Бедность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Задачи данной курсовой работы:
·исследовать особенности и характерные черты бедности и расслоения общества в России;
рассмотреть последствия бедности для российской экономики;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ……2-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ
1.1 Природа социального неравенства и его последствия……….……… …….5-11
1.2 Тенденция изменения неравенства…………………………………. ……...12-15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
2.1 Теоретический аспект понятия бедности…………………………...............16-23
2.2. Количественные оценки, причины и последствия бедности в России…...24-34
2.3 Способы преодоления бедности в современном российском обществе.....34-39
Заключение………………………………………………………………..............40-41
Список использованных источников и литературы………………....................42-43

Файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!.docx

— 121.27 Кб (Скачать файл)

Уменьшается государственное  финансирование образования. Если в 1992 году доля расходов на образование  в федеральном бюджете составляла 5,85 %, то в последние годы она неуклонно  снижалась, составив в 2007 году лишь 2,45 %. Это означает то, что образование  в России все больше и больше переходит  на платный уровень. В престижных средне специальных, средне технических и высших учебных заведениях на одно бюджетное место приходится до 45 претендентов.

         Перед отечественным образованием стоит задача определения того, какого рода культурная компетентность требуется ныне живущим и последующим поколениям россиян, то есть какой социокультурный тип общества с соответствующими параметрами социальной солидарности и личностной идентичности наше образование должно обеспечивать. Стремление России войти в мировое сообщество развитых индустриальных государств должно подкрепляться высокой доступностью качественного образования. Ведь в современном обществе для профессий, требующих низкой квалификации, снижается, а доля профессий, требующих высокой квалификации, увеличивается. Динамика возрастающих требований к члену современного развитого общества приводит к экспансии культурного образца, характерного для наиболее прогрессивного общественного слоя, через образовательную систему. При этом традиционные статусные маркеры личности: социальное происхождение, национальность, вероисповедание постепенно теряют свою социальную значимость для формирования социокультурной идентичности.

           Степень доступности образовательных услуг разным слоям населения и отличие потребительских стандартов социальных слоев при пользовании элементарными образовательными услугами выглядит примерно следующим образом:

- бизнесмены с высоким  уровнем доходов;

- мелкие и средние предприниматели;

- специалисты, занятые  интеллектуальным трудом;

- работники физического  труда в промышленности;

- занятые трудом в сельском хозяйстве;

- работники сферы услуг;

- занятые на временной, случайной работе.

           Как показал опрос органов управления образования по проблемам доступности и эффективности образовательных услуг, проведенный в 9 федеральных округах России сотрудниками лаборатории апробации и внедрения инновационных образовательных технологий, в стране уже существуют ограничения доступа к качественному дошкольному и школьному воспитанию и образованию.

          Так, дети бизнесменов с высоким уровнем доходов, мелких и средних предпринимателей, специалистов, занятых интеллектуальным трудом – основной контингент центров развития ребенка. В этом виде дошкольных образовательных учреждений 100 % детей охвачены медицинской и педагогической диагностикой, и свыше 60 % детей и родителей получают квалифицированную психологическую помощь. Дети бизнесменов составляют также основной контингент негосударственных образовательных учреждений.

Полным спектром дополнительных услуг по уходу, воспитанию и образованию  детей могут воспользоваться  лишь бизнесмены с высоким уровнем  доходов. В этом слое наиболее популярны  услуги гувернеров и репетиторов. У  мелких и средних предпринимателей наиболее востребованы услуги нянь и  репетиторов. Репетиторство распространено также в семьях специалистов, занятых  интеллектуальным трудом и семьях работников сферы услуг. Домработницы есть только в семьях крупных бизнесменов  и работников сферы услуг. В целом  опрос показал высокую востребованность нянь, а также репетиторов, к услугам которых прибегаю родители на этапе подготовки ребенка к школе и в период школьного обучения. В этой связи очевидным становится разрыв в требованиях к степени подготовленности ребенка, предъявляемый на разных ступенях образовательной лестницы. Образовательный потенциал дошкольных и школьных учреждений остается нереализованным, что приводит к занятию соответствующей ниши репетиторами.

          Многие родители и педагоги в настоящее время озабочены влиянием предшкольного и школьного обучения на состояние здоровья детей, их психофизическое и психоэмоциональное развитие. Востребованность специалистов, которые могут оказать квалифицированную помощь ребенку в ситуациях, критичных для состояния физического и психического здоровья, велика. Недостаточность медицинской поддержки развития ребенка проявляется в недостатке в образовательных учреждениях штатных педиатров, врачей лечебной физкультуры и детских психиатров. Недостаточно укомплектованы штаты образовательных учреждений валеологами и социальными педагогами.

          Немало проблем доставляют педагогам и психологически пассивные учащиеся и бурными физиологическими реакциями (не вызванными физическими нагрузками). Часто взрослые, в том числе родители и учителя, прибегают по отношению к таким детям к авторитарным формам воздействия, не учитывая, что именно эти воспитанники отличаются повышенным уровнем тревожности и чаще других оказываются в стадии нервного истощения. Преемственность разноуровневых образовательных учреждений в этом плане значительно упростила бы задачу школьных учителей, существенно облегчила бы процесс адаптации ребенка-первоклассника к условиям школьного обучения.  Во время выполнения работы, каждый ребенок находится в своем уникальном функциональном состоянии. Все учащиеся справляются с нагрузкой, выполняют задания, но их психофизиологическое состояние, мотивация и отношение к занятиям могут существенно разниться, что и определяет индивидуальный стиль деятельности. Ребенок самостоятельно «избирает» конкретную тактику адаптации. Выбор этот делается неосознанно. Отсутствие физиологической диагностики в образовательных учреждениях существенно снижает возможности индивидуального подхода к воспитанникам и дифференциации форм образовательной и воспитательной работы. Также необходимо повысить квалификацию педагогического состава в плане внедрения рекомендаций медицинского персонала и психологов в образовательный процесс. Все участники опроса отметили необходимость разработки и внедрения новых педагогических технологий, поскольку в настоящее время общество выдвигает новые задачи воспитания детей, и решить их необходимо с учетом современного состояния здоровья и особенностей развития детей.

2.2 Количественные оценки, причины и последствия бедности  в России.

             С точки зрения доходов населения оценка уровня жизни осуществляется через показатель прожиточного минимума. Прожиточный минимум - это показатель минимального состава и структуры потребления материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и его жизнедеятельности.

           Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальный набор продуктов питания, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных семей. Величина прожиточного минимума является показателем абсолютного измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

Около 50% опрошенных в различных  социологических опросах отметили коррупцию самой главной причиной бедности в России.  Между тем, коррупция имеет ряд очень неблагоприятных последствий:

-Коррупция расширяет  теневую экономику, что сокращает  поступления в бюджет и лишает  государство рычагов управления.

- Коррупция разрушает  конкуренцию, так как взятка  обеспечивает предоставление неконкурентных  преимуществ.

- Коррупция лишает государство  возможности обеспечивать соблюдение  честных правил рыночной игры, что дискредитирует и саму  идею рынка, и авторитет государства  как арбитра и судьи.

- Влияние коррупции на  проведение приватизации и банкротств (принявшее поистине гигантские  масштабы) затрудняет появление  эффективных собственников.

- Нерациональное расходование  бюджетных средств усугубляет  бюджетный кризис.

- Коррупция увеличивает  издержки субъектов экономики,  что перекладывается на потребителей  через повышение цен и тарифов.

- Коррупция в органах  государственного управления разлагает  не только их самих, но и  аппарат управления крупных корпораций. Соответственно происходит общее  снижение эффективности управления - как государственного, так и  коммерческого.

- Управленческий потенциал  общества переориентируется коррупцией  с интересов развития страны  на интересы ее разворовывания.

- Широкомасштабная коррупция,  поощряя недобросовестную конкуренцию,  делает невозможным привлечение  не только иностранных, но и  российских инвестиций, что в  принципе лишает Россию возможностей  развития. Взятки - это непоявившиеся инвестиции. 

- Коррупция снижает зависимость  государства от населения, а  тем самым - его заинтересованность  в решении социальных проблем.

- Из-за нарушения бюджетных  обязательств не выполняются  важнейшие социальные программы.

- Делая бесправных бедных  еще беднее, а влиятельных богатых  еще богаче, коррупция поддерживает  высокую социальную дифференциацию, а с ней - и высокую социальную  напряженность.

- Охватывая жизненно важные  сферы (например, образование и  здравоохранение) и разрушая их, коррупция отвлекает колоссальные  средства от целей общественного развития и усиливает деградацию общества - не только социальную и интеллектуальную, но и биологическую.

Еще  одна из  причин бедности россиян - бесправие малого бизнеса. Всемирный банк обнародовал данные исследовательского доклада «Экономический рост, бедность и неравенство в странах Восточной Европы и бывшего Советского союза». В нем анализируется в том числе и российская статистика доходов населения. Чем больше будут богатеть богатые, тем больше будут беднеть бедные. Хотя среднестатистический доход, учитывая доходы и тех, и других, как это делают правительственные структуры, показывает, что Россия – совсем не самая бедная страна. Причем с растущими экономикой и доходами граждан.                     Независимо от того, каковы первичные причины бедности, раз возникнув, она начинает самовоспроизводиться. Чем больший процент населения страны находится за чертой или около черты бедности, тем больше у этой страны шансов попасть в "порочный круг нищеты". Ведь если значительная часть населения бедная, она не может приобретать товары, в результате не хватает производственных инвестиций, что ведет к невозможности развивать экономику и повышать заработную плату трудящихся. При этом стране, в которой значительная часть населения живет в бедности, труднее вырваться из нищеты.

            Значительная часть населения России имеет денежные доходы ниже величины прожиточного минимума. Особенно значительной была численность такого населения на первом этапе реформ. Можно сказать, что именно в этот период сложилось положение, когда численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составляла ежегодно более 30 млн. человек, а в отдельные годы этого периода свыше 40 млн. человек. В этот же период сложились существенные различия в уровне жизни и в прожиточном минимуме по регионам. На новом этапе преобразований созданы определённые предпосылки для устранения деформации первого этапа, что нашло в конечном счёте выражение в значительном сокращении численности и доли населения, которая живёт ниже черты прожиточного минимума. В 2009 г. Эта доля уменьшилась до 17,8%.

Таблица 1.

 

Все 
население

В том числе

трудоспособное  
население

пенсионеры

дети

Величина прожиточного  
минимума

6385

6913

5020

6146

в том числе:

       

стоимость потребительской  
корзины

5927

6166

5020

6146

из нее минимальный 
набор:

       

продуктов питания

2374

2434

2102

2480

непродовольственных  
товаров

1026

991

909

1276

услуг

2527

2741

2009

2390

расходы по обязательным  
платежам и сборам

458

747

х

х


См.табл: «Центр экономического анализа и экспертизы»                         http://www.assessor.ru/forum/index.php?t=1564

          Влияние безработицы на бедность  самое большое, когда глава  семей лишаются рабочего места,  особенно если это единственный  источник семейного дохода. Потеря  занятости грозит чем-то большим,  нежели потерей дохода - выпадением  из сети привычных сообществ.  В рыночной экономике «полная  занятость» постоянно сопровождается  безработицей, когда часть работоспособного  населения, временно или постоянно  не имеют работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное  население, практически невозможно. Чрезмерная безработица влечет  за собой большие экономические  и социальные издержки. Безработица  приводит к бездеятельности определенной  части трудоспособного населения,  как следствие - к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду  семьи, к общественным и политическим  беспорядкам. А современная рыночная  экономика нуждается в высококвалифицированных  работниках, способных творчески  подходить к выполнению своих  функций, принимать неординарные  решения, нести ответственность  за них, осуществлять поиск  новых конструктивных идей. Угроза  стать безработным и бедным  меняет репродуктивные установки  населения. Значительная часть  молодых семей и семей в  детородном возрасте, где оба  родителя работают, откладывает  рождение детей до лучших времен, прекрасно сознавая, что появление  ребенка автоматически означает  попадание данной семьи в категорию  бедных, а для женщины-матери, кроме  того, резко возрастает вероятность  оказаться, в конечном счете,  в числе безработных.

Информация о работе Бедность в России