Банкротство сельскохозяйственных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:13, контрольная работа

Описание работы

Правовые и экономические отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) организаций, отличаются большой спецификой и регулируются специальным законодательством. Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 65) определяет круг организаций, которые могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Из числа некоммерческих организаций по решению суда могут быть признаны банкротами юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива и благотворительного или иного фонда. Что касается коммерческих организаций, банкротами могут быть признаны любые из них, за исключением казенного предприятия.

Перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций содержится в п. 2 ст. 50 ГК. К ним относятся юридические лица, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Файлы: 1 файл

1Банкротство сельскохозяйственных организаций.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

 

Закон о банкротстве в п. 1 ст. 177 дает свое понятие «сельскохозяйственной  организации». Сельскохозяйственная организация  – это юридическое лицо любой организационно-правовой формы, основным видом деятельности которой является производство (производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% общей суммы выручки.

 

Таким образом, Закон о банкротстве определяет особенности банкротства только сельскохозяйственных организаций, которые являются и сельскохозяйственными товаропроизводителями. Должник - юридическое лицо может быть отнесен к категории сельскохозяйственных организаций при наличии определенных законодателем признаков:

 

1) основным видом деятельности  такой организации должно быть  производство либо производство  плюс переработка сельскохозяйственной  продукции;

 

2) выручка указанной организации  от реализации произведенной  (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции должна составлять не менее 50% от общей суммы выручки.

 

Исходя из определения понятия  «сельскохозяйственная организация», в число этой категории должников  не включаются организации, которые  занимаются исключительно переработкой сельскохозяйственной продукции (без ее производства): мясокомбинаты, молокозаводы, ликеро-водочные предприятия, сахарные заводы и т.п.

 

Вместе с тем специальные  правила о банкротстве сельскохозяйственных организаций Закона о банкротстве распространяются и на сельскохозяйственные организации индустриального типа (птицефабрики, зверосовхозы, тепличные комбинаты, животноводческие комплексы), которые, например, в понимании НК РФ не признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Критерии отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа определены постановлением Правительства РФ от 29 апреля 2002 г. № 282 «О критериях отнесения сельскохозяйственных организаций к сельскохозяйственным организациям индустриального типа»[20]. Особенности банкротства крестьянского (фермерского) хозяйства определены в § 3 главы  X Закона о банкротстве.

 

Наряду с сельскохозяйственными  организациями Закон о банкротстве  называет рыболовецкие артели (колхозы), к которым применяются правила, предусмотренные при банкротстве сельскохозяйственных организаций. Понятие и признаки рыболовецкой артели (колхоза) определены Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

 

Необходимость в регламентации особенностей банкротства сельскохозяйственных организаций обусловлена спецификой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве. Эта специфика связана, прежде всего, с использованием в качестве основного средства производства земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, деятельность сельскохозяйственных организаций зависит в немалой степени от природно-климатических условий, носит сезонный характер, что так или иначе учитывается законодателем при ее регулировании. Более того, действующее законодательство учитывает социально-экономическую значимость сельскохозяйственных организаций и принимает ряд мер, направленных на то, чтобы не доводить такие организации до банкротства.

 

Необходимо отметить, что к неплатежеспособным сельскохозяйственным организациям могут также применяться определенные досудебные процедуры, направленные на восстановление их платежеспособности. Так, например, Федеральным законом от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» определены правовые основания и условия реструктуризации долгов сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях улучшения их финансового состояния до применения процедур банкротства. В этих целях предусмотрено создание межведомственных (федеральной и территориальных) комиссий по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Статья 177 Закона о банкротстве  определяет положения, касающиеся последствий  признания сельскохозяйственной организации  банкротом. Речь в ней идет в первую очередь об особенностях продажи объектов недвижимости, используемой в целях сельскохозяйственного производства. При прочих равных условиях преимущественное право приобретения таких объектов принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

 

Земельные участки, принадлежащие  сельскохозяйственным организациям, могут  отчуждаться в той мере, в какой  их оборот допускается земельным  законодательством, например, Земельным  кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ) от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ[21] (с изм. и дополн.). Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципах, перечисленных в п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ (с изм. и дополн.) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»[22]. Такими принципами, в частности, являются, во-первых, сохранение целевого использования земельных участков, во-вторых, преимущественное право субъекта Российской Федерации или, в установленных законом субъекта Российской Федерации случаях, органа местного самоуправления на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением продажи с публичных торгов.

