Бегство капитала из России: причины и пути преодоления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 22:46, курсовая работа

Описание работы

Переход к рынку в России начался несколько лет назад, но массовый вывоз капитала из страны продолжается уже много лет. Сам факт значительного экспорта капитала из России, независимо от его конкретных размеров является парадоксальным явлением. Согласно основам экономической теории и здравому смыслу, капитал должен перемещаться из стран, обладающих его избытком, в страны с недостатком капитала.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Природа вывоза капитала
1.1 Капитал - как определяющий фактор производства рыночной экономики
1.2 Причины и формы вывоза капитала в системе понятий мировой экономики
1.3 Особенности вывоза и факторы, обуславливающие экспорт капитала
Глава 2. Влияние вывоза капитала на экономику России
2.1 Основные факторы утечки капитала из России
2.2 Масштабы вывоза капитала из России
2.3 Основные последствия утечки капитала для российской экономики
2.4 Меры борьбы с вывозом капитала из России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Минобрнауки России.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, по мнению некоторых исследователей, например Шепелева С.В., для разрешения проблемы сдерживания оттока капитала за рубеж назрело применение комплексного подхода. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле», вступивший в силу в 2004 году, по существу фиксирует постепенный отказ от валютных ограничений. Правительство в стремлении реализовать задачу ускорения процесса либерализации валютного законодательства интенсифицировало работу по подготовке и введению в действие соответствующих нормативных документов, снимающих в более ранние сроки существующие ограничения, в том числе и капитального характера. Многие отечественные экономисты считают, что в условиях, когда бегство капитала не снижается, а, наоборот, нарастает и достигает рекордной величины, либерализация вывоза капитала не остановит, а скорее подхлестнет данный процесс.

По мнению многих специалистов, в краткосрочной перспективе некоторые шаги могут помочь улучшить структуру мер валютного контроля и разрешить в ближайшее время отменить меры контроля, несовместимые со Статьей VIII МВФ, не создавая в то же время риска неожиданно резкого возрастания оттока капитала. Данные меры предполагают следующее:

  1. поскольку система валютного регулирования в России представляется чрезмерно сложной, следует рационализировать существующие правила, обеспечив их непротиворечивое и поддающееся контролю применение, не требующее также выдачи индивидуальных разрешений;
  2. так как в настоящее время слишком велико количество лицензированных банков, и многие из них, как представляется, участвуют в уклонении от валютных ограничений, более жесткие правила лицензирования банков помогли бы смягчить эти проблемы; так, например, можно было бы отозвать лицензии у тех банков, оказавшихся явно ненадежными при соблюдении правил валютного регулирования, а на использование счетов банков, штаб-квартиры которых находятся в оффшорных зонах, малодоступных для органов банковского надзора, может быть наложен запрет;
  3. Центральным банком России в настоящее время должна быть предварительно санкционирована предоплата импорта, и были случаи, когда такое разрешение не выдавалось; причем подобная система иногда ложится ненужным бременем на законопослушных импортеров. Целесообразно при этом упростить процедуру законного импорта, сохранив в то же время за ЦБ РФ право контролировать предоплату импорта.

Помимо валютного администрирования возможно еще одно направление мер по пресечению вывоза капитала из России- собственно экономическая политика, направленная на улучшение инвестиционного климата нашей страны и предполагающая решение следующих задач:

