Банкротство: общая характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:47, курсовая работа

Описание работы

Данная курсовая работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также нормативно-правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.

Содержание работы

Введение

1. Институт несостоятельности (банкротства)

1.1 Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)

1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности

2. Отдельные процедуры банкротства

2.1 Наблюдение

2.2 Финансовое оздоровление

2.3 Внешнее управление

2.4 Конкурсное производство

2.5 Мировое соглашение

Заключение

Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовик 1.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего  реформирования.

 

Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства.

 

При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.

 

Таким образом, в новом Законе акценты  смещены в пользу должника: "Продолжниковский" характер нового Закона выражается во включении новой процедуры банкротства - финансового оздоровления - альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства, в усложнении процедуры возбуждения производства по делу, в предоставлении учредителям (участникам) должника или собственнику имущества должника - унитарного предприятия возможности принимать участие в судьбе должника, в уравнивании в правах конкурсных кредиторов и уполномоченных органов и ряде других особенностей"[11].

 

Беляева О.А. отмечает, что в отечественном  законодательстве о банкротстве  отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника ("продолжниковская система"): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов ("прокредиторская система") [3].

 

Российское законодательство о  банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются  нормами, направленными на защиту интересов  должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника ― юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.

 

Таким образом, центральное место  в системе правового регулирования  несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Кроме того, в систему законодательства, регулирующего данную сферу, входят Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

 

Но законодательство о банкротстве  представлено ГК РФ, АПК РФ, вышеуказанным  федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами регулирующего органа. Законодательство о банкротстве является комплексным, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.

 

Законодательство о банкротстве  содержит и другие нормы публичного права, например, административного, регламентирующие отношения с участием регулирующего  и контролирующего органов.

 

Подзаконные нормативные правовые акты, действующие в сфере банкротства, направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротства.

 

Формированию единообразной практики применения законодательства о банкротстве  способствуют постановления пленумов ВАС РФ, в частности от 8 апреля 2003 года № 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[12] и от 15 декабря 2004 года № 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" [13].

 

Есть некие сложности в нормативном  урегулировании вопросов банкротства  физических лиц, т.к. индивидуальные предприниматели, которые являются непосредственными  участниками предпринимательской  деятельности, являются физическими лицами, но при этом отличаются по своему правовому статусу от рядов граждан. По этой причине в действующее законодательство внесены существенные изменения, обусловленные попыткой законодателя объять круг вопросов, касающихся банкротства физических лиц.

 

Примечательно, что различные ученые по-разному смотрят на принципы правового  регулирования банкротства в  РФ. Одни ученые склоняются к тому, что  в новом Законе акценты смещены  в пользу должника, другие утверждают, что в действующем законодательстве о банкротстве налицо "прокредиторская" политика, третьи говорят, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, и в целом законодательство о банкротстве имеет нейтральный оттенок. Именно эта версия представляется наиболее приемлимой, т.к. нормы, направленные в сторону должника так или иначе уравновешены "прокредиторскими" нормами.

 

2. Отдельные процедуры банкротства

 

2.1 Наблюдение

 

несостоятельность банкротство финансовый управление

 

Процедура наблюдения осуществляется в целях обеспечения сохранности  имущества должника и проведения анализа его финансового состояния. Она не была предусмотрена ранее  действовавшим законодательством  о несостоятельности, которое не обеспечивало в должной мере баланс интересов сторон (должника и кредитора). С момента подачи заявления о несостоятельности до начала рассмотрения дела и назначения реорганизационных или ликвидационных процедур всегда проходило некоторое время, в течение которого должник имел возможность распорядиться имуществом. Это могло привести к злоупотреблениям с его стороны, а, следовательно, к ухудшению положения кредиторов.

 

Правда, кредиторы в случае явной  опасности злоупотреблений со стороны  должника могли ходатайствовать  о применении определенных мер в соответствии с АПК РФ: наложение ареста на имущество должника, запрещение совершать определенные действия, приостановление взысканий по исполнительным документам в безакцептном порядке, реализация имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста. Однако на практике такие меры применялись, как правило, только на этапе ликвидации должника.

