Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Барьеры входа на отраслевой рынок………………………………………...5
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок…………5
1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров…………………....7
1.3. Виды барьеров……………………………………………………………….9
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Барьеры входа на
отраслевой рынок……………………………………
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок…………5
1.2.Классификация рынков
по уровню входных барьеров…………
1.3. Виды барьеров……………………………………………
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.
Вход новых фирм на рынок может вызвать изменения в рыночной ситуации, а именно усилить конкуренцию и давление на уже действующие на рынке фирмы в направлении необходимости повышения эффективности производства, т.е. вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению новых продуктов и технологий.
Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны.
Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на изучение стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок.
Степень разработанности
данной темы, как в зарубежной,
так и отечественной в учебной
и специальной научной
Целью данной работы является исследование барьеров входа на отраслевых рынках.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок
- изучить классификацию рынков по уровню входных барьеров
- определить виды барьеров
- провести анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов
Объектом исследования данной курсовой работы является нестратегические барьеры входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов.
Теоретические аспекты наиболее полно раскрыты в работах таких авторов как Рой Л.В., Третьяк В.П., Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Лукьянов С.А., Курицын, И.С. Штапова и т.д.
1. Барьеры входа на отраслевой рынок
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок
Входные барьеры (барьеры входа, вхождения) - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловлена высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры.
Исследования входа в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований.
Попытка объяснить
феномен того, что на отдельных
отраслевых рынках у фирм
В результате исследований
данной проблемы разными
Позднее Д. Стиглер
предложил определять барьеры
исходя из асимметрии в
Детализируя это определение,
С. Вейцзекер рассматривал
По Н. Демсетцу, барьеры
определяются через выявление
различий, асимметрии в возможностях,
которыми обладают фирмы - инсайдеры
и аутсайдеры, прежде всего это
более низкие издержки фирм
инсайдеров. Степень свободы входа
или выхода фирм на отраслевой
рынок непосредственно влияет
на процесс эффективности
Барьеры могут возникать
в результате действия самых
разных факторов. Стратегическое
поведение уже действующих
1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров
Одной из первых попыток учесть влияние появления потенциальных конкурентов на величину отраслевых цен была сделана Р.Харродом, который предложил проводить различия между фирмами – «рвачами» и фирмами – «работягами». Первые, по его мнению, стремятся в краткосрочном периоде к получению максимальной прибыли, не особенно обращая внимания на появление возможных конкурентов, поскольку готовы в любой момент уйти с отраслевого рынка. Вторые хотели бы в долгосрочном периоде остаться на этом рынке, благодаря чему стимулы к появлению новых конкурентов могут ослабевать. В самой постановке вопроса отражена возможность временного нахождения фирмы на отраслевом рынке и предполагается изменение числа участников на нем. Таким образом, Р.Харрода можно считать предвестником постановки вопроса о барьерах на отраслевом рынке.
Непосредственно же
поставил вопрос о наличии
барьеров для входа и выхода
фирм на рынок Д.Бейн. Он предложил
классификацию отраслевых
Отраслевые рынки с легким входом фирм предполагают отсутствие фактического или потенциального конкурента на рынке, у которого имеются какие-либо преимущества в затратах. Любая попытка повысить цену сверх суммы минимальных средних затрат влечет за собой вход на рынок нового конкурента. Тип конкуренции здесь близок к совершенной, и фирмы конкурируют на нем, как будто бы нет угрозы входа нового конкурента. На этих рынках наблюдаются высокая мобильность капиталов, сравнительная свобода в приобретении ресурсов и цен, как правило стремящаяся к равновесной.
На отраслевых рынках
с неэффективно затруднённым, или
предоставляемым, входом
Если же имеет место обратная ситуация, то мы находимся на отраслевом рынке со сдерживаемым, или эффективно затрудняемым, входом. Действующая фирма на этом рынке модифицирует свое поведение так, чтобы эффективно мешать входу новичков. На таких рынках в долгосрочном периоде цены выше предельных издержек.
И наконец, отраслевые
рынки с блокированным входом
характеризуются тем, что цена,
максимизирующая краткосрочную
прибыль, сама по себе
Принято различать два вида барьеров: стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирмы, и структурные, или нестратегические, т.е. те, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, факторами объективного характера, в большинстве случаев не зависят от поведения фирмы. К нестратегическим могут отнесены три группы барьеров: административные (правительственные), социально-экономические, и гражданские.
Административные (правительственные)
барьеры - это ограничения в
виде законодательных актов на
ведение определенных видов
В идеале административные
барьеры являются инструментом
регулирования национальной
Разновидностью
Информация о работе Анализ барьера входа на отраслевой рынок