26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

курс.Банк.надзор.doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

Несмотря на то, что  как самостоятельная модель банковского  надзора модель публичной отчетности в большинстве стран, имеющих собственные крупные банки, неприменима, ее можно использовать как дополнительное средство самодисциплинирования банковского рынка. Использование элементов этой модели в условиях Украины в настоящее время, по мнению специалистов, является необходимым условием повышения прозрачности и стабильности банковской системы Украины, что в большей степени обеспечит надежность вкладов населения и средств кредиторов.

На современном этапе  в Украине используются в большей  части две модели банковского надзора: выездной и безвыездной надзор. Отсутствие элементов других моделей банковского надзора, во многом не позволило органам надзора предотвратить крах крупных банковских учреждений. Например, использование элементов публичной отчетности по отношению ко многим разорившимся коммерческим банкам, сократило бы потери, связанные с тем, что, имея определенные проблемы банки продолжали широкую рекламную кампанию и скрывали свое истинное положение, продолжая наращивать свою клиентскую базу, тем самым увеличивая негативные последствия своего банкротства.

Еще одной проблемой  системы банковского надзора  в Украине является недостаточное  использование независимых аудиторов  для надзора за коммерческими  банками. Органам банковского надзора  Украины следует разработать ряд критериев для проведения внешнего независимого аудита коммерческих банков, охватывающих операции банка с повышенным риском, что не только облегчит работу органов надзора, но и повысит качество инспектирования банков. Внешние независимые аудиторы, особенно имеющие международную практику, обладают большим опытом в оценке систем внутреннего контроля банка и могут оценить организационную структуру банковского учреждения с учетом тенденций развития мировой банковской системы, что во многом предопределяет качество и надежность дальнейшей работы банка.

За последнее время  произошли значительные сдвиги в  акцентах банковского надзора от практики детального инспектирования  операций банка к инспектированию, направленному на оценку банковских рисков и внутрибанковских процедур их проведения. Так как банковский бизнес становится все более сложным, инспекторы все больше должны полагаться на оценку внутрибанковских процедур управления банковскими рисками, а также на качество организации системы внутреннего аудита и контроля. Эти сдвиги имели следующие значительные последствия. Во-первых, увеличение роли руководства банка, так как оно является «первой линией обороны» и несет на себе полную ответственность за обеспечение надежности банковского учреждения. Это приобретает особую важность в современном высотехнологическом мире, когда риски и связанные с ними потери могут распространяться очень быстро. В тоже время инспекторы в вопросе детального контроля над проведением операций, в связи со значительным их объемом, должны в большей степени полагаться на внешний и внутренний аудит [6, 204]. Такие тенденции становятся все более характерными даже для тех стран, которые в надзоре используют модель выездного инспектирования.

Вторая тенденция в  банковском надзоре - это увеличение роли публичности банковской отчетности. Органы надзора в странах большой семерки поощряют большую публичность банковской деятельности, в особенности. Это касается информации о подверженности банков тем или иным рискам, а также деятельности руководства.

Третья тенденция, охватившая банковский надзор во всех органах  и различных странах - это расширение практики применения общих стандартов и требований в международном  масштабе. Наиболее известный пример - это Базельское соглашение по капиталу 1988 года, которое установило минимальные требования к уровню капитала банка, которые были затем одобрены во множестве стран. Однако практика применения общих требований не может быть использована в полном масштабе, в связи с различиями в законодательных системах, экономическом устройстве и системах бухгалтерского учета.

Таким образом, защита интересов  вкладчиков путем обеспечения надежности работы банковских учреждений заключается  в непрерывном всеобъемлющем  процессе надзора с использованием разнообразных форм и методов надзора за деятельностью банков, начиная с тщательного изучения соответствующих материалов при их регистрации. Успех этого процесса определяется способностью органов банковского надзора следить за изменением ситуации в финансовом секторе и принимать разумные меры по поддержанию банков в сложных ситуациях, при этом, не допуская снижения уровня платежеспособности банков ниже уровня, необходимого для выполнения всех его обязательств.