 

Процедуры банкротства должника - сельскохозяйственной организации – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Очевидно, что при осуществлении всех названных процедур (а не только наблюдения, как это сказано в п. 1 ст. 178 Закона о банкротстве) в отношении сельскохозяйственного должника необходимо учитывать действие природных факторов, которое не зависит от субъектов.

 

В ходе наблюдения арбитражным управляющим  проводится анализ финансового состояния  должника. Особенностью его проведения в отношении сельскохозяйственных организаций является учет сезонности сельскохозяйственного производства и его зависимости от природно-климатических условий. Кроме того, должна учитываться возможность удовлетворить требования кредиторов за счет тех доходов, которые могут быть получены сельскохозяйственной организацией по окончании соответствующего периода сельскохозяйственных работ.

 

Финансовое оздоровление сельскохозяйственной организации как процедура банкротства  вводится арбитражным судом в  соответствии с требованиями Закона о банкротстве, причем Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» в этом случае не применяется. В данном Законе и Законе о банкротстве, несмотря на использование одинакового термина «финансовое оздоровление», речь идет о разных вещах. В понимании Федерального закона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» финансовое оздоровление — комплекс мер по реструктуризации долгов сельскохозяйственной организации при условии включения ее в программу такого оздоровления. Закон о банкротстве регламентирует финансовое оздоровление в качестве процедуры банкротства.

 

Особенностью финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией является то, что в законе невозможно четко и однозначно определить сроки, на которые вводится соответственно финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти сроки поставлены в зависимость от продолжительности сельскохозяйственных работ и вводятся до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ. При этом учитывается время, необходимое для реализации выращенной (произведенной и переработанной) сельскохозяйственной продукции.

 

Срок финансового оздоровления п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве не определяет четко, установив, что процедура может быть введена на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что это не будет слишком уж длительный срок, хотя, в принципе, возможны варианты, когда реализация конкретной продукции требует серьезных затрат времени.

 

В любом случае, на наш взгляд, срок финансового оздоровления не должен превышать установленный Законом  о банкротстве максимальный; косвенным подтверждением этого вывода является норма ч. 2 п. 2 ст. 178 Закона о банкротстве, в соответствии с которой срок финансового оздоровления может быть продлен на год, если это вызвано чрезвычайными обстоятельствами, которые можно рассматривать в качестве непреодолимой силы. Непреодолимая сила – это чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях субъектами правоотношений обстоятельства, к которым можно отнести стихийные бедствия, военные конфликты, эпизоотии, и т.п. и к которым не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств и т.д. При постановке вопроса о продлении срока финансового оздоровления необходимо доказать, что названные чрезвычайные обстоятельства привели к спаду сельскохозяйственного производства и, соответственно, к ухудшению финансового состояния должника в течение финансового оздоровления. Кроме того, условием продления срока финансового оздоровления на год является внесение изменений в график погашения задолженности в соответствии с правилами ст. 85 Закона о банкротстве (таким образом, решение вопроса будет зависеть от воли учредителей (участников) должника и его кредиторов).

 

Законодатель устанавливает ограничения только срока внешнего управления сельскохозяйственной организации. Этот срок не может превышать общие сроки, установленные для внешнего управления, более чем на три месяца.

 

При определенных обстоятельствах  – стихийных бедствиях, эпизоотиях, других крайне неблагоприятных условиях, вызвавших спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации, – сроки финансового оздоровления и внешнего управления могут быть продлены на один год. При продлении срока финансового оздоровления изменяется график погашения задолженности.

