Бедность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение российской бедности и неравенства в экономическом аспекте, их особенностей и способов преодоления. Задачи данной курсовой работы:
·исследовать особенности и характерные черты бедности и расслоения общества в России;
рассмотреть последствия бедности для российской экономики;
выявить возможные способы выхода из сложившейся ситуации.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… ……2-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ
1.1 Природа социального неравенства и его последствия……….……… …….5-11
1.2 Тенденция изменения неравенства…………………………………. ……...12-15
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ
2.1 Теоретический аспект понятия бедности…………………………...............16-23
2.2. Количественные оценки, причины и последствия бедности в России…...24-34
2.3 Способы преодоления бедности в современном российском обществе.....34-39
Заключение………………………………………………………………..............40-41
Список использованных источников и литературы………………....................42-43

Файлы: 1 файл

Курсач!!!!!!.docx

— 121.27 Кб (Скачать файл)

           Оценки, сделанные на основе результатов общероссийского исследования, показывают, что нижняя граница размеров социального дна составляет 10% от городского населения, или 10,8 млн. человек, в составе которых 3,4 млн. человек — нищие, 3,3 млн. человек - бомжи, 2,8 млн. человек - беспризорные дети и 1,3 млн. человек - уличные проститутки. Особого внимания заслуживают беспризорные дети, доля которых составляет 10% от численности детей в соответствующей возрастной группе. Это означает, что сегодня в условиях падающей рождаемости 63 тыс. родившихся в России оказываются ненужными их родителям, и они или отказываются, или готовы отказаться от своих детей. Указанные выше цифры не совпадают с официальной статистикой. Так, по данным МВД РФ, бездомных в России от 100 до 350 тыс.

         Катализатором процесса нисходящей  мобильности главным образом  выступают внешние средовые факторы,  определяемые пониженным уровнем  социальной поддержки (одинокие  пенсионеры, инвалиды, матери-одиночки) и социальной изоляцией (беженцы,  наркоманы, криминальные элементы, цыгане). 
             Анализ данных показывает, что социальное дно имеет преимущественно "мужское лицо", среди них - две трети мужчины и одна треть — женщины. Среди бездомных почти 90% мужчины; три четверти из них — люди в возрасте от 20 до 50 лет. Средний возраст нищих и бомжей приближается к 45 годам; у беспризорников он равен 10 годам, у проституток - 28 годам. Минимальный возраст нищих - 12 лет, а проституток - 14; беспризорничать же начинают с 6 лет.

        Среди  обитателей дна мало лиц с  высшим образованием. Однако большинство  нищих и бомжей имеют среднее  и среднее специальное образование;  в то же время 6% получили  высшее образование; его имеют  также бомжи. В глазах общественности  внешний вид пауперов является  одним из основных индикаторов  принадлежности к социальному  дну. Пауперы воспринимаются как  люди, "имеющие аморальный облик" (62% экспертов); "неопрятные, опустившиеся" (60% населения и 62% экспертов). Однако  половина пауперов не согласна  с этой оценкой. Почти три  четверти (71%) из них лишены постоянного  жилья, две трети (62%) не имеют  родных и близких, одна треть  (30%) фактически изолированы от  общества.

        Около  14% маргиналов живет небольшими  группами или колониями, остальные 
- в семьях и одиночками. Места обитания представителей социального дна весьма разнообразны: они селятся в квартирах (своих или своих знакомых), в подвалах и на чердаках домов, в заброшенных домах и садовых домиках, на вокзалах и в портах, в теплотрассах и канализационных коллекторах, на свалках. Наиболее неустроенными являются бомжи и беспризорные дети.

В качестве источников существования  следует отметить сбор стеклотары и  утильсырья, вещей и продуктов  на свалках и в мусорных контейнерах, выполнение различных поручений  и перепродажа товаров. Один из основных источников доходов — это подаяние.

                Факторный анализ статистического ансамбля наблюдений позволил выделить 5 глобальных факторов нисходящей социальной мобильности.

Первый из них - фактор политического  детерминизма, в соответствии с которым  нисходящая мобильность рассматривается  как результат политики экономических  реформ, как последствие войны  в Афганистане и Чечне, а также  — распада СССР.

Второй фактор — криминальность - объясняет социальную мобильность  через связь с криминалитетом, через преступное поведение: воровство, вымогательство, насилие, грабежи.

Третий фактор - личное невезение  в жизни — связывает социальное дно с болезнями, инвалидностью, с судьбой, с плохим воспитанием  в семье.

Четвертый фактор - собственная  вина, склонности к порокам, объясняющие  нисходящую социальную мобильность  через пьянство, наркоманию, токсикоманию, проституцию.

