Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма определения и преодоления бедности на примере США и России.
Объектом изучения является бедность и ее проявление в различных слоях населения.
В задачи курсовой работы входят:
1. Рассмотрение концепций и понятия бедности.
2. Определить, какие категории граждан наиболее подвержены попаданию в бедные слои населения.
Введение 4
ГЛАВА 1. Бедность и ее оценки. 5
1.1 Концепции бедности 6
1.2 Показатели бедности 9
1.3 Социально-демографический портрет бедных 13
Глава2. Динамика уровня бедности в России и зарубежной практике. 14
2.1 Американская бедность. 14
Последние значения черты бедности 16
Относительные показатели бедности 17
Распределение доходов и относительная бедность 18
Уровень бедности в зависимости от возраста, расовой или этнической принадлежности, семейного положения. 19
2.2 Факторы, влияющие на бедность в Америке 20
Проблемы корректности. 22
Занижение бедности в США. 23
Завышение бедности в США. 25
Борьба с бедностью в США. 25
2.3 Бедность в России 26
Масштабы бедности в России. 28
Глубина бедности. 31
Структура российской бедности. 32
2.4 Причины динамики бедности в России. 35
География абсолютной бедности России 37
2.5 Измерение бедности в России. 37
Глава 3. Пути преодоления бедности в России 42
3.1.Причины бедности в России. 42
3.2.Возможные стратегии борьбы с бедностью. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
В период глубоких
социально-экономических
отсутствие четкой программы экономического реформирования без учета социальной сферы приводит к расстройству экономики с одной стороны, а с другой – бюджетный дефицит привел к инфляционным процессам. Это все порождает безработицу, снижение жизненного уровня при малоэффективных программах защиты населения и как следствие этого – обнищание населения. Поэтому можно сказать, что социально-экономические условия в России явились существенным фактором, способствующим процессу нарастания бедности, ставшей массовым социальным явлением нашей жизни. Бедность сегодня не только результат внешних условий и обстоятельств, но следствие ментальной инертности и внутренней неготовности к современным условиям жизнедеятельности. Адаптация населения к экономической системе, находящейся в состоянии кризиса– немаловажный фактор, который необходимо учитывать при анализе проблем бедности. Социально - психологическая адаптация – сложный процесс, включающий освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационных установок, адекватное восприятие самих себя, своего места в мире. От того, насколько быстро и безболезненно населению удастся адаптироваться к новым условиям, зависит не только собственное благополучие индивида, но и успех проводимых реформ. Одной из причин бедности, характерной для России, стала пропагандировавшаяся многие годы идеология аскетизма, отказ от жизненных благ во имя светлого будущего. С этим связано и стремление к уравниловке – неотъемлемой части общественной психологии – оказывающее (даже на уровне подсознания) сдерживающее влияние на желание использовать возможности для улучшения благосостояния. Необходимо отметить факторы бедности, вызванные к жизни самой личностью, независимо от уровня развития и состояния экономики той или иной страны. В условиях рыночной экономики благосостояние людей в гораздо большей степени зависит от их собственных усилий, чем при административно-командной системе. Государство меньше влияет на жизнь своих граждан, в то время как раньше оно, опекая их, выполняло патерналистские функции. По мнению американских ученых С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалези, основной фактор, способствующий тому, чтобы стать бедным – родиться бедным. Бедность передается от поколения к поколению. Здесь речь идет не о переломных моментах в жизни страны – революция, война или переходные периоды – когда вертикальная социальная мобильность, как восходящая, так и нисходящая, увеличивается. На пребывание в бедности влияет плохое здоровье или, тем более инвалидность, что ограничивает доступ к ряду высокооплачиваемых профессий. С другой стороны плохое здоровье – нередко результат того, что человек родился в бедности, получал неполноценное питание, некачественное медицинское обслуживание. Низкий уровень образования также ограничивает выбор профессии. Эта же причина может привести к тому, что в разряд бедных попадают представители ранее благополучных групп населения, т.к. изменения в экономике, обществе могут потребовать более высокого уровня образования от работников. Бедность может быть следствием личных решений, принятых в юности: уход из школы пристрастие к алкоголю, наркотикам, ранний брак. Причиной бедности может быть склад личности, характер – отсутствие силы воли, трусость, пассивность, лень, склонность к бродяжничеству и т.д.[5].