 

2.2.  Этапы банковского надзора

 

Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным    банковским   законодательством. В  большинстве   стран   необходимо    специальное разрешение (лицензия) на открытие  банка. Лицензирование     (первый  этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских    операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение    на их проведение от уполномоченного органа.

Лицензия должна содержать положения о сроках ее действия,  условиях их продления, возможности внесения в нее поправок или ее аннулирования. В ней может быть  оговорено утверждение центрального банка кандидатур на высшие руководящие посты в банке после проверки их квалификации и опыта,  существенных  изменений в структуре собственности,  слияний,  а также перемены названия, уменьшения оплаченного капитала.

Второй этап     надзорной    деятельности    -    дистанционный    (документарный) надзор, или проверка  отчетности, предоставляемой    банками. Постоянный   контроль    за   деятельностью, осуществляемый    органами надзора, позволяет заранее выявить  проблемы, которые  могут     вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Для оценки  финансового  положения  банка   обычно   используют    периодическую  отчетную документацию и ежегодные  финансовые отчеты,    включающие годовой  баланс, счет  прибыли  и  убытков, пояснительную    записку. Как   правило, ежемесячно  или    ежеквартально    должны    составляться отчеты о соблюдении  ими  экономических  нормативов  и     предоставляться  в  течение  месяца,  следующего  за  отчетным. Несоблюдение срока предоставления отчета свидетельствует о наличии    у банка проблем. Примерно  1  раз в год внешний аудитор должен    проверять ежемесячные и ежеквартальные  финансовые  отчеты,  по которым он делает заключения.

Важнейшими  показателями финансового состояния банка, зависящего    от внутрибанковской системы управления, являются:

  • достаточность капитала (отношение    собственных    средств    к ликвидным активам);
  • качество его  активов  с  точки   зрения   риска   ликвидности;
  • доходность, или прибыльность (уровень прибыли на 1 акцию или 1 занятого);
  • ликвидность (способность  банка  своевременно  оплачивать свои   обязательства) - соотношение ликвидности и прочих активов.

Финансовое  состояние банка во многом определяется качеством его    активов. Глубокий анализ качества активов,  выявление невозвращаемых или завышенных по стоимости их элементов могут быть осуществлены  в    процессе  инспектирования  на  месте. Однако  представляемая  банком    отчетная документация может использоваться как показатель состояния    его активов, и на ее основе в некоторой мере можно оценить кредитный риск, или риск неуплаты по кредиту, со стороны заемщика.

Поскольку уровень  риска  непосредственно  зависит  от  степени    концентрации ссуд,  во многих странах введены ограничения на размер    предоставляемых  ссуд  одному  клиенту  или  группе связанных между собой заемщиков.

  От качества активов в существенной степени зависит доход банка,    поскольку  сомнительные  или  безнадежные кредиты означают для него  прямые потери. В связи с этим банки должны иметь резервы на покрытие  подобных ссуд: при занижении суммы резервных отчислений оказывается завышенной  стоимость  активов  банка,  что   искажает   показатель    достаточности   капитала.  При  оценке  величины  созданных  банком резервов   центральный   банк   проверяет    резервную    политику соответствующего  банка,  методы  и систему наблюдения за кредитным риском  и  взыскания  долгов,  структуру  задолженности,  а   также практику получения залога.

Величина капитала  банка, качество  его  активов  непосредственно    связаны  с  доходностью  (или  прибыльностью)   банка. При   анализе    рентабельности   банка   органы   надзора,  прежде  всего,  проверяют    достоверность  документального  оформления  доходов,   правильности    формирования  резервов  на  покрытие возможных убытков,  начисления    процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по    источникам  их  происхождения  и регулярности поступления.  На базе    отчетной  документации  доходность  может   быть   определена   как    отношение   чистой   прибыли   после   налогообложения до  выплаты   дивидендов к общей сумме активов.

Для расчетов  по  текущим  обязательствам  банки  должны  иметь    наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме. Поэтому    весьма  важно,  чтобы структура банковских депозитов была различной    по срокам и размерам.

Во многих   странах  органы  надзора  устанавливают  показатели    ликвидности,   отражающие   требования   по   поддержанию   банками    определенного  соотношения  между  ликвидными  активами и величиной    депозитов с разбивкой по их видам.

