Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа
Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый вывоз капитала из страны продолжается уже много лет. Сам факт значительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретных размеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономической теории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.
Введение
Глава 1. Природа вывоза капитала
1.1 Капитал - как определяющий фактор производства рыночной экономики
1.2 Причины и формы вывоза капитала в системе понятий мировой экономики
1.3 Особенности вывоза и факторы, обуславливающие экспорт капитала
Глава 2. Влияние вывоза капитала на экономику России
2.1 Основные факторы утечки капитала из России
2.2 Масштабы вывоза капитала из России
2.3 Основные последствия утечки капитала для российской экономики
2.4 Меры борьбы с вывозом капитала из России
Заключение
Список литературы
Из табл. 2 видно, что в течение всех шести лет (со времени отмены ограничений на международное движение капитала) сальдо было отрицательным, т.е. имела место чистая утечка капитала из страны. При этом в 2006, 2007 и 2008 гг. чистая утечка была даже больше, чем в 2011 году. Суммарная величина чистой утечки капитала за рассматриваемый период составила 577,4 млрд. долл. Это официальные данные.
А если принять во внимание не регистрируемый (не отражаемый в платежном балансе) вывоз капитала из страны, то цифры чистой утечки будут существенно больше. Мы применим тот же поправочный (повышающий) коэффициент 1,5 для оценки реальных масштабов вывоза капитала и получим цифру 1.628 млрд. долл. В расчете на год средняя величина вывоза капитала составила 271 млрд. долл. В этом случае чистая утечка капитала из страны за период 2006-2011 гг. составит 1.628 – 508 = 1.120 млрд. долл. Более триллиона долларов потерь – вот «чистая» цена полной либерализации международного движения капитала в России! В расчете на год в среднем получается примерно 187 млрд. долл.
Цифры утечки капитала, превышающие официальные данные, называют и профессионалы, которые занимаются отслеживанием нелегального вывоза капитала из страны. Так, генерал-майор полиции Д. Сугробов (начальник Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ) в интервью «Интерфаксу» 15.08.2011 отметил, что в течение 2010 года и первого квартала 2011 года из страны было выведено около 5 триллионов рублей, что по официальному курсу составило почти 340 млрд. долл. В расчете на год получается около 270 млрд. долл. Для сравнения: по данным Банка России вывоз капитала в 2010 году составил 115,6 млрд. долл. Как видим, повышающий коэффициент у главного профессионала в области борьбы с экономической преступностью даже выше, чем у меня: 270 : 115,6 = 2,35.
В 1994-2000 гг. среднегодовой общий вывоз капитала равнялся 33,7 млрд. долл., а среднегодовой чистый отток капитала – 21,9 млрд. долл. В 2006 – 2011 гг. соответствующие показатели составили 271 и 187 млрд. долл. Таким образом, среднегодовой вывоз капитала после валютной либерализации увеличился в 8 раз, а среднегодовой чистый отток капитала – в 8,5 раза.
Не следует считать, что до полной либерализации международного движения капитала, происшедшей в 2006 году, капитал не уходил из страны. В то время существовали хотя бы какие-то ограничения на вывоз капитала. Например, при покупке активов российскими компаниями наши экономические ведомства рассматривали заявку и в случае положительного заключения давали компании лицензию на вывоз капитала. Существовала процедура обязательной продажи валютной экспортной выручки центральному банку (на рубли). И т.д. Конечно, эти ограничения обходились экспортерами капитала, поэтому большая часть вывоза капитала осуществлялась в нелегальной форме.
Федеральный закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 №173-Ф3 в редакции от 26 июня 2004 года предполагает снятие к 2007 году практически всех ограничений на вывоз капиталов из России. В частности, это касается необходимости получения разрешения Центрального банка на вывоз капитала из России, а также обязательств по возврату валютной выручки экспортерами.
Логично предположить, что если Россия экспортирует капитала больше, чем импортирует, то она должна получать больше инвестиционных доходов
из-за границы, чем отдавать их за границу.
