Бартер – «спасательный круг» для экономики или её крах?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:57, статья

Описание работы

Согласно определению, данному в современном экономическом словаре, суть бартера (от франц. barater – обменивать) заключается в прямом обмене товарами или услугами без денежной оплаты сделки. Участниками сделки составляется договор, в тексте которого фиксируются пропорции обмена. Пропорции устанавливаются на основании рыночной стоимости товаров, подлежащих обмену.
Бартер не возникает внезапно, чтобы впоследствии исчезнуть в никуда. Как альтернативная форма взаиморасчетов, бартер присутствует в экономике постоянно. Так, новейшая история бартера в России насчитывает порядка пятидесяти лет.

Файлы: 1 файл

статья 4 к.9гуппа ФиК Ласунова Наталья.docx

— 125.79 Кб (Скачать файл)

 

Анатолий Абаджан, генеральный директор компании «Росбартер»

В период кризиса количество бартерных сделок увеличилось практически во всех отраслях: строительство, недвижимость, металлургия, автопром, сельское хозяйство, ритейл. Особенно популярными для  обмена товарами, по нашим данным, сегодня  являются строительные материалы, металл, металлообрабатывающее и деревообрабатывающее оборудование, недвижимость, легковой и грузовой транспорт, строительная и спецтехника, а также запчасти и комплектующие к ним.

Все больше компаний, которые раньше только интересовались бартером, в последние несколько  месяцев стали переходить от слов к делу. Отмечу, что большая их часть — предприятия малого и  среднего бизнеса.

Автомобили  — достаточно востребованный и ликвидный  товар. Обычно грузовой транспорт предлагают поменять на другие авто, стройматериалы, запчасти, станки, лес и даже продукты питания. Количество предложений по группам в системе «Росбартер»  на данный момент такова: легковые автомобили — 183, грузовые — 85, спецтехника — 57.

Несмотря  на появившиеся в последнее время  заверения в том, что страна постепенно выходит из кризиса, мы считаем, что  состояние российской экономики  продолжит ухудшаться, а бартер —  набирать обороты.

Более того, я убежден, что бартер может спасти и автопром, и экономику страны в целом. Ведь ни для кого не секрет, что по такому показателю, как количество автомобилей на душу населения Россия находится на последних местах среди развитых и развивающихся стран. То же самое можно сказать о грузовом транспорте и спецтехнике — в России имеется потенциально свободный рынок сбыта этой продукции. Но из-за ухудшения общей экономической ситуации, особенно в строительстве, где задействован основной парк грузовой и спецтехники, спрос на нее резко упал. То есть потребность есть, товар есть, а денег нет. А что такое деньги? Какова их функция? Основная функция денег, из-за нарушения которой наблюдается нынешний спад, — это функция средства платежа. Привычная схема выглядит так: товар — деньги — товар. Инновационная программа и сервис «Росбартер» позволяют обойти использование денег через бартерные схемы. Разместив объявление в системе «Росбартер», компании получают встречные предложения исходя из критериев, которые они задали при выставлении бартерных лотов, и договариваются о сделке. При этом высвобождается до 90% оборотных средств предприятий, которые можно использовать там, где без них не обойтись — зарплата персоналу, налоги и т. д.

Думаю, что  негативное отношение к бартеру  некоторых участников рынка объясняется  неприятным осадком, который остался  после 90-х годов. Но они не должны забывать, что тогда именно бартер позволил нашей экономике выжить. И сегодня сокращения автопрома  можно избежать, если достаточное  количество компаний оценит преимущества электронного бартера и перейдет к бартерным отношениям.

 

 


Александр Игнатюк, аналитик ИК «Энергокапитал» 
Понятия обмена имущественными объектами прямо определены ГКРФ. Так или иначе, существующие на данный момент в России рыночные отношения время от времени протекали с участием бартера или договора мены. Чрезвычайно распространены операции обмена имущественными правами при проведении клиринговых операций на фондовом рынке. Исторически активизация бартерных сделок в реальном секторе всегда сопровождала появление кризисных явлений в экономике. В общем-то, это во многом связано со слабостью финансовой системы: банки замораживали платежи, а так как между юридическими лицами законодательно разрешены лишь безналичные отношения, то в ход шли операции натурального обмена. Собственно, для текущего кризиса данный тезис был актуален лишь в сентябре-октябре 2008 года, далее произошла разморозка платежной системы, и острая необходимость в бартере начала отпадать. Кроме вышеперечисленного, бартер обладает способностями по снижению потребности в оборотных средствах, экономии на банковских операциях и в некоторых случаях также возможностями по погашению задолженности путем реализации готовой продукции.

Наверное, эти преимущества и побудили автопроизводителей изыскивать возможности для построения бартерных отношений в рамках своей производственной цепочки. Действительно, схема натурального обмена для предприятий  автопрома выглядит более чем  привлекательной и реальной. Тем  не менее, с нашей точки зрения, временное решение проблем с  ликвидностью и неплатежами не способно преодолеть основной беды автопрома — отсутствия платежеспособного спроса у конечного потребителя, — и никакие бартерные схемы его не заменят.


Информация о работе Бартер – «спасательный круг» для экономики или её крах?