Анализ барьера входа на отраслевой рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:50, курсовая работа

Описание работы

Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Барьеры входа на отраслевой рынок………………………………………...5
1.1. Подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок…………5
1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров…………………....7
1.3. Виды барьеров……………………………………………………………….9
1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14
2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

курсовая по статистике Анализ барьеров входа на отраслевых рынках.docx

— 140.64 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

1. Барьеры входа на  отраслевой рынок………………………………………...5

1.1. Подходы к определению  барьеров входа на отраслевой  рынок…………5

1.2.Классификация рынков  по уровню входных барьеров…………………....7

1.3. Виды барьеров……………………………………………………………….9

1.4. Показатели статистики входа фирм на рынок…………………………….14

2. Анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов…16

Заключение……………………………………………………………………….30

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

                                             Введение

  Большое влияние на определение рыночной структуры и последующее функционирование фирм играет свобода входа на отраслевые рынки. На разных отраслевых рынках высота и длительность действия барьеров входа различаются. Степень свободы входа на рынок является также величиной переменной и во многом определяет динамику фирм на рынках, которая, в свою очередь, может иметь разные результаты. Одни рынки являются весьма динамичными, другие - более стабильны, и число действующих на них фирм изменяется незначительно.

  Вход новых фирм на рынок может вызвать изменения в рыночной ситуации, а именно усилить конкуренцию и давление на уже действующие на рынке фирмы в направлении необходимости повышения эффективности производства, т.е. вынудить приспособиться к изменениям или искать другие, более адекватные для них рынки. Вход новых фирм может также способствовать внедрению новых продуктов и технологий.

  Условия входа фирм на рынок определяются разными факторами, в связи с чем входные барьеры классифицируются по видам. В частности, доминирующее положение фирмы на рынке может быть ею использовано для создания стратегических барьеров и установления монопольно высоких цен. На многих российских отраслевых рынках широко представлены, например, административные барьеры входа, что является специфической чертой экономики страны.

  Все вышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работы на современном этапе, направленной на изучение стратегических и нестратегических барьеров входа на рынок.

  Степень разработанности  данной темы, как в зарубежной, так и отечественной в учебной  и специальной научной литературе  велика.                                                                                                                                                                                      Многими авторами глубоко и лаконично была раскрыта и показана специфика данной темы.

  Целью данной работы является исследование барьеров входа на отраслевых рынках.

  Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть подходы к определению барьеров входа на отраслевой рынок

- изучить классификацию рынков по уровню входных барьеров

- определить виды барьеров

- провести анализ барьеров входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов

  Объектом исследования данной курсовой работы является нестратегические барьеры входа новых компаний на рынке нефтегазопродуктов.

  Теоретические аспекты наиболее полно раскрыты в работах таких авторов как Рой Л.В., Третьяк В.П., Авдашева С.Б., Розанова Н.М., Лукьянов С.А., Курицын, И.С. Штапова и т.д.

 

 

 

                                     

 

                

                         

1. Барьеры входа  на отраслевой рынок

1.1. Подходы к  определению барьеров входа на  отраслевой рынок

  Входные барьеры (барьеры входа, вхождения) - факторы, препятствующие проникновению в отрасль (на рынок) новых конкурентов. Возведение барьеров является одной из форм борьбы за обретение и сохранение конкурентных преимуществ. Как правило, возможность создания входных барьеров обусловлена высокими уровнями капиталоемкости. Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток утвердиться в отрасли (на рынке). Смысл их состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением в отрасль (на рынок), настолько высокими, что под угрозу будет поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов. Входные барьеры фактически существуют для того, чтобы или повысить вступительный взнос, или увеличить риск для новичков. В большинстве стратегических ситуаций крайне важно суметь идентифицировать соответствующие входные барьеры.

  Исследования входа в отрасль или рынок и выхода из отрасли получили заметное развитие со времен зарождения теории отраслевых рынков как самостоятельной области экономических исследований.

