Бедность и ее оценки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение механизма определения и преодоления бедности на примере США и России.
Объектом изучения является бедность и ее проявление в различных слоях населения.
В задачи курсовой работы входят:
1. Рассмотрение концепций и понятия бедности.
2. Определить, какие категории граждан наиболее подвержены попаданию в бедные слои населения.

Содержание работы

Введение 4
ГЛАВА 1. Бедность и ее оценки. 5
1.1 Концепции бедности 6
1.2 Показатели бедности 9
1.3 Социально-демографический портрет бедных 13
Глава2. Динамика уровня бедности в России и зарубежной практике. 14
2.1 Американская бедность. 14
Последние значения черты бедности 16
Относительные показатели бедности 17
Распределение доходов и относительная бедность 18
Уровень бедности в зависимости от возраста, расовой или этнической принадлежности, семейного положения. 19
2.2 Факторы, влияющие на бедность в Америке 20
Проблемы корректности. 22
Занижение бедности в США. 23
Завышение бедности в США. 25
Борьба с бедностью в США. 25
2.3 Бедность в России 26
Масштабы бедности в России. 28
Глубина бедности. 31
Структура российской бедности. 32
2.4 Причины динамики бедности в России. 35
География абсолютной бедности России 37
2.5 Измерение бедности в России. 37
Глава 3. Пути преодоления бедности в России 42
3.1.Причины бедности в России. 42
3.2.Возможные стратегии борьбы с бедностью. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Файлы: 1 файл

Экономика1.docx

— 429.37 Кб (Скачать файл)

Переход к рыночным отношениям в России сопровождаются беспрецедентным  ростом неравенства в распределении  результатов экономической деятельности при ограничении доступа бедных к ресурсам развития. Рост неравенства наблюдается на уровне предприятия, отрасли, в межотраслевом и региональном разрезе.

В этих условиях бедность вполне может увеличиваться при наличии  экономического роста. Отсюда вытекает вывод о необходимости более  активного государственного регулирования  распределительных процессов, проведения специальной политики по борьбе с  бедностью [4].

Одной из причин бедности является отсутствие доступа к качественному  образованию. Как показывают данные официальной статистики, чем выше уровень образования у трудоспособного населения, тем ниже для него риск бедности [1,c.753].

В то же время обращает на себя внимание характерный для менталитета  российского населения и отчасти  российской науки консерватизм в  оценке причин бедности и путей ее снижения. Речь идет об идеологии социального  иждивенчества, сформировавшейся в  период социализма. Далеко не все россияне способны на активность, предприимчивость и инициативу, уверены в собственных  силах, могут адаптироваться в рыночных отношениях. Социологические исследования показывают, что значительная часть  респондентов занимает пассивную позицию, полагает, что государство обязано  обеспечивать работой всех трудоспособных граждан и поддерживать определенный уровень благосостояния населения.

3.2.Возможные стратегии борьбы с бедностью.

То обстоятельство, что  бедность распространилась более чем  на четверть населения России, причем при использовании самых низких стандартов для ее измерения, свидетельствует  об остроте проблемы бедности в нашей  стране.

Бедность не сократится автоматически, только на основе экономического роста.

Необходимо политическая воля для решения важнейшей задачи – разработки и реализации новой  политики распределительных отношений, препятствующей дискриминации бедных при их доступе к ресурсам (рабочим местам, доходам, социальным трансфертам).

Борьба с бедностью  – это неотъемлемая составная  часть общей социальной и экономической  политики любого государства. И здесь отсутствуют готовые рецепты и простые решения, возможность копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного  населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения  качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства  и др.[4].

Первая сложность при  решении проблемы бедности заключается  прежде всего в самом содержании данного явления.

Во-первых, при принятом в  России способе оценки бедности ее границы подвижны и зависят от множества факторов: колебаний уровня безработицы и инфляции, динамики валового национального продукта  и т.д.

Во-вторых, принятая методика расчета бедности не дает всестороннего  учета реального положения граждан.

В-третьих, экономические  исследования показывают, что уровень  бедности зависит от ряда экстремальных  и случайных факторов – стихийных  бедствий, банкротства предприятий, вооруженных конфликтов и т.д. Вместе с тем выявлена связь бедности с экономическим жизненным циклом индивидуума. По мере того, как молодые  специалисты набираются опыта, расширяют  возможности, растут денежные доходы, которые после ухода на пенсию снижаются. Поэтому уровень жизни  на том или ином этапе во многом зависит от доходов, получаемых во всем жизненном цикле( накопления средств на пенсии, кредиты на обучение).

Втора сложность при решении  проблемы бедности связана с ограниченными  финансовыми возможностями общества. Осуществление мер поддержки  бедного населения на федеральном  и региональном уровнях, предусмотренных  в законах о «О прожиточном  минимуме в Российской Федерации» и  «О государственной социальной помощи», потребует увеличения финансирования затрат на социальные цели, сопоставимого  со всем объемом средств на эти  цели в консолидированном бюджете. Таким образом, возможности общества по значительному сокращению бедности или даже по существенной поддержке  бедного населения ограничены теми ресурсами, которыми оно располагает.