Такими показателями могут быть соотношения между:

  • представленными кредитами и депозитами;
  • ликвидными активами  и  депозитами (или суммой  депозитов и кредитов, полученных в центральном банке или в других банках);
  • стабильными депозитами  (то  есть  теми, которые  замещаются  на   прогнозируемый срок) и общей суммой депозитов.

Анализ финансового  состояния  банка  на  базе   изучения   его    периодической  отчетной  документации  позволяет  сделать вывод и о    внутрибанковской   системе   управления   и    контроля,    степени    компетентности его руководящего звена.

На основе оценок различных  аспектов деятельности банка делается    общее  заключение  о  его  финансовом  положении,   формулируются    рекомендации  или  решения о необходимости принятия соответствующих    мер.

Проверка степени достоверности  передаваемой  надзорным  органам    информации,   формирование   максимально  точного  представления  о    положении банка,  качестве его менеджмента  могут  быть  обеспечены    только  в  ходе проверки на месте.  Этим определяется значение 3-го    этапа   надзора   за   функционированием   кредитных    учреждений,  инспектирования  (ревизии)  на  местах.  В  связи  с  трудоемкостью  проведения  ревизий  на  местах  органы  надзора  осуществляют   их    периодически    (они    могут   быть   плановыми,   регулярными   и внеочередными)  и  устанавливают  характер  инспекций,  которые   в зависимости  от  целей  и  масштабов  проверки  могут  быть общими, ограниченными и специальными.

Во время   общей   проверки   анализируются  различные  аспекты    деятельности банка  и главные области  риска. Как  правило, выявляются    соблюдение  банком законов,  правильность составления отчетов, наличие    эффективной  системы  управления  и  производится   оценка   общего   финансового состояния банка [2, с. 118].

При ограниченных проверках  рассматриваются определенные аспекты    деятельности  банка, отдельные зоны  риска,  например анализируется    кредитный портфель.

  В ходе специальных   проверок   объектом   изучения   становятся    конкретные операции банка,  например сделки с  иностранной  валютой или компьютерная обработка информации.

  Частота проведения ревизий и их объем варьируются в зависимости от  степени  доверия надзорных органов к кредитным учреждениям,  их роли в кредитно-финансовой системе,  наличия у  них  проблем. Обычно проверки устанавливаются чаще в крупных банках, а также в кредитных учреждениях, испытывающих серьезные затруднения. 

Завершающий этап  надзора  за банками - контроль за соблюдением    ими в строго определенные  сроки  предписаний  органов  надзора  по   устранению обнаруженных недостатков.

Ликвидация  кредитного учреждения используется как крайняя мера,    поскольку это затрагивает  непосредственные  интересы  вкладчиков. В целях  защиты  их интересов во многих странах организованна система    страхования депозитов.

Таким образом, банковский надзор  осуществляется  последовательно и состоит из   следующих этапов:

  • лицензирование;
  • проверка отчетности, предоставляемой  банками;
  • инспектирование   (ревизия)  на  местах; 
  • контроль  за  соблюдением    банками требований надзорных органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3.  СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

  3.1.  Реформирование механизма банковского надзора в Украине

 

      На основе анализа Положения Национального банка Украины “Про застосування Національним банком України заходів впливу до комерційних банків за порушення банківського законодавства” можно выделить следуюшие этапы банковского надзора в Украине и определить существующий механизм банковского надзора в Украине следующими этапами:

  1. Регистрация банка.
  2. Лицензирование банка.
  3. Осуществление мониторинга банка - безвыездного инспектирования.
  4. Осуществление выездного целевого или комплексного инспектирования банка в законодательно установленные сроки или в случае возникновения необходимости.
  5. Определение рейтинговой оценки банка.
  6. Принятие мер по отстранению недостатков работы банка:
    • непринудительных мер (письмо-предупреждение или письмо с обязательствами);
    • принудительных мер (повышение нормы резервов, штрафы, введение временной администрации, реорганизация или ликвидация);
    • введение режима финансового оздоровления, который представляет собой комплекс принудительных и непринудительных мер.

Информация о работе Банковский надзор в Украине