Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.

Содержание работы

1. Понятие экономической безопасности

2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере

3. Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

4. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

Файлы: 1 файл

Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере.docx

— 36.73 Кб (Скачать файл)

 

Для облегчения проблемы задолженности  нужно предпринять шаги, которые  позволили бы не только уменьшить  сумму самой задолженности, но также  реально ограничить получение новых  займов и кредитов. На получение  новых кредитов и займов можно  идти только для финансирования тех  производственных проектов, которые  гарантировали бы оплату кредитов в  валюте в обусловленные сроки  путем расширения экспорта продукции  создаваемых объектов. Привлечение  же внешних займов для покрытия государственных  расходов, в частности дефицита госбюджета, представляется совершенно нерациональным.

 

Для защиты коренных интересов  республики должен быть предусмотрен широкий спектр экономических, политико-дипломатических, информационных средств воздействия  на наиболее опасные источники реальных и потенциальных угроз.

 

Таким образом, структура  национальных внешнеэкономических  интересов и угроз представляет многомерное поле, в котором взаимодействуют  все отечественные субъекты внешнеэкономических  связей с их зарубежными партнерами. Поэтому наиболее актуальной задачей  обеспечения внешнеэкономической  безопасности Беларуси является поиск  оптимального соотношения между открытостью экономики и защитой национальных интересов. Данная проблема должна решаться в плоскости практических действий по определению степени открытости, разумных способов адаптации национальной экономики к жестким конкурентным условиям, нормам и требованиям мирового рынка, участию государственных структур в регулировании уровня внешнеэкономических барьеров и страховании отечественных производителей от значительных рисков интеграции в систему международного разделения труда.

 

Если в сфере внешнеэкономической  безопасности преобладающее значение имеют внешние факторы и угрозы, то для финансовой безопасности республики главными являются внутренние угрозы.

 

Финансовая безопасность является важнейшей составной частью экономической безопасности.

 

Сущностное содержание понятия "финансовая безопасность" достаточно многогранно: оно затрагивает практически  все аспекты функционирования экономики  страны как на макро-, так и на микро - уровне, так как связана  с обеспечением стабильного функционирования системы экономических отношений.

 

Под финансовой безопасностью  в масштабах государства следует  понимать такое состояние финансовой системы, при котором обеспечивается стабильное функционирование системы  связей и отношений как между  национальными субъектами хозяйствования, так и с мировым рынком.

 

Обеспечение финансовой безопасности в государствах с рыночной организацией хозяйства осуществляется через  реализацию бюджетно-налоговой и  денежно-кредитной политики, а также  через политику в области валютного  регулирования, которые в совокупности определяют состояние в финансовой сфере и условия функционирования реального сектора экономики.

 

Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной  деятельности, контроля со стороны  государственных, в том числе  и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость  четкого определения функций  и компетенции каждого из субъектов  обеспечения финансовой безопасности.

 

безопасность беларусь экономическая  сфера

 

Важнейшей составляющей экономической  безопасности является социальная безопасность. Хотя ряд авторов относят ее к  гуманитарной сфере, она оказывает  непосредственное влияние на "главную  производительную силу" общества, каковой  является человек.

 

Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких  угроз зависит от проводимой в  государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности.

 

Социальная сфера является одним из ключевых элементов не только экономической безопасности, но и  всей системы национальной безопасности. В ней реализуются интересы личности, общества, семьи, а также классов, социальных групп, государства. Именно здесь проверяется прочность  и гармоничность всего многообразия социальных отношений, а также конфликтность  и бесконфликтность отношений между  личностью и государством, личностью  и предприятием.

 

В силу этого под социальной безопасностью следует понимать оптимальное соотношение интересов  личности, социальных групп и всего  общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей.

 

Социальная безопасность реализует необходимые гарантии реального права человека на жизнь. В более конкретном виде социальная безопасность означает выполнение социальными  институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, а не какого-либо одного слоя за счет ресурсов другого и выражается в  ряде конкретных показателей.

 

Инфраструктурная безопасность - это состояние бесперебойного функционирования инфраструктуры национальной экономики, при которых ею обеспечивается устойчивая и эффективная реализация общественного  воспроизводственного процесса. Цель обеспечения инфраструктурной безопасности - создание гарантий предоставления потребителям инфраструктурных услуг и сохранности  передаваемой продукции, а также  обеспечение необходимых инфраструктурных предпосылок для устойчивого  функционирования экономической системы  страны в условиях действия внутренних и внешних угроз жизненно важным экономическим интересам.

 

Различают производственную, социальную, инженерно-техническую, транспортную, рыночную и т.д. виды инфраструктуры. Учитывая их тесную взаимосвязь и  взаимопроникновение, весьма затруднительно предложить четкую классификацию отраслей инфраструктуры и однозначно определить их функции.

 

В мировой практике понятие "инфраструктура" обычно заключает  в себе следующий отраслевой срез: электро-, газо- и водоснабжение; транспорт; связь; торговлю; финансы (в части  инфраструктуры); страхование; операции с недвижимостью.

 

 

2. Жизненно важные интересы  Республики Беларусь в экономической  сфере

 

 

Жизненно важными интересами в производственной сфере являются, прежде всего:

 

высокая конкурентоспособность  производимой продукции на внутреннем и внешнем рынках;

 

рост объемов выпуска  продукции и ритмичность производства;

 

высокий уровень технологии и качества продукции, рентабельность производства;

 

обеспеченность производства ресурсами;

 

перераспределение ресурсов от малоэффективных и неэффективных  производств к производствам, где  эти ресурсы используются с большей  эффективностью;

 

соответствие структуры  выпускаемой продукции спросу.