Пятый фактор - социальная изолированность, которая базируется на отказе подчиняться  социальным нормам, беспризорность, оторванность от общества, потери связей с семьей, близкими, лишение работы, веры в Бога.

По оценкам экспертов  в числе групп риска попасть  на социальное дно оказываются: одинокие пожилые люди (шансы попасть на дно равны 72%), пенсионеры (61%), инвалиды (63%), многодетные семьи (54%), безработные  (53%), матери- одиночки (49%), беженцы (44%), переселенцы (31%). Напротив, у них нет шансов для движения вверх по социальной лестнице. Такими шансами обладают лишь те, кто уже занял определенные социальные позиции в обществе.

Сегодня угроза обнищания  нависла над вполне состоятельными социально- профессиональными слоями населения. Социальное дно готово поглотить  и уже поглощает крестьян, низкоквалифицированных рабочих, инженерно-технических работников, учителей, творческую интеллигенцию, ученых. Процесс массовой пауперизации мало зависит от воли людей. В обществе действует эффективный механизм всасывания человека на дно. Главными элементами этого механизма являются экономические реформы в том виде, как они проводятся сегодня, криминальный мир и неспособное защитить своих граждан государство. Разумеется, что социальное дно (в весьма ограниченных размерах) существовало и раньше. Однако реформы сильно усугубили процессы нисходящей мобильности. И теперь значительно сложнее выбраться из социальной ямы, определить восходящую социальную силу для людей дна. Сами они оценивают эту силу крайне низко. Только 36% считают, что можно выкарабкаться из социальной трясины, 43% — что такого на их памяти не было, 40% утверждают, что иногда и такое случается.

          Представители дна не рассматривают свое положение преступным и не принимают силовых методов борьбы. Они надеются на социальное содействие и понимание со стороны общества: трудоустройство и предоставление посильной работы, дома для обездоленных и пункты питания, материальная и медицинская помощь. В то же время "больное" общество видит в социальном дне преимущественно источник зла.

В Евросоюзе растет число  бедняков-Новости экономики от 04.12.12

           В России, по официальным данным, за чертой бедности находятся в разы меньше людей, чем в ЕС: около 18 млн человек, или 13% населения. «Однако в реальности эта цифра как минимум вдвое больше», – указывает Павел Геннель.

         Однако российские бедняки могут серьезно отличаться от европейских. Бедными в Евросоюзе считаются те граждане, у которых доход, включая социальные выплаты, меньше 60% от уровня средней зарплаты в стране или равен минимальной зарплате. Минимальные зарплаты в странах ЕС меньше 60% средней зарплаты по стране. Правда, уровни зарплат в каждой из 27 европейских стран серьезно разнятся. Поэтому бедняк в Латвии и бедняк в Великобритании – это совершенно разные люди. Так, бедняком в Болгарии считается тот, кто получает в год меньше 1,6 тыс. евро (138 евро в месяц), а в Люксембурге – тот, кто получает меньше 21,6 тыс. евро в год (1801 евро в месяц).

       «Для оценки черты бедности в России используется “прожиточный минимум”, полностью оторванный от реальной жизни и неоднократно становившийся объектом неудачных экспериментов в области попыток с помощью этого минимума прожить», – добавляет Геннель. Прожиточный минимум в России составляет 6913 рублей (173 евро). При этом минимальный размер оплаты труда в России до сих пор меньше прожиточного уровня (который вызывает нарекания) и составляет всего 4611 рублей.

«Для определения людей, проживающих за чертой бедности, в России используется подход, основанный на оценке стоимости минимальной потребительской корзины. Соответственно, сравниваются доходы людей и стоимость минимальной потребительской корзины с учетом цен в конкретном регионе. Доступ к рынку труда, являющийся третьим фактором в ЕС, в России не учитывается», – указывает Владимир Брагин.

См.: Статья «Кризис еврозоны» http://news.mail.ru/economics/11174564/

 ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА "ВЗГЛЯД" 03.12.2012  http://www.russia.ru/news/economy/2012/12/3/5362.html

 

2.3 Способы  преодоления  бедности в современном российском  обществе.

            Россия вступила в XXI век, имея  масштабные проблемы в социальной  сфере. В основном это связано  с периодом проводимых в 90-х годах прошлого века радикальных реформ.             

        Первостепенное значение приобретает разработка и осуществление стратегии преодоления в обозримом будущем социального расслоения и сокращения социального неравенства. На это должны быть направлены усилия всех ветвей власти и гражданского общества с привлечением средств государственного бюджета, муниципальных структур, бизнеса.

