Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:47, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также нормативно-правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Введение
1. Институт несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности
2. Отдельные процедуры банкротства
2.1 Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Конкурсное производство
2.5 Мировое соглашение
Заключение
Список использованных источников
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ВЛАДИВОСТОТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ ПРАВА И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ЧАСТНОГО ПРАВА
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Российское предпринимательское право"
Банкротство: общая характеристика
Студентка
гр. ЮП-06-01
Е.О. Кузнецова
Руководитель
Е.М. Тараненко
Владивосток 2010
Содержание
Введение
1. Институт несостоятельности (
1.1 Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Принципы правового регулирован
2. Отдельные процедуры
2.1 Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Конкурсное производство
2.5 Мировое соглашение
Заключение
Список использованных источников
Введение
Банковская система Российской Федерации появилась сравнительно недавно, процесс ее развития протекает достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки прошли путь, который в других странах длился десятилетиями. Государственное правовое регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.
Данная курсовая работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также нормативно-правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Являясь одним из важнейших институтов
любой рыночной экономики, банкротство
регулируется законом о несостоятельности(банкротстве)
· изучить критерии, признаки, а также принципы несостоятельности;
· выявить особенности правовой регламентации отдельных процедур банкротства.
Для решения поставленных задач
необходимо обозначить спектр используемых
методов. Во-первых, в процессе исследования
был использован метод
1. Институт несостоятельности (
1.1 Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
Несостоятельность (банкротство) – признанная уполномоченным государственным органом (арбитражным судом) неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей. Важно понимать, что само по себе банкротство – это не просто установления определенного фактического состояния должника, это не только основание принудительной ликвидации компании или прекращения деятельности индивидуального предпринимателя в гражданско-правовом смысле. Банкротство – это довольно длительный судебный процесс, который направлен, в первую очередь, на спасение предприятия, оказавшегося в тяжелой финансовой ситуации, а не на распродажу его имущество.
Понятие несостоятельности определенным образом можно соотнести с понятием неплатежеспособности, которая может быть обусловлена разными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствуют в необходимом количестве средства платежа. Неплатежеспособность может быть относительной и абсолютной.
Относительная неплатежеспособность означает, что должник временно не обладает достаточными средствами для платежа. В этом случае конфликт между должником и его кредиторами может быть разрешен обычными гражданско-правовыми средствами, например, привлечением должника к ответственности за просрочку исполнения обязательства уплатить деньги.
Абсолютная
В российском законодательстве термины "несостоятельность" и "банкротство" используются как синонимы. В других странах эти термины могут иметь различное значение. Обычно банкротство рассматривается как наиболее серьезный случай несостоятельности, связанный с уголовно наказуемым действиями должника, наносящими ущерб кредиторам [3]. Последствия таких намерений (в частности, последствия фиктивного и преднамеренного банкротства) предусмотрены п.3 и 4 ст. 10 Закона о банкротстве, ст. 14.12, 14.13 КоАП РФ [4] и ст. 195-197 УК РФ [5].
Беляева О.А указывает, что банкротами могут быть и коммерческие, и некоммерческие организации. Однако среди коммерческих организаций процесс банкротства невозможно инициировать против унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия); среди некоммерческих организаций несостоятельными не могут быть признаны учреждения, политические партии и религиозные организации [3]. Что касается граждан, то на сегодняшний день процедуры банкротства могут быть применены только в отношении индивидуальных предпринимателей. Нормы о банкротстве обычных физических лиц пока не применяются, так как они не соответствуют требованиям ст. 25 ГК РФ [6], предусматривающей несостоятельность только индивидуальных предпринимателей. Эти нормы начнут действовать с момента внесения соответствующих изменений в Гражданский кодекс РФ.
Для определения признаков банкротства используются два основных критерия: неоплатность и неплатежеспособность. Неоплатность долгов означает, что сумма обязательств превысила стоимость имущества должника. Иными словами, нет никакой возможности оплатить долги перед кредиторами, наступило абсолютное банкротство. Однако применение такого критерия на практике приводит к тому, что кредиторам для возбуждения производства по делу о несостоятельности самим приходится заниматься представлением доказательств превышения обязательств должника над его активами. Очевидно, что получение подобной информации по многим причинам может быть затруднительным.