  Попытка объяснить  феномен того, что на отдельных  отраслевых рынках у фирм устойчиво  и систематически норма прибыли  выше, чем у фирм в других  сферах деятельности, наталкивает  на предположение, что здесь  могут иметь место препятствия  для входа новых фирм на  этот рынок, мешающие им использовать  благоприятную рыночную ситуацию. Этому феномену Д. Бейн дал  название барьера входа, позволяющего  действующим фирмам получать  сверхприбыль, не опасаясь входа  конкурентов. В работах Чемберлина  также исследовались вопросы  потенциальной конкуренции и  связанные с ней затруднения  входа фирм на отраслевой рынок.  В них была показана решающая  роль степени затруднения входа  на рынок в установлении зависимости между кривыми издержек и выручки фирмы. Позднее появились работы других экономистов.

  В результате исследований  данной проблемы разными экономистами  были предложены альтернативные  трактовки барьеров входа. Так,  в соответствии с подходом  Д. Бейна, барьер входа существует, если новая фирма не может  достичь того же уровня прибыльности  после входа, который имели  уже действующие фирмы до того, как они вошли на рынок. Следует  отметить, что Д. Бейн рассматривает  в качестве потенциальных фирм  не все, а только те, которые  обладают одинаковыми преимуществами, чтобы претендовать на вход  в отрасль.

  Позднее Д. Стиглер  предложил определять барьеры  исходя из асимметрии в поведении  действующих и входящих на  рынок фирм.

  Детализируя это определение,  С. Вейцзекер рассматривал барьеры  входа как затраты производства, которые должна нести фирма,  стремящаяся войти на отраслевой  рынок, и не несут действующие  на нем фирмы, что приводит  к искажению распределения ресурсов  с точки зрения общества.

  По Н. Демсетцу, барьеры  определяются через выявление  различий, асимметрии в возможностях, которыми обладают фирмы - инсайдеры  и аутсайдеры, прежде всего это  более низкие издержки фирм  инсайдеров. Степень свободы входа  или выхода фирм на отраслевой  рынок непосредственно влияет  на процесс эффективности использования  ресурсов, вызывает стремление действующих  фирм отвечать на достижения  потенциальных конкурентов в  сфере развития новых технологий, внедрение ими новых видов  продукции. Входящие же фирмы,  пытаясь реализовать имеющиеся  у них конкурентные преимущества, постоянно находятся в поиске  форм модернизации и развития  отраслевого рынка. В самом  общем виде барьеры (или ограничения  на вход фирмы на рынок) представляют  собой совокупность издержек, связанных  с проникновением на отраслевой  рынок новой фирмы или же с ее уходом с него. Выход фирмы с отраслевого рынка также предполагает некие затраты, связанные с ликвидностью активов, степенью возможности осуществить диверсификацию производства с действующим оборудованием и т.д.

  Барьеры могут возникать  в результате действия самых  разных факторов. Стратегическое  поведение уже действующих фирм  на рынке, затрудняющее вход  новых компаний, приводит к созданию  стратегических барьеров. Препятствовать  входу могут факторы объективного  характера, например неразвитость  инфраструктуры, низкий платежеспособный  спрос населения и др. Затруднять  вход могут особого рода препятствия,  а именно административные и  гражданские барьеры, первые из  которых являются результатом  сознательной деятельности государства,  а вторые - общества. Эти барьеры  можно выделить в отдельную  группу из-за их особого характера.  Прежде всего это касается  гражданских барьеров, которые, в  свою очередь, следует разделить  на два типа: действующие в  рамках закона и вне его,  т.е. криминальные. К законным  можно отнести, например, деятельность  отраслевых союзов, объединений,  ассоциаций, роль которых, в частности,  на западных рынках достаточно  велика.

1.2.Классификация рынков по уровню входных барьеров

  Одной из первых попыток учесть влияние появления потенциальных конкурентов на величину отраслевых цен была сделана Р.Харродом, который предложил проводить различия между фирмами – «рвачами» и фирмами – «работягами». Первые, по его мнению, стремятся в краткосрочном периоде к получению максимальной прибыли, не особенно обращая внимания на появление возможных конкурентов, поскольку готовы в любой момент уйти с отраслевого рынка. Вторые хотели бы в долгосрочном периоде остаться на этом рынке, благодаря чему стимулы к появлению новых конкурентов могут ослабевать. В самой постановке вопроса отражена возможность временного нахождения фирмы на отраслевом рынке и предполагается изменение числа участников на нем. Таким образом, Р.Харрода можно считать предвестником постановки вопроса о барьерах на отраслевом рынке.