  1. проведение денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, направленной на устойчивое снижение инфляции и инфляционных ожиданий;
  2. совершенствование законодательной базы, направленное на создание стандартных международных условий для деятельности инвесторов, поскольку инвестиционная привлекательность России существенно снижается в результате отсутствия режима наибольшего благоприятствования по отношению к иностранным инвестициям, который имеет место в других странах с переходной экономикой;
  3. ускорение перевода бухгалтерского учета и отчетности предприятий и кредитных организаций на международные стандарты, что позволит сделать российские предприятия более «прозрачными» для инвесторов;
  4. обеспечение прав собственности, поскольку стабильность законодательства, соблюдение правовых норм в отношении собственников- одна из важнейших характеристик для инвестора, необходима также организация системы гарантий и страхования инвестиций;
  5. совершенствование налоговой системы с учетом мировых стандартов, ведь важное место среди возможных фискальных стимулов в мировой практике инвестиционной и предпринимательской деятельности занимают льготы, связанные с преференциальным режимом поставок импортного оборудования, сырья и комплектующих, используемых на предприятиях с прямыми иностранными инвестициями;
  6. реструктуризация банковской системы и снижение процентных ставок по кредитам до доступного для предприятий уровня, поскольку слабость банковской системы- один из важнейших факторов инвестиционного риска;
  7. повышение рейтинга России как страны, принимающей инвестиции, а для создания привлекательного имиджа России в сфере иностранных инвестиций необходимо информировать потенциальных инвесторов об имеющихся в стране инвестиционных возможностях на основе проведения рекламно-информационных кампаний в средствах массовой информации, организации и участия в инвестиционных выставках и т. д.; необходимо также развернуть компанию в странах, где сосредоточены инвесторы, по адекватному и оперативному отражению событий в России;
  8. широкое распространение в мире получила практика создания специализированных государственных агентств, ответственных за взаимодействие с иностранными инвесторами; они выполняют три основные функции:
  • создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;
  • целевое привлечение инвестиций;
  • оказание инвесторам информационных и консультационных услуг, связанных с осуществлением инвестиций.

Важную роль при этом должно сыграть создаваемое Российское государственное агентство по страхованию и гарантированию кредитных и инвестиционных рисков.

В.П. Оболенский отмечает, что уменьшение чистого вывоза капитала станет возможным в случае снижения величины положительного сальдо счета текущих операций и дальнейшего наращивания валютных резервов. А для этого как раз и необходимо увеличение потребительского и инвестиционного спроса, что при прочих равных условиях приведет в росту импорта. Этот факт позволяет нам сделать вывод о том, что не сокращение вывоза капитала является одним из необходимых условий роста отечественных инвестиций в основные фонды, как многие думают, а скорее наоборот- рост инвестиций способствует уменьшению вывоза капитала. Если Россия будет производить больше, чем потреблять, то она будет оставаться нетто-экспортером капитала. Однако растущие в 2000-2009 гг. масштабы нелегального вывоза капитала заставляют нас немного сомневаться в том, что улучшение инвестиционного климата в России прекратит этот процесс, поскольку этот климат в последнее время явно улучшается, хотя и медленно, однако нелегальный вывоз капитала продолжается в больших масштабах. В долгосрочной перспективе улучшение инвестиционного климата действительно может помочь, но в среднесрочной перспективе мы наблюдаем противоположное. Возможно, инвестиционный климат в нашей стране пока еще улучшился не настолько, чтобы преодолеть бегство капитала.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Существует множество причин вывоза капитала из России, но основными причинами следует назвать: недостаточно благоприятный инвестиционный климат, узость внутреннего рынка и недостаточность спроса на нем, чрезмерный объем сбережений по сравнению с возможностями инвестирования внутри страны, недоверие к банковской системе, слабость институциональных механизмов защиты прав собственности и широко распространившаяся коррупция и другие.

Основная роль в вывозе отечественного капитала за рубеж принадлежит в настоящее время частному сектору. При этом к легальному вывозу частного капитала целесообразно добавить нелегальный вывоз, поскольку именно через частный сектор происходит главным образом утечка капитала за рубеж. Можно также сделать неутешительный вывод, что достигнутая в стране макроэкономическая стабильность по большому счету не была адекватно воспринята частным бизнесом российской экономики. Несмотря на предпринимаемые правительством реформаторские действия, условия ведения бизнеса по-прежнему оставляют желать лучшего.

В настоящее время наблюдается  тенденция снижения чистого вывоза капитала, которая, по мнению экономистов, обусловлена отнюдь не сокращением  вывоза частного капитала из страны, а  скорее ростом масштабов привлекаемого  иностранного частного капитала в российские активы. Несмотря на то, что в первом квартале текущего года наблюдается отток капитала, сейчас приток средств в страну возобновляется.

Недостаток капитала не позволяет России сегодня решать многие жизненно важные проблемы. Мы стремимся получить кредиты для решения неотложных задач, в то время как колоссальные суммы уходят из страны. В этой связи вывоз капитала для России сегодня действительно острая и негативно окрашенная проблема, поэтому ее нужно решать. В основном имеются два направления по пресечению вывоза капитала из России- валютное администрирование и собственно экономическая политика. К сожалению, решить ее административными методами-всякого рода запретами- невозможно, не поставив себя в изоляцию от других стран. Поэтому, только создав благоприятные условия для развития отечественной экономики, прежде всего, ее реального сектора, можно рассчитывать на то, что отток капитала не только прекратится, но и сменится его притоком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. «Капитал», Карл Маркс, 1867, т. 1, гл. 4
  2. Ивашковский С.Н. Экономика: микро- и макроанализ. Учебно- практическое пособие. - М.: Дело, 1999.
  3. Козырев В.М. Основы современной экономики.Учебник - 3-е изд.перераб.и доп.-М. Финансы и статистика, 2005 - 526с. :ил.
  4. Курс экономической теории. Под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А. - К.: Изд-во "АСА", 1994 - 624с.
  5. Емцов Р.Г., Лукин М.Ю. Микроэкономика: Учебник. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова. Изд-во "Дело и Сервис", 1999.
  6. Экономика: Учебник, 3-е изд.перераб.и доп./ Под ред.д-ра Экон.Наук поф.А.С.Булатова-М.:Экономистъ, 2005 - 896с.
  7. Международные экономические отношения: Учеб. для экон. спец. вузов/ Е.Ф.Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под. ред Е.Ф.Жукова. -М.: ЮНИТИ, 1999.-485.: ил.
  8. Райзберг Б.А. Основы экономики: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 408с. - (Серия «Высшее образование»)
  9. Балабанов И.Т., Баланов А.И. Внешние связи: Учеб. пособие для

экон. спец. вузов. -М.: Финансы и статистика, 2000-512с.

  1. Зубченко Л. Международное движение капитала в современных условиях // Экономист. - 2001. - №6.
  2. Н. Смородинская. Бегство капиталов как объект международных исследований. Вопросы экономики, 1997, №9.
  3. Л. И. Абалкин. Бегство капитала: природа, формы, методы борьбы. Вопросы экономики, 2002, №7.
  4. http://ru.wikipedia.org

 

приложение 1

Табл. 1

Трансграничное движение капитала РФ, 1994-2000 гг. (млрд. долл.)


1

Легальный вывоз капитала

81

2

Нелегальный вывоз капитала*

155

3

Вывоз капитала, всего

236

4

Ввоз капитала

83

5

Чистый отток капитала

153


  • Методика расчета нелегального вывоза капитала изложена в книге: В.Ю. Катасонов. Бегство капитала из России. – М.: Анкил, 2002, с. 49-50.

Табл. 2

Расчет сальдо международного движения капитала РФ, 2006-2011 гг. (млрд. долл.)

 

Ввоз капитала

Вывоз капитала

Сальдо

2006

62,8

-163,5

-100,7

2007

207,9

-375,4

-167,5

2008

100,2

-204,2

-104,0

2009

6,4

-43,1

-36,7

2010

44,4

-115,6

-71,2

2011

86,5

-183,8

-97,3

Всего за 2006-2011 гг.

508,2

- 1.085,6

-577,4


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Табл. 3

Доходы, получаемые иностранными инвесторами в России и российскими инвесторами за рубежом (млрд. долл.)

 

Доходы иностранных инвесторов в России

Доходы российских инвесторов за рубежом

Сальдо инвестиционных доходов

2006

- 53,1

27,9

- 25,2

2007

- 68,2

44,8

- 23.4

2008

- 88,7

53,6

- 35,1

2009

- 61,3

29,9

- 31,4

2010

- 73,8

33,7

- 40,1

2011

- 89,2

38,4

- 50,8

Итого за 2006-2011 гг.

- 434,3

228,3

- 206,0

Информация о работе Бегство капитала из России: причины и пути преодоления