 

Если же речь шла о применении соответствующих мер непосредственно  после подачи заявления кредитором, возникали проблемы, которые в  большинстве случаев делали невозможным обеспечение интересов заявителя. Например, АО подало заявление о признании несостоятельности (банкротстве) ТОО, одновременно направив ходатайство об обеспечении требований путем наложения ареста на имущество должника. Арбитражный суд принял заявление о несостоятельности, но отказал в наложении ареста, мотивировав это тем, что применение такой меры сделало бы невозможным продолжение деятельности ТОО.

 

Аргумент суда представляется вполне оправданным. Действительно, в случае наложения ареста на активы хозяйственная деятельность должника неизбежно прекращается, вследствие чего даже потенциально жизнеспособное предприятие теряет возможность восстановить свою платежеспособность [14].

 

Процедура наблюдения установлена  Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" введенным в действие с 1 марта 1998 года [10] и на сегодняшний день утратившим силу, который принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов, с другой.

 

Итак, наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  обеспечения сохранности имущества  должника, проведения анализа финансового  состояния должника, составления  реестра требований кредиторов и  проведения первого собрания кредиторов [2]. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем за 15 дней и не более чем через 30 дней со дня вынесения определения о принятия заявления о признании должника банкротом. К последствиям введения наблюдения относятся следующие:

 

1)  требования кредиторов по  денежным обязательствам и об  уплате обязательных платежей, за  исключением текущих платежей, могут  быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;

 

2)  по ходатайству кредитора  приостанавливается производство  по делам, связанным с взысканием  с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном Законом о банкротстве;

 

3)  приостанавливается исполнение  исполнительных документов по  имущественным взысканиям, в том  числе снимаются аресты на  имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;

 

4)  не допускаются удовлетворение  требований учредителя (участника)  должника о выделе доли (пая)  в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

 

5)  не допускается прекращение  денежных обязательств должника  путем зачета встречного однородного  требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов;

 

6)  не допускается изъятие  собственником имущества должника - унитарного предприятия принадлежащего  должнику имущества;

 

7)  не допускается выплата  дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника [1].

 

Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.

 

Органы управления должника могут  совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного  в письменной форме, за исключением  случаев, прямо предусмотренных  Законом о банкротстве, сделки или  несколько взаимосвязанных между собой сделок:

 

связанных с приобретением, отчуждением  или возможностью отчуждения прямо  либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

 

связанных с получением и выдачей  займов (кредитов), выдачей поручительств  и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с  учреждением доверительного управления имуществом должника.

 

По окончании процедуры наблюдения временный управляющий представляет в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления его платежеспособности, протокол первого собрания кредиторов.

 

Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом одного из следующих актов:

 

1)  решения о признании должника  банкротом и об открытии конкурсного  производства;

 

2)  определения о введения  финансового оздоровления;

 

3)  определения о введении  внешнего управления;

 

4)  определения об утверждении  мирового соглашения и прекращения  производства по делу.

 

Сообщение о введении процедуры  наблюдения должно быть опубликовано в официальном издании, которым  с 21 июля 2008 года является газета "Коммерсантъ" [15].

 

Закон о банкротстве предусматривает  особенности процедуры наблюдения для отдельных категорий должников, например сельскохозяйственных операций.

 

Подводя итог, можно отметить, что  процедура наблюдения является относительно новой процедурой для российского законодательства о банкротстве. Она призвана обеспечить сохранность имущества должника, а также в рамках этой процедуры проводится анализ финансового состояния должника. Примечательно, что при процедуре наблюдения органы управления должника продолжают осуществлять свою деятельность, но исключительно с согласия временного управляющего, выраженном в письменной форме. Таким образом, налицо формальное участие руководства должника в управлении кризисным объектом.

 

2.2 Финансовое  оздоровление

 

Практика  рассмотрения дел о банкротстве  показала крайнюю неэффективность  внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством  некоторых зарубежных стран в  Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.

 

Финансовое  оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях  восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в  соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника – юридического лица. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет [3].

Информация о работе Банкротство: общая характеристика