Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 02:26, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить банкротство предприятий в современной России и их влияние на экономику.
Для достижения поставленной цели мы выдвинем следующие задачи:
1. Рассмотреть банкротство как явление рыночной экономики с точки зрения его экономического и правового аспектов;
2. Выявить причины возникновения банкротства;
3. Установить значение банкротства предприятий для экономики государства;
Введение 2
Глава 1. Банкротство предприятия: теоретические аспекты 3
1.1. Сущность, причины и виды банкротства 3
1.2. Процедуры банкротства организаций 5
Глава 2. Банкротство предприятий в современной России 9
2.1. Современное регулирование банкротства в России 9
2.2.Причины несостоятельности (банкротства) российских предприятий 11
2.3. Влияние банкротства на экономику 17
2.4. Самые крупные дела о банкротстве 2011 года 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Содержание
Введение 2
Глава 1. Банкротство предприятия: теоретические аспекты 3
1.1. Сущность, причины и виды банкротства 3
1.2. Процедуры банкротства организаций 5
Глава 2. Банкротство
предприятий в современной
2.1. Современное регулирование банкротства в России 9
2.2.Причины
несостоятельности (
2.3. Влияние банкротства на экономику 17
2.4. Самые крупные дела о банкротстве 2011 года 18
Заключение 21
Список использованной литературы 22
Актуальность темы банкротства предприятий в России связана с тем, что в настоящее время в России более трети всех отечественных предприятий, не сумевших приспособиться к рыночным отношениям, впало в глубокий затянувшийся на многие годы кризис.
Тем не менее, банкротство
поддается влиянию. Сущность этого
влияния состоит в
Цель курсовой работы – изучить банкротство предприятий в современной России и их влияние на экономику.
Для достижения поставленной цели мы выдвинем следующие задачи:
1. Рассмотреть банкротство как явление рыночной экономики с точки зрения его экономического и правового аспектов;
2. Выявить причины возникновения банкротства;
3. Установить значение банкротства предприятий для экономики государства;
Банкротство — несостоятельность
должника (физического или юридического
лица), т.е. признанная судом или объявленная
должником неспособность
Хотя банкротство предприятия
является юридическим фактом, в его
основе лежат преимущественно
1. Серьезное нарушение
финансовой устойчивости
Такое финансовое состояние предприятия
отражается показателем "чистая отрицательная
стоимость" (или "чистая стоимость
дефицита"), который определяется по
формуле (1):
ЧОС = ЗК - А,
где ЧОС - сумма чистой отрицательной
стоимости предприятия;
ЗК - сумма заемного капитала, используемого
предприятием (его финансовых обязательств);
А - сумма активов предприятия (не включающая
отражаемую в их составе по балансу сумму
убытка прошлых лет и отчетного периода).
2.Существенная несбалансированность в рамках относительно продолжительного периода времени объемов его денежных потоков. Реализация этого катастрофического риска характеризуется продолжительным превышением объема отрицательного денежного потока над положительным и отсутствием перспектив перелома этой негативной тенденции.
3. Продолжительная неплатежеспособность
предприятия, вызванная низкой ликвидностью
его активов. Реализация этого катастрофического
риска характеризуется значительным превышением
неотложных финансовых обязательств предприятия
над суммой остатка его денежных средств
и активов в высоколиквидной форме, которое
носит хронический характер.
Характер рассмотренных причин показывает,
что финансовая несостоятельность предприятия,
определяющая юридический факт его банкротства,
во многом является следствием неэффективного
финансового менеджмента.
Понятие банкротства характеризуется различными его видами. В законодательной и финансовой практике выделяют следующие виды банкротства предприятий:
1.Реальное банкротство. Оно характеризует полную неспособность предприятия восстановить в предстоящем периоде свою финансовую устойчивость и платежеспособность в силу реальных потерь используемого капитала. Катастрофический уровень потерь капитала не позволяет такому предприятию осуществлять эффективную хозяйственную деятельность в предстоящем периоде, вследствие чего оно объявляется банкротом юридически.
2.Техническое банкротство. Используемый термин характеризует состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом размер дебиторской задолженности превышает размер кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит объем его финансовых обязательств. Техническое банкротство при эффективном антикризисном управлении предприятием, включая его санирование, обычно не приводит к юридическому его банкротству.
3. Умышленное банкротство.
Оно характеризует
4. Фиктивное банкротство.
Оно характеризует заведомо
Условия и порядок признания
предприятия банкротом
1. Подачу заявления о
возбуждении судебного
Заявление предприятия-должника подается на основании решения его собственника; органа, уполномоченного управлять его имуществом, или его руководящего органа (если такое право ему предоставлено в соответствии с учредительными документами). В заявлении должны указываться: сумма требований, которые не могут быть удовлетворены; причины, по которым предприятие-должник считает невозможным выполнить свои обязательства, и другие необходимые сведения. К заявлению предприятия-должника прилагается список его кредиторов и дебиторов (с указанием сумм соответственно кредиторской и дебиторской задолженности), а также отчетный бухгалтерский баланс за последний период.
