Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа

Описание работы

Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.

Содержание работы

1. Понятие экономической безопасности

2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере

3. Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

4. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере

Файлы: 1 файл

Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере.docx

— 36.73 Кб (Скачать файл)

 

Совершенствование экономических  и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.

 

 

3. Реальные и потенциальные  угрозы безопасности Республики  Беларусь в экономической сфере

 

 

Угрозы экономической  безопасности Республики Беларусь - реальные и потенциальные негативные воздействия, порождаемые определенными действиями, явлениями или процессами (условиями  и факторами), либо их совокупностью, препятствующие реализации экономических  интересов Республики Беларусь.

 

Внутренними угрозами экономической  безопасности могут быть как объективные  процессы в сфере экономики, так  и целенаправленная деятельность разнообразных  социальных субъектов (международных  политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных  граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так  и политические (получение власти).

 

Внутренними угрозами, применительно  к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и  деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности  реализации экономических интересов  могут оказывать негативное влияние:

 

отсутствие механизма  совершенствования отраслевой структуры  в направлении роста эффективности  и конкурентоспособности производства;

 

отсталость технологической  базы большинства отраслей, высокая  энергоемкость и материалоемкость, низкое качество продукции и высокие  издержки производства;

 

высокий уровень монополизации  экономики, выражающийся в росте  цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных  мотивов для совершенствования  производства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;

 

достаточно высокий уровень  инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;

 

низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов  в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;

 

изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;

 

недостаточная развитость и  устойчивость объектов инфраструктуры;

 

низкий уровень природоохранной  деятельности и экологической безопасности;

 

отставание прироста разведанных  запасов полезных ископаемых от масштабов  их извлечения из недр;

 

ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных  направлениях научно-технического развития, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

 

усиление имущественного расслоения населения с одновременным  увеличением численности населения  с доходами ниже прожиточного минимума и безработных, деградация учреждений социальной сферы, ограничение доступа  многих малообеспеченных людей к  системе охраны здоровья, образованию  и культуре и ухудшение на этой основе физического и духовного  здоровья населения;

 

криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в  экономическую сферу;

 

неэффективность экономических  институтов регулирования отношений, приводящая вместе с несовершенством  законодательной базы к низкой правовой, финансовой, договорной дисциплине, массовому  сокрытию доходов и уклонению  от уплаты налогов, криминализации экономики  и коррупции в области управления экономикой;

 

отсутствие адекватного  целям экономических преобразований законодательства и судебной системы, задержка и отставание в создании важнейших институтов рыночной экономики;

 

неадекватность механизмов формирования экономической политики целям и интересам (несогласованность  действий экономических ведомств), которое может приводить к  нарушению финансовой сбалансированности, порождать угрозу социальных конфликтов, искусственно ослаблять конкурентоспособность  отечественных производителей;

 

несовершенство системы  управления.

 

Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз  экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным  процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы  управления экономикой, при которой  процесс принятия решений чрезвычайно  длительный и требует большого времени  для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных  аппаратах управления Рынок нуждается  в быстрых решениях, смелости и  мгновенной адаптации к часто  меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Большие лаги движения информации, необходимой для  принятия оперативных управленческих решений, могут затрагивать все  основные жизненные интересы государства  в экономической сфере, так как  принятие оптимального решения с  запаздыванием во времени может  в будущем привести к противоположному результату

 

Для устранения такой угрозы необходимо создать автоматизированную систему государственного оперативного управления экономической безопасностью  на основе модели устойчивого социально-экономического развития Беларуси, как основной части  системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь. Такая  автоматизированная система создаст  единую информационную сеть для Президента Республики Беларусь и основных государственных  органов управления: Администрации  Президента, Правительства - Совета Министров, Совета Безопасности, министерств, государственных  комитетов, подчиненных СМ Республики Беларусь с циркулированием минимального объема информации, необходимого для  принятия оперативных управленческих решений государственными органами, во много раз меньшего, чем собирается Минстатом для оптимального планирования и управления на год, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

 

Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в  производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как  внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:

 

процесс снижения технологического уровня производственной сферы;

 

сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго - и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов (и  в частности, из одного источника - России);

 

постоянное снижение конкурентоспособности  отечественной продукции, даже на внутренних рынках;

 

старение основных производственных фондов, которые в настоящее время  находятся на грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;

 

высокий уровень бартерных  сделок, который вызван кризисом неплатежей и хроническим дефицитом оборотных  средств производственных предприятий;

 

высокий уровень монополизации  в производственной сфере, отсутствие сбалансированного механизма регулирования  государством деятельности производственных монополий, что провоцирует их на увеличение издержек, снижение качества и объемов производимой продукции, а также рост цен на нее;

