Барьеры отраслевых рынков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 20:50, реферат

Описание работы

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень свободы входа и выхода с рынка является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Файлы: 1 файл

барьеры.docx

— 27.81 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Восточно-Сибирский  государственный университет технологий и управления»

ГОУ ВПО ВСГУТУ

 

 

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Теория отраслевых рынков»

на тему: «Барьеры отраслевых рынков».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент(ка) Б511-5гр.

Савченко  Ю.Р.

Проверил(а): Павлова Е.Г.

 

 

 

 

 

 

Улан-Удэ 2013

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа и выхода с отраслевого рынка. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа-выхода различаются. Степень  свободы входа и выхода с рынка  является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число  действующих на них фирм изменяется незначительно.

Вход  новых фирм на рынок может вызвать  изменения в рыночной ситуации, а  именно усилить конкуренцию и  давление на уже действующие на рынке  фирмы в направлении необходимости  повышения эффективности производства, т.е. вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению  новых продуктов и технологий.

Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны.

Качественными показателями, характеризующими структуру  товарного рынка, являются:

  • наличие (или отсутствие) барьеров входа на рынок для потенциальных конкурентов, степень их преодолимости;
  • открытость рынка для межрегиональной и международной торговли.

Потенциальными конкурентами считаются:

  • хозяйствующие субъекты, которые имеют материально-техническую базу, кадры, технологии для изготовления данного товара, но по разным причинам не реализуют эти возможности;
  • хозяйствующие субъекты, которые изготавливают данный товар, но не продают его на территории исследуемого товарного рынка;
  • новые хозяйствующие субъекты, входящие на данный товарный

рынок.

В результате исследований данной проблемы разными  экономистами были предложены альтернативные трактовки барьеров входа. Так, в  соответствии с подходом Д. Бейна, барьер входа существует, если новая фирма не может достичь того же уровня прибыльности после входа, который имели уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок. Следует отметить, что Д. Бейн рассматривает в качестве потенциальных фирм не все, а только те, которые обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход в отрасль.

Барьеры могут возникать в результате действия самых разных факторов. Стратегическое поведение уже действующих фирм на рынке, затрудняющее вход новых компаний, приводит к созданию стратегических барьеров. Препятствовать входу могут  факторы объективного характера, например неразвитость инфраструктуры, низкий платежеспособный спрос населения  и др. Затруднять вход могут особого  рода препятствия, а именно административные и гражданские барьеры, первые из которых являются результатом сознательной деятельности государства, а вторые — общества. Эти барьеры можно  выделить в отдельную группу из-за их особого характера. Прежде всего это касается гражданских барьеров, которые, в свою очередь, следует разделить на два типа: действующие в рамках закона и вне его, т.е. криминальные. К законным можно отнести, например, деятельность отраслевых союзов, объединений, ассоциаций, роль которых, в частности, на западных рынках достаточно велика. Таким образом, учитывая многоаспектность этого понятия, можно заключить, что под барьерами входа-выхода фирм на рынок понимается совокупность факторов объективного и субъективного характера, которые либо мешают входящей фирме организовать прибыльное производство на отраслевом рынке, либо противодействуют ее выходу с рынка без существенных потерь.1

Существует  классификация отраслевых рынков по уровню характеристик входных барьеров. Так, входы на отраслевой рынок подразделяются следующим образом:

  • легкий вход - тип рынка характеризуется конкуренцией, близкой к совершенной, с высокой мобильностью капиталов, свободой приобретения ресурсов, а также ценой, стремящейся к равновесной. На таких рынках отсутствуют фирмы, имеющие существенные и устойчивые преимущества в отношении издержек производства;
  • слабо затрудненный (предоставляемый) вход - отдельные функционирующие фирмы могут иметь ощутимые преимущества в отношении затрат, реализуемые, как правило, посредством минимального повышения цен по сравнению с издержками. Однако, с точки зрения долгосрочной перспективы, этим фирмам выгоднее допускать вхождение на рынок новичков, чем нести затраты по возведению входных барьеров;
  • сильно затрудненный (сдерживаемый) вход - укоренившиеся фирмы стремятся максимально затруднить вход новичков; здесь функционируют явно доминирующие фирмы (фирма);
  • блокированный вход - функционирует фирма, являющаяся естественным монополистом, или число участников стабильно.2