Заявление кредитора содержит иск к предприятию-должнику с приложением документов, подтверждающих финансовые требования к нему, которые не были удовлетворены в предусмотренный законом срок. В заявлении может содержаться ходатайство о проведении внешнего управления имуществом предприятия-должника или его санации.
Заявление прокурора направляется в арбитражный суд в случае обнаружения им признаков умышленного или фиктивного банкротства предприятия и в других случаях, предусмотренных законодательством.
На основании заявления предприятия-должника, кредитора или прокурора судья арбитражного суда возбуждает производство по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, о чем выносит соответствующее определение.
2. Судебное разбирательство
по делу о несостоятельности
(банкротстве) предприятия.
3. Принятие арбитражным
судом решения по делу о
несостоятельности (
а) об отклонении заявления
при выявлении финансовой
состоятельности предприятия-должника.
Так, заявление отклоняется, если неплатежеспособность
предприятия носит технический характер
("техническое банкротство") и имеющиеся
активы позволяют ему в полной мере удовлетворить
все финансовые обязательства и осуществлять
дальнейшую хозяйственную деятельность;
б) о приостановлении производства
по делу в связи с осуществлением
реорганизационных процедур. Такие
процедуры направлены на предотвращение
ликвидации предприятия и его
выход из финансового кризиса. Реорганизационные
процедуры включают внешнее управление
имуществом предприятия-должника и
его санацию. Основанием для вынесения
решения об осуществлении
реализации части его имущества, прекращения
дальнейшего привлечения кредитов во
всех их формах и других финансовых мероприятий.
в) о признании предприятия - должника банкротом и его ликвидации. В этом случае осуществляются специальные ликвидационные процедуры (открывается конкурсное производство). Ряд ликвидационных процедур при банкротстве предприятия непосредственно связаны с функциями финансового менеджмента. Этот менеджмент возлагается на ликвидационную комиссию, которая в соответствии с законодательством осуществляет общее управление имуществом предприятия - банкрота и удовлетворение требований кредиторов.
Для проведения процедур банкротства должника - юридического лица, согласно указанному Федеральному закону утверждается арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий), которым может быть гражданин РФ, соответствующий следующим требованиям:
•зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;
•имеет высшее образование;
•имеет стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности;
•сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;
•не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие;
•является членом одной саморегулируемой организации, которой является некоммерческая организация, основанная на членстве, созданная гражданами РФ, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой является регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.
На сегодняшний день можно выделить три основных этапа в развитии института несостоятельности в России:
1) с конца 1992 г. — по начало 1998 г.: период действия Закона Российской Федерации от 19 ноября 1992 г. № 3929_1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»;
2) с начала 1998 г. — по
конец 2002 г.: период действия Федерального
закона от 8 января 1998 г. № 6_ФЗ
«О несостоятельности (
3) с конца 2002 г. —
по настоящее время: период
действия Федерального закона
от 26 октября 2002 г. № 127_ФЗ «О
несостоятельности (
Первый закон о банкротстве был принят в России примерно в то же время, что и в других странах с переходной экономикой. В 1995–1997 гг. число исков о банкротстве, поданных в арбитражные суды, заметно возросло, однако процедура банкротства не получила в России широкого распространения по сравнению с другими странами с переходной экономикой. Первый закон о банкротстве очень часто характеризуется как весьма несовершенный.
В качестве основной причины принятия второго закона о банкротстве чаще всего называется недостаток эффективности ранее действовавшего закона, ставший следствием его чрезмерной лояльности к должникам. В основу второго закона был положен принцип неплатежеспособности: рассматривается неспособность предприятия выполнять свои обязательства по мере наступления сроков погашения, в этом случае предприятие считается неплатежеспособным на кассовой основе. Это обеспечило существенное снижение барьеров для инициирования процедур банкротства. В целом, хотя российский закон «О несостоятельности (банкротстве)», действовавший в 1998–2002 гг., был формально вполне прогрессивен с точки зрения мировой практики и предполагал определенный баланс интересов должников и кредиторов, использование его норм на практике стало одним из наиболее одиозных проявлений дискриминации прав отдельных участников процесса (в зависимости от конкретной ситуации, собственников предприятия и различных кредиторов, включая государство). Основная содержательная критика российского института несостоятельности в последние годы была связана с практикой банкротства крупных, экономически и социально значимых предприятий, с расширением масштабов использования процедур банкротства в недобросовестных целях, нарушением интересов государства как кредитора и собственника. Со всей очевидностью необходимо было, с одной стороны, обеспечить защиту прав кредиторов в процессе банкротства предприятия, а с другой стороны, оградить предприятие должника от упрощенных схем недобросовестного перехвата контроля над ним (частью его активов) посредством процедур банкротства. В течение всего периода действия второго закона о несостоятельности предпринимались попытки скорректировать его положения.