Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Задачи данной курсовой работы:
·исследовать особенности и характерные черты бедности и расслоения общества в России;
рассмотреть последствия бедности для российской экономики;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.
Введение……………………………………………………………………… ……2-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ
1.1 Природа социального неравенства и его последствия……….……… …….5-11
1.2 Тенденция изменения неравенства…………………………………. ……...12-15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
2.1 Теоретический аспект понятия бедности…………………………...............16-23
2.2. Количественные оценки, причины и последствия бедности в России…...24-34
2.3 Способы преодоления бедности в современном российском обществе.....34-39
Заключение………………………………………………………………..............40-41
Список использованных источников и литературы………………....................42-43
Уменьшается государственное
финансирование образования. Если в 1992
году доля расходов на образование
в федеральном бюджете
Перед отечественным образованием стоит задача определения того, какого рода культурная компетентность требуется ныне живущим и последующим поколениям россиян, то есть какой социокультурный тип общества с соответствующими параметрами социальной солидарности и личностной идентичности наше образование должно обеспечивать. Стремление России войти в мировое сообщество развитых индустриальных государств должно подкрепляться высокой доступностью качественного образования. Ведь в современном обществе для профессий, требующих низкой квалификации, снижается, а доля профессий, требующих высокой квалификации, увеличивается. Динамика возрастающих требований к члену современного развитого общества приводит к экспансии культурного образца, характерного для наиболее прогрессивного общественного слоя, через образовательную систему. При этом традиционные статусные маркеры личности: социальное происхождение, национальность, вероисповедание постепенно теряют свою социальную значимость для формирования социокультурной идентичности.
Степень доступности образовательных услуг разным слоям населения и отличие потребительских стандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательными услугами выглядит примерно следующим образом:
- бизнесмены с высоким уровнем доходов;
- мелкие и средние
- специалисты, занятые интеллектуальным трудом;
- работники физического труда в промышленности;
- занятые трудом в сельском хозяйстве;
- работники сферы услуг;
- занятые на временной, случайной работе.
Как показал опрос органов управления образования по проблемам доступности и эффективности образовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудниками лаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, в стране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному и школьному воспитанию и образованию.
Так, дети бизнесменов с высоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов, занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка. В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охвачены медицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителей получают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляют также основной контингент негосударственных образовательных учреждений.
Полным спектром дополнительных услуг по уходу, воспитанию и образованию детей могут воспользоваться лишь бизнесмены с высоким уровнем доходов. В этом слое наиболее популярны услуги гувернеров и репетиторов. У мелких и средних предпринимателей наиболее востребованы услуги нянь и репетиторов. Репетиторство распространено также в семьях специалистов, занятых интеллектуальным трудом и семьях работников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов и работников сферы услуг. В целом опрос показал высокую востребованность нянь, а также репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевидным становится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка, предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательный потенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, что приводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.
Многие родители и педагоги в настоящее время озабочены влиянием предшкольного и школьного обучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональное развитие. Востребованность специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состояния физического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинской поддержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательных учреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детских психиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учреждений валеологами и социальными педагогами.
Немало проблем доставляют педагогам и психологически пассивные учащиеся и бурными физиологическими реакциями (не вызванными физическими нагрузками). Часто взрослые, в том числе родители и учителя, прибегают по отношению к таким детям к авторитарным формам воздействия, не учитывая, что именно эти воспитанники отличаются повышенным уровнем тревожности и чаще других оказываются в стадии нервного истощения. Преемственность разноуровневых образовательных учреждений в этом плане значительно упростила бы задачу школьных учителей, существенно облегчила бы процесс адаптации ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения. Во время выполнения работы, каждый ребенок находится в своем уникальном функциональном состоянии. Все учащиеся справляются с нагрузкой, выполняют задания, но их психофизиологическое состояние, мотивация и отношение к занятиям могут существенно разниться, что и определяет индивидуальный стиль деятельности. Ребенок самостоятельно «избирает» конкретную тактику адаптации. Выбор этот делается неосознанно. Отсутствие физиологической диагностики в образовательных учреждениях существенно снижает возможности индивидуального подхода к воспитанникам и дифференциации форм образовательной и воспитательной работы. Также необходимо повысить квалификацию педагогического состава в плане внедрения рекомендаций медицинского персонала и психологов в образовательный процесс. Все участники опроса отметили необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий, поскольку в настоящее время общество выдвигает новые задачи воспитания детей, и решить их необходимо с учетом современного состояния здоровья и особенностей развития детей.
2.2 Количественные оценки,
причины и последствия
С точки зрения доходов населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.
Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.
Около 50% опрошенных в различных
социологических опросах
-Коррупция расширяет
теневую экономику, что
- Коррупция разрушает
конкуренцию, так как взятка
обеспечивает предоставление
- Коррупция лишает государство
возможности обеспечивать
- Влияние коррупции на
проведение приватизации и
- Нерациональное расходование бюджетных средств усугубляет бюджетный кризис.
- Коррупция увеличивает
издержки субъектов экономики,
что перекладывается на
- Коррупция в органах
государственного управления
- Управленческий потенциал
общества переориентируется
- Широкомасштабная коррупция,
поощряя недобросовестную
- Коррупция снижает зависимость государства от населения, а тем самым - его заинтересованность в решении социальных проблем.
- Из-за нарушения бюджетных
обязательств не выполняются
важнейшие социальные
- Делая бесправных бедных
еще беднее, а влиятельных богатых
еще богаче, коррупция поддерживает
высокую социальную
- Охватывая жизненно важные
сферы (например, образование и
здравоохранение) и разрушая
Еще одна из причин бедности россиян - бесправие малого бизнеса. Всемирный банк обнародовал данные исследовательского доклада «Экономический рост, бедность и неравенство в странах Восточной Европы и бывшего Советского союза». В нем анализируется в том числе и российская статистика доходов населения. Чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия – совсем не самая бедная страна. Причем с растущими экономикой и доходами граждан. Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в "порочный круг нищеты". Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.
Значительная часть населения России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Особенно значительной была численность такого населения на первом этапе реформ. Можно сказать, что именно в этот период сложилось положение, когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла ежегодно более 30 млн. человек, а в отдельные годы этого периода свыше 40 млн. человек. В этот же период сложились существенные различия в уровне жизни и в прожиточном минимуме по регионам. На новом этапе преобразований созданы определённые предпосылки для устранения деформации первого этапа, что нашло в конечном счёте выражение в значительном сокращении численности и доли населения, которая живёт ниже черты прожиточного минимума. В 2009 г. Эта доля уменьшилась до 17,8%.
Таблица 1.
Все |
В том числе | |||
трудоспособное |
пенсионеры |
дети | ||
Величина прожиточного |
6385 |
6913 |
5020 |
6146 |
в том числе: |
||||
стоимость потребительской |
5927 |
6166 |
5020 |
6146 |
из нее минимальный |
||||
продуктов питания |
2374 |
2434 |
2102 |
2480 |
непродовольственных |
1026 |
991 |
909 |
1276 |
услуг |
2527 |
2741 |
2009 |
2390 |
расходы по обязательным |
458 |
747 |
х |
х |
См.табл: «Центр экономического
анализа и экспертизы»
Влияние безработицы на