 

нарастание разрушительных тенденций в сложившейся производственной структуре экономической системы  при медленном формировании рыночной структуры, в результате чего утрачивается часть национального богатства  страны;

 

потеря значительной части  традиционных рынков сбыта машиностроительной и других видов продукции производственного  сектора экономики республики;

 

вытеснение продукции  отечественных производителей с  внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническими структурами;

 

дискриминационные меры со стороны  зарубежных стран и их сообществ  на мировых рынках промышленного  экспорта;

 

снижение инвестиционной активности и отток капиталов  и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в  финансовую сферу и на посредническую деятельность

 

Кроме вышеназванных основных угроз экономической безопасности в производственной сфере, которые  непосредственно влияют на ее уровень, существуют угрозы, которые не несут  в себе собственно производственной составляющей, но также оказывают  значительное (а иногда и определяющее) влияние на безопасное функционирование производственного потенциала Беларуси и могут нанести ему ощутимый экономический ущерб. К ним относятся  негативные процессы и действия в  топливно-энергетической, политической, социальной, правовой, информационной сферах, недостатки в организационной  и информационной деятельности государства, криминализация экономики и др.

 

Указанные угрозы в равной степени могут оказывать значительное влияние не только на производственную, но и на все остальные сферы  реализации экономической безопасности. Особенностью современного этапа реализации жизненно важных интересов республики в сфере продовольственной безопасности является то, что непосредственную опасность представляют, прежде всего, внутренние угрозы и экономические  факторы. Наиболее серьезными из них  являются:

 

технологическая отсталость сельскохозяйственного производства;

 

высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;

 

несовершенство земельных  отношений и искусственное торможение земельной реформы;

 

устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофически растут потери и  снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;

 

значительная зависимость  республики от импорта агропромышленных технологий;

 

резкое увеличение предложения  на внутреннем рынке импортных продуктов  питания, которые зачастую попадают в республику полулегальным способом и их качество не всегда может быть проконтролировано соответствующими структурами;

 

устойчивая тенденция  сокращения площадей сельскохозяйственных земель, особенно сенокосов и пастбищ, в результате их отводов для строительства  промышленных и иных объектов, а  также резкого сокращения объемов  мелиоративных и культурно-технологических  работ, что в сочетании с увеличением  площадей, заросших кустарником, и заболоченных ранее используемых земель привело  к общему сокращению сельскохозяйственных угодий Долговременное отрицательное  влияние на баланс площадей сельскохозяйственных земель оказывают также последствия  катастрофы на Чернобыльской АЭС;

 

значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи.

 

Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасности республики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической  безопасности (производственной, финансовой, внешнеэкономической, социальной, топливно-энергетической и др.) Например, негативные тенденции  в финансовой сфере непосредственно  влияют на состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотных средств, неплатежах, невозможности  получать кредиты на требуемых условиях и т.д. Ежегодные "вливания" финансовых средств в сельскохозяйственное производство во время посевной и  уборочной страды в принципе не изменяет ситуации. То же можно сказать и  по другим составляющим экономической  безопасности

 

Современная политика в сфере  продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основных условий  ее обеспечения является создание предпосылок  для развития хозяйственных структур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательской  инициативы, не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранив объекты с промышленными  технологиями

 

Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают следующее

 

изношенность и технологическую  отсталость материально-технической  базы инфраструктурного комплекса;

 

запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;

 

структурная деформированность  инфраструктурной сферы, зачаточное состояние  рыночной инфраструктуры;

 

высокая материалоемкость инфраструктурного  комплекса;

 

вытеснение с внутреннего  рынка отечественных инфраструктурных образований нерезидентами.

 

Кроме того, важными составляющими  угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние  финансовой системы, и отсутствие рычагов  и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и  ряд других угроз.

 

В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными  факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической  сфере являются:

 

Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных  технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и  высокими издержками производства.

 

Несогласованность отношений  собственности и структуры производственных отношений, неравенство условий  для субъектов хозяйствования с  различными формами собственности.

 

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически  важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.

 

Снижение инвестиций в  реальный сектор экономики. Ограничение  прав товаропроизводителей.

 

Снижение качества товаров  и услуг отечественных производителей, низкая их конкурентоспособность на внутреннем рынке.

 

Снижение конкурентоспособности  белорусских товаров на внешних  рынках. Принятие зарубежными государствами  мер, ставящих в невыгодные условия  белорусских товаропроизводителей, установление жестких барьеров и  условий по осуществлению экспортно-импортных  операций.

Информация о работе Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере