Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 18:34, курсовая работа
Экономическая безопасность - это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально-направленное развитие страны в целом, достаточный экономический потенциал даже при наиболее неблагоприятных вариантах развития внутренних и внешних процессов, поддержание социально-политической стабильности общества.
1. Понятие экономической безопасности
2. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере
3. Реальные и потенциальные угрозы безопасности Республики Беларусь в экономической сфере
4. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере
Совершенствование экономических и правовых условий, препятствующих криминализации экономики.
3. Реальные и потенциальные
угрозы безопасности
Угрозы экономической
безопасности Республики Беларусь - реальные
и потенциальные негативные воздействия,
порождаемые определенными
Внутренними угрозами экономической безопасности могут быть как объективные процессы в сфере экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов (международных политических и экономических сообществ, организованных структур и отдельных граждан внутри страны), преследующих собственные интересы, как экономические (извлечение наибольшей прибыли), так и политические (получение власти).
Внутренними угрозами, применительно к Республике Беларусь, могут быть как процессы, состояния, так и деятельность субъектов хозяйствования. В частности, в той или иной степени на экономическую безопасность республики, на условия и возможности реализации экономических интересов могут оказывать негативное влияние:
отсутствие механизма
совершенствования отраслевой структуры
в направлении роста
отсталость технологической
базы большинства отраслей, высокая
энергоемкость и
высокий уровень монополизации экономики, выражающийся в росте цен, недобросовестности в выполнении договорных условий, отсутствии побудительных мотивов для совершенствования производства, совершенствования качества продукции и снижения издержек производства;
достаточно высокий уровень инфляции и на этой основе обострение социальных проблем;
низкая инвестиционная активность и преобладание вложения капиталов в посредническую и финансовую деятельность в ущерб производственной;
изношенность коммуникационных систем и аварийная опасность;
недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;
низкий уровень
отставание прироста разведанных запасов полезных ископаемых от масштабов их извлечения из недр;
ухудшение состояния научно-технического потенциала, потеря позиций на отдельных направлениях научно-технического развития, в том числе в результате "утечки мозгов" за рубеж и в другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;
усиление имущественного
расслоения населения с одновременным
увеличением численности
криминализация экономики, рост коррупции и организованной преступности, ее проникновение в экономическую сферу;
неэффективность экономических
институтов регулирования отношений,
приводящая вместе с несовершенством
законодательной базы к низкой правовой,
финансовой, договорной дисциплине, массовому
сокрытию доходов и уклонению
от уплаты налогов, криминализации экономики
и коррупции в области
отсутствие адекватного
целям экономических
неадекватность механизмов
формирования экономической политики
целям и интересам (несогласованность
действий экономических ведомств),
которое может приводить к
нарушению финансовой сбалансированности,
порождать угрозу социальных конфликтов,
искусственно ослаблять
несовершенство системы управления.
Как показывает мировая практика, одной из существенных общих угроз экономической безопасности в переходные периоды, аналогичных современным процессам в Республике Беларусь, является неэффективность системы управления экономикой, при которой процесс принятия решений чрезвычайно длительный и требует большого времени для сбора достоверной исходной информации и согласований в центральных аппаратах управления Рынок нуждается в быстрых решениях, смелости и мгновенной адаптации к часто меняющимся внешним и внутренним условиям и угрозам. Большие лаги движения информации, необходимой для принятия оперативных управленческих решений, могут затрагивать все основные жизненные интересы государства в экономической сфере, так как принятие оптимального решения с запаздыванием во времени может в будущем привести к противоположному результату
Для устранения такой угрозы
необходимо создать автоматизированную
систему государственного оперативного
управления экономической безопасностью
на основе модели устойчивого социально-
Реализации жизненно важных интересов Республики Беларусь в производственной сфере противодействует ряд угроз, обусловленных как внутренними, так и внешними факторами, к которым следует отнести:
процесс снижения технологического уровня производственной сферы;