Разрыв в жизненном уровне, доходах населения и уровне бедности между регионами очень велик. В первую очередь это связано с уровнем развития экономики в различных регионах, а в нынешних условиях в большой мере от наличия или отсутствия там полезных ископаемых. Соответственно есть районы доноры и есть дотационные, где доходы меньше и бедных больше. В 2007 г., по данным Всероссийского центра уровня жизни, особенно бедствующими были 13 регионов, в которых уровень бедности превышал 30% населения. Среди наиболее бедных выделяются Усть-Ордынский АО, где 72% населения живут ниже уровня бедности, Калмыкия - 59%, Ивановская область - 41%.
Наиболее благополучные регионы - Ханты-Мансийский АО с 7,9% бедных от всего населения, Ямало-Ненеций АО - 8,6%, Санкт-Петербург - 10,2% при 16,3% в среднем по стране. Москва - город контрастов: при очевидном более высоком уровне жизни большинства москвичей по сравнению с жителями других регионов здесь много и бедных, 13,2% москвичей живут ниже прожиточного минимума.
Измерить бедность непросто. Есть три основных подхода. Один состоит в оценке потребления населением основных продуктов питания, товаров первой необходимости и одежды. Он самый грубый и не учитывает различные уровни потребления. Это, конечно, похоже на показатели прошлых веков, но именно на основании реального потребления продуктов и товаров рассчитывается так называемая потребительская корзина и прожиточный минимум.
Второй подход - это официальная статистика доходов и расходов населения, определяемая государственным статистическим органом Росстатом (раньше Госкомстат) на основании переписей населения, а в промежутке между ними с помощью ежегодных выборочных опросов домохозяйств страны. Последний крупный такой опрос 44,5 тыс. домохозяйств был проведён в 2003 г. (“Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах” НОБУС; многие оценки приведены по его результатам.)
Такие статистические опросы, “мини-переписи”, это не опросы общественного мнения, они касаются только фактической стороны дела - сколько получаете, сколько тратите и т.п.
Наконец, третий подход - это массовые опросы общественного мнения, которые оценивают не столько физические показатели доходов и расходов, сколько оценки людей своего материального благосостояния, материальных проблем и образа жизни.
За последние годы многие российские экономисты выдвигают концепцию, по которой политика снижения масштабов бедности неэффективна, поскольку основывается исключительно на оценке бедности через прожиточный минимум.
При таком подходе средства социальной помощи идут на повышение МРОТ, зарплаты бюджетникам и пенсий, но в силу огромной дифференциации доходов наибольшие выгоды получают наиболее богатые слои, а действительно бедным достаётся очень мало - около 12…15% увеличения выплат.
Для реальной оценки уровня бедности предлагается использовать европейский опыт определения относительной бедности - не на основе прожиточного минимума, а определяя уровень бедности в 60% медианного, среднего, дохода в стране. В нынешних российских условиях этот уровень составит порядка 6,5 тыс. руб., что вдвое выше прожиточного минимума, и, соответственно, к бедным будут причислены около половины населения. Использование абсолютных показателей бедности на основе прожиточного минимума означает фактически лишь обеспечение выживания бедных слоёв, в то время как использование в качестве базы медианного дохода может привести к реальному подъёму жизненного уровня до нормального, позволяющего сохранять здоровье, обеспечивать необходимыми материальными условиями семьи с детьми, способствовать росту рождаемости.
Частью такого подхода к измерению бедности и политики по снижению бедности должно стать изменение механизмов формирования и перераспределения доходов населения и ликвидация “избыточного неравенства” (рис. 2).
