Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:57, статья
Согласно определению, данному в современном экономическом словаре, суть бартера (от франц. barater – обменивать) заключается в прямом обмене товарами или услугами без денежной оплаты сделки. Участниками сделки составляется договор, в тексте которого фиксируются пропорции обмена. Пропорции устанавливаются на основании рыночной стоимости товаров, подлежащих обмену.
Бартер не возникает внезапно, чтобы впоследствии исчезнуть в никуда. Как альтернативная форма взаиморасчетов, бартер присутствует в экономике постоянно. Так, новейшая история бартера в России насчитывает порядка пятидесяти лет.
В период
кризиса количество бартерных сделок
увеличилось практически во всех
отраслях: строительство, недвижимость,
металлургия, автопром, сельское хозяйство,
ритейл. Особенно популярными для
обмена товарами, по нашим данным, сегодня
являются строительные материалы, металл,
металлообрабатывающее и
Все больше компаний, которые раньше только интересовались бартером, в последние несколько месяцев стали переходить от слов к делу. Отмечу, что большая их часть — предприятия малого и среднего бизнеса.
Автомобили — достаточно востребованный и ликвидный товар. Обычно грузовой транспорт предлагают поменять на другие авто, стройматериалы, запчасти, станки, лес и даже продукты питания. Количество предложений по группам в системе «Росбартер» на данный момент такова: легковые автомобили — 183, грузовые — 85, спецтехника — 57.
Несмотря на появившиеся в последнее время заверения в том, что страна постепенно выходит из кризиса, мы считаем, что состояние российской экономики продолжит ухудшаться, а бартер — набирать обороты.
Более того, я убежден, что бартер может спасти и автопром, и экономику страны в целом. Ведь ни для кого не секрет, что по такому показателю, как количество автомобилей на душу населения Россия находится на последних местах среди развитых и развивающихся стран. То же самое можно сказать о грузовом транспорте и спецтехнике — в России имеется потенциально свободный рынок сбыта этой продукции. Но из-за ухудшения общей экономической ситуации, особенно в строительстве, где задействован основной парк грузовой и спецтехники, спрос на нее резко упал. То есть потребность есть, товар есть, а денег нет. А что такое деньги? Какова их функция? Основная функция денег, из-за нарушения которой наблюдается нынешний спад, — это функция средства платежа. Привычная схема выглядит так: товар — деньги — товар. Инновационная программа и сервис «Росбартер» позволяют обойти использование денег через бартерные схемы. Разместив объявление в системе «Росбартер», компании получают встречные предложения исходя из критериев, которые они задали при выставлении бартерных лотов, и договариваются о сделке. При этом высвобождается до 90% оборотных средств предприятий, которые можно использовать там, где без них не обойтись — зарплата персоналу, налоги и т. д.
Думаю, что негативное отношение к бартеру некоторых участников рынка объясняется неприятным осадком, который остался после 90-х годов. Но они не должны забывать, что тогда именно бартер позволил нашей экономике выжить. И сегодня сокращения автопрома можно избежать, если достаточное количество компаний оценит преимущества электронного бартера и перейдет к бартерным отношениям.
Александр Игнатюк, аналитик ИК «Энергокапитал»
Понятия
обмена имущественными объектами прямо
определены ГКРФ. Так или иначе, существующие
на данный момент в России рыночные отношения
время от времени протекали с участием
бартера или договора мены. Чрезвычайно
распространены операции обмена имущественными
правами при проведении клиринговых операций
на фондовом рынке. Исторически активизация
бартерных сделок в реальном секторе всегда
сопровождала появление кризисных явлений
в экономике. В общем-то, это во многом
связано со слабостью финансовой системы:
банки замораживали платежи, а так как
между юридическими лицами законодательно
разрешены лишь безналичные отношения,
то в ход шли операции натурального обмена.
Собственно, для текущего кризиса данный
тезис был актуален лишь в сентябре-октябре
2008 года, далее произошла разморозка платежной
системы, и острая необходимость в бартере
начала отпадать. Кроме вышеперечисленного,
бартер обладает способностями по снижению
потребности в оборотных средствах, экономии
на банковских операциях и в некоторых
случаях также возможностями по погашению
задолженности путем реализации готовой
продукции.
Наверное, эти преимущества и побудили автопроизводителей изыскивать возможности для построения бартерных отношений в рамках своей производственной цепочки. Действительно, схема натурального обмена для предприятий автопрома выглядит более чем привлекательной и реальной. Тем не менее, с нашей точки зрения, временное решение проблем с ликвидностью и неплатежами не способно преодолеть основной беды автопрома — отсутствия платежеспособного спроса у конечного потребителя, — и никакие бартерные схемы его не заменят.
Информация о работе Бартер – «спасательный круг» для экономики или её крах?