Обратимся вновь к официальной статистике
Банка России (табл. 3)
Как видим, в реальной жизни
все наоборот: доходы иностранных инвесторов
в России за период 2006-2011 гг. оказались
почти в два раза больше, чем доходы российских
инвесторов за рубежом. Сальдо доходов
от международной инвестиционной деятельности
для России было отрицательным и составило
206 млрд. долл.
Это говорит о том, что:
В последние годы инвестиционные доходы иностранцев в России стали превышать поступления новых инвестиций из-за границы. Так, в 2011 году иностранные инвестиции в российскую экономику составили 86,5 млрд. долл., а доходы иностранных инвесторов – 89,2 млрд. долл.
По оценкам бывшего директора НИИ статистики В. Симчеры, в «нулевые» годы на предприятия с участием иностранного капитала приходилось в среднем около 80% совокупной прибыли всех предприятии и организаций, действовавших на территории Российской Федерации. Т. е. иностранные инвестиции стали «насосом», который почти ничего не оставляет предприятиям с участием российского капитала. Не удивительно, что по данным того же В. Симчеры, фактически банкротами являются 40% российских компаний, что облегчает скупку их активов за копейки иностранными инвесторами.
При любой неблагоприятной ситуации приток иностранных инвестиций резко снижается, а вывод инвестиционных доходов из страны, наоборот, быстро нарастает. Так, в кризисном 2009 году в Россию пришло инвестиций всего 6,4 млрд. долл., а выведенные из страны доходы иностранных инвесторов составили 61,3 млрд. долл. Чистые потери составили 61,3 млрд. – 6,4 млрд. долл. = 54,9 млрд. долл.
Общие результаты международной инвестиционной деятельности для России как экспортера и импортера капитала складываются из двух основных составляющих:
а) сальдо трансграничного движения капитала (которое у России постоянно отрицательное и назы
б) сальдо инвестиционных доходов (иностранных инвесторов в России и российских инвесторов за рубежом).ПРИЛОЖЕНИЕ
табл. 4
Общие результаты имеют отрицательные значения, т.е. для России участие в международной инвест
В среднем за год получается величина потерь в размере около 130 млрд. долл. Они составляют в среднем около 10 процентов ВВП, рассчитанного по официальному валютному курсу рубля. В 2011 году потери страны составили по отношению к доходах федерально
2.3 Основные последствия утечки ка
Бегство капиталов за границу не относится к типично и только к российским явлениям. В той или иной мере оно известно практически каждому государству, особенно государству с нестабильной, ослабленной экономикой. Как справедливо отмечали члены экспертного совета Рабочего центра экономических реформ при Правительстве России, в этом смысле «Россия отличается от других только многообразием форм перемещения капитала за границу, его необратимостью да стойким недоверием инвесторов к рублю».
Однако если для экономически развитых государств отток капитала не страшен и проблемой не является, и, кроме того, часто уравновешивается притоком иностранного капитала, то для экономически слабых государств бегство национального капитала только усугубляет и без того непростую экономическую действительность. Он «ограничивает свободу действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования ... и подрывая фискальную дисциплину». В России «отлив капиталов затянул процесс финансовой стабилизации..., значительно отодвинул во времени перспективу возобновления экономического роста, усилил ее зависимость от иностранных займов и создал угрозу критического нарастания величины издержек по обслуживанию внешнего долга. Либерализация внешнеэкономической деятельности и связанная с ней возможность бесконтрольного вывоза капитала усиливала стимулы для правонарушений и преступлений на внутреннем рынке». По образному выражению экономиста В. Замараева, «российская экономика представляет собой дырявое решето: сколько ни черпай, столько же, а то и больше, опять утекает».
Можно согласиться с мнением А.Е. Лебедева, президента Национального инвестиционного совета, президента Национального резервного банка России, что ущерб от утечки капиталов за рубеж состоит, в основном, в следующем:
1. государство не может собирать
2. отечественные средства инвести
3. ухудшается инвестиционный климат, вследствие чего нет притока иностранных капиталовложений;
4. криминальный капитал
коррумпирует государственную
Подводя некоторые итоги, сформулируем основные проявления (свидетельства) опасности для национальной экономики России бегства капиталов за ее пределы.