       Создание условий для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения. В сфере доступа бедных к ресурсам, позволяющим им самостоятельно выйти из бедности, ключевые проблемы сконцентрировались в четырех направлениях:

  • институциональное регулирование рынка труда;
  • оплата труда;
  • содействие занятости;
  • помощь безработным.

            Важнейшим средством  преодоление  бедности является повышение доходов: заработной платы  и пенсии. Осуществление жилищной реформы, а также безальтернативный  рост платных услуг населению, в том числе в сфере образования и здравоохранения актуализируют эту проблему. Сейчас стало очевидно, что доля услуг в расходах самых бедных семей немного выше, чем у самых богатых, но здесь важны детали. А они состоят в том, что, например, расходы на коммунальные услуги и транспорт у 10% бедных имеют в их бюджете вес почти в 3 раза больше, чем эти же расходы в бюджете 10% богатых. В то же время расходы на образование и медицинские услуги в 2 и 4,5 раза (соответственно) меньше в бюджете бедных, чем у богатых. Очевидно, что платные образовательные и медицинские услуги - более современные, эффективные, чем бесплатные, и пользование ими улучшает качество жизни, социальные ресурсы человека. Невозможность для бедного населения пользоваться качественными медицинскими и образовательными услугами влечет за собой одно очень печальное следствие - очень мало шансов преодолеть бедность им и их детям. Наследуемая бедность становится опасной тенденцией в современной России, поскольку шансы на экономический успех и социальное восхождение не выравниваются, а наоборот все более дифференцируются, и это еще один аспект углубления материального неравенства.    

   Требуется большая социальная защищенность государством слабых социальных групп, не имеющих возможностей обеспечить себе самостоятельно материальное благополучие. Пора отказаться от оценки бедности по нормативному показателю «величина прожиточного минимума», который занижен и социально ущербен, поскольку не отражает тенденций изменения структуры расходов населения и складывающихся в обществе социальных стандартов. Его использование искажает   представления о действительном положении с бедностью в России.     Необходим национальный стандарт качества жизни - комплекс социально приемлемых параметров существования семьи, дающий возможность большинству населения достойно жить в своей стране, и сделать его нормативным показателем, в соответствии с которым и оценивать работу органов власти. Неотъемлемой частью национального стандарта должны стать показатели обеспеченности населения благоустроенным и комфортабельным жильем.

          Для предотвращения дальнейшего роста  численности бедного населения  также необходимо обеспечить соблюдение следующих правил:

Прохождение всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. В случае, если реформы приводят к ухудшению положения уязвимых категорий граждан, они не могут быть одобрены без наличия компенсационной социальной компоненты.

До тех пор, пока положительная  динамика уровня жизни не приведет к существенному сокращению масштабов  бедности, следует воздержаться от принятия новых методологических принципов  определения и измерения бедности, следствием которых является рост численности  бедных. В условиях, когда такие  шаги не подкреплены адекватными  мерами социальной поддержки, существенно  затрудняется доступ к социальной помощи самых уязвимых категорий граждан.     

     Содержание  и направленность программ борьбы с  бедностью во многом будет зависеть от принципиально выбранной стратегии, которая имеет две альтернативы. Первая  состоит в том, что эффективная борьба с бедностью, исходя из мирового опыта, возможна только в условиях оживления национального производства и роста источников самообеспечения: труда и предпринимательства. Все экономические, финансовые и иные инструменты макроэкономической и региональной политики должны быть направлены на это оживление. Однако, стоит подчеркнуть, что нет автоматической связи между экономическим и социальным прогрессом, важна политическая идеология, - либо опора национального роста и развития на дифференциацию и конкуренцию в обществе и на активность частного капитала, либо - на социальное рыночное хозяйство, государство благосостояния, социальное государство с высокой долей социальных вложений в человеческий капитал.     

     Другая  альтернатива борьбы с бедностью - введение пособий по нуждаемости для всех, не имеющих прожиточного минимума. Предлагаемый  комплекс мер, с одной стороны, предполагает дальнейшее проведение реформ, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста, с другой - нацелен на смещение приоритетов социальной политики в сторону тех, кто не способен самостоятельно обеспечить приемлемый уровень жизни. Центральным звеном приоритетов являются процессы на рынке труда: как в сфере занятости, так и оплаты труда. Расширение для трудоспособных бедных возможностей получения доходов - это ключевое звено. Отправной точкой в реализации данного приоритета является легализация неформальных моделей поведения как работников, так и работодателей. Позитивные перемены в сфере занятости в любом случае приведут к увеличению официального фонда оплаты труда. Это в свою очередь не только сократит потенциальную нагрузку на программы социальной поддержки уязвимых групп населения, но и увеличит социальные отчисления, что будет способствовать укреплению финансовой базы социальных трансфертов.

Информация о работе Бедность в России