Банкротство сельскохозяйственных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Правовые и экономические отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой и регулируются специальным законодательством. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Из числа некоммерческих организаций по решению суда могут быть признаны банкротами юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива и благотворительного или иного фонда. Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК. К ним относятся юридические лица, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Файлы: 1 файл

1Банкротство сельскохозяйственных организаций.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 

Правовые и экономические отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой и регулируются специальным законодательством. Гражданский  кодекс Российской Федерации (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Из числа некоммерческих организаций по решению суда могут быть признаны банкротами юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива и благотворительного или иного фонда. Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия.

 

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК. К ним относятся  юридические лица, созданные в  форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

 

Федеральные законы отраслевой направленности, принятые после введения в действие ГК РФ (1 января 1995 года), конкретизируют виды соответствующих коммерческих организаций. Так, согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 декабря 1995 года "О сельскохозяйственной кооперации" к сельскохозяйственным производственным кооперативам относятся: сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (коопхоз). Этот Закон определяет также виды сельскохозяйственных потребительских кооперативов, которые являются некоммерческими организациями. В соответствии с п. 2 ст. 4 к ним относятся: перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие, кредитные и страховые кооперативы.

 

Действие специальных правил, определяющих особенности банкротства отдельных  категорий должников (глава IX), распространяется на отношения, связанные с банкротством следующих категорий должников: градообразующих организаций, сельскохозяйственных организаций, финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, а также субъектов естественных монополий.

 

В отличие от Закона о банкротстве 1998 г. (ст. 131) в перечне особых категорий должников появились так называемые финансовые организации. Однако эта группа должников образовалась путем механического объединения в одну категорию кредитных, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, в отношении которых и ранее применялись особенности банкротства.

 

Закон о банкротстве, как и прежде, сохранил дифференцированное правовое регулирование особенностей банкротства  соответственно кредитных организаций, страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг, однако допустил возможность принятия федерального закона о несостоятельности (банкротстве) финансовых организаций, которым должны быть установлены некие особенности банкротства применительно ко всем должникам, включаемым в категорию финансовых организаций. Очевидно, что в случае принятия такого закона в правоприменительной практике возникнут трудноразрешимые проблемы с определением соотношения указанного Закона и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".

 

1. Банкротство сельскохозяйственных  организаций

 

Должник - юридическое лицо может  быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии следующих  признаков:

 

1) основным видом деятельности такой организации должно быть производство либо производство плюс переработка сельскохозяйственной продукции;

 

2) выручка указанной организации  от реализации произведенной  (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции  должна составлять не менее 50 процентов от общей суммы выручки.

 

Исходя из определения понятия "сельскохозяйственная организация", в число этой категории должников  не включаются организации, которые  занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликероводочные предприятия, сахарные заводы и т.п. Вместе с тем птицефабрики, свинооткормочные комплексы и подобные им организации должны признаваться сельскохозяйственными организациями (в смысле Закона о банкротстве), и в случае их несостоятельности подлежат применению специальные правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций.

 

В сферу действия специальных правил об особенностях банкротства сельскохозяйственных организаций попадают также  рыболовецкие артели (колхозы) при том условии, что их выручка от реализации произведенной (произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции вместе с выручкой от реализации выловленных (добытых) водных биологических ресурсов составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки.

 

Одна из особенностей банкротства  должников, относимых к числу  сельскохозяйственных организаций, касается продажи принадлежащих им и используемых в целях сельскохозяйственного  производства объектов недвижимости при  проведении процедуры конкурсного производства. Суть специального правила для таких случаев состоит в том, что иные сельскохозяйственные организации и крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, наделяются преимущественным правом на приобретение указанных объектов недвижимого имущества. Нельзя не заметить, что данное положение в определенной степени конкурирует с иным правилом, содержащимся в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве, согласно которому аналогичное преимущественное право приобретения всякого продаваемого имущества должника - сельскохозяйственной организации имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.

 

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса  Российской Федерации (ЗК РФ) земельные  участки, отнесенные к землям, изъятым  из оборота, не могут предоставляться  в частную собственность, а также  быть объектами сделок, предусмотренных  гражданским законодательством; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые определенными объектами, находящимися в федеральной собственности: государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска Пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; объектами организаций федеральной службы безопасности; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно- техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы РФ, и некоторые другие.

 

Ограничиваются  в обороте находящиеся в государственной  или муниципальной собственности, следующие земельные участки: в  пределах особо охраняемых природных  территорий; в пределах лесного фонда; занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда; предоставленные для нужд связи; расположенные под объектами гидротехнических сооружений и некоторые другие.

 

Особенности оборота земельных участков, входящих в земли сельскохозяйственного назначения, установлены Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". В частности, в соответствии со ст. 8 указанного Федерального закона при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления имеют преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов. При продаже земельного участка с нарушением преимущественного права покупки соответствующее публичное образование имеет право в течение года с момента государственной регистрации перехода права собственности требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.

 

Представляется, что при продаже земельного участка, принадлежащего сельскохозяйственной организации - должнику, при проведении процедур банкротства правило, предусмотренное ст. 8 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", не подлежит применению, поскольку Закон о банкротстве, включающий в себя иное правило (о преимущественном праве сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, расположенных в данной местности, на приобретение недвижимости должника), носит специальный характер.

