Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2015 в 17:50, курсовая работа
Цель исследования контрольной работы: выявить характер банкротства в целом с учетом современных российских условий; уделить внимание системному подходу к пониманию процесса банкротства и финансовому анализу как способу предотвращения кризисных ситуаций.
Введение
1. Банкротство в России: историко-правовой анализ
2. Общая характеристика современного института банкротства
2.1 Понятие банкротства
2.2 Причины банкротства
2.3 Процедуры банкротства
3. Значение института банкротства в разные периоды развития российской экономики
4. Оценка потенциального банкротства
Заключение
Использованная литература
Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
– размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
В соответствии со ст. 7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику.
2.2 Причины банкротства
Множество факторов являются причинами банкротства. Факторы принято делить на внутренние, имеющие место внутри предприятия и связанные с ошибками и упущениями руководства и персонала, и внешние, возникающие вне предприятия и обычно находящиеся вне сферы его влияния. В классической рыночной экономике, как отмечают зарубежные исследователи, 1/3 вины за банкротство предприятия падает на внешние факторы и 2/3 – на внутренние. Отечественные исследователи еще не провели подобного исследования, однако, по мнению ряда специалистов, для современной России характерна обратная пропорция влияния этих факторов, то есть внешние факторы превалируют над внутренними. Политическую и экономическую нестабильность, разрегулирование финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее значимым факторам, обостряющим кризисную ситуацию российских предприятий.
Как показывает практика, причины задолженности часто носят объективный характер и не всегда возникают по вине самого должника (бюджетное недофинансирование, несогласованность действий различных министерств и ведомств, курирующих объект, внеплановые чрезвычайные затраты и т.д.).
К основным внешним факторам относятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье, материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные и другие услуги, так и продукцию и услуги предприятия), изменение банковских процентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин, изменения в отношениях собственности и аренды, в законодательстве по труду и введение нового размере минимальной оплаты труда и др. Одни из указанных факторов могут вызвать внезапное банкротство предприятия, другие постепенно усиливаются и накапливаются, вызывая медленное, трудно преодолимое движение предприятия к спаду производства и банкротству.
Не менее опасно для деятельности предприятия негативное влияние внутренних факторов. Так, много различных неудач предприятий связано с неопытностью менеджеров, некомпетентностью руководства, его неумением ориентироваться в изменяющейся рыночной обстановке, злоупотреблениями служебным положением, консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, и к принятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
К субъективным причинам банкротства, относящимся непосредственно к хозяйствованию, причисляют следующие:
– неспособность руководителей предусмотреть банкротство и избежать его в будущем;
– снижение объемов продаж из-за плохого изучения спроса, отсутствия сбытовой сети, рекламы;
– снижение объемов производства;
– снижение качества и цены продукции;
– неоправданно высокие затраты;
– низкая рентабельность продукции;
– слишком большой цикл производства;
– большие долги, взаимные неплатежи;
– слабая адаптированность менеджеров-представителей старой школы управления к жестким реальностям формирования рынка, их неумение проявлять предприимчивость в налаживании выпуска продукции, пользующейся повышенным спросом, выбирать эффективную финансовую, ценовую и инвестиционную политику;
– разбалансированность экономического механизма воспроизводства капитала предприятия.
В качестве первых сигналов надвигающегося банкротства можно рассматривать задержки с предоставлением финансовой отчетности, свидетельствующие о работе финансовых служб, а также резкие изменения в структуре баланса и отчета о прибылях и убытках.
2.3 Процедуры банкротства
В действующем Законе №127-ФЗ детально и обстоятельно регламентируются процедуры банкротства. Закон определяет (ст. 27), что при рассмотрении дела о банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
– наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
– финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
– внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
– конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
– мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
Особое внимание в Законе №127-ФЗ уделено новой процедуре банкротства – финансовому оздоровлению. Процедура финансовое оздоровление регулируется главой V Закона «Финансовое оздоровление». Согласно статье 2 Закона финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Ходатайствовать о введении финансового оздоровления перед первым собранием кредиторов, а в случаях, установленных Законом №127-ФЗ, непосредственно перед арбитражным судом могут:
1) должник на
основании решения своих
2) учредители (участники) должника;
3) орган, уполномоченный
собственником имущества
4) третье лицо или третьи лица.
В соответствии с пунктами 1, 6 статьи 80 Закона №127-ФЗ финансовое оздоровление вводится определением арбитражного суда на основании решения собрания кредиторов на срок не более 2-х лет. В определении о введении финансового оздоровления должен указываться срок финансового оздоровления, а также содержаться утвержденный судом график погашения задолженности, а в случае предоставления обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности определение о введении финансового оздоровления должно содержать сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах такого обеспечения. При этом судом должнику назначается административный управляющий – арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления.
На основании статьи 81 Закона №127-ФЗ суть финансового оздоровления заключается в следующем:
1) требования
кредиторов по денежным
2) отменяются
ранее принятые меры по
3) аресты на
имущество должника и иные
ограничения должника в части
распоряжения принадлежащим
4) приостанавливается
исполнение исполнительных
5) запрещается
удовлетворение требований
6) запрещается
выплата дивидендов и иных
платежей по эмиссионным
7) не допускается
прекращение денежных
8) не начисляются
неустойки (штрафы, пени), подлежащие
уплате проценты и иные
9) наступление
иных правовых последствий
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с ограничениями, установленными Законом №127-ФЗ. Так, например, согласно пункту 3 статьи 82 Закона №127-ФЗ должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
Важную роль при финансовом оздоровлении играют план финансового оздоровления и график погашения задолженности.
Меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления Закон №127-ФЗ ввел новые меры по восстановлению платежеспособности должника, реализуемые в рамках внешнего управления:
1) увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;
2) размещение
дополнительных обыкновенных
3) замещение активов должника.
Также Законом предусмотрен комплекс мер, направленных на преодоление кризисных явлений, являющийся частью процедуры банкротства, однако это тема другой работы, изучаемой предметом «Антикризисное управление».
3. Значение института банкротства на рубеже ХХ-ХХI веков
Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в 1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были приостановлены. К тому имелись две причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций», в качестве совершенно самостоятельного проекта, никак не связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве).6 После многократных обсуждений этих проектов, специалистами был выработан новый проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года. В соответствии с п. 1. статьи 185 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» вступил в силу с 1 марта 1998 года.7
Информация о работе Банкротство в России: историко-правовой анализ