Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:50, реферат
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Восточно-Сибирский
государственный университет
ГОУ ВПО ВСГУТУ
Реферат
по дисциплине «Теория отраслевых рынков»
на тему: «Барьеры отраслевых рынков».
Выполнил: студент(ка) Б511-5гр.
Савченко Ю.Р.
Проверил(а): Павлова Е.Г.
Улан-Удэ 2013
Большое
влияние на определение рыночной
структуры и последующее
Вход
новых фирм на рынок может вызвать
изменения в рыночной ситуации, а
именно усилить конкуренцию и
давление на уже действующие на рынке
фирмы в направлении
Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны.
Качественными показателями, характеризующими структуру товарного рынка, являются:
Потенциальными конкурентами считаются:
рынок.
В результате исследований данной проблемы разными экономистами были предложены альтернативные трактовки барьеров входа. Так, в соответствии с подходом Д. Бейна, барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок. Следует отметить, что Д. Бейн рассматривает в качестве потенциальных фирм не все, а только те, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.
Барьеры могут возникать в результате действия самых разных факторов. Стратегическое поведение уже действующих фирм на рынке, затрудняющее вход новых компаний, приводит к созданию стратегических барьеров. Препятствовать входу могут факторы объективного характера, например неразвитость инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос населения и др. Затруднять вход могут особого рода препятствия, а именно административные и гражданские барьеры, первые из которых являются результатом сознательной деятельности государства, а вторые — общества. Эти барьеры можно выделить в отдельную группу из-за их особого характера. Прежде всего это касается гражданских барьеров, которые, в свою очередь, следует разделить на два типа: действующие в рамках закона и вне его, т.е. криминальные. К законным можно отнести, например, деятельность отраслевых союзов, объединений, ассоциаций, роль которых, в частности, на западных рынках достаточно велика. Таким образом, учитывая многоаспектность этого понятия, можно заключить, что под барьерами входа-выхода фирм на рынок понимается совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые либо мешают входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют ее выходу с рынка без существенных потерь.1
Существует
классификация отраслевых рынков по
уровню характеристик входных
Первый и четвертый типы «в чистом виде» практически не встречаются и представляют собой теоретическую абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка, близкого к совершенной конкуренции, а четвертый тип – для рынка монополии.
Существует два типа входных барьеров: стратегические, которые формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие внешней среды.
К числу
нестратегических барьеров в общем
случае относят административные (правительственные),
гражданские и социально-
Административные (правительственные) барьеры - это ограничения в виде законодательных актов на ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п. Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому административные барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных - временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Для определения уровня этих входных барьеров в национальной экономике сравнивают эту функцию для различных отраслевых рынков.
В идеале административные барьеры
являются инструментом регулирования
национальной экономики, в то же время
иногда они приводят к некоторому
сдерживанию экономической
Большинство
видов административного
К числу нестратегических барьеров социально-экономического характера относят:
,
где АСв - средние издержки фирм, действующих на рынке;
АСд - средние издержки фирм, желающих войти на рынок.
В общем виде стратегические барьеры можно разделить на ценовые и неценовые виды стратегий.При формировании стратегических барьеров, основанных на ценообразовании, ограничивающем вход, действующие фирмы всегда оценивают последствия введения такого барьера как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников, причем и действующих, и потенциальных. Искусство выбора стратегии ценообразования, ограничивающего вход, в значительной мере зависит от качества менеджмента.
Неценовые стратегические барьеры можно представить в виде трех основных групп:
1 Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008. – С. 90-93.