  Непосредственно же  поставил вопрос о наличии  барьеров для входа и выхода  фирм на рынок Д.Бейн. Он предложил  классификацию отраслевых рынков  в зависимости от уровня барьеров  входа: легкий, неэффективно и  эффективно затрудняемый вход, а  также блокированный вход на  рынок.

  Отраслевые рынки  с легким входом фирм предполагают отсутствие фактического или потенциального конкурента на рынке, у которого имеются какие-либо преимущества в затратах. Любая попытка повысить цену сверх суммы минимальных средних затрат влечет за собой вход на рынок нового конкурента. Тип конкуренции здесь близок к совершенной, и фирмы конкурируют на нем, как будто бы нет угрозы входа нового конкурента. На этих рынках наблюдаются высокая мобильность капиталов, сравнительная свобода в приобретении ресурсов и цен, как правило стремящаяся к равновесной.

  На отраслевых рынках  с неэффективно затруднённым, или  предоставляемым, входом отдельные  укоренившиеся фирмы могут иметь  преимущества в затратах, которые  они, как правило, используют, повышая цены чуть выше издержек. Но с точки зрения долгосрочного  периода действующим фирмам выгоднее  позволить новичкам войти, нежели  нести затраты по возведению  барьеров входа. Здесь, как  правило, в краткосрочном периоде  имеет место отрыв цены от  предельных издержек у некоторых  фирм. Действующая фирма оценивает  выигрыш от возможного получения  прибыли в длительном периоде  с учетом дисконта и потерь  текущего периода, связанных с  затратами по созданию барьеров  входа. Как правило, эта разница  несущественна в отраслях с  предоставляемым входом фирм  на рынок.

  Если же имеет место обратная ситуация, то мы находимся на отраслевом рынке со сдерживаемым, или эффективно затрудняемым, входом. Действующая фирма на этом рынке модифицирует свое поведение так, чтобы эффективно мешать входу новичков. На таких рынках в долгосрочном периоде цены выше предельных издержек.

  И наконец, отраслевые  рынки с блокированным входом  характеризуются тем, что цена, максимизирующая краткосрочную  прибыль, сама по себе недостаточна  для стимулирования новичков  ко входу на рынок. Рынок,  как правило, малопривлекателен  для мелких фирм, поскольку для  входа на этот рынок требуются  значительные инвестиционные ресурсы.  Здесь действующие фирмы конкурируют  обычно так, как будто нет  угрозы входа новичков. Число  участников такого рынка, как  правило, стабильно, и в большинстве  случаев на рынках с блокирующим  входом функционирует фирма –  естественный монополист.

                                    1.3. Виды барьеров

  Принято различать два вида барьеров: стратегические, т.е. формируемые в результате поведения фирмы, и структурные, или нестратегические, т.е. те, которые по большей части не поддаются воздействию со стороны хозяйствующего субъекта. Нестратегические барьеры, связанные с фундаментальными условиями функционирования отрасли, факторами объективного характера, в большинстве случаев не зависят от поведения фирмы. К нестратегическим могут отнесены три группы барьеров: административные (правительственные), социально-экономические, и гражданские.

  Административные (правительственные)  барьеры - это ограничения в  виде законодательных актов на  ведение определенных видов деятельности, представленные, как правило, лицензированием,  сертификацией, нормами контроля, квотами и т.п. Преодоление  таких барьеров требует от  хозяйствующего субъекта затрат  времени и финансов, поэтому административные  барьеры можно рассматривать  как функцию двух переменных - временных и денежных затрат фирмы на преодоление этих барьеров. Для определения уровня этих входных барьеров в национальной экономике сравнивают эту функцию для различных отраслевых рынков.

  В идеале административные  барьеры являются инструментом  регулирования национальной экономики,  в то же время иногда они  приводят к некоторому сдерживанию  экономической активности хозяйствующих  субъектов. 

  Разновидностью административных  барьеров являются организационно-экономические  барьеры, которые представлены  законодательными актами, определяющими  инвестиционную, таможенную, налоговую,  экономическую политику в той  или иной отрасли.

Информация о работе Анализ барьера входа на отраслевой рынок