Первый  и четвертый типы «в чистом виде»  практически не встречаются и  представляют собой теоретическую  абстракцию. Так, первый тип характерен для рынка, близкого к совершенной  конкуренции, а четвертый тип  – для рынка монополии.

Существует два типа входных  барьеров: стратегические, которые  формируются в зависимости от поведения фирм, и нестратегические (структурные), выступающие как воздействие  внешней среды.

К числу  нестратегических барьеров в общем  случае относят административные (правительственные), гражданские и социально-экономические  барьеры.

Административные (правительственные) барьеры - это ограничения  в виде законодательных актов  на ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием, сертификацией, нормами контроля, квотами  и т.п. Преодоление таких барьеров требует от хозяйствующего субъекта затрат времени и финансов, поэтому административные барьеры можно рассматривать как функцию двух переменных - временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Для определения уровня этих входных барьеров в национальной экономике сравнивают эту функцию для различных отраслевых рынков.

В идеале административные барьеры  являются инструментом регулирования  национальной экономики, в то же время  иногда они приводят к некоторому сдерживанию экономической активности хозяйствующих субъектов.

Большинство видов административного контроля может быть заменено гражданским. Это  обусловлено гражданско-правовым характером взаимоотношений рыночных субъектов. Гражданские объединения призваны обеспечить увязку интересов правительства (государства), фирм (бизнеса) и граждан. В настоящее время многие аспекты  профессиональной деятельности регулируются и контролируются с помощью стандартов и правил, установленных гражданскими объединениями.

К числу  нестратегических барьеров социально-экономического характера относят:

  1. Емкость отраслевого рынка. В этом случае рассматривают степень насыщенности рынка, уровень платежеспособного спроса, активность иностранных конкурентов. Чем выше эти показатели, тем выше уровень входного барьера.
  2. Состояние рыночной инфраструктуры, т. е. развитость сети транспортного и складского хозяйства, системы страхования и взаиморасчетов. Чем выше доля затрат на оплату этих рыночных институтов в цене или в общих издержках фирмы, тем выше уровень барьера.
  3. Капитальные затраты (минимальный уровень первоначальных инвестиций). Известно, что величина первоначального капитала для вхождения на рынок у различных отраслей неодинакова, это и обусловливает высоту входного барьера.
  4. Преимущества в уровне затрат. Считается, что средние издержки фирмы, уже действующей на рынке, будут ниже средних издержек фирм, пытающихся войти на рынок в связи с опытом работы на данном рынке (проведенные маркетинговые и научные исследования, сложившиеся производственные связи и т.п.). Преимущество в уровне затрат объясняется «эффектом масштаба». Определить высоту этого входного барьера можно по формуле

 

,

где АСв - средние издержки фирм, действующих на рынке;

АСд - средние издержки фирм, желающих войти на рынок.

В общем виде стратегические барьеры  можно разделить на ценовые и  неценовые виды стратегий.При формировании стратегических барьеров, основанных на ценообразовании, ограничивающем вход, действующие фирмы всегда оценивают последствия введения такого барьера как для развития самого отраслевого рынка, так и для его участников, причем и действующих, и потенциальных. Искусство выбора стратегии ценообразования, ограничивающего вход, в значительной мере зависит от качества менеджмента.

Неценовые стратегические барьеры можно представить  в виде трех основных групп:

  • осуществление дополнительных инвестиций в оборудование;
  • опора на долгосрочное сотрудничество с третьими лицами;
  • использование возможностей дифференциации продукта.

1 Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2008. – С. 90-93.


Информация о работе Барьеры отраслевых рынков