 

Вопросы развития сельского  хозяйства и продовольственного обеспечения являются приоритетными  не только для республики, но и для  международного сообщества. Реализации основных жизненно важных интересов  в сфере обеспечения продовольственной  безопасности Республики Беларусь придается  в современных условиях особое значение. Такими интересами являются:

 

максимальное обеспечение  собственными продовольственными товарами населения республики;

 

определение и достижение оптимальных квот производства сельхозпродукции с другими государствами.

 

эквивалентность обмена с  другими отраслями народного  хозяйства республики,

 

снижение энерго- и материалоемкости сельскохозяйственного производства;

 

повышение технологического уровня производства продовольственных  товаров;

 

преобразование земельных  отношений на принципах развития разнообразных форм собственности;

 

развитие современной  рыночной инфраструктуры агропромышленного  комплекса;

 

структурная перестройка  АПК с целью повышения его  эффективности и производства высококачественной и конкурентоспособной продукции;

 

сохранение существующих и восстановление утраченных сельскохозяйственных земель;

 

значительный рост государственных  и частных инвестиций в АПК  для перехода к цивилизованным рыночным отношениям.

 

Жизненно важные финансовые интересы Республики Беларусь на макроуровне  подразделяются на две крупные взаимосвязанные  между собой группы: внутригосударственные  и внешние интересы.

 

Внутригосударственные интересы включают:

 

умеренные и стабильные темпы  инфляции;

 

стабильность денежно-кредитной  системы;

 

стабильность бюджетно-налоговой  системы;

 

стабильность обменного  курса национальной денежной единицы  по отношению к конвертируемым валютам;

 

ориентацию финансовой инфраструктуры на обслуживание производственного  сектора.

 

Внешние интересы в области  финансовой деятельности государства  обусловлены высокой степенью открытости экономики республики (размеры внешнеторгового  оборота сопоставимы с объемом  ВВП) и заключаются в необходимости  обеспечения эффективного участия  в международном разделении труда. К ним относятся:

 

сокращение внешней задолженности  страны;

 

достижение конвертируемости белорусского рубля на мировом финансовом рынке;

 

повышение доверия международных  финансовых организаций к экономике  республики в части инвестиционных и финансовых рисков, обеспечивающего  отсутствие дискриминации и равнодоступность к международным кредитным ресурсам;

 

поддержание эффективного уровня обменного курса белорусского рубля, стимулирующего отечественных производителей-экспортеров;

 

рост валютных активов  банковской системы.

 

Государственная социальная политика направлена на реализацию следующих  интересов населения страны:

 

поддержание рациональной занятости  населения при среднем уровне безработицы, не превышающем 5-6%;

 

предоставление возможности  всем трудоспособным зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; стр. 197-198

 

четкое определение круга  лиц, нуждающихся в государственных  социальных гарантиях, и разграничение  в связи с этим социального  страхования и социальной помощи, что будет способствовать уменьшению иждивенческих настроений в обществе;

 

разработка и осуществление  социальных программ, охватывающих определенные категории населения;

 

введение нового механизма  финансирования социальной сферы.

 

Жизненно важные интересы Республики Беларусь в инфраструктурной сфере включают:

 

повышение технологического уровня инфраструктурного комплекса;

 

опережающее развитие инфраструктуры по сравнению с обслуживаемыми ею сферами и отраслями экономической  системы республики;

 

значительное снижение материалоемкости функционирования инфраструктуры;

 

совершенствование структуры  инфраструктурного комплекса - опережающее  развитие рыночной инфраструктуры, а  также транспорта и связи, учитывая открытый характер экономики и географическое положение Беларуси;

 

создание дополнительных резервов мощностей инфраструктурного  комплекса.

 

В целом жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической  сфере согласно Концепции национальной безопасности включают:

 

Осуществление преобразований в экономике, ориентированных на повышение ее эффективности, достижение требуемой динамики роста объемов  производства, уровня и качества жизни  населения.

 

Многоукладность национальной экономики и эволюционное развитие отношений собственности.

 

Поддержание устойчивого  баланса между государственным  регулированием и свободой экономических  отношений. Расширение свобод для субъектов  экономических отношений всех форм собственности, развитие конкуренции  на внутреннем рынке. Стимулирование отечественных  товаропроизводителей.

 

Сохранение и развитие национального интеллектуального  потенциала и системы собственного научно-технического обеспечения выпуска  конкурентоспособной продукции.

 

Повышение инвестиционной и  инновационной активности, привлечение  иностранных партнеров на основе выгодных для них и государства  механизмов ввоза и вывоза продукции, имущества и финансовых средств.

 

Обеспечение положительной  динамики чистого экспорта и оптимальных  размеров внешнего и внутреннего  долга. Доступ к источникам сырья  и товарам, производство которых  невозможно или неэффективно в республике.

 

Защита внутреннего рынка  и отечественного производства от недобросовестной конкуренции.

 

Стабилизация финансово-кредитной  системы. Снижение бюджетного дефицита до оптимального уровня.

 

Устойчивое функционирование банковской системы, повышение регулирующей роли банков в экономическом развитии.

 

Совершенствование товарных рынков на основе новых информационных технологий, способствующих предупреждению циклических кризисов.

 

Обеспечение оптимального сочетания  государственной поддержки и  экономической самостоятельности  в развитии сельскохозяйственного  производства, создание эффективной  системы землепользования.

 

Гармоничное развитие взаимовыгодных отношений с иностранными государствами, направленное на совершенствование  рыночных механизмов, обмен информацией  и технологиями, способствующий экономическому развитию.

 

Формирование единого  экономического пространства с Российской Федерацией в соответствии с Договором  о создании Союзного государства  на принципе баланса интересов.

Информация о работе Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере