Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа
Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Задачи данной курсовой работы:
·исследовать особенности и характерные черты бедности и расслоения общества в России;
рассмотреть последствия бедности для российской экономики;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.
Введение……………………………………………………………………… ……2-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ
1.1 Природа социального неравенства и его последствия……….……… …….5-11
1.2 Тенденция изменения неравенства…………………………………. ……...12-15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
2.1 Теоретический аспект понятия бедности…………………………...............16-23
2.2. Количественные оценки, причины и последствия бедности в России…...24-34
2.3 Способы преодоления бедности в современном российском обществе.....34-39
Заключение………………………………………………………………..............40-41
Список использованных источников и литературы………………....................42-43
Оценки, сделанные на основе результатов общероссийского исследования, показывают, что нижняя граница размеров социального дна составляет 10% от городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек — нищие, 3,3 млн. человек - бомжи, 2,8 млн. человек - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Особого внимания заслуживают беспризорные дети, доля которых составляет 10% от численности детей в соответствующей возрастной группе. Это означает, что сегодня в условиях падающей рождаемости 63 тыс. родившихся в России оказываются ненужными их родителям, и они или отказываются, или готовы отказаться от своих детей. Указанные выше цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс.
Катализатором процесса
Анализ
данных показывает, что социальное дно
имеет преимущественно "мужское лицо",
среди них - две трети мужчины и одна треть
— женщины. Среди бездомных почти 90% мужчины;
три четверти из них — люди в возрасте
от 20 до 50 лет. Средний возраст нищих и
бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников
он равен 10 годам, у проституток - 28 годам.
Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток
- 14; беспризорничать же начинают с 6 лет.
Среди
обитателей дна мало лиц с
высшим образованием. Однако большинство
нищих и бомжей имеют среднее
и среднее специальное
Около
14% маргиналов живет небольшими
группами или колониями,
- в семьях и одиночками. Места обитания
представителей социального дна весьма
разнообразны: они селятся в квартирах
(своих или своих знакомых), в подвалах
и на чердаках домов, в заброшенных домах
и садовых домиках, на вокзалах и в портах,
в теплотрассах и канализационных коллекторах,
на свалках. Наиболее неустроенными являются
бомжи и беспризорные дети.
В качестве источников существования следует отметить сбор стеклотары и утильсырья, вещей и продуктов на свалках и в мусорных контейнерах, выполнение различных поручений и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов — это подаяние.
Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.
Первый из них - фактор политического детерминизма, в соответствии с которым нисходящая мобильность рассматривается как результат политики экономических реформ, как последствие войны в Афганистане и Чечне, а также — распада СССР.
Второй фактор — криминальность - объясняет социальную мобильность через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.
Третий фактор - личное невезение в жизни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспитанием в семье.
Четвертый фактор - собственная вина, склонности к порокам, объясняющие нисходящую социальную мобильность через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.
Пятый фактор - социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться социальным нормам, беспризорность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.
По оценкам экспертов в числе групп риска попасть на социальное дно оказываются: одинокие пожилые люди (шансы попасть на дно равны 72%), пенсионеры (61%), инвалиды (63%), многодетные семьи (54%), безработные (53%), матери- одиночки (49%), беженцы (44%), переселенцы (31%). Напротив, у них нет шансов для движения вверх по социальной лестнице. Такими шансами обладают лишь те, кто уже занял определенные социальные позиции в обществе.
Сегодня угроза обнищания нависла над вполне состоятельными социально- профессиональными слоями населения. Социальное дно готово поглотить и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Разумеется, что социальное дно (в весьма ограниченных размерах) существовало и раньше. Однако реформы сильно усугубили процессы нисходящей мобильности. И теперь значительно сложнее выбраться из социальной ямы, определить восходящую социальную силу для людей дна. Сами они оценивают эту силу крайне низко. Только 36% считают, что можно выкарабкаться из социальной трясины, 43% — что такого на их памяти не было, 40% утверждают, что иногда и такое случается.
Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.
В Евросоюзе растет число бедняков-Новости экономики от 04.12.12
В России, по официальным данным, за чертой бедности находятся в разы меньше людей, чем в ЕС: около 18 млн человек, или 13% населения. «Однако в реальности эта цифра как минимум вдвое больше», – указывает Павел Геннель.
Однако российские бедняки могут серьезно отличаться от европейских. Бедными в Евросоюзе считаются те граждане, у которых доход, включая социальные выплаты, меньше 60% от уровня средней зарплаты в стране или равен минимальной зарплате. Минимальные зарплаты в странах ЕС меньше 60% средней зарплаты по стране. Правда, уровни зарплат в каждой из 27 европейских стран серьезно разнятся. Поэтому бедняк в Латвии и бедняк в Великобритании – это совершенно разные люди. Так, бедняком в Болгарии считается тот, кто получает в год меньше 1,6 тыс. евро (138 евро в месяц), а в Люксембурге – тот, кто получает меньше 21,6 тыс. евро в год (1801 евро в месяц).
«Для оценки черты бедности в России используется “прожиточный минимум”, полностью оторванный от реальной жизни и неоднократно становившийся объектом неудачных экспериментов в области попыток с помощью этого минимума прожить», – добавляет Геннель. Прожиточный минимум в России составляет 6913 рублей (173 евро). При этом минимальный размер оплаты труда в России до сих пор меньше прожиточного уровня (который вызывает нарекания) и составляет всего 4611 рублей.
«Для определения людей, проживающих за чертой бедности, в России используется подход, основанный на оценке стоимости минимальной потребительской корзины. Соответственно, сравниваются доходы людей и стоимость минимальной потребительской корзины с учетом цен в конкретном регионе. Доступ к рынку труда, являющийся третьим фактором в ЕС, в России не учитывается», – указывает Владимир Брагин.
См.: Статья «Кризис еврозоны» http://news.
ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА
"ВЗГЛЯД" 03.12.2012 http://www.russia.ru/news/
2.3 Способы преодоления
бедности в современном
Россия вступила в XXI век, имея
масштабные проблемы в
Первостепенное значение приобретает разработка и осуществление стратегии преодоления в обозримом будущем социального расслоения и сокращения социального неравенства. На это должны быть направлены усилия всех ветвей власти и гражданского общества с привлечением средств государственного бюджета, муниципальных структур, бизнеса.
Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения. В сфере доступа бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно выйти из бедности, ключевые проблемы сконцентрировались в четырех направлениях:
Важнейшим средством
Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который занижен и социально ущербен, поскольку не отражает тенденций изменения структуры расходов населения и складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает представления о действительном положении с бедностью в России. Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения достойно жить в своей стране, и сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным и комфортабельным жильем.
Для предотвращения дальнейшего роста численности бедного населения также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:
Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.
До тех пор, пока положительная
динамика уровня жизни не приведет
к существенному сокращению масштабов
бедности, следует воздержаться от
принятия новых методологических принципов
определения и измерения
Содержание и направленность
программ борьбы с бедностью во многом
будет зависеть от принципиально выбранной
Другая альтернатива
борьбы с бедностью - введение пособий
по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного
минимума. Предлагаемый комплекс мер, с одной стороны,
предполагает дальнейшее проведение реформ,
направленных на обеспечение устойчивого