сохраняющаяся и даже возрастающая высокая энерго - и материалоемкость производства и зависимость республики от внешних поставок топливно-энергетических и материально-сырьевых ресурсов (и в частности, из одного источника - России);
постоянное снижение конкурентоспособности отечественной продукции, даже на внутренних рынках;
старение основных производственных фондов, которые в настоящее время находятся на грани, за которой начинается физическое уничтожение производительных сил республики;
высокий уровень бартерных
сделок, который вызван кризисом неплатежей
и хроническим дефицитом
высокий уровень монополизации
в производственной сфере, отсутствие
сбалансированного механизма
нарастание разрушительных
тенденций в сложившейся
потеря значительной части
традиционных рынков сбыта машиностроительной
и других видов продукции
вытеснение продукции отечественных производителей с внутреннего рынка аналогичными товарами зарубежных производителей, осуществляемое собственными белорусскими посредническими структурами;
дискриминационные меры со стороны зарубежных стран и их сообществ на мировых рынках промышленного экспорта;
снижение инвестиционной активности и отток капиталов и других инвестиционных ресурсов из производственного сектора в финансовую сферу и на посредническую деятельность
Кроме вышеназванных основных
угроз экономической
Указанные угрозы в равной
степени могут оказывать
технологическая отсталость
сельскохозяйственного
высокая энерго- и материалоемкость отечественного агрокомплекса;
несовершенство земельных
отношений и искусственное
устаревшая и изношенная инфраструктура АПК, в результате чего катастрофически растут потери и снижается качество сельхозпродукции при ее производстве, транспортировке, хранении и реализации;
значительная зависимость республики от импорта агропромышленных технологий;
резкое увеличение предложения
на внутреннем рынке импортных продуктов
питания, которые зачастую попадают
в республику полулегальным способом
и их качество не всегда может быть
проконтролировано
устойчивая тенденция
сокращения площадей сельскохозяйственных
земель, особенно сенокосов и пастбищ,
в результате их отводов для строительства
промышленных и иных объектов, а
также резкого сокращения объемов
мелиоративных и культурно-
значительное старение трудовых ресурсов за счет оттока из села молодежи.
Важно подчеркнуть, что угрозы продовольственной безопасности республики тесно взаимосвязаны с угрозами по другим составляющим экономической безопасности (производственной, финансовой, внешнеэкономической, социальной, топливно-энергетической и др.) Например, негативные тенденции в финансовой сфере непосредственно влияют на состояние сельскохозяйственных предприятий, и выражаются в дефиците оборотных средств, неплатежах, невозможности получать кредиты на требуемых условиях и т.д. Ежегодные "вливания" финансовых средств в сельскохозяйственное производство во время посевной и уборочной страды в принципе не изменяет ситуации. То же можно сказать и по другим составляющим экономической безопасности
Современная политика в сфере продовольственной безопасности базируется на том, что одним из основных условий ее обеспечения является создание предпосылок для развития хозяйственных структур на основе всех форм собственности, полной добровольности их выбора и предпринимательской инициативы, не разрушая эффективно работающие колхозы, совхозы и объединения, сохранив объекты с промышленными технологиями
Угрозы инфраструктурной безопасности республики включают следующее
изношенность и
запаздывание в развитии инфраструктуры по сравнению с обслуживающими ею сферами и отраслями экономики;
структурная деформированность инфраструктурной сферы, зачаточное состояние рыночной инфраструктуры;
высокая материалоемкость инфраструктурного комплекса;
вытеснение с внутреннего
рынка отечественных
Кроме того, важными составляющими угроз инфраструктурной безопасности являются угрозы, которые воздействуют и на экономическую безопасность в целом. Это и тяжелое состояние финансовой системы, и отсутствие рычагов и стимулов ускоренного развития инфраструктурного комплекса, и ряд других угроз.
В соответствии с Концепцией национальной безопасности основными факторами, создающими угрозу безопасности Республики Беларусь в экономической сфере являются:
Рост изношенности производственных мощностей, использование несовершенных технологий, характеризующихся повышенной энергоемкостью и ресурсоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства.
Несогласованность отношений
собственности и структуры
Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития. Потеря требуемой динамики развития фундаментальной и прикладной экономической науки.
Снижение инвестиций в реальный сектор экономики. Ограничение прав товаропроизводителей.
Снижение качества товаров
и услуг отечественных
Снижение
Информация о работе Безопасность Республики Беларусь в экономической сфере