1. Экономическая опасность, которая проявляется в совокупности характеристик (отсутствие возможного в гораздо больших размерах внутреннего инвестирования экономики, необходимость дополнительного зарубежного инвестирования национальной экономики, неполучение государством налогов от налогообложения бежавших капиталов, и др., приводящее в конечном итоге к дальнейшему ослаблению экономики);
2. Политическая опасность (она состоит в том, что растущий и высокий уровень бегства капиталов за границу свидетельствует не только об экономической слабости, но и о политической нестабильности российского государства. Недоверие российских капиталовладельцев к своему государству, к тому, что оно может реально гарантировать сохранность их капиталов, оборачивается снежным комом и влечет такое же недоверие к нему иностранных партнеров, и, как следствие, отказ от возможных инвестиций и т.д.);
3. Социальная опасность (ослабление и без того низких показателей экономического состояния России приводит к возрастанию социальной напряженности в обществе, к недовольству населением политикой государства, многократно усиливающемуся еще и тем фактом, что привлечение к любой ответственности - гражданской, уголовной, административной, налоговой и т.д. даже за криминальный вывоз капитала является единичным);
4. Опасность возрастания реального уровня экономической и коррупционной преступности (уход от ответственности является мощным криминогенным фактором; он делает привлекательным и безопасным бегство капиталов за границу, которое часто совершается или влечет за собой совершение целого спектра преступлений: налоговых, различных фальсификаций (подделок) документов, коррупционных, прежде всего, взяточничества и коммерческого подкупа, и т.д.).
Убежавшие капиталы представляют собой своего рода упущенную экономическую выгоду для народного хозяйства страны, поскольку вместо того, чтобы быть инвестированными, размещенными в легальной экономике России, они служат, в основном, зарубежному капиталу. Экономический вред, причиняемый государству бегством капиталов, выражается, таким образом, не в прямом ущербе (уменьшении государственного капитала), поскольку государству такой капитал не принадлежит, и его судьба определяется собственником, а в упущенной выгоде.
2.4 Меры борьбы с вывозом капитала из России
Проблема нехватки финансовых ресурсов и хронического бюджетного дефицита, а также слабого притока иностр
С начала 90-х гг. мероприятия, направленные на пресечение оттока капитала из России, включали ряд мер валютного контроля. В начале переходного периода существенные усилия прилагались к осуществлению контроля за внешней торговлей, хотя в 1993 году была отменена система множественных валютных курсов. В 1992-93 годах была создана и впоследствии ужесточена система лицензирования экспорта «стратегического» сырья. В 1993-94 годах в России было введено требование оформления «паспорта сделки» с подробным описанием экспортных операций, а позже появились и «экспортные сертификаты». В 1995 году произошла значительная либерализация торговли, особенно после отмены экспортных квот на большую часть товаров, в результате чего Россия в 1996 году приняла обязательства по статье VII Устава Международного валютного фонда (МВФ). В 1997 году меры по регулированию капитала были значительно ослаблены, и к середине 1998 года не резиденты смогли репатриировать доходы от инвестиций в российские ценные бумаги. Однако после августовского кризиса 1998 года меры регулирования капитала были восстановлены и ужесточены.
Одним из шагов в создании превентивной системы борьбы с нарушениями валютного законодательства явилось Указание ЦБ от 12 февраля 1999 г. №5 00-У «Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушение валютного законодательства». Согласно данному Указанию банка, через который клиенты проводят валютные операции, обязан получить у этого клиента документы, подтверждающие, что совершаемая операция не имеет целью вывоз капитала из страны. Следующим документом, направленным на усиление контроля за нелегальным вывозом капитала, явилось указание ЦБ РФ от 26.08.99 г. №634-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками- не резидентами, зарегистрированными в оффшорных зонах», позволившее отечественным банкам устанавливать без специальных разрешений ЦБ РФ корреспондентские отношения только с теми банками- не резидентами, которые входят в список мировых банков, имеющих максимальный международный рейтинг или обладающих собственными средствами и уставным капиталом в размере не менее 100 млн. евро.
Информация о работе Бегство капитала из России: причины и пути преодоления