 

Подобным образом (исходя из времени  окончания текущего периода сельскохозяйственных работ и времени, необходимого для  реализации сельскохозяйственной продукции) вводится и внешнее управление в  отношении сельскохозяйственного производителя. Срок внешнего управления определен – он может превышать установленный Законом о банкротстве (п. 2 ст. 92) 24 месячный не более чем на 3 месяца.

 

Исходя из анализа текста п. 3 ст. 178 Закона о банкротстве, можно сделать  вывод о допустимости изначального установления срока внешнего управления в размере 27 месяцев (в то время как для обычных должников внешнее управление вводится не более чем на 18 месяцев, после чего необходимо решать вопрос (доказывать целесообразность) его продления на срок не более чем 6 месяцев).

 

Срок внешнего управления сельскохозяйственного  должника может быть продлен еще  на 1 год; таким образом, максимальный срок будет равен 3 годам и 3 месяцам.

 

Основанием продления срока  является действие чрезвычайных обстоятельств, которые повлекли спад и ухудшение финансового состояния должника.

 

Обращает на себя внимание тот факт, что Закон о банкротстве не устанавливает каких-либо особых требований к арбитражному управляющему, осуществляющему  процедуры банкротства. Поскольку это иногда актуально, кредиторы могут эти требования устанавливать в соответствии со ст. 23 Закона о банкротстве (например, требование о наличии специального образования либо опыта работы в сфере банкротства должника).

 

Статья 179 Закона о банкротстве, содержание которой не встречалось в Законе о банкротстве 1998 г., определяет особенности продажи имущества и имущественных прав сельскохозяйственного должника; (применяются нормы этой статьи как при продаже на стадии внешнего управления, так и в конкурсном производстве) и исходит из необходимости продолжения сельскохозяйственной деятельности и сохранения целевого использования земли сельскохозяйственного назначения. В связи с этим ст. 177 Закона о банкротстве предусматривает, что преимущественное право приобретения объектов недвижимости и имущественных прав сельскохозяйственной организации - банкрота, используемых для сельскохозяйственной деятельности, принадлежит сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в данной местности.

 

Следует обратить внимание на следующее. На первых торгах арбитражный управляющий  выставляет на продажу предприятие  должника как объект недвижимости, единый имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности.

 

При продаже иного имущества сельскохозяйственной организации (движимого имущества) и имущественных прав преимущественное право на их приобретение у должника имеют субъекты, которые:

 

- занимаются производством (либо  производством и переработкой) сельскохозяйственной  продукции;

 

- владеют земельным участком, непосредственно  прилегающим к земельному участку  должника.

 

Эти два фактора должны присутствовать одновременно. При этом, очевидно, указанными субъектами могут быть как физические, так и юридические лица.

 

При продаже земельного участка необходимо учитывать требования Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», касающиеся размера земельных участков, которые могут находиться одновременно в собственности гражданина, его близких родственников, а также юридических лиц, в которых данные граждане или его близкие родственники имеют право распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на акции (вклады, доли), составляющие уставные капиталы данных юридических лиц. Предельный размер таких земельных участков не может быть менее чем 10% общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования. Минимальные размеры земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения определяются законами субъектов Российской Федерации.

 

Федеральный закон от 24 июле 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте  земель сельскохозяйственного назначения»  определяет также порядок купли-продажи  земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. При продаже такого земельного участка преимущественное право его покупки имеет субъект Российской Федерации, а в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, – орган местного самоуправления. Исключение сделано только для продажи земельных участков с публичных торгов.

 

Сельскохозяйственные  производители имеют право заявить  о своем желании приобрести имущество  и имущественные права в течение  одного месяца. Если сельскохозяйственные производители не воспользуются  в указанный срок своим преимущественным правом, имущество и имущественные права должника выставляются на торги в порядке, предусмотренном ст. 111 Закона о банкротстве.


Информация о работе Банкротство сельскохозяйственных организаций