Банкротство кредитных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:56, курсовая работа

Описание работы

Кредитные организации являются составной частью банковской системы страны, представляя собой один из самых важных элементов экономики любого современного государства, которой оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Система кредитных организаций не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, являясь ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: теория и практика
1.1 Понятие несостоятельности кредитных организаций по законодательству Российской Федерации
1.2 Меры и механизмы банкротства банка
1.3 Оценка банкротства коммерческих банков в РФ за 2006-2012гг
2. Финансовое оздоровление кредитной организации
2.1 Меры по финансовому оздоровлению кредитной организации
2.2 Оказание финансовой помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Курсовик Банки.doc

— 92.50 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ФИНАНСОВ И БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Кафедра « 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: Банковское дело

Тема: «Банкротство кредитных  организаций»

 

 

 

 

Выполнила:         Проверила:

Студентка 3 курса                 Татаринова Л.Ю

Группы ИПД-101ф

Дергоусова Екатерина

 

 

 

 

 

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций: теория и практика

1.1 Понятие несостоятельности  кредитных организаций по законодательству  Российской Федерации

1.2 Меры и механизмы  банкротства банка

1.3 Оценка банкротства  коммерческих банков в РФ за 2006-2012гг

2. Финансовое оздоровление  кредитной организации

2.1 Меры по финансовому  оздоровлению кредитной организации

2.2 Оказание финансовой  помощи кредитной организации  ее учредителями (участниками) и иными лицами

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ:

 

Кредитные организации  являются составной частью банковской системы страны, представляя собой  один из самых важных элементов экономики  любого современного государства, которой  оказывает огромное, разностороннее воздействие на жизнедеятельность общества в целом. Система кредитных организаций не только обеспечивает аккумуляцию свободных денежных средств и их вовлечение в официальный оборот, но и механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала, являясь ключевым элементом расчетного и платежного механизмов хозяйственной системы страны.

От состояния банковской системы государства существенным образом зависит защищенность и  устойчивость национальной валюты, в  том числе ее покупательная способность и курс по отношению к иностранным валютам, что имеет первостепенное значение для государственного суверенитета.

Для любого суверенного  государства вопросы обеспечения  устойчивости национальной системы  кредитных организаций имеют стратегическое значение и всегда актуальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Несостоятельность  (банкротство) кредитных организаций:  теория и практика

1.1 Понятие несостоятельности  кредитных организаций по законодательству  Российской Федерации

 

Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций (в соответствии с п.1ст.2 Закона о банкротстве кредитных организаций) понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Под обязанностью кредитной организации по уплате обязательных платежей понимается обязанность кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика по уплате обязательных платежей в соответствующие бюджеты, которые определены в соответствии с Законом о банкротстве, а также обязанность кредитной организации по исполнению поручений о перечислении со счетов своих клиентов обязательных платежей в соответствующие бюджеты.

Кредитная организация  считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

Закон о банкротстве кредитных организаций и Закон о банкротстве сохраняют общий принцип банкротства кредитных организаций - судебным процедурам предшествует проведение специальных внесудебных процедур, направленных на восстановление платежеспособности кредитной организации.

 В качестве мер  по предупреждению банкротства  кредитной организации, которые  в соответствии со ст.3 Закона  о банкротстве кредитных организаций  реализуются до дня отзыва  лицензии на осуществление банковских  операций, названы:

1) финансовое оздоровление  кредитной организации;

2) назначение временной  администрации по управлению  кредитной организацией;

3)реорганизация кредитной  организации.

В соответствии со ст.4 Закона о банкротстве кредитных организаций  меры по предупреждению банкротства  кредитной организации осуществляются в случаях, когда конкретная кредитная организация:

- не удовлетворяет  неоднократно на протяжении последних  шести месяцев требования кредиторов  по денежным обязательствам и  (или) не исполняет обязанность  по уплате обязательных платежей  в срок до трех дней со дня наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

-не удовлетворяет  требования кредиторов по денежным  обязательствам и (или) не исполняет  обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации. Для наступления второго основания для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации достаточно, чтобы кредитная организация хотя бы один раз исполнила соответствующие обязательства с опозданием на срок более трех дней. Причиной такого опоздания должно быть отсутствие или недостаточность денежных средств на ее корреспондентских счетах;

- допускает абсолютное  снижение величины собственных  средств по сравнению с их  максимальной величиной, достигнутой  за последние 12 месяцев, более  чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России;

- нарушает норматив  достаточности собственных средств  (капитала), установленный Банком  России;

- нарушает норматив  текущей ликвидности кредитной  организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 процентов;

- допускает уменьшение  величины собственных средств  по итогам отчетного месяца  ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами  кредитной организации, зарегистрированными в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

В случае возникновения  указанного основания в течение  первых двух лет со дня выдачи лицензии на осуществление банковских операций к кредитной организации не применяются меры по предупреждению банкротства.