Поэтому в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности [3].
Попондопуло В.Ф. отмечает, что гражданин
считается неспособным
1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения;
2) требования кредиторов к
гражданину-должнику в
3) сумма долгов гражданина
превышает стоимость принадлежа
Таким образом, в основе признания банкротом должника-гражданина лежит критерий его неоплатности.
Юридическое лицо – должник считается
неспособным удовлетворить
1) соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления срока их исполнения, если иной срок не предусмотрен законом (например, для кредитных организаций он составляет 14 дней);
2) требования кредиторов к юридическому лицу – должнику в совокупности составляют не менее 100 тыс. рублей, если иной размер не предусмотрен законом [2].
Следовательно, в основе признания банкротом должника – юридического лица лежит критерий его неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности.
Признаки банкротства можно разделить на сущностные, т.е. необходимые и достаточные для квалификации банкротства должника, и внешние, служащие основанием для принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу.
К сущностным признакам относятся:
1) неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов;
2) превышения суммы обязательств
должника над стоимостью
Эти признаки неочевидны, поэтому они устанавливаются арбитражным судом в ходе рассмотрения дела о банкротстве.
Дело о банкротстве может быть возбуждено и рассмотрено в целях установления (наличия или отсутствия) сущностных признаков банкротства при наличия внешних (очевидных) признаков банкротства:
1) приостановления должником
платежей в течение трех
2) величины требований
3) величины требований
Наличие внешних признаков банкротства еще не означает собственно банкротства. Внешние признаки свидетельствуют лишь о неплатежеспособности должника и являются материально-правовым основанием для подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. И только в ходе судебного разбирательства можно установить природу неплатежеспособности должника, сопровождается ли она наличием сущностных признаков банкротства или нет.
Для определения наличия признаков банкротства учитываются:
1) размер денежных обязательств,
за исключением обязательств
перед гражданами, перед которыми
должник несет ответственность
за причинения вреда жизни
и здоровью; обязательств по выплате
выходных пособий и оплате
труда лиц, работающих по
2) размер обязательных платежей
в бюджеты и внебюджетные
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что понятие несостоятельности так или иначе соотносится с понятием неплатежеспособности, которая объясняется различными причинами и состоит в том, что к моменту наступления срока платежа у лица отсутствует необходимое количество средств платежа. Применительно к критериям банкротства можно отметить, что в нашем законодательстве критерий неоплатности применяется лишь в отношении граждан, а должник — юридическое лицо может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, т.е. фактической неоплаты задолженности.
1.2 Принципы правового
Обратимся к истории правового
регулирования института
Возрождение института банкротства можно связать со становлением в России основ рыночных отношений в конце 80-х начале 90-г гг, когда встала необходимость законодательного урегулирования оснований и последствий несостоятельности[8].
Первым законодательным актом стал Закон РФ от 19 ноября 1992 г. №3929-I "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" [9]. Закон действовал шесть лет. За время его правоприменения были приняты десятки разноуровневых актов, выработалась огромная практика, показавшая множество недостатков действующего акта; параллельно велась разработка нового законодательного акта.
Несмотря на свои новаторские идеи, Закон 1992 года далеко не являлся идеальным.
Один из наиболее ярких отрицательных моментов старого закона, отмечавшийся многими учеными, - применение в качестве критерия несостоятельности) принципа неоплатности. Как отмечают исследователи, нормы Закона создавали "принцип домино", стимулирующий кризис неплатежей и повсеместно господствующий в российской экономике. Действовавшие легальные понятие и признаки банкротства защищали недобросовестных должников и тем самым разрушали принципы имущественного оборота.
8 ноября 1998 года был принят Федеральный
закон №6-ФЗ "О несостоятельности
(банкротстве)" [10]. Он принес кардинальное
изменение в подходе к
Процедуры банкротства была значительно упрощены, теперь банкротом можно было сделать практически любую организацию. Этим активно начали пользоваться недобросовестные конкуренты и другие заинтересованные лица. Они могли начать процедуру банкротства организации по незначительным суммам и довести ее до конца. При этом процедуру банкротства нельзя было остановить, даже если должник готов был погасить свой долг. В результате менялись собственники предприятий - должников, продавалось за бесценок дорогостоящее оборудование и недвижимость, останавливалось производство и т.д.