Третья сложность, возникающая  при борьбе с бедностью, связана  с механизмом предоставления помощи. Создание эффективного механизма поддержки  бедных граждан в условиях жестких  финансовых ограничений требует  оказания адресной помощи беднейшим  семьям. Это предполагает введения процедур дополнительной проверки реального  состояния доходов и имущества  бедных домохозяйств [1,c.749-750].

Что касается специальных  мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются:

первое, - это создание условий  для самообеспечения нормального  уровня благосостояния всех семей с  трудоспособными взрослыми на трудовой основе;

второе, - формирование системы  эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой  нагрузкой, семьи в экстремальных  ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным  ресурсам.

Прежде всего, следует  обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности.

В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий  всех масштабных реформ, не принимать  мер, которые приведут к росту  бедности значительной части населения.

Одновременно надо создавать  условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения  на трудовой основе.

Также одним из важных условий  сокращения бедности являются меры, направленные на повышение доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей. Для решения такой задачи необходима разработка и реализация совместных программ повышения доступности качественного профессионального образования для детей из бедных семей на основе взаимодействия органов образования и органов социальной защиты населения.

В институциональной сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в сфере развития партнерских отношений между работодателями, профсоюзами и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда главным  фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников. Реализация этой задачи находится в настоящее время в центре внимания Правительства России и Федерального Собрания Российской Федерации и пока не найдено приемлемого решения.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой”  и “теневой” экономики, скрытой  оплаты труда в сфере здравоохранения  и образования и ее легализация.

Еще одно направление содействия сокращению бедности – это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.

Обеспечивая условия для  выхода из бедности трудоспособного  населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему адресной социальной помощи социально уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить  число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку самого бедного  населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам[4].

В Российской Федерации сформировалась система социального обслуживания граждан. Однако социальные услуги данной системы нацелены на бедные группы населения. Дальнейшее развитие системы  социального обслуживания граждан должно осуществляться в том числе и с целью повышения доступности социального обслуживания для бедных групп населения. Использование рыночных механизмов, конкурентной среды, партнерства с организациями гражданского общества и бизнеса, новых моделей управления социальной инфраструктурой – се это актуально для совершенствования системы социального обслуживания граждан.

В соответствии с задачами в сфере борьбы с бедностью, которые  предстоит решать Российской Федерации, нормативно – правовая база систем социальной защиты и социального  обслуживания населения также нуждается  в совершенствовании [1,c.754].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе были рассмотрено понятие бедности и других, смежных с ним, которые помогают его раскрыть и охарактеризовать с различных сторон. Также были указаны показатели для измерения уровня бедности, их достоинства и недостатки, представлены 3 концепции измерения бедности, сказано, какие применяются в России и США. Была проанализирована проблема неравенства доходов, дана характеристика минимального потребительского бюджета и бюджета прожиточного минимума в Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки.

В курсовой работе был произведен анализ основных социально-экономических  показателей уровня жизни России и США, исследованы экономические и социальные последствия обнищания населения и рассмотрены программы государственной помощи малообеспеченным гражданам.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что доходы населения определяют социальное положение в обществе, также уровень доходов каждого человека зависит от экономики страны, в которой он проживает. В настоящее время в обществе увеличивается количество беднейшего населения. Нарастает массовое обнищание людей. У большинства населения страны рост доходов существенно отстает от роста прожиточного минимума. Рыночная экономика неизбежно связана с дифференциацией доходов населения, усилением неравенства, с проблемой бедности. Поэтому вопрос должен стоять о создании социально-ориентированной экономики, ставящий на первое место не темпы экономического роста, а рост благосостояния нации, создание равных стартовых возможностей для всех граждан страны. В этом случае требуется активное вмешательство государства, выработка эффективной социальной политики, которая заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. Также необходимо разрабатывать региональные целевые программы снижения бедности, повышения уровня и качества жизни. Это позволит в полной мере реализовать новые социальные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации перед жителями соответствующих регионов, скоординировать усилия государственных органов и четко распределить их функции.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Курс экономической теории: учебное пособие.З-е изд., перераб.и доп. / рук-ль авторского коллектива и науч.редактор проф. А.В. Сидорович. – М.: изд-во «Дело и сервис» 2007.
  2. Экономика: Учебник.3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. наук проф.А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2003.
  3. Экономическая теория: учеб. / В.И. Антипина, И.Э. Белоусова, Р.В. Бубликова [и др.] ; под ред. И.П. Николаевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
  4. Чернина Н.В. Бедность как социальный феномен российского общества // Социс – 1994- c.57
  5. Дагбаева С.Д-Н. Психологические аспекты преодоления проблем бедности //истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. БНЦ СО РАН.2000.-С.73.
  6. Т.А. Федотовская «Проблема бедности в современной России»// Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 20 (213).
  7. Н.П. Попов «Как измерить бедность»// Журнал "Мир измерений"N3, 2008.
  8. http://en.wikipedia.org/wiki/Poverty_in_the_United_States
  9. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/103258
  10. http://old-opec.hse.ru/news_doc.asp?d_no=42701
  11. http://www.fxstrat.ru/training/library/news_detail.php?ID=2065

12. http://pubdb3.census.gov/macro/032006/faminc/toc.htm . (Источник: перепись населения США,)

 


Информация о работе Бедность и ее оценки