 

1.2 Меры и механизмы  предупреждения банкротства банка

 

Первой мерой, направленной на предупреждение банкротства кредитных  организаций, на основании п.п2 п.1 ст.3 Закона о банкротстве кредитных организаций является финансовое оздоровление кредитной организации.

Финансовое оздоровление осуществляется при возникновении оснований, установленных ст. 4 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», и должно осуществляться своевременно по инициативе кредитной организации, ее учредителей (участников) либо по требованию Банка России. В целях финансового оздоровления кредитной организации могут осуществляться следующие меры:

- оказание финансовой  помощи кредитной организации ее учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры  активов и структуры пассивов  кредитной организации;

-приведение в соответствие  размера уставного капитала кредитной  организации и величины ее  собственных средств (капитала);

-изменение организационной  структуры кредитной организации;

-иные меры, осуществляемые  в соответствии с федеральными  законами.

В случае возникновения  оснований для осуществления  мер по предупреждению банкротства  кредитной организации руководитель кредитной организации в течение 10 дней обязан обратиться в совет директоров или к общему собранию учредителей кредитной организации с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации или с ходатайством о реорганизации кредитной организации, если причины возникновения этих оснований не могут быть устранены исполнительными органами кредитной организации. Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления кредитной организации должны принять решение в 10-дневный срок с момента его направления и проинформировать о принятом решении ЦБ РФ. Банк России, при наличии оснований, закреплённых ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в ст. 74 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», имеет право направить в кредитной организации требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер.

В случае установления оснований, предусмотренных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, Банк России вправе потребовать от кредитной организации разработки и осуществления плана мер по финансовому оздоровлению, который должен содержать:

-оценку финансового  состояния кредитной организации;

-указание на формы  и размеры участия учредителей  кредитной организации и иных  лиц в ее финансовом оздоровлении;

-меры по сокращению расходов на содержание кредитной организации;

-меры по получению  дополнительных доходов;

-меры по возврату  просроченной дебиторской задолженности;

-меры по изменению  организационной структуры кредитной  организации;

-срок восстановления  уровня достаточности собственных средств и текущей ликвидности кредитной организации;

Форма плана мер по финансовому оздоровлению кредитной  организации, порядок и сроки  предоставления, а также порядок  и сроки осуществления контроля за его выполнением устанавливаются нормативными актами Банка России.

На сновании ст.14 Закона о банкротстве кредитных организаций  в случае банкротства кредитной  организации по вине ее учредителей, членов совета директоров, руководителей  кредитной организации, которые  имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, на указанных лиц судом, арбитражным судом может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам кредитной организации.

Банкротство кредитной организации считается наступившим по вине ее руководителей, которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведения кредитной организации до банкротства, либо если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица не совершили тех действий, которые они в соответствии с Законом о банкротстве кредитных организаций были обязаны совершить для предотвращения банкротства кредитной организации.

Банкротство кредитной  организации считается наступившим  по вине ее учредителей (участников), членов совета директоров (наблюдательного  совета), которые имеют право давать обязательные для данной кредитной организации указания или имеют возможность иным образом определять ее действия, если судом, арбитражным судом установлено, что указанные лица давали указания, прямо или косвенно направленные на доведения кредитной организации до банкротства.

В случае непринятия мер  по финансовому оздоровлению кредитной  организации её руководитель может  быть привлечён к ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает  ответственность за неправомерные  действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.

Следующей мерой по предупреждению банкротства кредитных организаций  называют назначение временной администрации по управлению кредитной организацией.

Временная администрация  является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым на определенный срок ЦБ РФ. Специальный характер выражается в порядке её назначения, составе её членов и компетенции. Временная администрация по своей сути является досудебной мерой предупреждения банкротства кредитной организации.

Банк России обязан назначить  временную администрацию в кредитную  организацию не позднее дня, следующего за днем отзыва у кредитной организации  лицензии на осуществление банковских операций.

В соответствии с ст.17 Закона о банкротстве кредитных организаций Банк России вправе назначить временную администрацию, если:

1.   кредитная организация не удовлетворяет требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие семь дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации;

2.   кредитная организация допускает снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России (см. прил. 2 на обороте);

3.   кредитная организация нарушает норматив текущей ликвидности, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 20% (см. прил. 3);

4.   кредитная организация не исполняет требования Банка России о замене руководителя кредитной организации либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации в установленный срок;

5.   в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» имеются основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Задачей временной администрации  является сохранение или восстановление платежеспособности банка в интересах его кредиторов и вкладчиков, а также акционеров (пайщиков) и создание работоспособного управленческого механизма, обеспечивающего устранение выявленных нарушений и осуществление других мер по финансовому оздоровлению кредитной организации.

Информация о работе Банкротство кредитных организаций