Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:47, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена общей характеристике банкротства (несостоятельности) как правового явления, а также нормативно-правовой регламентации отдельных процедур, применяемым к предприятиям-должникам. Актуальность данной темы очевидна. В настоящее время с помощью банкротства достигаются цели смены неэффективных собственников, сохранения социально значимых и потенциально прибыльных производств, и наоборот. Перепрофилирование убыточных предприятий, обеспечения стабильности имущественных отношений и гарантированности занятости работников.
Введение
1. Институт несостоятельности (банкротства)
1.1 Понятие критерии, признаки несостоятельности (банкротства)
1.2 Принципы правового регулирования института несостоятельности
2. Отдельные процедуры банкротства
2.1 Наблюдение
2.2 Финансовое оздоровление
2.3 Внешнее управление
2.4 Конкурсное производство
2.5 Мировое соглашение
Заключение
Список использованных источников
Уже в 1999 году возникли высказывания о необходимости дальнейшего реформирования.
Федеральный закон от 26 октября 2002 г. №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" принес новые нормы, новые правила и порядок банкротства.
При формировании Закона о несостоятельности (банкротстве) 2002 г. были учтены выводы Конституционного Суда РФ по проверке отдельных положений Закона о несостоятельности 1998 г., а именно полностью гарантированы законные интересы должника на момент возбуждения производства по делу, где последний вправе заявить в процессе разбирательства обоснованности требований лица, инициирующего банкротство.
Таким образом, в новом Законе акценты
смещены в пользу должника: "Продолжниковский"
характер нового Закона выражается во
включении новой процедуры
Беляева О.А. отмечает, что в отечественном законодательстве о банкротстве отсутствует выраженная направленность на защиту лишь одной стороны, присущая правовым системам многих зарубежных стран. Например, для США и Франции характерен уклон в сторону защиты интересов должника ("продолжниковская система"): невозможность получить с должника деньги вне процедур банкротства, избежание предпочтительных, обманных и других передач имущества кредиторам, право должника отказаться от выполнения обязательств по договорам в будущем и от выполнения договоров об аренде. По законодательству Германии, Италии и некоторых других стран явный крен делается в сторону защиты прав кредиторов ("прокредиторская система") [3].
Российское законодательство о банкротстве является в целом "нейтральным", поскольку нормы, направленные на защиту интересов кредиторов, дополняются нормами, направленными на защиту интересов должника. Допустим, интересам кредиторов соответствует возможность продажи всего имущества должника ― юридического лица без его согласия для удовлетворения требований кредиторов. В то же время при определении задолженности не учитываются подлежащие уплате штрафные санкции (проценты, штрафы, пени), действует запрет на предъявление к должнику иных требований в процессе осуществления процедур банкротства. Эффективным механизмом защиты интересов должника в рамках процедуры внешнего управления является также мораторий на удовлетворение требований кредиторов.
Таким образом, центральное место
в системе правового
Но законодательство о банкротстве представлено ГК РФ, АПК РФ, вышеуказанным федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, актами регулирующего органа. Законодательство о банкротстве является комплексным, т.е. содержит в себе нормы частного и публичного права, направленные на регулирование отношений, возникающих в связи с банкротством должника.
Законодательство о
Подзаконные нормативные правовые акты, действующие в сфере банкротства, направлены на создание организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации Закона о банкротства.
Формированию единообразной
Есть некие сложности в
Примечательно, что различные ученые
по-разному смотрят на принципы правового
регулирования банкротства в
РФ. Одни ученые склоняются к тому, что
в новом Законе акценты смещены
в пользу должника, другие утверждают,
что в действующем законодатель
2. Отдельные процедуры
2.1 Наблюдение
несостоятельность банкротство финансовый управление
Процедура наблюдения осуществляется
в целях обеспечения
Правда, кредиторы в случае явной опасности злоупотреблений со стороны должника могли ходатайствовать о применении определенных мер в соответствии с АПК РФ: наложение ареста на имущество должника, запрещение совершать определенные действия, приостановление взысканий по исполнительным документам в безакцептном порядке, реализация имущества в случае предъявления иска об освобождении его от ареста. Однако на практике такие меры применялись, как правило, только на этапе ликвидации должника.
Если же речь шла о применении
соответствующих мер
Аргумент суда представляется вполне оправданным. Действительно, в случае наложения ареста на активы хозяйственная деятельность должника неизбежно прекращается, вследствие чего даже потенциально жизнеспособное предприятие теряет возможность восстановить свою платежеспособность [14].
Процедура наблюдения установлена Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" введенным в действие с 1 марта 1998 года [10] и на сегодняшний день утратившим силу, который принципиально изменил ситуацию в плане последовательной защиты прав должника, с одной стороны, и кредиторов, с другой.
Итак, наблюдение – процедура банкротства,
применяемая к должнику в целях
обеспечения сохранности
1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику;
2) по ходатайству кредитора
приостанавливается
3) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения;
4) не допускаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп либо приобретение должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
5) не допускается прекращение
денежных обязательств
6) не допускается изъятие
собственником имущества
7) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника [1].
Введение наблюдения не является основанием для отстранения руководителя должника и иных органов управления должника, которые продолжают осуществлять свои полномочия с ограничениями.
Органы управления должника могут
совершать исключительно с
связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;
связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника.
По окончании процедуры
Процедура наблюдения прекращается на основании решения первого собрания кредиторов с момента принятия арбитражным судом одного из следующих актов:
1) решения о признании должника
банкротом и об открытии
2) определения о введения финансового оздоровления;
3) определения о введении внешнего управления;
4) определения об утверждении
мирового соглашения и
Сообщение о введении процедуры наблюдения должно быть опубликовано в официальном издании, которым с 21 июля 2008 года является газета "Коммерсантъ" [15].
Закон о банкротстве предусматривает
особенности процедуры
Подводя итог, можно отметить, что процедура наблюдения является относительно новой процедурой для российского законодательства о банкротстве. Она призвана обеспечить сохранность имущества должника, а также в рамках этой процедуры проводится анализ финансового состояния должника. Примечательно, что при процедуре наблюдения органы управления должника продолжают осуществлять свою деятельность, но исключительно с согласия временного управляющего, выраженном в письменной форме. Таким образом, налицо формальное участие руководства должника в управлении кризисным объектом.
2.2 Финансовое оздоровление
Практика рассмотрения дел о банкротстве показала крайнюю неэффективность внешнего управления в процессе банкротства. Поэтому по аналогии с законодательством некоторых зарубежных стран в Закон о банкротстве были включены нормы о совершенно новой процедуре, позволяющей не отстранять руководство должника от занимаемых должностей.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Реализация указанной процедуры по существу означает реструктуризацию задолженности должника – юридического лица. Задолженность должна быть погашена должником в соответствии с графиком погашения задолженности. Финансовое оздоровление вводится на срок не более двух лет [3].