Сейчас Россия близка к мировому первенству в социальном неравенстве - доходы наиболее богатых 10% населения, даже по официальной оценке, в 15 раз больше, чем доходы 10% беднейших слоев, притом, что в Европе принято считать нормальным соотношение 6:1…8:1
Важный подход к изучению бедности - это выяснение, как её оценивают сами люди, различные слои населения. Эта концепция называется субъективным измерением бедности, однако кто более объективно может оценить, например, возможности инвалида, которому раньше полагался автомобиль “Ока” почти задаром, а теперь он якобы может сам его купить на выплаты в результате происшедшей монетизации льгот; или насколько реально выигрывают пенсионеры от увеличения пенсий в условиях роста цен. Основной источник этих оценок - опросы общественного мнения.
Сейчас большинство опросных центров регулярно задают вопросы о доходах, расходах, оценке бедности и богатства людей, в том числе в региональных социологических исследованиях. Например, опрос 2007 г. в Челябинской области показал, что 33% семей имеют душевой месячный доход менее 3000 руб., притом что в Челябинске прожиточный минимум составил в это время 3300 руб. При этом 56% из них сказали, что “денег хватает только на питание” (где все эти куртки, брюки, колготки, запланированные в официальной потребительской корзине?). И ещё 24% ответили, что “живём за гранью бедности”, т.е. в полной нищете.
Прошлогодний опрос в Вологодской области показал, что для 39% “денег хватает в лучшем случае только на еду”. По данным калининградского опроса, пятая часть занятых на предприятиях города, получают зарплату ниже прожиточного минимума для работающего, а в небольших городах и в сельской местности 95% рабочих мест предлагают зарплату ниже прожиточного минимума. И так повсюду.
В то же время, когда в
опросах намеренно
Со сходной скромностью люди оценивают и уровень дохода, после которого людей можно считать “богатыми”. Для 6% это люди, имеющие доход около 10000 руб. (400 долл.) в месяц. Еще 10% относят к богатым людей с доходом в 10000…20000 руб. в месяц. “Достойный уровень жизни” для 5% - это 5000 рублей на душу и для 23% “желаемый уровень” - 5000…10000 руб. в месяц (200…400 долл.).
Существует ещё много критериев измерения бедности. Однако их выбор зависит, прежде всего, от подхода - ставится ли цель устранить истинные причины, питающие эту проблему, и добиться реального и значительного снижения бедности, нуждаемости и несправедливости в обществе, или главное - показать успешность тех или иных официальных программ.
Анализ различных подходов к измерению бедности позволяет сделать некоторые выводы.
Нынешний официальный подход к проблеме бедности и политике по её снижению, основанный на прожиточном минимуме, направлен, по сути, на обеспечение лишь физического выживания бедных категорий населения, а не на искоренение основных причин бедности.
По-прежнему преобладают
представления, что экономический
рост автоматически приведёт к уменьшению
пропорции бедного населения
и радикальному уменьшению нуждаемости
в обществе. Этот подход себя не оправдал.
В результате экономических и
политических реформ выиграли лишь 20%
более зажиточных слоёв при абсолютном
и относительном обнищании
Основная логика официальной экономической политики состоит в сдерживании инфляции за счёт доходной обеспеченности основной части населения.
Финансово-промышленно-
Реальное снижение бедности
должно основываться на выявлении относительной
бедности и радикальном снижении
рекордного по сравнению с остальным
миром неравенства между
Для того, чтобы бороться с бедностью
и пытаться её искоренить, необходимо
знать причины этого явления.
Не раз проводились
Объективной экономической основой расширения масштабов бедности и превращения ее в общенациональную проблему является глубокий экономический спад, имевший место во всех странах с переходной экономикой, включая Россию, поэтому перспективы сокращения бедности связаны в первую очередь с ростом экономики. Экономический спад обусловил резкое снижение доходной части государственного бюджета и отказ государства от ряда социальных гарантий советского периода: обеспечения полной занятости трудоспособных, всеобщей доступности образования и здравоохранения и др.
С другой стороны многие изменения в социальной политике обусловлены развитием рыночной экономики: структурная безработица, развитие платных услуг в образовании, здравоохранении, социальном обслуживании, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. социальных отраслях.