 

Вместе  с тем договор купли-продажи  земельного участка, в том числе  принадлежащего должнику - сельскохозяйственной организации при его банкротстве, должен отвечать общим требованиям, предусмотренным ст. 37 ЗК РФ. В частности, объектом купли-продажи может быть земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования. Договор купли-продажи земельного участка не должен включать в себя следующие условия: устанавливающие право продавца выкупить земельный участок обратно по собственному желанию; ограничивающие дальнейшее распоряжение земельным участком, в том числе ипотеку, передачу земельного участка в аренду, совершение иных сделок с землей; ограничивающие ответственность продавца в случае предъявления прав на земельный участок третьими лицами.

 

Необходимо  отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут  также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей"6 от 9 июля 2002г. N 83-ФЗ определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства.

 

В этих целях  предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

В соответствии со ст. 13 указанного Федерального закона должник - сельскохозяйственный товаропроизводитель может обратиться в участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей, приложив к заявлению план улучшения финансового состояния и другие необходимые документы.

 

В период разработки и утверждения территориальной комиссией плана организационно- технических мероприятий должник не вправе самостоятельно, без согласования с территориальной комиссией передавать (продавать) недвижимость и земельные участки в аренду, залог с внесением указанного имущества в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, выдавать поручительства и гарантии, совершать уступку прав требований, переводить долги, а также учреждать доверительное управление имуществом.

 

В случае принятия территориальной комиссией решения о включении должника в состав участников программы финансового оздоровления сельскохозяйственных товаропроизводителей указанная комиссия направляет его кредиторам соответствующее извещение, в котором сообщает о предлагаемом варианте реструктуризации долгов и дате проведения расширенного заседания комиссии с участием кредиторов должника (ст. ст. 15, 17 указанного Закона). Соглашение о реструктуризации долгов должно быть заключено в письменной форме и подписано кредиторами, в совокупности обладающими правом требования погашения не менее 75 процентов кредиторской задолженности должника. Данное соглашение должно содержать следующие сведения (указания): о дате, на которую фиксируются долги; о размере долга перед каждым кредитором с указанием доли в общем объеме кредиторской задолженности; об условиях и порядке реструктуризации долгов; о размере платы за отсроченную или рассроченную задолженность; о графике платежей; об обязательстве должника осуществлять платежи одновременно всем кредиторам пропорционально их доле в общем объеме кредиторской задолженности; об обязанности должника заключить договор с банком- агентом об открытии счета с особым режимом для проведения расчетов с кредиторами по указанному соглашению; об условиях выхода кредиторов из указанного соглашения; об ответственности должника за неисполнение указанного соглашения. Реструктуризация долгов предусматривает полное списание сумм пеней и штрафов, предоставление отсрочек и рассрочек на сумму основного долга и начисленных процентов, а также списание сумм основного долга и начисленных процентов (ст. ст. 19, 20 указанного Закона). Следует подчеркнуть, что заключение соглашения о реструктуризации долгов ни в коем случае не является препятствием для возбуждения производства по делу о банкротстве должника - сельскохозяйственного товаропроизводителя в общем порядке, предусмотренном Законом о банкротстве. Напротив, Федеральный закон "О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей" (ст. ст. 27, 28) включает в себя положение о том, что возбуждение в отношении должника дела о банкротстве влечет автоматическое расторжение соглашения о реструктуризации его долгов.  
Банкротство сельскохозяйственных организаций

 

Статья 177 Закона о банкротстве закрепляет особенности банкротства сельскохозяйственных организаций, давая понятие данной организации, называя субъектов (не являющихся сельскохозяйственными организациями), к которым применяются все положения § 3 «Банкротство сельскохозяйственной организации» главы IX Закона о банкротстве и определяет режим продажи используемого сельскохозяйственными организациями имущества.

 

Общие положения  о несостоятельности (банкротстве) сельскохозяйственных организаций, содержащиеся в ст. 177 Закона о банкротстве, по существу ничем не отличаются (за исключением отдельных редакционных уточнений) от аналогичных положений, которые включала в себя ст. 139 ранее действовавшего Закона 1998 г. На сегодняшний день действующим нормативным правовым актом остается также постановление Правительства РФ от 2 ноября 1995 г. № 1081 «Об особенностях процедур, применяемых в отношении неплатеже-способных сельскохозяйственных организаций»[16]. Данное постановление касается только федеральных государственных сельскохозяйственных организаций, а также сельскохозяйственных организаций, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%.

 

В п. 1 ст. 177 Закона о банкротстве содержится определение понятия «сельскохозяйственная  организация», характеризующего определенную категорию должников, при банкротстве которых подлежат применению специальные правила об особенностях банкротства, включенные в § 3 главы IX Закона о банкротстве. Данное определение применяется именно для целей конкурсного права, нормы которого устанавливают особый льготный режим для тех сельскохозяйственных должников, которые подпадают под это определение; банкротство остальных должников осуществляется в соответствии с общими правилами, без применения § 3 главы IX Закона о банкротстве.

 

Закон о банкротстве определяет особенности банкротства только сельскохозяйственных организаций, которые являются и сельскохозяйственными товаропроизводителями. В российском законодательстве под термином «сельскохозяйственные товаропроизводители» зачастую понимаются субъекты, имеющие определенные особенности. Так, глава 26 части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ[17] (с изм. и дополн.), Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей»[18] (с изм. и дополн.), Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»[19] (с изм. и дополн.) используют термин «сельскохозяйственные товаропроизводители», под которыми понимаются не только сельскохозяйственные организации, но и крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занятые производством сельскохозяйственной (рыбной) продукции, доля выручки которых от реализации такой продукции составляет не менее 50%, для рыболовецких – более 70% (по НК РФ – 70%).

Информация о работе Банкротство сельскохозяйственных организаций